Вы здесьДойти до финишаЛюбой, кто уделял время чтению классических произведений ранней Церкви, или изучению истории Церкви, знает о множестве интересных различий между древним и современным взглядами на христианскую жизнь. Сегодня мы ориентированы на новое рождение, ранние христиане призывали оставаться верными до конца. Мы, современные люди, говорим о полноте и целеустремленной жизни сейчас, они же говорили о славе Царства Небесного. Это совсем не значит, что святые первых веков игнорировали первое обращение, как не значит это и того, что сегодня мы забыли о вечном Царстве Божьем. Однако наше внимание переключилось с завершения христианской жизни, на ее начало. Фрэнсис Иствуд в предисловии к своему классическому роману XIX века «Маркелла Римская» хорошо пишет об этом: «Как оправдание верой может считаться ключом, открывшим дверь Реформации для Средних веков, так и доктрина о бессмертии души, с ее богооткровением о блаженном Рае, ожидающем тех, кто верен до конца, была тем важным пунктом в христианстве, который больше всего взывал к чувствам язычника, и в наиболее полной мере удовлетворял жажду его проснувшегося духа». Приведем и наши примеры для подражания. Герои современной миссии, ныне живущие христиане, наши современники: известные авторы, проповедники, библеисты, рожденные от воды и Духа спортсмены или политики – те, кто в центре общественного внимания, с их волнующими свидетельствами об обращении. Но в ушедшие века, это были люди, сделавшие свое дело, те, о ком можно с уверенностью сказать, живы по сей день, те, кто вернулся в Небесный Дом, к Славе, те, кого почитают героями веры. Классический отрывок из Нового Завета, описывающий отношение ранней Церкви к ее героям, – Послание к Евреям 12:1-3. Пока будете читать, отметьте чувство присутствия и тех смертных, и их бессмертного Спасителя: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими». Отметьте также, в Послании к Евреям, 11 глава, никто из верующих современников не удостоился особой похвалы. Каждый в этом достойном собрании окончил свой земной путь в истинной святости, и был взят в Рай. Ранняя Церковь никогда не прославляла живущих людей в лике святых. Это не значит, что живые христиане не святые, Писание называет их таковыми. Но важно отметить, что ранние христиане прославляли праведников только из числа тех, кто достойно окончил свой земной путь. Недостаточно было лишь положить доброе начало с Богом. И здесь нам кое-что открывается, не так ли? Преданность Христу – необходимое условие истинной святости, она непреложна в Его глазах. Недостаточно пройти лишь эффектное обращение или иметь про запас захватывающую историю спасения. Нет такого понятия, как «преодолевший, отошедший от дел». Господь призывает нас стоять и сражаться даже при последнем ударе колокола. Разве не лучше нам будет последовать примеру, данному автором Послания к Евреям, чем сосредотачиваться на современных христианских деятелях и надеяться на лучшее в будущем? Разве не выиграем мы от того, что будем по достоинству высоко ценить святых и мучеников прошлых веков, читая об их вере и рассказывая их жития своим детям, понимая, что еще не все голоса отданы за тех из нас, кто продолжает свой земной путь в Небесный Иерусалим? Дойти до финиша В шестнадцать лет я усвоил урок, который, каким-то образом, помню по сей день. Я выступал за команду старшеклассников по кроссу[1] – виду спорта, который я до сегодняшнего дня считаю наихудшей возможностью достижения спортивных результатов. В первый день тренировок наш тренер привез нас на автобусе к дистанции, которая пролегала вверх и вниз по нескольким холмам, и имела протяженность более четырех миль[2]. Для тех из нас, кто не был в хорошей форме, или никогда не принимал участия в беге на дистанцию, перспективы того вечера были совершенно мрачными. До того, как выстрелить из стартового пистолета, тренер сказал нам кое-что, чего я никогда не забуду. «Сегодня я прошу вас добежать до финиша. Если вы не собираетесь финишировать, тогда я не хочу, чтобы вы стартовали. Просто оставайтесь на своих местах, когда пистолет выстрелит. Но если вы стартовали, тогда вы должны дойти до финиша». Он предупредил нас о вероятности того, что наши ноги заболят, и наши животы сведет спазмами. Нам можно было замедлиться, или даже ненадолго остановиться. Но нельзя было сойти с дистанции, раз уж мы начали. «Мы прождем здесь всю ночь, если потребуется», сказал он нам. «Если вы согласны стартовать, тогда я хочу, чтобы вы пересекли эту финишную черту, во что бы то ни стало». Первую милю я пробежал практически в эйфории. Прохладный, свежий осенний воздух был настоящим стимулом для моей непреклонной решимости хорошо пробежать дистанцию. Но после полутора миль, или около того, радость стала таять. К отметке в две мили все заключавшееся в этом наслаждение, каким бы оно ни было, совершенно пропало. С этого момента и до конца это была настоящая каторга. Некоторых моих товарищей по команде рвало в высокую траву и кусты по краям маршрута сэндвичами с яичным салатом, которые они съели на обед в школьной столовой. Они ненадолго останавливались, немного отдыхали, и затем возвращались в задыхающуюся процессию. Ноги стало сводить судорогой. Я не представлял, что бедренные мышцы могут настолько устать. Мне казалось, что я вот-вот задохнусь. Когда у отметки в две с половиной мили я приблизился к огромному, возвышающемуся холму, почти невыносимая боль сковала мне легкие и грудь. Одна единственная мысль позволила мне продолжать бег. Перед стартом я согласился пройти дистанцию до конца. Тело говорило мне «Остановись!». Ум безмолвно кричал «Безумие!». Но выбор был сделан там, далеко позади, когда выстрелил пистолет. И этот вопрос не обсуждался. Не было никаких вариантов, никаких обходных путей. В невыразимой агонии я продолжал бежать. Я с трудом помню, как пересек финишную черту. Говорят, я пришел пятым, или шестым. Но даже это не было самым важным. Каждая капля моей жизненной силы была просто потрачена на достижение цели. Я совершенно не мог поверить в то, что сделал это. Нам пришлось ждать еще минут двадцать-тридцать, пока остальные финишируют. К тому времени, как последний бегун пересек финишную черту, стало темно и ужасно холодно. Мы отдышались, немного пожаловались друг другу, и сели в автобус, чтобы ехать домой. Спустя годы я вспоминал об этом опыте как о невероятной картине того, чем представляется жизнь христианина. Действительно, в Писании многократно используется метафора, описывающая нашу жизнь с Христом, как состязание в беге. И запомните, это не спринт – это марафон! Любое состязание в беге состоит из трех важных частей: старта, прохождения самой дистанции, и финиша. И для того, чтобы победить, нужны все три. Можно иметь самый быстрый когда-либо известный сход со стартовых блоков, но если замедлить на повороте, или небрежно размяться, рекордного старта будет недостаточно для победы. Можно быть непобедимым в беге на длинные дистанции, но если не добежать пятидесяти ярдов[3] до цели, все остальные усилия будут бесполезными. В любом забеге побеждает тот, кто первым пересекает финиш. Будь это легкая атлетика, или путь христианской жизни, чтобы попасть в круг победителей, нужно дойти до финиша. Стартовые блоки Начало веры для христианина это второе рождение. Мы приходим к вере во Христа, и в Святом Крещении соединяемся с Ним. Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Необходимо помнить, что обретение веры это важнейшее начало нашей жизни во Христе, но мы не останавливаемся только на вере. Апостол Павел пишет: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1-2). Верой «получили мы доступ», мы познакомились с Христом через веру, но есть еще кое-что. Сегодня меня беспокоит чрезмерный акцент на том, чтобы однажды убедить людей принять Христа. Не поймите меня неправильно, ведь я призываю людей принимать Христа почти каждый раз, когда говорю. Но часто смысл в том, что лишь однажды сказанное «да» уже само по себе доведет вас до конца. Давайте разберемся в этом. Вы не можете даже участвовать в христианском забеге, если не были заново рождены. Но цели нельзя достигнуть, только познакомившись с Христом. Нет, чтобы дойти до финиша, потребуется упорство до последнего вдоха! «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14). Повторюсь: сегодня наибольший акцент делается на изначальном обращении к Христу. Сложно спорить с любой попыткой призыва людей поверить в Него. Но я совершенно уверен в том, что Бог сыт по горло проповедями, призывающими принять первое решение, но не гарантирующими, что эти люди продолжают жить с Богом в Его Церкви. Иисус велел нам обретать учеников, а не принимать решения. Если ученики это не наша цель, тогда мы только толпимся на беговой дорожке! Нет ничего прекраснее полугодовалого ребенка. В этом возрасте малыш учится уверенно держать зрительный контакт, лепетать, и обычно уже умеет спать на протяжении всей ночи. Но если к пятнадцати годам ребенок демонстрирует только упомянутые навыки, это престает быть умилительным. Это становится трагичным. Давайте возьмем всех возможных законнорожденных детей. Удостоверимся, что они вновь рождены в некой семье – Божьей Церкви, где происходит рост, и где верные призваны пройти дистанцию, открывающуюся перед ними. Чтобы заработать очко, хорошо иметь пять ранов в первом иннинге, возврат кик-оффа на 80 ярдов[4]. Сделайте это. Но давайте помнить об истинной, высшей цели – придем ли мы к победе в конце игры? Эффектный старт важен только при эффективном финише. Долгая разминка Мы соединились с Христом в Святом Крещении, как участники забега, для Бога мы отделены от мира. Дистанцию, лежащую перед нами, мы одолеваем только силой Святого Духа. И как важно для нас, пока мы бежим, сосредоточить взгляд на «цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Так мы противостоим искушению думать, что только благодаря хорошему старту победа у нас в кармане, и сойти с дистанции невозможно. Предупреждение, написанное апостолом Павлом для живших в I веке Галатов, ясно и четко звучит для нас: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (Гал. 5:7). В Первом Послании Коринфянам 9:24–27 апостол снова использует сравнение жизни христианина с забегом. Настолько сложную задачу он ставит перед Божьими детьми. Он пишет: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». В первую очередь отметьте, что все бегут ради победы. Не все могут прийти первыми, но все мы должны думать о победе, пока бежим. Очевидно, апостол Павел не говорит, что только один, пришедший первым, попадет в Рай. Но постоянная ошибка любого из нас в том, что мы оцениваем свои возможности, и затем рассчитываем прийти вторыми, третьими, или четвертыми. Не стоит успокаиваться, или оценивать себя: «Что ж, у меня немного талантов», или «Господь сделал меня в сто раз сильнее». Пусть Бог оценивает наши возможности, а не мы сами! Не надо сомневаться по поводу нашего духовного снаряжения, и бежать без особого старания. Наоборот, мы всегда бежим, чтобы прийти первыми. Хотя мы страстно желаем конечной и непреходящей награды, все же нашу долгую жизнь мы одолеваем шаг за шагом. Никто на длинной дистанции не думает только о финише. Впереди он ищет знакомый ориентир, дерево, вершину холма, мост, и решает добежать до этой отметки. Так и апостол Павел в своем Послании к Филлипийцам пишет: «Я не почитаю себя достигшим», – а только, – «стремлюсь к цели» (3:13, 14). Он не пытается сделать все сразу. Поэтому, будучи христианами, мы тоже живем «день ото дня». Зрелость описывается как время, когда человек начинает оглядываться назад, а не смотрит вперед. Будьте осторожны! Хотя есть память, жизнь, посвященная Богу, все время смотрит вперед: на испытания, с которыми придется столкнуться, на вопросы, которые потребуют решений, на вызовы, которые нужно будет принять, и на молитвы, которые нужно будет принести. Если еще немного подумать, всегда есть утренние и вечерние молитвы, Божественная Литургия в следующее воскресенье, грядущее празднование Рождества, Великого Поста, Пасхи или Троицы. Мы будем упорно исполнять ежедневные обязанности до тех пор, пока в нашем поле зрения определенный ориентир. Потом мы переведем взгляд на следующий. Библейская фраза «ходить в Духе» поможет нам в этом. Прямое значение – «идти в ногу» со Святым Духом, «попадать в такт». Так Святой Дух чеканит небесный ритм, взывая к Церкви: «Левой, правой, левой, правой, раз, два, раз, два». Родившиеся от Бога, и имеющие Святого Духа, имеют уши слышать Его призывы, и обновленные сердца, чтобы повиноваться им, и выполнять их. Но нам даны и глаза, которыми мы можем видеть, куда ушли наши предшественники. Истории их веры, рассказанные в Писании, были написаны для нашего научения. Как отделенные для Бога, мы идем в ногу не с миром, но со Святым Духом, который говорит Церкви. За такое неотступное послушание дается нетленный венец славы. Последнее наблюдение, связанное с проповедью апостола Павла коринфянам, связано с его беспокойством о себе самом. Для меня это один из самых отрезвляющих отрывков во всем Писании. Несмотря на твердое намерение достойно пройти длинную дистанцию его земного христианского пути, он не исключает возможность «проповедуя другим, самому <…> остаться недостойным» (1 Кор. 9:27) . Если тот, кто пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39), предупреждает нас о возможности дисквалификации, мы должны еще внимательнее прислушаться. Многие современные последователи евангелической церкви[5] обратили практически все внимание на места в Писании, говорящие о защите верующих, и они действительно есть. Но те же люди часто игнорируют отрывки, ясно указывающие на Божьи предупреждения об отступничестве. И они тоже на месте. Нам бы лучше прислушиваться и к тем и к другим – и к обещанию славы, и к предупреждению о суде. Дело в том, что если сойти с дистанции посреди жизненного пути, будешь дисквалифицирован. Нельзя обойти стороной эту истину в Писании. Мы, христиане, научены не сидеть и спорить обо всех оттенках значения слова «недостойный», а жить как святые, оставаясь на пути, и проходя дистанцию, лежащую перед нами, до конца. Если Павел не был пленен своим прошлым служением и доверием Богу, тогда и нам не стоит продолжать перечитывать наши вырезки из церковных газет. Пересекая финиш Если начальная точка принадлежности Богу – второе рождение, если пройти дистанцию, значит, ходить в Духе, тогда финишная черта это «венец жизни» (Иак. 1:12). Снова три этих абсолютно необходимых элемента: старт, дистанция, которую нужно хорошо пройти, и финиш. Как и наши предшественники во Христе – святые, мученики, исповедники – мы признаем все три. Выбор одного, или даже двух из этих элементов в качестве точки фокуса неизбежно откроет дверь недостойному поведению и неустойчивой вере. Это не условный, не ментальный, и не символический забег. Он реален, как сама жизнь! Вы и я – мы отделены от Бога для того, чтобы победоносно пройти дистанцию, и в конце пересечь финиш. Достижимо ли это? Конечно, достижимо. Не забывайте, что как крещеные христиане, вы верой вошли в живой союз с Тем, кто является Начальником и Совершителем (Исполнителем) забега. Господь наш Иисус Христос не только задумал и сотворил дистанцию, по которой мы стремимся в Его Церковь, в Своем человечестве Он Сам прошел ее, и дает нам Свою силу сделать то же самое. Мы участвуем в Его Миссии. Когда Он молился: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4), Он предстоял перед Своим Отцом как победитель в битве. Благодаря Его победе мы сами участвуем в соревновании. Тот, Кто является источником нашей жизни, уже в круге победителей! В последнем послании Нового Завета, написанном Павлом – Втором послании к Тимофею 4:7-8 – Апостол открывает Тимофею, что он прошел свою дистанцию: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». В эпоху, когда святость стала забытой темой, христианскую жизнь иногда считают «вечеринкой», «танцами», или нацеленной на процветание безоблачной «жизнью в изобилии». Но Павел, живший без Бога, знавший цену неистовой борьбе Царства с царством, назвал свой путь с Христом «подвигом добрым». Не объяснение ли это? Подвиг добрый благодаря Тому, Кто призвал нас к победе, подвиг, потому что мы постоянно сражаемся, бьемся с врагом. Павел не только участвовал в битве – бежал дистанцию, – он прошел ее. Тот, у кого был подобающий, естественный страх неудачи, сделал это! Спустя короткое время после написания его последнего письма возлюбленному ученику Тимофею, этот великий Апостол язычников принял мученическую кончину в Риме, и получил тот самый венец правды, о котором писал. Недостижимая цель Из всего, что я хочу испытать в Царстве Божьем, ничто не превосходит желания пересечь финиш, предстать перед престолом Божьим, лицом к Лицу с Пастырем моей души, нашим великим небесным Архиереем, и услышать, как Он говорит: «хорошо, добрый и верный раб». С другой стороны, нет большего провала, чем бежать дистанцию напрасно, и быть дисквалифицированным. Позвольте задать вопрос: посвятите ли вы себя безоговорочно прохождению дистанции до конца? Если вы христианин, уверен, вам не раз приходилось слышать разные призывы посвятить свою жизнь Христу. И, несомненно, пару раз вам предлагали продолжать ваш путь вместе с Ним. Но это совсем не то, что я предлагаю вам на этот раз. Я предлагаю вам, во что бы то ни стало, посвятить себя прохождению дистанции до конца. Не сойти с нее. Никогда. Поскольку Писание ясно говорит о целостном спасении, и включает в себя второе рождение, доброе исполнение и претерпевание до конца. Как святые Божии, мы призваны принять участие в каждом этапе. Когда я говорю о прохождении дистанции, я не имею ввиду решение сделать это своими силами, поскольку это было бы невыполнимо. Павел предостерегал тех, кто пытался так поступать, когда писал: «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:3). Напротив, я призываю вас посвятить себя окончанию того, к чему вы были призваны, сделать это с верой, опираясь на силу и крепость Бога. Поскольку даны нам эти сила и крепость, прежде всего для того, чтобы бежать и победить. Послушайте древнего пророка Исайю, глава 40, стихи 28-31: «Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся». Видите, кому дается сила и крепость для борьбы и победы? Тому, кто знает, что не может сделать этого самостоятельно! Бог обещает дать «утомленному силу». Поэтому Божьими людьми в истории названы те, кто не дорожил своей жизнью. Они настраивают свои умы и сердца на пересечение финиша, что бы ни случилось. Когда мы принимаем решение идти со Христом до конца, мы получаем от Него дополнительную силу, и апостол «уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). Перевод Ольги Вершковой [1] Бег по пересеченной местности, или кросс (сокращение от англ. cross country race) — одна из дисциплин легкой атлетики. [2] 1 миля = 1,609344 км. [3] 1 ярд = 0,9144 м. [4] Терминология игры в бейсбол. [5] Общее название ряда протестантских (главным образом лютеранских) церквей.
Опубликовано 2 сентября, 2013 - 14:06
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |