Вы здесь

Почему баптисты не протестанты

Автор статьи баптистский пастор, комментарии к статье в квадратных скобках Питанов В.Ю.

Обычно христиан делят на три религиозные группы. Их относят либо к православным, либо к католикам, либо к протестантам, и, следовательно, баптистов обычно называют “протестантами”. Однако, это не соответствует фактам. Баптисты никогда не были протестантами.

Началом протестантской Реформации принято считать 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к двери дворцовой Виттенбергской церкви в Германии. Но это было только одним из ряда действий, приведших к открытому разрыву с Римом.

Другим очень важным, но часто пренебрегаемым событием был Второй Сейм (или Собор) в Шпейере 25 апреля 1529 г. Этот католический собор задался целью принять меры против турок и остановить рост лютеранства и других неподчиняющихся папе групп. Некоторые лютеранские князья предстали перед этим Сеймом с официальным протестом против вопросов, по которым Сейм шел вразрез со словом Божиим, то есть с тем, как они его понимали. Протест был подписан Саксонским курфюрстом Иоаном, маркграфом Георгом Бранденбургским, ландграфом Филиппом Гессенским, графом Вольфгангом Ангальским и представителями четырнадцати имперских городов. Протест должен был оградить их от решений Сейма. Он был защитной мерой. Известный историк церкви Филипп Шафф делает следующее достойное внимания замечание: “На основании этого протеста и воззвания лютеран стали называть протестантами” (“История христианской церкви”, том VII, стр. 692). Те же факты содержатся в католической энциклопедии.

Эти лютеранские а также несколько реформатских руководителей, которые подавали протест на знаменитом Шпейерском Сейме, говорили от своего имени, а не от имени баптистов, о которых они сами говорили, что “все анабаптисты и перекрещенцы, мужчины или женщины, подлежат суду и казни огнем, мечом и другими средствами, как и надлежит поступать с такими лицами, без предварительного следствия перед духовными судьями”. Следовательно, баптисты не были причастны к этому протесту и не могут носить имя “протестантов”. Я продолжу объяснение почему баптисты не являются протестантами, приводя следующие основные причины.

БАПТИСТЫ НЕ ПРОТЕСТАНТЫ ИСТОРИЧЕСКИ

Протестантизм начался в шестнадцатом веке. В это движение входят лютеранские, реформатские и другие церкви, входившие когда-то в католическую церковь, которые, оставивши католическую веру, основали свои церкви или деноминации. Баптисты же никогда не покидали католической церкви, как сделал Лютер, Кальвин и Цвингли. Они не покидали ее потому, что никогда не были в ней. Их существование не началось в Реформацию. Они существовали за сотни лет до нее [это баптистский миф, первая община баптистов появилась в Амстердаме в 1609 году, её возглавлял Джон Смит].

Баптисты не пытаются проследить свое историческое прошлое до времен апостолов [это не удивительно, потому что у них этого прошлого просто нет и ещё более удивительно, что автор статьи далее всё же пытается это прошлое проследить!]. Они только утверждают, что во все периоды истории церкви были группы, которые придерживались тех же доктрин, каких сегодня придерживаются баптисты [сомнительный тезис]. Эти группы могли быть или не быть связаны между собою, и были известны под различными именами. Например, были монтанисты (150 г. н.э.) [неужели баптисты верят что Монтан был Духом Утешителем которого послал Христос?], новатийцы (240 г. н.э.) [никаких вероучительных проблем с новатийцами у Церкви не было, они были ригористами, считали что отпадших во время гонения от Церкви христиан нельзя принимать обратно, в этом была их основная проблема], донатисты (305 г. н.э.) [многие донастисты включили в свои ряды циркумцеллионамов которые грабили и убивали богатых и чиновников, а как с этим делом у современных баптистов?], павликиане (650 г. н.э.) [неужели современные баптисты дуалисты и считают Христа одним из ангелов?], альбигойцы (1022г. н.э.) [т.е. баптисты отвергают Ветхий Завет и являются дуалистами?], вальденсы (1170г. н.э.) [по моему автор записывает в предшественников баптизма всех еретиков каких может найти, занятный способ создать историю собственной секты], а имя “анабаптисты” было известно до времени протестантской Реформации. Полная историческая информация опровергает взгляд, что, пока не появился Мартин Лютер со своим протестом, существовала только одна религиозная группа — Римско-католическая церковь. Всякий утверждающий это просто не проштудировал все имеющиеся данные.

Теперь я желаю привести одно небаптистское свидетельство о древности баптистов. Кардинал Гостий (1504-1579) был католическим прелатом, посвятившим свою жизнь исследованию и подавлению некатолических групп. Папа Павел IV назначил его одним из папских председателей знаменитого Трентского собора. Гостий усердно исполнял дело контрреформации. Если уж кто и знал в послереформаторский период историю некатолических групп, так это Гостий. Кардинал Гостий говорит: “Если бы баптистов не предавали мученической смерти и не вырезали ножом на протяжении прошлых 1200 лет, их набралось бы больше, чем реформаторов” (Letters Apud Opera, pp. 112, 113) [Полные произведения кардинала Гостия были опубликованы в двух томах в 1584 в Кельне, под названием «Opera Omnia». В «Opera Omnia» действительно существует раздел «Apud Opera» в перечне работ, но нет письма под таким названием. Поэтому ссылка на «Письма, Аpud Opera», просто бессмысленна. Ни в одном из 277 писем кардинала Гостия не содержится упоминания в том виде, в котором его представил Вернон: “Если бы баптистов не предавали мученической смерти и не вырезали ножом на протяжении прошлых 1200 лет, их набралось бы больше, чем реформаторов”. Подлинник письма по сегодняшний день остается неизвестным. Так что, ссылка на кардинала Гостия – это фальшивка!]. Заметьте, что этот осведомленный католический ученый говорит не только о различных гонениях, которым подвергались баптисты, но и ясно отличает их от реформаторов, и датирует их бытность за 1200 лет до протестантской Реформации.

Из этого свидетельства явствует, что, если баптисты жестоко преследовались протестантскими реформаторами и их последователями, то они никак не могли быть протестантами. Несчетные тысячи баптистов потеряли свое имущество, землю и жизнь в этих гонениях [уточним, это были анабаптисты, а не баптисты, в частности, анабаптисты хотели установить Царство Христа на земле силою, некоторые из анабаптистов провозгласили общность жён, так что, это ещё те были ребята]. Конрад Гребель умер в тюрьме в 1526 г. Феликса Манца власти утопили в Цюрихе в 1527 г. Известного баптистского руководителя Бальтхаузера Губмайера сожгли на костре в Вене 10 марта 1528 г. Спустя три дня его жену сбросили с моста в Дунай с камнем на шее. Все факты обильно подтверждают, что исторически баптисты не протестанты.

БАПТИСТЫ НЕ ПРОТЕСТАНТЫ ДОГМАТИЧЕСКИ

Точка зрения, что баптисты разделяют общее учение с протестантскими группами, основана на неправильном представлении фактов. Между ними существуют поразительные различия. Мы приведем шесть из них.

1. Баптисты верят всем сердцем, что для жизни и благочестия достаточно только Божьего слова. Мы читаем: “Все Писание богодухновенно и полезно для на учения...” (2Тим. 3:16). Различные протестантские деноминации имеют символы веры и катехизисы и целый ассортимент доктринальных мерил и стандартов. Баптисты же придерживаются только Библии [неужели, то-то в баптистских магазинах столько лежит литературы поясняющей Библию, есть у баптистов свои катехизисы и другие вероучительные книги, неужели автор статьи не в курсе этого? Может он давно не заходил в баптистские магазины и библиотеки?].

2. Баптисты верят, что Христос есть Глава Церкви, как и Писание говорит: “...Христос Глава Церкви...” (Еф. 5:23). Над баптистскими церквами [здесь хочу отметить что Христос создал Церковь, а не церкви!] нет земного главы [тоже самое могут сказать и православнее христиане, церковная иерархия существует лишь в связке с мирянами]. Баптисты не имеют деноминации в смысле организации, которая управляет поместными общинами. Каждая поместная церковь автономна и ответственна только перед Христом, который является ее Главой [ну и что, каждая Поместная Православная Церковь автономна и у каждой баптистской общины есть своё руководство].

3. Баптисты верят всем сердцем в свободную церковь и свободное государство [православные христиане верят в Иисуса Христа, государство вторично]. Христос ясно учил, что у церкви и государства есть свои сферы: “...итак отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу” (Мф. 22:21). Баптисты очень противятся всякому союзу государства с церковью, и верят, что управляемая государством церковь - жалкая пародия на христианство и прямое уклонение от Писания [с этим можно согласиться лишь частично, если государство подминает Церковь под себя, то да, Православие призывает к союзу на равноправных условиях, когда Церковь отвечает за духовную жизнь христиан, а государство за материальную жизнь своих граждан]. Все протестантские реформаторы навязали своим последователям государственные церкви! Сегодня мы наслаждаемся отделением церкви от государства только благодаря неусыпной активности баптистов с первых дней их истории [баптисты переоценивают свои силы, скорее это плоды эпохи Просвещения и Великой французской революции].

4. Баптисты твердо верят в личную отчетность пред Богом, потому что Писание ясно учит: “Итак каждый из вас за себя даст отчет Богу” (Рим. 14:12). Священник не может отвечать за других [то же утверждают православные христиане]. Церковь не может отвечать перед Богом за других [Церковь – это те же христиане, как родители отвечают за своих детей, так и Церковь отвечает за своих членов, а у баптистов их общины не отвечают за своих членов? А как же практика отлучений, которая практикуются в среде баптистов? Неужели баптистские пасторы верят что не будут отвечать перед Богом за свою деятельность? Если да, то это удобно, что тут ещё скажешь]. Крестные родители не могут отвечать за других [это почему, если христианин берёт перед Богом на себя обязательство помогать крестнику в его духовной жизни, через научение и т.д. То почему не могут отвечать? А пасторы баптистские хоть за что-то отвечают перед Богом?]. Никто не спасется верою своих родителей [но вера родителей помогает в духовном воспитании детей]. Никто не спасется принадлежностью к какой-то религии [конечно нет, ни один вменяемый православный этого не утверждает, только есть Истина которая явлена в Иисусе Христе и не все религии ведут к Нему, разве баптисты считают иначе?]. Каждый будет отвечать Богу за себя. Как правило, протестанты не придерживаются этого, основанного на Писании, учения.

5. К тому же, баптисты всегда придерживались крещения по вере. Никто из протестантских реформаторов не придерживался этого учения. В Писании вера и покаяние всегда предшествуют крещению. В день Пятидесятницы Петр ясно сказал народу: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас...” (Деян. 2:38). Из этого явствует, что, если младенцы не способны каяться, то их нельзя и крестить [почему-то это не мешало иудеям обрезать своих детей для вступления ими в Завет с Богом]. Нельзя крестить неверующих. В учении о крещении реформаторы последовали за Римом. Баптисты же твердо стояли в этом вопросе на учении Христа и Его апостолов [нет такого учения, это баптистское мнение по этому вопросу, лютеране как и православные в этом вопросе остались верны учению Христа и крестят младенцев, как и иудеи продолжат делать обрезание младенцам!].

6. Основываясь на Писании, баптисты всегда придерживались членства возрожденных людей, то есть членства людей, которые лично засвидетельствовали о своей вере в Иисуса Христа. В апостольской церкви [можно узнать цепь апостольской преемственности у баптистов, насколько я знаю, её нет!] только уверовавшие, только принявшие слово Божие и покаявшиеся во грехах, допускались к крещению и принимались в члени церкви (Деян. 2:41). В апостольской церкви не было обрядового членства [откуда это следует?], и до сего дня нет такого членства и в баптистских церквах.

Из просмотра этих простых пунктов становится еще более ясно, что баптисты не протестанты.

БАПТИСТЫ НЕ ПРОТЕСТАНТЫ НА ПРАКТИКЕ

Несколько простых наблюдений указывают на то, что баптисты коренным образом отличаются от протестантов еще по целому ряду вопросов. Протестантские группы ссылаются на своего основателя. Лютеране указывают на Мартина Лютера, реформаторские церкви на Жана Кальвина, пресвитериане были основаны Джоном Ноксом. Методисты открыто признают Джона Весли своим основателем. А кто основал баптистские церкви? [И что этот аргумент доказывает? А кого католики или православные признают своим основателем? Только Иисуса Христа! Более того, лютеране не считают Лютера основателем лютеранства, а солидаризируются с позицией православных и католиков. Так что, автор статьи излагает неверное представление лютеран о себе] Этот исторический вопрос заслуживает серьезного исследования. Невозможно найти человека, который основал баптистские церкви [плохо же Вернон знает историю собственной секты]. Если бы нам и пришлось назвать основателя из людей, нам пришлось бы назвать Петра, Павла, Иакова и Иоанна [а почему не Иисус Христос, чего уж мелочиться?].

Мы отличаемся от протестантов своим местом рождения. Лютеране родились в Германии, реформатские церкви в Швейцарии и Голландии, пресвитериане в Шотландии, епископалы в Англии, но баптистам нужно назвать своим местом рождения Палестину [если английские пуритане, из которых вышли первые баптисты, жили в Палестине, то да].

К тому же, символ веры баптистов - это не Аугсбургское исповедание веры, не Дортские каноны или Вестминстерское исповедание веры, но простое слово Божие [ну и плюс огромное количество комментариев к нему и других богословских книг в которых поясняется и излагается вероучение баптистов]. Поэтому невозможно отождествлять баптистов с протестантами.

Баптисты никогда не указывали на свою связь с протестантами и никогда не отождествляли себя с католической церковью [можно подумать что католики, лютеране или реформаты стремятся себя отождествить с баптистами]. На протяжении многих лет, до и после Реформации, они сохраняли свою самобытность и оставались верными Писанию [определённому толкованию Писания!]. Настоящие баптисты придерживаются простого учения Христа и апостолов [толкованию учения, как его понимали создатели баптизма]. За эти данные Богом доктрины они готовы были умереть. Баптист шестнадцатого века Ганц Денк сказал: “Вера означает послушание слову Божьему, будь то на жизнь, или на смерть”. Для многих это обернулось смертью [а скольких убили анабаптисты?].

Во время Реформации, менее чем за десять лет в Роттенбурге было казнено 900 баптистов [казнены были анабаптисты, которые, к тому же, жгли церкви, призывали народ к восстанию против власти, убивали священников]. Эти казни часто бывали свирепыми и жестокими [а анабаптисты убивали милосердно?]. Приговор одному баптисту, Михаилу Сетлеру, звучал так: “Михаила Сетлера отдать палачу, который должен отвести его на место казни и отрезать ему язык. Затем он должен бросить его в повозку и дважды рвать его тело горячими щипцами. Затем он должен привести его к воротам города и там опять терзать его тело таким же образом”. Так умер Михаил Сетлер в Роттенбурге 21 мая 1527г. Его жена и другие женщины были утоплены, а нескольким мужчинам отсекли голову [как выборочно баптистский пастор изучает историю, ни одного упоминания об убийствах совершённых анабатистами].

Баптисты не являются протестантами, но твердо придерживаются предписаний и дел Христа и апостолов [если бы, тогда они не создавали бы очередную секту]. Баптисты верят, что чистое Слово Божье достаточно авторитетно во всех вопросах веры и жизни. Баптисты отвергают все человеческие предания и обряды [а Христос не отвергал, не помню чтобы он хоть одно слово сказал против обрядов совершавшихся в Иерусалимском Храме, которые были прообразом обрядов Церкви Христовой, к которой баптисты не имеют никакого отношения], которые возникли после апостолов.

Автор: 
Вернон Ч. Лайнос
Опубликовано 25 сентября, 2012 - 13:34
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653