Вы здесь

Алексей Леонов. Как объяснить человеку, что язычество может быть и под маской "добрых обрядов"?

Вопрос: Алексей Михайлович, моя свекровь из добрых побуждений проделала какие-то крестообразные манипуляции ножом на полу около ребенка, чтобы он быстрее начал ходить своими ножками. Вроде ничего особенного, она сказала, что это "перерезание пут ребенку", что так делала ее очень православная бабушка и вообще ничего противоречащего Богу тут нет. Я попыталась объяснить ей, что нож и крест понятия несовместимые, что нужно просто молиться за ребеночка (к тому же, проблемы-то нет никакой слава Богу), крестом осенять, а не бабкины языческие обряды проделывать. Но она считает (издержки советского бытия), что раз ее набожная бабушка так делала, и она только добра желает, значит это правильно, что это не колдовство. Пыталась объяснить ей, что язычество-то и тянется от поколения к поколению, что христианство борется с ним, и все эти тьфу-тьфу-тьфу, чертыхания, посылания к черту (не из злобы, а для связки слов!), употребление слова Хоссади на каждом шагу - это ну совсем нельзя делать, в приметы любые верить - это все от бесов. Она меня не слушает. Я так поняла, она даже путает понятия славянство и православие.... и уверена, что в "разрезании пут ребенку" ничего противного Богу нет (она же не колдует, идолам не кланяется , как язычники, зла никому не желает).

Вот я и прошу Вас, Алексей Михайлович, напишите, пожалуйста для нее, желательно с ссылками на Святое Писание или труды Святых Отцов, чтобы она поняла, что же такое язычество на самом деле, что оно маскируется везде и в современности приняло иные образы.... Она меня не хочет слушать но согласна конкретно узнать, что скажет ей православный специалист по этим вопросам относительно "перерезания пут ребенку".

***

Ответ: Здравствуйте. Ваше обеспокоенность понятна.

К сожалению, случаи совершения тех или иных неправославных религиозных ритуалов в среде православных христиан нередки. Многие обряды пришли к нам из древних времен. Одной из главных причин «веры» в эффективность подобных обрядов, как раньше, так и теперь можно назвать недостаточность религиозной просвещенности.

Вы пишите: «Я попыталась объяснить ей, что нож и крест понятия несовместимые, что нужно просто молиться за ребеночка (к тому же, проблемы-то нет никакой слава Богу), крестом осенять, а не бабкины языческие обряды проделывать».

Народная традиция использования колюще-режущих предметов в борьбе с нечистою силой, достаточно стара. Вот, например, что пишет по данному поводу (не без иронии) известный писатель, этнограф XIX века Максимов С. В.: «Когда народная фантазия наделила чертей многими человеческими свойствами, последовательность воображения потребовала изобретения дальнейших сходств и уподоблений. Бесспорно решено, что эти духи подвержены многим людским привычкам и даже слабостям: любят ходить в гости друг к другу, не прочь попировать с развалом. На своих любимых местах (перекрестках и росстанях дорог) черти шумно справляют свадьбы (обыкновенно с ведьмами) и в пляске подымают пыль столбом, производя то, что мы называем вихрями. При этом люди, бросавшие в такие пыльные столбы ножи или топоры, удачно разгоняли свадьбу...» [1, с. 9].

Хочу отметить, что практика смешения языческих и православных традиций порою приобретала совершенно ужасные, извращенные формы (приведу пример): «В ночь на 1-е июня 1897 г., восемнадцать крестьянок деревни Полонской, Весьегонского уезда (Тверской г.), чтобы не допустить занесения в свою деревню сыпного тифа, валившего людей в соседней волости, “опахали” свою деревню: одна из женщин шла впереди с иконою в руках, за нею следовала другая верхом на помеле, потом третья с кочергой и черепом какого-то животного. За этим авангардом шествовали две бабы, запряженные в соху, которою управляла третья баба, и наконец, все остальные, гурьбой, с шумом, криками и бранью замыкали процессию» [1, с. 220-221].

Как правило, стремление дополнить православные традиции языческими вызвано убежденностью в недостаточной действенности христианских Таинств и молитв. Отсюда и желание усилить их дополнительными, магическими средствами. Насколько языческие религиозные обряды ничтожны в сравнении с богоугодной молитвой, хорошо продемонстрировал в свое время пророк Илия, во время жертвоприношения на горе Кармил. И в этом смысле Вы совершенно правы, утверждая, что «нужно... молиться за ребеночка.., крестом осенять, а не... языческие обряды проделывать».

Против волхвований и языческой магии Священное Писание выступает ясно и определенно: «Волхвóмъ живы́мъ бы́ти не попусти́те» (Исх. 22:18); «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:10-12).

Вы негодуете: «Я так поняла, она даже путает понятия славянство и православие.... и уверена, что в "разрезании пут ребенку" ничего противного Богу нет (она же не колдует, идолам не кланяется , как язычники, зла никому не желает)».

К сожалению, многие люди думают также. Мол, что в том плохого, если я дополню христианскую молитву тем или иным нехристианским обрядовым действием? Разве это оскорбляет достоинство Бога? Разве это магия? Но давайте задумаемся вот над чем. Когда христианин молится Богу, он чётко понимает к Кому он обращает молитвенную просьбу, на Кого возлагает надежду, и, наконец, Какая Высшая Сила способна эту молитву реализовать. Но ведь когда человек совершает неправославный религиозный обряд, или даже «просто» плюёт через плечо, он тоже надеется на какую-ту силу (а иначе какой ему смысл совершать тот обряд?). Выходит, что вера такого человека двояка: с одной стороны он верит в того, Кому молится (то есть в Бога), а с другой, во что-то еще. Но разве это дополнительное «нечто» не идол, не кумир?

Согласно аскетическому учению «Все неисчислимые блага “молитвы” в религиозно-нравственном отношении основываются на том, проистекают из того и обусловливаются тем, что в молитве реально осуществляется то “единение”, теснейшее и непосредственное общение человека с Богом, которое составляет сущность, необходимое условие и обязательное требование настроения “любви” человека к Богу» [2, с. 444-445]. А с чем или кем объединяется человек, реализуя то или иное языческое (суеверное) действие?

Вы упоминаете, что «язычество... маскируется... и в современности приняло иные образы». Действительно, нередко волхвы (чародеи, колдуны...) осознанно окружают себя, свое «рабочее место» той или иной православной символикой. Для многих из них такая символика — не более, чем завлекающая атрибутика. Однако на некоторых верующих сей антураж действует как гарантия: если в доме есть иконы и свечи, значит колдун — уже не колдун, а брат во Христе, значит ему можно смело доверять...

Спаси Господи! Помоги Вам Господь!

***

1.Максимов. С. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Изд. ТОО «ПОЛИСЕТ», 1994.

2.Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. К.: Изд. им. свт. Льва, папы Римского, 2006.

Источник: форум Azbyka.Ru

Опубликовано 14 января, 2017 - 15:54
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653