Вы здесь

Тренеры, которые играют в игры

Как ни странно, но многим не кажется странным, что сегодня масса тренингов целиком состоят из игр. И действительно, тренеры, которые играют в игры, весь тренинг превращают в набор игр, неких упражнений или «активностей», которые должны каким-то образом изменить участников тренинга.

Кстати, эти так называемые «активности» – это и не упражнения и не игры, а нечто, напоминающее ритуал, шаманскую пляску, или даже посвятительную мистерию - соверши определенные действия и каким-то чудом станешь эффективнее.

Логика таких упражнений сродни логике симпатической магии:

- чтобы метко стрелять, надо выстрелить в распятие;

- чтобы успешно воровать, надо своровать что-нибудь в церкви во время пасхальной службы;

- чтобы достичь успеха на охоте, надо исполнить пляску охоты, во время которой члены племени притворяются, что выслеживают зверя, а потом добывают его и несут домой;

- чтобы стать успешным, надо притвориться успешным и т.п.

Самое смешное, что многие тренеры будут рады сравнению с шаманской пляской и даже сами охотно объявят свои методы проистекающими из каких-нибудь наставлений лемурийских патриархов.

Конечно, повысить эффективность своей деятельности, просто играя в игры, нельзя. Необходимо разбираться в структуре самой деятельности, в факторах, определяющих ее  эффективность. А уже на основе полученных данных решать проблемы, восполнять нехватку навыков и реализовывать зоны роста.

Но более легкий путь, разумеется, – просто найти в интернете тренинговые «активности», игры и собрать их на основе случайных или не случайных ассоциаций в тренинг (про то, как тренеры, играющие в игры, создают тренинг мы подробнее говорим ниже).

Любимой поговоркой тренеров, которые играют в игры, является такая: «нельзя научиться плавать, не войдя в воду». При этом под «водой» такие тренеры как раз и понимают все эти игры и «активности». В чем же тут ошибка?

Во-первых, игры, в которые играют тренеры, – это весьма условные аналоги (если вообще аналоги) реальных ситуаций, ради эффективного действия в которых, участники и проходят тренинг.

Во-вторых, поместить человека в ситуацию, требующую определенных навыков, вовсе не достаточно, чтобы эти навыки действительно сформировались.

Давайте проанализируем эти моменты детальнее.

Чтобы научиться плавать, конечно, нужно войти в воду. Но этого мало.

Как минимум, нужно иметь страховку от утопления и пытаться плыть. В этом случае через какое-то время можно научиться плавать «народным» (т.е., по сути, малоэффективным и неоптимальным) стилем – «по-собачьи», «саженьками», «лягушкой». Но чтобы освоить спортивные, т.е. наиболее эффективные и оптимальные стили плавания, нужно осваивать технику плавания поэлементно (движения рук и ног, технику дыхания), делать упражнения со специальными снарядами, с бортиком бассейна, выполнять подводящие упражнения вне воды. А затем шлифовать освоенную технику, проплывая в определенном темпе сотни километров.

Так же и на тренинге: создавать ситуации, максимально приближенные к реальности необходимо, но нужно иметь в виду, что сама по себе ситуация не обучает: в ситуации человек обучается, только применяя уже сформированные навыки, способы осуществления действий. Сначала нужно сформировать навык, а уже потом применять его в максимально приближенных к реальности условиях. Причем такое приближение к реальности лучше осуществлять постепенно.

Поэтому некоторые тренеры, которые играют в игры, подобны жестокому отцу, который, желая научить сына плавать, отвозит его в лодке на середину глубокой реки и выбрасывает за борт. Конечно, одни в этой ситуации могут научиться плавать «народным» стилем – «по-собачьи» или просто хотя бы научатся не бояться воды, не бояться того, что утонут. Но другие утонут или получат боязнь воды – аквафобию. Помещая кого-то в ситуацию, требующую действий, необходимо убедиться, что человек эти действия умеет выполнять, имеет хотя бы рыхлый навык. Иной подход – это не обучение, а насилие над личностью.

Большинство же тренеров, которые играют в игры, походят на отца, помещающего ребенка в пустой бассейн и предлагающего представить, что вода в нем есть. А игры, в которые играют такие тренеры, являются весьма и весьма условными и отдаленными аналогами реальности, а чаще всего вообще аналогамисимволическими типа пляски охоты, во время которой аборигены делают вид, что убивают буйволов, и искренне верят, то это делание вида поможет и в реальной ситуации.

Присуще тренерам, которые играют в игры, и еще одно заблуждение, внешне похожее на то, которое мы только что рассмотрели. Дело в том, что такие тренеры считают, что само упражнение, игра, «активность» чему-то учат участников, каким-то образом изменяют их в нужном направлении. При этом игра воспринимается как источник некоего важного опыта, который сам по себе преобразует человека. В этом случае в описании игры прямо пишут, что она и навыки формирует, и личность модифицирует и эмоциональную сферу комфортизирует, и обладает мощным мотивирующим эффектом. Это напоминает всякие народные и магические средства самолечения, которые помогают ото всех болезней, и давление понижают, и потенцию повышают. Конечно, таких чудодейственных игр просто не существует.

Кроме того, тренеры, которые играют в игры, считают, что, играя в игры, человек может сделать некие открытия, которые помогут ему действовать более эффективно. При этом тренер, который играет в игры, считает, что на тренинге необходимо добиться осознания, показать, продемонстрировать участникам тренинга то, что они раньше не осознавали. Якобы этого достаточно для того, чтобы человек чему-то научился. Например, увидел человек, как сильно искажается информация в игре «сломанный телефон», и… и что? Он что автоматически от этого осознания научится эффективно передавать информацию? Нет: миллионы людей очень четко осознают свои ошибки, но действовать без этих ошибок не могут. Одного осознания для обучения не достаточно, на основе осознания проблемы, недостатка нужно еще сформировать понимание – понимание того, что нужно делать и в каком порядке. Но и этого мало, поскольку на основе этого понимания еще необходимо специально и планомерно формировать навык. Кроме того упор на осознание – это питательная почва для обмана и мошенничества, когда людям демонстрируют различные псевдо феномены и на этой почве внедряют в их сознание вредные идеи и/или выкачивают из обманутых деньги.

Тренеры, которые играют в игры, не понимают простой вещи: чтобы проводить настоящие упражнения, надо знать эффективные способы действия. А это для многих тренеров недостижимый идеал. Дело дошло до того, что вполне серьезные люди с полной убежденностью утверждают, что оптимальных способов действия вообще нет, и/или что у каждого они свои, и их просто нужно найти, играя по заданию тренера в чудодейственные игры.

Конечно, различные активные и интересные игры на тренинге необходимы, но основной частью тренинга должны быть формирующие упражнения, с помощью которых участники тренинга приобретают навыки, повышающие эффективность их деятельности.

Каким же образом тренеры, которые играют в игры, создают свои тренинги?

Это происходит примерно так.

Вначале тренер ищет материалы по названию тренинга. Причем, где ищет? в библиотеке? в научных журналах? Нет. Просто в сети – это быстро, не напряжно и бесплатно.

Например, по тренингу продаж в первую очередь найдутся этапы продажи:

1. Установление контакта.

2. Выявление потребностей.

3. Презентация продукта (услуги).

4. Снятие возражений.

5. Заключение сделки.

Затем берется первый этап продажи и вместо того, чтобы найти техники, приемы, алгоритмы установления контакта, тренер, который играет в игры, сразу думает: «какую бы игру найти/придумать, на установление контакта?» Игра-чемпион тут такая: встать кружком, найти пару и, не сговариваясь, сделать одно и то же движение – хлопнуть в ладоши над головой, подпрыгнуть и т.п. А еще играют таким образом: по очереди приветствуют соседа справа (или слева) с разными интонациями. Ну, а в дополнение тренер скажет еще несколько слов про открытые позы из псевдонаучной книжки Аллана Пиза. И все это вместо того, чтобы разработать алгоритм приветствия и его отработать.

То же самое со вторым этапом. Тренер думает: «во что бы поиграть, чтобы научить продавцов выявлять потребности клиентов?» И находит ответ: «Ну, конечно, в «данетку»! ведь в этой игре нужно находить информацию». Потом, правда, тренер, который играет в игры, вынужден объяснять участникам тренинга, что в реальной ситуации использовать надо не закрытые вопросы (т.е. не то, что в течение всей игры делали участники), а вопросы открытые.

И опять игры и советы вместо обучения маркетинговым характеристикам продукта/услуги и освоения алгоритма вопросов, ответы на которые приведут клиента к обострению потребности в духе модели S.P.I.N. Нила Рекхэма.

То же самое на третьем этапе: поиграют в презентацию чего-нибудь (какого-нибудь предмета из тренинговой аудитории, соседа справа и пр.) И никаких алгоритмов. «Пробуйте, как умеете – это полезный опыт, а мы потом обсудим»…

Единственный этап, на котором возникают алгоритмы работы, – это этап снятия возражений. Однако эти алгоритмы обычно взяты с неба и не понятно, на чем основаны. Да и работают с этими алгоритмами неправильно: вместо того, чтобы отрабатывать последовательность действий, доводить ее до автоматизма, просто поиграют пару раз по цепочке или разбившись на пары без контроля тренера – и все.

Так что тренер, который играет в игры, вряд ли принесет пользу участникам тренинга, хотя и может успешно организовать для них приятное времяпрепровождение (я, например, сам люблю с друзьями играть в «данетки»). Такие пустые и неэффективные тренинги, кстати, – это отдельное явление, которое я называю «тренинг по-русски».

И в заключение я бы хотел еще раз обратить внимание на следующий ключевой момент: просто играть в игры не достаточно, чтобы чему-то научиться.

Это утверждение верно, даже если речь идет о том, чтобы научиться играть в игру, о какой бы игре ни шла речь: от футбола и шахмат – до покера.

Источник

Раздел: 
Автор: 
Александр Невеев
Опубликовано 19 октября, 2015 - 14:41
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653