Вы здесьЕвангелие от ФомыЗаявления критиков. Некоторые радикальные критики Нового Завета утверждают, что гностическое «Евангелие от Фомы» по своим достоинствам сравнимо с Новым Заветом и даже превосходит его и что в нем не подтверждается воскресение Христа. Так называемый «Семинар Иисуса» поместил «Евангелие от Фомы» в свое сильно сокращенное издание Библии. В обоих этих случаях имеют место серьезные выступления против исторической христианской веры. «Евангелие от Фомы» было обнаружено в египетском Наг-Хаммади (близ Каира) в 1945 г. и переведено на английский язык в 1977 г. Хотя кое-кто пытается приписать отдельным его частям более раннюю дату создания, наиболее надежная датировка «Евангелия от Фомы» относит его к периоду не ранее 140 — 170 гг. по Р.Х. В нем содержится 114 потаенных высказываний Иисуса. В число защитников «Евангелия от Фомы» входят Вальтер Баур (Baur), Фредерик Виссе (Wisse), А. Пауэлл Дэйвис (Davies) и Элайн Пэйджелс (Pagels). Оценка достоверности «Евангелия от Фомы». Лучший способ оценить достоверность «Евангелия от Фомы» — сравнить его с новозаветными Евангелиями, относительно которых те же самые критики нередко высказывают серьезные сомнения. Это сравнение показывает, что «Евангелие от Фомы» проигрывает по ряду показателей. Канонические Евангелия созданы намного раньше. По сравнению с широко распространенной датировкой синоптических Евангелий (ок. 40 — 60 по Р.Х.) «Евангелие от Фомы» запаздывает почти на целое столетие. В самом деле, имеются свидетельства о даже более ранних датах создания некоторых Евангелий, что вынужден признать и ряд либеральных критиков (см. Robinson). О. Ч. Эдвардс утверждает относительно «Евангелия от Фомы» и канонических Евангелий, что «в качестве исторических реконструкций их никоим образом нельзя даже сравнивать по их достоверности» (Edwards, 27). А Джозеф Фитцмайер добавляет: «Снова и снова она остается слепа к тому факту, что она игнорирует целое столетие христианского существования, во время которого этих “гностических христиан” просто не было» (Fitzmyer, 123). «Евангелие от Фомы» опирается на канонические Евангелия. Даже если удастся показать, что в «Евангелии от Фомы» содержатся некоторые подлинные высказывания Иисуса, «не удастся привести убедительных доводов о том, что любое данное высказывание Иисуса в Евангелиях восходит к какому-либо высказыванию из “Евангелия от Фомы”» (Boyd, 118). Верно как раз обратное, так как «Евангелие от Фомы» предполагает знание истин, встречающихся ранее в канонических Евангелиях. «Евангелие от Фомы» отражает гностицизм второго столетия. На «Евангелие от Фомы» оказал влияние тот тип гностицизма, который превалировал во втором столетии. Например, в уста Иисуса вкладывается такая неправдоподобная и унижающая женщину сентенция: «Каждая женщина, которая сделает себя мужчиной, войдет в Царствие Небесное» (цитируется в Boyd, 118). Скудость повествовательных материалов в «Евангелии от Фомы» не доказывает, что Иисус не совершал чудес. Тот факт, что автор (авторы) «Евангелия от Фомы» не приводит повествований о Иисусе, не означает, что он не верил в чудеса Иисуса. Эта книга, по-видимому, задумана как сборник изречений Иисуса, а не рассказов о Его делах. Канонические Евангелия более достоверны в историческом отношении. Есть множество причин, в силу которых новозаветные Евангелия вызывают больше доверия, нежели гностическое «Евангелие от Фомы». Прежде всего, первые христиане старались с чрезвычайной тщательностью запечатлеть все слова и дела Иисуса. А во-вторых, евангелисты были ближе к очевидцам событий и стремились выявить факты (Лк. 1:1-4). В-третьих, имеются весомые свидетельства того, что евангельские священнописатели добросовестно описывали известные им события. В-четвертых, образ Иисуса в разных Евангелиях в целом остается тем же самым. Основа новозаветного канона сформировалась в первом столетии. Вопреки заявлениям критиков, основа новозаветного канона сформировалась в первом столетии. Немногие спорные книги не имеют серьезного значения для апологетической аргументации о достоверности исторических материалов, указывающих на божественность Христа. В самом тексте Нового Завета отмечено, что собрание его книг существовало уже в первом столетии. Петр упоминает известные ему послания Павла (2 Пет. 3:15-16). Он фактически ценит их наравне с ветхозаветными «писаниями». Павел был знаком с Евангелием от Луки и цитирует его в Тим. 5:18. Павел наставляет церкви пересылать друг другу его послания (Кол. 4:16). Помимо Нового Завета, имеются внебиблейские перечни канонических книг, подтверждающие существование новозаветного канона (см. Geisler and Nix, 294). Действительно, в этих перечнях присутствуют все Евангелия и основные послания Павла. Даже в еретический канон гностика Маркиона (ок. 140 г. по P. X.) включены Евангелие от Луки и десять посланий Павла, в том числе 1 Коринфянам. Отцы церкви во втором столетии подтвердили каноничность Евангелий. Отцы церкви во втором столетии цитировали общеупотребительный набор библейских книг. В него входили все критически важные книги, подтверждающие историческую достоверность пришествия Христа и Его воскресения, а именно, Евангелия, Книга Деяний и 1 Коринфянам. Климент Римский (95 по P. X.) цитировал Евангелия (Corinthians, 13, 42, 46). Игнатий (ок. 110 — 115 по P. X.) процитировал стих Лк. 24:39 (Smyrnaeans 3). Поликарп (ок. 115 по Р.Х.) цитировал все синоптические Евангелия (Philippians 2, 7). В «Дидахе» часто цитируются синоптические Евангелия (Didac- he, 1, 3, 8, 9, 15-16). В Послании Варнавы (ок. 135 г. по Р.Х.) цитируется Мф. 22:14. Папий (ок. 125 — 140 по Р.Х.) в «Речах» (Oracles) говорит о Матфее, Марке (опиравшемся на рассказы Петра) и Иоанне (последнем из них), которые написали Евангелия. Он трижды указывает, что Марк не допустил ни единой ошибки. Более того, отцы ранней церкви ценили Евангелия и послания Павла наравне с богодухновенным Ветхим Заветом. Таким образом, отцы церкви удостоверили правильность канонических Евангелий уже в начале второго столетия, задолго до того, как появилось «Евангелие от Фомы». Рассказ о Воскресении. «Евангелие от Фомы» все же признает воскресение Христа. Собственно, в нем приводятся слова, сказанные живым, воскресшим Христом (34:25-27; 45:1-16). Действительно, в нем не уделяется особое внимание воскресению Христа, однако этого и следовало ожидать, поскольку данное произведение представляет собой, в первую очередь, источник «изречений», а не историческое повествование. Кроме того, предубеждение гностиков относительно всего материального не способствовало высокой оценке телесного воскресения. Заключение. Доводы о подлинности «Евангелия от Фомы» нельзя даже сравнивать со свидетельствами в пользу Нового Завета. Новый Завет датируется первым столетием, «Евангелие от Фомы» — вторым. Подлинность Нового Завета удостоверяется многочисленными свидетельствами, в число которых входят внутренние ссылки, ранние перечни канонических книг, тысячи цитат в трудах отцов ранней церкви и вполне доказанная ранняя датировка синоптических Евангелий. Библиография: Boyd, Jesus Under Siege. О. С. Edwards, New Review of Books and Religion (May 1980). C. A. Evans, Nag Hammadi Texts and the Bible. J. Fitzmyer, America (February 16,1980). A. Frederick, et al., The Gnostic Gospels. N.L.Geisler, and W.Nix, General Introduction to the Bible. R.M. Grant, Gnosticism and Early Christianity. Linneman, Is There a Synoptic Problem? Pagels, The Gnostic Gospels. J. A. Robinson, Redating the New Testament. J. M. Robinson, The Nag Hammadi Library in English. Seigert, et al., Nag-Hammadi Register. M. J. Wilkins, et al., eds., Jesus Under Fire. Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С.402-403. Опубликовано 28 ноября, 2012 - 13:44
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |