Вы здесьРеинкарнацияРеинкарнация буквально означает «повторное воплощение». Ее не следует путать с «воплощением», «инкарнацией» Христа, когда Он «во плоти» (1Ин. 4:1-2) пришёл в мир. Реинкарнация предполагает, что после смерти человеческая душа получает новое тело и возвращается, чтобы прожить ещё одну жизнь. Рассматривают многие разновидности реинкарнации. Самые распространённые из них происходят из индуизма и буддизма и основаны на непреклонном законе кармы. По закону кармы, человек в следующей жизни пожнёт то, что посеял в этой. Каждое деяние в этой жизни вызывает свой отклик, свои последствия уже в этой или в следующей жизни. Циклы жизни. Популярность веры в реинкарнации. Вера в реинкарнации не только доминирует в восточных религиях, но и приобретает все большую популярность на Западе. Примерно четверть американцев верит в реинкарнацию. Среди молодёжи студенческого возраста эта цифра составляет почти одну треть. Поразительно, но около одной пятой тех, кто регулярно посещает церковь, тоже верит в реинкарнацию, несмотря на тот факт, что Библия и ортодоксальное христианское вероучение реинкарнацию отрицают. Многие знаменитости заявляют о своей вере в реинкарнацию. Одним из самых громких был голос Ширли Мак-Лейн (Мас-Laine). В число других знаменитостей, разделяющих веру в реинкарнацию, входят Гленн Форд (Ford), Анне Фрэнсис (Francis; Honey West), Сильвестер Сталлоне (Stallone; Rocky, Rambo), Одри Ландерс (Landers; Dallas), Пэдди Чаевски (Chayevsky; автор Marty, The Hospital, Altered States), генерал Джордж С. Паттон (Patton), Генри Форд (Ford), Сальвадор Дали (Dali) и Марк Твен (Twain). Что касается музыки, бывший участник квартета «Битлз» Джордж Харрисон (Harrison), Рави Шанкар (Shankar), Махавишну (Mahavishnu), Джон МакЛафлин (McLaughlin) и Джон Денвер (Denver) посвятили свое творчество распространению духовных представлений о шансе на вторую жизнь. В этом действе замешаны даже некоторые комиксы. «Камелот 3000» (Camelot 3000), «Ронин» (Ronin) и «Доктор Стрейндж» (Dr. Strange) обращаются к теме реинкарнации. Источники доктрины. Представления о реинкарнации имеют долгую историю. Многие считают, что первоисточниками этой доктрины, по всей вероятности, были индуистские Веды (священные книги). Ее варианты в буддизме, джайнизме и сикхизме имеют, видимо, то же происхождение, как и в случае течений трансцендентальной медитации и «Харе Кришны». Некоторые западные её формы могут восходить, не испытав прямого влияния индуизма, к древнегреческой философии, к периоду пифагорейской школы и более позднему. Экстрасенс Эдгар Кайс (Саусе) и адепты теософского учения конца девятнадцатого века, включая главного их автора, Елену Блаватскую, широко распространяли учение о множественных жизнях. Несколько христианских богословов попытались согласовать какие-то формы реинкарнации с христианством, среди них были Джеддес Мак-Грегор (McGregor) и Джон Хикк. Разновидности реинкарнации. По общефилософской классификации, доктрина реинкарнации принадлежит восточным религиям, таким как индуизм, буддизм и даосизм. Ислам, иудаизм и христианство её решительно отвергают. Но Востоком она никогда не ограничивалась. Некоторые из древних философов Запада тоже верили, что душа продолжает своё существование в иных формах. Пифагор (ок. 580 — ок. 500 до Р.Х.), Платон (428 — 348 до P. X.) и Плотин (205 — 270) считали, что дух (или душа) вечен и не может быть уничтожен. Платон учил, что бессмертная душа получает тело только в наказание за какой-либо грех, за который страдает десятикратно; душе приходится покинуть сферу идеального и перейти в материальный мир. Человек есть «душа, заключённая в теле, и его душе необходимо развиваться в устремлении к высшему благу, чтобы она могла больше не испытывать муки продолжающихся перерождений, а перешла в состояние, в котором сможет, подобно Богу, счастливо и вечно созерцать иерархию идеальных форм во всей их истине, красоте и благости» (Noss, 52). Прежде чем окончательно достигнуть этого блаженного состояния, мы, возможно, будем вновь и вновь возвращаться к жизни, даже в качестве животных. Черты сходства между этими концепциями у Платона и в индуизме поразительны, особенно в сравнении с «личностной» системой Рамануджи. Доктрина этой школы сложилась на основе предшествующих «безличностных» воззрений, однако ключевые элементы в ней те же: душа, именуемая jiva или jivatman, после смерти сохраняется в виде мыслительной субстанции, именуемой «тонкое тело». Эта субстанция входит в зародыш новой жизни, принося с собой карму всех своих прошлых существований. В карму включены как деяния, так и неотделимые от них этические последствия. Каждый пожнёт именно то, что посеял. Если ты делал добрые дела, родишься в «благом чреве». Если творил зло, твоя участь соответственно этому будет менее благородной. Ты можешь оказаться даже в грязном и зловонном чреве», переродишься ли ты в животное, растение или камень. Циклы смерти и перерождения (сансара) зачастую изображаются в виде колеса, и смерть становится вратами в новую жизнь. Цель, однако, состоит в том, чтобы прервать эти циклы. Такое освобождение называется мокша, и именно в этом пункте возникают различия между личностным и безличностным вариантами учения. В безличностном варианте, как только все кармические долги погашены, душа утрачивает всякую индивидуальность и просто приобщается к Единому; личность сливается с Брахманом, божественным безличностным началом. В личностном варианте душа просто освобождается, чтобы быть собою, полностью посвятив себя Bhagwan (личностному Богу). Другие разновидности доктрины реинкарнации отличаются в вопросах того, что происходит в момент смерти и какова природа окончательного состояния после мокши, но общая идея остаётся той же. Буддисты говорят, что бессознательная душа (vinana) сохраняется, но личность (ум, чувства и сознание) в момент смерти уничтожается. Карма следует за душой дальше по циклу сансары, колесу перерождений. В буддизме есть четыре трактовки окончательного состояния, нирваны, которая достигается по благодати Будды. В джайнизме и сикхизме приняты, соответственно, личностный и безличностный варианты индуистской доктрины. Большинство неортодоксально христианских представлений о реинкарнации в основе своей не отличаются от восточных, однако включают в себя также ряд других факторов. Главная особенность состоит в том, что за время жизни человека он делает свой выбор, принять ли ему или отвергнуть Христа. В простейшей модели те, кто принял Христа, приобщаются к Богу, а тех, кто Его отверг, ждёт реинкарнация. Эти циклы будут продолжаться до того дня, когда Христа признают все. Таким образом, все будут спасены (см. универсализм). В некоторых христианских теориях реинкарнации предусмотрено окончательное наказание для тех, кто безнадёжен. У Мак-Грегора таким наказанием является полное уничтожение. Теория Хикка отличается некоторой новизной — по его мнению, людям предстоит реинкарнация на других планетах. Обоснование доктрины. Для обоснования веры в реинкарнацию выдвигается несколько соображений. Три самых важных из них — вера в бессмертие души, психологические свидетельства о прошлых существованиях и довод о том, что реинкарнации обеспечивают мировую справедливость. Бессмертие души. Для Платона главной причиной веры в метемпсихоз (ещё одно название для переселения души в другое тело) являлось то, что он считал нематериальную составляющую каждого человека несотворенной и неуничтожимой. Она существовала до того, как мы родились, и продолжает существовать после нашей смерти. Ничто, ни добро, ни зло, не в состоянии её трансформировать. А если это так, утверждают адепты реинкарнации, то душа, надо полагать, является в мир в разные периоды времени в разных телах. Это составная часть процесса её совершенствования. Точно таким же образом в пантеистической философии предполагается, что все сущее является вечным и божественным поэтому душа тоже неуничтожима. Психологические свидетельства. Иан Стивенсон, парапсихолог и исследователь воспоминаний о прошлых существованиях, утверждает: «Идея реинкарнации может способствовать лучшему пониманию таких разных проблем, как: детские фобии и «филии»; навыки, не приобретённые ранее; аномалии во взаимоотношениях детей и родителей; кровная месть и воинствующий национализм; детская сексуальность и нарушения гендерной ориентации; родимые пятна, врождённые уродства и заболевания; различия между однояйцовыми близнецами; ненормальные влечения во время беременности» [Stevenson, 305]. Регрессионные воспоминания при гипнотических или иных состояниях изменённого сознания в ряде случаев помогали проанализировать чувства, которые пациент не в силах был понять или преодолеть. Выявляя какие-либо переживания из прошлых существований, многих удалось избавить от страхов, депрессий, ощущения собственной никчёмности. Хотя многие психологи и гипнотизёры, работающие с воспоминаниями о прошлой жизни, сами не верят, что события, о которых вспоминают их пациенты, происходили в реальности, они используют этот метод, потому что он действует. Как сказал один психотерапевт, «не имеет значения, реальность это или фантазии, если это кому-то помогает заново обрести смысл своего существования... Если это действует, то какая разница?» (Boeth, НЗ). Мировая справедливость. Многим идея о дополнительной жизни как дополнительном шансе представляется самым справедливым решением. Карма справедлива. Если творишь зло, расплатишься за это; если творишь добро, получишь вознаграждение. Наказание пропорционально качеству кармы, это не воздаяние по типу «все или ничего». Идея об осуждении человека на вечное пребывание в преисподней за конечное количество грехов выглядит слишком суровой. Кроме того, страдания в этой жизни становятся оправданными, если в действительности это отработка кармы прошлых существований. Благодаря такому объяснению нет необходимости возлагать на Бога ответственность за страдания. Все страдания можно объяснить как справедливое воздаяние за злые дела в прошлых инкарнациях. По замечанию Куинси Хоу (Howe), «один из самых привлекательных аспектов теории реинкарнаций состоит в том, что при этом полностью устраняется возможность вечного проклятия» (Howe, 51). Многим людям учение о вечном наказании представляется совершенно несовместимым с Божией любовью. В доктрине реинкарнации у Бога появляется возможность наказывать грех (через закон кармы), потребовать от людей веры в Христа (по крайней мере, в одной из жизней) и все же в конечном счёте спасти всех. Те, кто отвергает Христа, получают дополнительные шансы. При этом даже сохраняется свобода человека, потому что Бог никого не принуждает уверовать; Он просто даёт людям больше времени на то, чтобы распорядиться своей свободой. На протяжении последовательных существований могут также происходить нравственное совершенствование и духовное развитие, что позволяет людям лучше понять любовь Бога к ним. Кое-кто считает, что нравственное совершенство не может быть достигнуто без реинкарнаций. И наконец, утверждается, что идея реинкарнаций справедлива, потому что при этом спасение становится сугубо личным, превращаясь в вопрос взаимоотношений исключительно индивидуума с Богом. Устраняются проблемы вменяемой человеку вины за грех Адама и оправдания его благодаря лишь вероисповеданию, так что каждый оказывается ответственен только за состояние собственной кармы. Хоу, доказывая, что заместительное жертвоприношение больше не имеет силы, утверждает: «Человек должен сам примириться со своим Богом» (Howe, 107). Мак-Грегор говорит: «Моя карма относится исключительно ко мне; это моя проблема, и победа над ней — это моя победа». Тем самым устраняется несправедливость всякого воздаяния за грех Адама и несправедливость смерти Христа за грехи, которые Он не совершал. Вместо всего этого смерть Христа становится призывом к нам, «идеальным катализатором» для нашего устремления к спасению и нашей убеждённости в том, что мы пребываем в неизменном свете непреходящей Божией любви к нам. Христос умер как пример для нас, а не как заместительная жертва за нас. В этом отношении реинкарнация восстанавливает справедливость. Оценка. Ответ на аргументацию. Доводы в пользу теории реинкарнаций не имеют реальной основы. В лучшем случае, они показывают лишь возможность реинкарнации, но не её реальность. Бессмертие не доказывает реинкарнацию. Даже если бы удалось доказать на чисто рациональной основе бессмертие души, из этого ещё не следовала бы реинкарнация. Может быть, душа сохраняется вечно в бестелесной форме. Или душа один раз воссоединяется со своим телом в вечном бессмертии воскресения, согласно вере ортодоксальных иудеев, мусульман и христиан. «Воспоминания» о прошлых существованиях не доказывают реинкарнацию. Существуют другие возможности объяснить так называемые «воспоминания» о прошлой жизни. Прежде всего, это может быть ложная память. Во многих случаях было показано, что так называемые «воспоминания» ложны. Некоторые люди «вспоминали» такое, что, как достоверно было установлено на опыте, никогда не происходило. И многих удалось излечить от синдрома ложных воспоминаний. Во-вторых, так называемые «воспоминания» о прошлой жизни чаще встречаются среди тех, кто воспитывался в культурной среде или культурном контексте, где они подвергались влиянию учения о реинкарнации. Такие обстоятельства предполагают, что эти идеи были усвоены с детства, а позднее вновь оказались востребованы из кладовых памяти. В- третьих, известны весьма показательные случаи, например история Брайди Мерфи (Murphy), когда предполагаемые «воспоминания» о прошлой жизни оказались не чем иным, как содержанием книжек, которые ее бабушка читала ей в детстве. В других случаях ложные воспоминания сформировались под действием гипноза (силы внушения) либо в ходе сеансов психотерапии или группового тренинга с применением техники развития воображения. В настоящее время синдром ложных воспоминаний хорошо знаком психологам. Реинкарнация не решает проблем справедливости. Вместо того чтобы решить проблему незаслуженных страданий, теория реинкарнации просто заявляет, что в конечном счёте они оказываются заслуженными. Невинные в действительности не являются невиновными, поскольку страдания причиняет оставшаяся от их прошлых существований карма. Адепты реинкарнации упрекают христиан в том, что они способны сказать матери, безутешной из-за смерти своего четырёхмесячного ребёнка, только одно: «Я не знаю почему». Однако закон кармы даст ей такой ответ: «Твой чистый и невинный ангелочек умер потому, что в одной из прошлых жизней он был грязным мерзавцем». Это не решение проблемы, это просто подмена её. Мы не преодолеваем затруднение; мы отворачиваемся от него. Действительно ли честно, если Бог наказывает детей за грехи, о которых те даже не помнят, чтобы их совершали? Кажется нравственно уродливым и ужасно несправедливым вершить суд над теми, кто даже не знает, в чем их преступление. Кроме того, перенося вину на одну жизнь назад, мы начинаем бесконечную цепочку объяснений, которая никогда не даст окончательного объяснения. Если страдания каждой данной жизни зависят от грехов предыдущей, то как все это началось? Если была самая первая жизнь, то откуда мог взяться кармический долг, чтобы объяснить страдания в ней? Является ли зло вечным мировым началом, существующим наряду с Богом? Вы не можете вечно «откручивать время» назад, чтобы решить проблему зла. Закон кармы не помогает решить эту проблему. Он просто переносит ее в прошедшие существования, но никогда не приходит к ее решению. Кое у кого создаётся впечатление, а иногда на этом и настаивают, что карма полностью подобна библейскому закону, как такой же непреложный и всеобщий моральный принцип. Однако карма не есть нравственный императив. Это лишь система воздаяния; в ней нет содержания, указывающего нам, как поступать. Это безличностный и безнравственный закон связи деяния с возмездием. Даже при сравнении со связью между деянием и наказанием в Книге Притчей упускают из виду, что в Ветхом Завете по этому поводу изложены лишь общие принципы, а не абсолютные, неукоснительные санкции возмездия. В этих вопросах Закон не был таким же непреклонным, как карма, — он входил составной частью в высший закон прощения и благодати. Сравнение здесь неуместно. Аргументация против реинкарнации. Не только оказываются несостоятельными доводы в пользу реинкарнаций, но существует также аргументация, опровергающая эту теорию. Изложим несколько возможных соображений. Нравственное опровержение. В пантеистических системах нет никакого источника для тех моральных норм, которые должны утверждаться через карму. С какой стати наказывать людей за злые дела, если нет эталонов этически правильного и неправильного? Ведь в пантеизме, в конечном счёте, нет различия между добром и злом. Карма — это не закон нравственности. В вопросах морали здесь все относительно. Алан Уотс (Watts), популяризатор дзэн-буддизма, пишет: «Буддизм не разделяет западных представлений о том, что существует нравственный закон, установленный Богом или природой и обязательный к исполнению для всех людей. Предписания Будды о поведении — воздержание от того, чтобы отнимать чью-то жизнь, брать то, что не дают, манипулировать страстями, воздержание от лжи и опьянения — это произвольно установленные правила целесообразного поведения» (Watts, 52). Такой релятивизм порождает серьёзную проблему для теории реинкарнации. В этике позиции релятивизма отстоять невозможно. Вы не можете сказать: «релятивизм верен» или даже «релятивизм лучше, чем абсолютизм», потому что сами эти утверждения уже предполагают существование абсолютных ценностей, что противоречит релятивизму. К. С. Льюис разъясняет: «В тот самый момент, когда вы заявляете, что один моральный кодекс лучше другого, вы мысленно прилагаете к ним некий стандарт и делаете вывод, что вот этот кодекс более соответствует ему, чем тот. Однако стандарт, который служит вам мерилом двух каких-то вещей, сам должен отличаться от них обеих. В данном случае вы, таким образом, сравниваете эти кодексы морали с некоей истинной моралью, признавая тем самым, что такая вещь, как истинная справедливость, действительно существует, независимо от того, что думают люди, и от того, что идеи одних более соответствуют этой истинной справедливости, чем идеи других» [Lewis, 25]. Чтобы сказать, что релятивизм верен, вы должны предполагать, что некая абсолютная справедливость существует, а в релятивизме это невозможно. Если нет чего-то абсолютно справедливого, ничто не может быть действительно справедливым; а если не существует ничего справедливого (или несправедливого), то карма с ее наказаниями становится неуместна. Гуманистическое возражение. В конечном счёте, реинкарнация антигуманистична. Она отрицает сострадание в обществе. Любой, кто помогает тысячам нищих, больных, увечных, бездомных и умирающих от голода людей на улицах Индии, действует против закона кармы. Люди страдают, чтобы погасить свои кармические долги, а если вы им помогаете, то им придётся вернуться ещё раз и страдать ещё больше, чтобы избыть этот долг. Согласно традиционным индуистским верованиям, любой, кто помогает страждущим, ухудшает карму, и не чужую, а свою собственную. Социальная помощь, которая существует в Индии — это результат не индуистских, а внешних, преимущественно христианских влияний. Индуизм не породил такого человека, как Мать Тереза. Психологический довод. Теория реинкарнации исходит из той посылки, что индивидуум обладает высокоразвитым ощущением самосознания до своего рождения, так что может получать и сохранять информацию для последующих воспоминаний. Научно установлено, что такая способность не формируется вплоть до возраста около восемнадцати месяцев. Именно поэтому мы не можем вспомнить, что было, когда нам был всего годик. То утверждение, что каждый человек каким-то мистическим образом «забывает» о своём высокоразвитом сознании в прошлом и большинство людей так и не может его вспомнить, разве что благодаря специальной тренировке и «просветлению», звучит совершенно неправдоподобно. Эта гипотеза не имеет оснований и должна расцениваться совершенно как Deus ex machina, подобно соломинке, за которую хочет ухватиться утопающий. Естественнонаучное опровержение. С научной точки зрения, мы знаем, что жизнь индивидуума начинается в момент зачатия, когда двадцать три хромосомы мужской гаметы соединяются с двадцатью тремя хромосомами женской яйцеклетки и образуют зиготу с набором в сорок шесть хромосом. В этот момент начинается уникальное, индивидуальное существование нового человека. У него есть жизнь (душа) и тело. Это неповторимое человеческое существо. Раньше его не было. Заявления о том, что его душа (жизнь) существовала в предыдущем теле, лишены всякой научной основы. Научные данные указывают на момент зачатия как начало существования человеческого индивида. Социальное возражение. Если бы теория реинкарнаций была верна, общество давно стало бы совершенным. В конце концов, если нам сотни, а то и тысячи раз на протяжении миллионов лет предоставлялись возможности совершенствоваться, что-то должно было бы об этом свидетельствовать. Однако не видно, чтобы такой социальный прогресс имел место. Все, что у нас усовершенствовалось, — это средства, с помощью которых мы можем проявлять свою ненависть, жестокость, расизм и варварство по отношению к другим человеческим существам. Даже реалистические оптимисты, надеющиеся на приход лучших времён, вынуждены признать, что у нас нет бесспорных свидетельств хоть сколько-нибудь значительного нравственного усовершенствования за те тысячелетия нашей истории, которые нам известны. Проблема зла и бесконечные цепочки. Если страдания в этой жизни всегда проистекают из зла, совершенного в жизни предшествующей, то у нас получается бесконечная цепочка предшествующих существований. Но бесконечная регрессивная цепочка во времени невозможна, поскольку, если бы до настоящего момента должно было пройти бесконечное число моментов времени, настоящее никогда бы не наступило. Но ведь настоящее наступило. Следовательно, не было той бесконечной цепочки предшествующих существований, которую, судя по всему, подразумевает традиционная теория реинкарнации. С другой стороны, если число жизней, предшествующих данной, не было бесконечным, то должна была быть самая первая жизнь, в которой предыдущие инкарнации не могли выступать причиной зла и страданий. Но именно такова позиция теизма — что зло порождается в силу актов свободы воли индивидуума в этой нашей, первой жизни (примерами могут быть Люцифер среди ангелов и первый человек Адам). Проблема бесконечного времени и отсутствия совершенства. Даже если принять то предположение теории реинкарнации, что до настоящего момента прошло бесконечно много времени, это порождает ещё одну серьёзную проблему. Бесконечной длительности времени должно было оказаться более чем достаточно для того, чтобы все души достигли нравственного совершенства, что, собственно, и составляет предназначение реинкарнаций. Иными словами, к настоящему моменту все души должны были бы достичь единства с Богом, если уж у них для этого было бесконечно много времени. Но они его не достигли. Следовательно, реинкарнация вовсе не является решением проблемы зла. Библейская аргументация. Человеческие существа сотворены. В основе всей библейской аргументации, заставляющей отказаться от теории реинкарнаций, лежит доктрина творения. Библия есть богодухновенное Слово Божие. В таковом своём качестве она божественно авторитетна во всем, чему учит. Согласно Библии, человеческие существа были сотворены (Быт. 1:27). Бог вечен (1 Тим. 6:16). Все остальное было сотворено Им (Ин. 1:3; Кол. 1:15-16). Все, что существует, существует только потому, что было сотворено Богом «из ничего». Это относится не только к Адаму и Еве, первым людям, но и ко всем человеческим существам после них (Быт. 5:3; Пс. 138:13-16; Ек. 7:29). Все люди после Адама начинают существовать в момент зачатия (Пс. 50:7; Мф. 1:20). А в таком случае у наших душ не может быть никакого предынкарнационного существования. Бестелесность промежуточного состояния. Писание учит нас, что после смерти душа покидает тело и переходит в духовный мир, где ожидает воскресения. Апостол Павел пишет: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8). Во-вторых, размышляя о смерти, Павел поясняет: «влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23). «Души» тех, кто принял мученическую смерть, пребывают на небесах, сохраняя сознательное существование. «И когда Он [Христос] снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Отк. 6:9). Иисус обещал раскаявшемуся злодею на кресте, что тот сможет познать блаженство в самый день своей смерти: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Даже Моисей и Илия, умершие за много столетий до того, находились в полном сознании, участвуя в беседе о смерти Христа, когда явились Ему на горе Преображения (Мф. 17:3). И даже бестелесные души нечестивых остаются в сознании. Ибо зверь и лжепророк, живыми брошенные в озеро огненное (Отк. 19:20), осознают свои муки и спустя «тысячу лет» (Отк. 20:10). Нигде в Писании нет ни малейшего намёка на то, чтобы душа после смерти переходила в другое тело, как утверждают адепты реинкарнации. Она просто переходит в духовный мир, где ожидает воскресения. После бестелесного состояния приходит воскресение. Теория реинкарнаций гласит, что после смерти душа вселяется в ещё одно тело. А в Библии сказано, что, напротив, после смерти то же самое физическое тело становится нетленным при воскресении умерших. Вместо последовательности обречённых на смерть тел душа получает то же самое тело, которое умерло, но уже воскрешённое навеки. Вместо представлений о человеческой личности как находящейся в теле душе, доктрина воскресения утверждает представления о единстве души и тела каждого человеческого существа. В то время как реинкарнации сводятся к процессу совершенствования, воскресение есть переход в совершенное состояние. Реинкарнации — это промежуточные состояния, когда душа стремится выйти из тела и соединиться с Богом; а воскресение — это окончательное состояние, в котором единая человеческая личность, душа и тело, приобщается к благодати Бога. Различия между воскресением и реинкарнацией таковы:
Итак, существуют огромные различия между христианской доктриной воскресения и теорией реинкарнации. Библия учит о воскресении (например, в Ин.5:28-29; 1 Кор. 15; Отк. 20:4-15), следовательно, она противоречит теории реинкарнаций. Люди умирают только один раз. Согласно Писанию, человеческие существа умирают только один раз, после чего их ждёт суд. Ибо «как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Мы один раз рождаемся, живём один раз и один раз умираем. Но теория реинкарнаций гласит, что мы живём много раз. После смерти нас ждут все новые и новые перерождения. Апологет индуизма Радхакришнан признает, что этот стих Библии указывает на решающее различие между христианством и индуизмом. Он пишет: «Существует фундаментальное различие между христианством и индуизмом; утверждается, что состоит оно в следующем: в то время как представитель индуизма, к какой бы школе он ни принадлежал, верит в последовательность существований, представитель христианства верит, что “человекам положено однажды умереть, а потом суд”» (Radhakrishnan, 14, 118). Суд окончателен. Кроме того, что человеческие существа живут и умирают только один раз, после чего их ждёт суд, этот суд является окончательным, последним (см. АД). Как только участь человека определена, оказывается «утверждена великая пропасть», которую никто не может пересечь (Лк. 16:26). Действительно, этот суд описывается как наказание «вечной погибели» (2 Фес. 1:9) и «огонь вечный» (Мф. 25:41). А если он совершается навеки, то не остаётся никаких возможностей для реинкарнации в другом теле. Существует воскресение в своём собственном теле, в котором человек и подвергается последнему суду спасения или осуждения (Ин. 5:28-29). Иисус отрицал реинкарнацию. На вопрос, не грехи ли человека до рождения стали причиной его немощи, Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). При том, что здесь, скорее всего, подразумеваются ошибочные представления иудеев о возможности согрешить ещё в материнской утробе, из-за чего и возникают врождённые уродства, ответ Иисуса опровергает любые теории о совершенных до рождения грехах и о карме. В другом случае Иисус очень недвусмысленно указывает, что постигшее человека в жизни несчастье вовсе не обязательно вызвано его грехом (Лк. 13:4-5). Эта истина не зависит от того, идёт ли речь о детстве человека, его внутриутробном существовании или предполагаемой прошлой инкарнации. Реинкарнации противоречили бы благодати. Реинкарнации основаны на учении о карме, которое диктует, что каждый человек в следующей жизни пожнёт посеянное им в предыдущем существовании. Карма — это непреклонный закон, не знающий исключений. Грехи не могут быть прощены; они должны быть наказаны. Если человек не получил надлежащее воздаяние в этой жизни, он должен получить его в следующей. Однако по христианскому вероучению прощение возможно. Иисус простил Своих врагов, которые распяли Его (Лк. 23:34). Христиане должны прощать, как простил нас Христос (Кол. 3:13). Прощение отменяет учение о карме и превращает реинкарнацию в совершенно ненужное излишество. Спасение — это «дар» (Ин. 4:10; Рим. 3:24; 5:15-17; 6:23; 2 Кор. 9:15; Еф. 2:8; Евр. 6:4), обретаемый через веру. Вместо стараний заслужить благоволение Бога своими делами верующий получает благодать, то есть незаслуженную награду, и объявляется оправданным. При этом праведность Бога удовлетворена, потому что Иисус Своей смертью понес на Себе грехи всего мира. Наши грехи не просто проигнорированы, так сказать, убраны в чулан. Иисус принёс Себя в жертву умилостивления (Рим. 3:25; Евр. 2:17; 1 Ин. 2:2; 4:10) Божией праведности за нашу вину. Эта принесённая Христом жертва опровергает доктрину кармы и полностью устраняет какую бы то ни было необходимость в реинкарнациях. Заключение. Теория реинкарнаций, основанная на доктрине кармы, не имеет в свою пользу объективных данных. Она не согласуется со здравым смыслом, наукой, с разумными представлениями о возрастной психологии и с этикой. Далее, она противоречит ясным указаниям Писания. Таким образом, несмотря на всю её популярность, в том числе и на Западе, она лишена рациональной основы и не имеет опоры в виде свидетельств. Библиография: М. Albrecht, Reincarnation: A Christian Appraisal. К. Anderson, Life, Death and Beyond. J. Boeth, «In Search of Past Lives: Looking at Yesterday to Find Answers for Today», Dallas Times Herald, 3 April 1983. W.de Arteaga, Past Life Visions: A Christian Exploration. L.de Silva, Reincarnation in Buddhist and Christian Thought. N. L. Geisler and J. Amano, The Reincarnation Sensation. S. Hackett, Oriental Philosophy. J. Hick, Death and Eternal Life. Untitled Review, Religion (Autumn 1975). Q. Howe, Reincarnation for the Christian. C. S. Lewis, Mere Christianity. W. Martin, The Riddle of Reincarnation. V.S. Naipaul, An Area of Darkness. L. B. Noss, Man's Religions. S. Radhakrishnan, The Hindu View of Life. J. Snyder, Reincarnation vs. Resurrection. I. Stevenson, «The Explanatory Value of the Idea of Reincarnation» //The Journal of Nervous and Mental De sease (September 1977). S. Travis, Christian Hope and the Future. A. Watts, The Way of Zen.
Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.813-820 Опубликовано 16 апреля, 2012 - 17:20
Похожие материалы
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |