Вы здесь

Архимандрит Клеопа (Илие). Беседа с адвентистом о Священном Предании

Оппоненты: 

Сектант: Что есть Священное Предание, в котором пра­вославные видят второй источник Божественного откровения и потому ставят его вровень с Боже­ственным Писанием?

Священник: Священное Предание есть учение, препо­данное Церкви устно и впоследствии отчасти закре­пленное ею письменно. Как и Священное Писание, оно содержит Божественное откровение, необходи­мое для нашего спасения. Составляя второй источ­ник Божественного откровения и как таковой обла­дая тем же авторитетом, что и Священное Писание, оно есть жизнь Церкви в Духе Святом и живой по­ток этой жизни. От Адама до Авраама минуло более трех тысяч лет; прибавив же 430 лет, когда израиль­тяне были рабами в Египте (см.: Гал. 3:17), получим более трех с половиной тысячелетий. Все эти годы не было ни Священного Писания, ни празднования субботы, и избранники Божии руководствовались на пути к спасению лишь Священным Преданием, то есть учением о Боге, которое было усвоено изуст­но, и только 1700 лет от Моисея до Господа - Свя­щенным Писанием Ветхого Завета.    

И как до писанных книг Ветхого Завета мир узнавал о Боге и спасении лишь из Священного Пре­дания, и притом устного, так и до писанных книг Нового Завета Священное Предание, сообщаемое устно, оставалось для первых христиан единствен­ным путеводителем ко спасению. Первым вложш учение Нового Завета в уши людей Сам Господь наш Иисус Христос, Который три с половиной года земного Своего служения ничего не писал, но не­престанно учил. Исполнив же послушание Отцу, Он и апостолов Своих послал не писать, но проповедо­вать Евангелие всему миру: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20).

От дня своего основания и до того, как было на­писано первое Евангелие (Матфеево), Церковь жила без Писания Нового Завета, руководствуясь Священ­ным Преданием, часть которого лишь позднее за­крепила письменно. Немало было и иных писаний, о которых утверждалось, что они богодухновенны и принадлежат святым апостолам, но признавать их таковыми или нет, решала Церковь, ибо она, благо­даря Преданию, жила истиной Евангелия, до того как та получила письменное воплощение.

Итак, Священное Предание есть корень обоих Заветов, Ветхого и Нового, а потому мы называем его вторым источником Божественного Откровения и усваиваем ему то же значение и тот же авторитет, что и Священному Писанию.

Сектант: Священное Писание - это слово Божие, и непозволительно замещать или подменять его лю­бым преданием, которое есть слово человеческое, ибо в Евангелии написано: «Зачем... вы преступае­те заповедь Божиюради предания вашего? И еще: вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: ...люди сии... тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:3, 6-9; ср.: Мк. 7:13). Вот почему мы осуждаем вас, под­меняющих закон Божий, который содержится в Священном Писании, человеческим словом пре­дания.

Священник: Говоря так, ты заблуждаешься, ибо за­кон Божий не содержится весь в Священном Писании. Послушай божественного евангелиста Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если 1 бы писать о том подробно, то, думаю, и самому я миру не вместить бы написанных книг. Аминь»  (Ин. 21:25). И он же в одном из Посланий своих говорит: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1:12). Итак, видишь сам, что святой Иоанн Богослов предпочитал общение с учениками в живой беседе (из чего и составлялось Предание) письменному слову научения. Вы же, сектанты, слепо держитесь лишь записанного, словно не ведая, что  и Сам Спаситель, и многие из апостолов Его проповедовали не иначе, как устно. Это о вас, должно быть, предрек великий пророк Исаия: «…очами смо­треть будете - и не увидите» (Ис. 6:9).

Сектант: Христиане не должны соблазняться никаким человеческим учением, отличным от Божествен­ного, о чем напоминает им апостол: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пу­стым обольщением, по преданию человеческому... а не по Христу» (Кол. 2:8).

Священник: Имеющие превратный ум не могут разли­чать между преданием человеческим и преданием по Христу, то есть евангельским и апостольским Ты привел слово Священного Писания, которое от­носится к суетному мудрованию века сего, но не к Преданию Церкви Христовой. Ибо Священное Пре­дание - не предание человеческое, не ложная фило­софия, но слово Божие, переданное нам устно. Сам великий апостол Павел научает нас: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Вы же, сектанты, учите противоположному, не разумея, что и само Священное Писание - плод Духа Святого, произросший из корня Священного Предания.

Сектант: Чтобы спастись, истинным христианам до­вольно Священного Писания. Это подтверждают и слова апостола к Тимофею: «…ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:15-16). Итак, любые при­бавления к слову Божию недопустимы.

Священник: У апостола речь идет о ветхозаветном Пи­сании, ибо Писания новозаветного христиане тогда еще не имели. Если же применить сюда ваше толко­вание, придем к мысли, что и книги Нового Завета незачем было принимать, как появившиеся позже и потому не включенные святым Павлом в понятие «Писание».

Сектант: Мы не можем принять предание, в которое со временем вошло много ложного, так что теперь не­возможно отличить, что в нем от апостолов, а что из иных источников.

Священник: Послушай, человече! Не верь в этом деле ни уму своему, ни тем, у кого он подобным же образом помрачен. Усвой, что истины веры, запечатленные в Предании, Церковь закрепила в апостольских правилах, в правилах Вселенских и поместных соборов, в книгах исповеданий, составленных святителями и чудотворцами. Этим установила она правило святой православной веры, оградив ее от множества еретических напа­дений.

Что же до нерушимости Священного Предания, то она поддается испытанию. Ибо любое учение, заповедь или сказание, которые относятся к нему, имеет следующие признаки:

- не противоречит Священному Писанию, и зна­чит, исходит от Спасителя или божественных апо­столов, учивших по внушению Духа Святого;

- пребывает в совершенном согласии с учением всех или большинства отцов и учителей Церкви;

- сохраняется апостольскими Церквами, как име­ющее непрерывную преемственность до наших дней;

- принимается к руководству Вселенской Церко­вью;

Все, что не таково, не признается истинным и священным, а значит, ему нельзя и следовать.

Сектант: Что бы ни предпринимала, как говорите вы, Православная Церковь с целью оградить свое Пре­дание, мы доверяем исключительно Священному Писанию. Ибо первые христиане принимали толь­ко то, что записано там, о чем говорят и Деяния апостолов: «…они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). А значит и нам следует держаться толь­ко того, что вошло в Священное Писание.

Священник: Похвальбу вашу посрамляет божествен­ный Павел. Ибо он одобряет коринфских христиан за то, что хранят учение, полученное от него изуст­но, или через Предание: «Хвалю вас, братия, что; вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2). Итак, что лучше: гну­шаться Преданием, как делаете вы, или следовать великому Павлу, который хвалит тех, кто сберег Предание? Ведь в проповеди апостолов много того, что открыл им Сам Господь и что не вошло, одна­ко, в Писание. Вы хвалитесь своей верностью лишь записанному, апостолы же научают нас и тому, что оставалось незаписанным.

Сектант: Но откуда следует, что апостолы проповедо­вали что-либо сверх имеющегося в Писании?

Священник: Вот лишь несколько примеров. Святой апостол Иуда в своем Послании говорит: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Мо­исеевом теле, не смел произнести укоризненно­го суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9). Исследуй весь Ветхий Завет и посмотри, найдутся ли там еще где-нибудь эти слова Архан­гела. Но и далее в том же послании приводится пророчество Еноха, которого также не найти в вет­хозаветных книгах Библии: «… се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечести­вых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 1:14-15).

А великий Павел во Втором послании к Тимофею называет имена египетских чародеев Моисеева вре­мени, которые тщетно было бы искать в книге Ис­ход: «…как Ианний и Иамврий противились Моисею, гпак и сии противятся истине, люди, развращен­ные умом, невежды в вере» (2 Тим. 3:8). И он же на­поминает ефесским христианам речение Спасителя, которого нет ни у кого из евангелистов: «…блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

Итак, спрошу тебя, верящего лишь Писанию: откуда взяли эти слова оба апостола? И поскольку ты затрудняешься ответить, снова повторю, что апо­столы учили, опираясь на Священное Предание - то самое, которое вы столь безумно хулите. Выслушай, наконец, и святого евангелиста Иоанна, который го­ворит, что Спаситель наш Иисус Христос совершил в присутствии учеников много... «… и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин. 20:30), то есть в святом Евангелии, и «если бы писать о том подробно, то... самому миру не вместить бы на­писанных книг» (Ин. 20,30; 21,25).

Сектант: Но никакому преданию невозможно сохра­ниться от начала во всей чистоте, а потому впол­не надежно лишь то, что сберегло нам Священное Писание.

Священник: Человече, не будь глух к истине! Ты слышал Павлову похвалу коринфянам, которые сохранили незаписанные предания так, как вос­приняли из его уст. Слышал также речения Госпо­да и святых Его, сохраненные лишь Священным Преданием. Сверх того, я изъяснил тебе, как сбе­регалось оно на протяжении веков и в чем порука его чистоты и неизменности, но ты по-прежнему твердишь, что надежно лишь учение писанное. И потому раскрой уши ума твоего и выслушай еще раз апостола Павла, который убеждает нас хранить со всем усердием Священное Предание: «…братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). И в другом месте: «Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет ана­фема» (Гал. 1:8). Анафема же означает отсечение от таинственного тела Церкви Христовой и вверже­ние в ад вместе с бесами. Вот какому страшному осуждению подпадают все еретики-сектанты, не приемлющие Предания.

Сектант: Как могла ваша Церковь сохранить Предание в неизменности, если православные священники и богословы искажают даже Писание? Сравни Би­блию, изданную полвека назад с сегодняшней, и увидишь, насколько они не похожи. Подобным же образом поступали вы и с преданиями, якобы унаследованными от апостолов.

Священник: Церковь Христова не может заблуждать­ся, как невидимо руководимая «до скончания века» (Мф. 28:20) Самим Основателем ее и оберегаемая Духом Святым (см.: Мф. 10:17-20; Ин. 14:16-26; 15:26; 16:12-14; 1 Тим. 3:15 и др.). И если некоторые церков­ные писатели, будь то епископы, священники или миряне, при переиздании Библии заменяют уста­ревшее слово другим, взятым из сегодняшнего язы­ка, то это следует назвать уточнением, а не искаже­нием текста. Если бы воскрес в наши дни румын времен Мирчи Старого или Штефана Великого, он показался бы тебе иноплеменником, поскольку ни­кто сейчас не говорит на языке, каким изъяснялись тогда. Также и книги той поры с течением времени приводились Церковью в согласие с нынешней ре­чью, но это отнюдь не меняло их смысла.

Перечисляя то, чем удостоверяется чистота Священного Предания и многовековая его не­изменность, я называл древние символы веры, апостольские постановления, догматические определения семи Вселенских соборов и так далее. Приведу теперь иные свидетельства, в которых от­ражена вера Церкви времен апостольских и бли­жайших к ним.

Писания святых отцов и древних апологетов полны доказательств того, что Священное Преда­ние всегда глубоко почиталось Церковью:

- св. Игнатий Богоносец (+ 107), муж апостольский, то есть ученик апостолов, как свидетельствует нам историк Евсевий Кесарийский, увещевал христиан остерегаться учений еретиков и блюсти апостоль­ское Предание;

- св. Поликарп, епископ Смирнский, также при­числяемый к мужам апостольским, передал своей пастве учение, какое слышал от апостолов;

- церковный писатель Егезипп, согласно тому же Евсевию Кесарийскому, собрал все апостольские предания и свел большинство их в пять книг, кото­рые впоследствии, однако, были утрачены;

- святой Ириней, епископ Лионский (+ 202), в сво­ем сочинении против еретиков говорит: «Все жела­ющие видеть истину могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире»;

- Ориген (+ 254), один из учителей Церкви, вто­рит ему: «Мы должны хранить церковное учение, преданное от апостолов чрез порядок преемства, и пребывающее в церквах даже доселе»;

- св. Василий Великий (+ 379) свидетельствует: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церк­ви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Пре­дания, приняли мы втайне, но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия»;

- св. Епифаний Кипрский (+ 403) учит: «Надлежит хранить Предание, ибо невозможно узнать все из Священного Писания; святые апостолы одно вло­жили в Послания, иное - в Предание»;

- св. Иоанн Златоуст(+ 407), толкуя Второе посла­ние к Фессалоникийцам святого апостола Павла (см.: Фес. 2:15), показывает, что апостолы «не всё передали через Послания, но многое сообщали и не на письме; между тем и то и другое равно достовер­но». И потому увещевает: «Есть Предание - больше не ищи ничего»;

- св. Григорий Нисский (+ 394): «Достаточно иметь от отцов дошедшее к нам предание, как наследство какое, сообщаемое нам по порядку от апостолов чрез последующих святых»;

- св. Киприан Карфагенский (+ 258): «Если возвра­щаемся к Главе и Источнику Божественного Преда­ния, прекращается человеческое заблуждение».

Но и древняя практика Церкви также свиде­тельствует об исконном авторитете Священного Предания. Ибо к нему, наряду с Писанием, взывали и первые еретики, и первые борцы с ересями: пер­вые - утверждая, что их мнения составляют часть апостольского Предания, вторые - убедительно до­казывая ложность этого утверждения.

Итак, подобает нам с великим благоговением хранить Священное Предание, ибо в одном Священ­ном Писании невозможно найти все, служащее ко спасению. Во множестве случаев Священное Писа­ние, научая нас тому, что должно делать - исповедо­вать грехи свои, креститься, причащаться, молиться, не указывает, каким образом исполнять должное.

В самом деле, Писание ли научило нас об­ращаться во время молитвы к востоку? Из Писа­ния ли узнали епископы и священники наши, как призывать Дух Святой на Пречистые Дары - хлеб и вино Евхаристии? Писание ли указало им благо­словлять воду при крещении, троекратно погружать крещаемого, а его самого - отрекаться от сатаны? Писание ли донесло до христиан славословие Свя­той Троице - «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»? Вот вопросы, с которыми обращается к нам не кто иной, как святой Василий Великий. И он же предо­стерегает: «Ибо если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии».

Итак, запомни, что авторитет Священного Пре­дания основан на тесной связи его со Священным Писанием и на том, что они дополняют друг друга, в равной мере служа для нас источниками Боже­ственного откровения, а потому не могут вступать в противоречие.

Священное Писание только в Священном Пре­дании черпает непреложное свидетельство о бо- годухновенности своих книг, а истинность же Предания проверяется его духовным единством с Писанием.

* * *

Православный: Но как возникло Священное Предание?

Священник: На заре Церкви Божественное учение пришло к людям чрез Господа нашего Иисуса Хри­ста, Сына Божия и Бога истинного. Обладая всей полнотой ведения как носитель Божественной жизни, Он Сам был живой истиной и живой про­поведью о ней. Провозвестниками этой истины ста­ли апостолы, посланные Им во все концы земли. Апостол Павел ясно показывает, что апостольская проповедь есть само слово Христово: «Но как при­зывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без пропо­ведующего? И как проповедовать, если не будут посланы?.. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:14-15,17).

Святые апостолы не имели еще Писания Нового Завета, но вышли на проповедь как носители Боже­ственного учения, воспринятого от Самого Господа Иисуса. Церковь же, в свою очередь, получила это учение от святых апостолов, которые сообщили его епископам, а те - своим преемникам.

Православный: Итак, Предание апостольское - это и есть Предание Церкви?

Священник: Они неразделимы. Ибо Предание апо­стольское дошло до нас неповрежденным, без при­бавлений и изъятий, через Предание Церкви.

Блаженный Августин говорит, что истины Пре­дания, хранимые Церковью по всей земле, вверены нам или апостолами, или Вселенскими соборами. И если некое установление, издревле содержимое Вселенской Церковью, имеет иной источник, неже­ли определения святых ее соборов, то оно восходит к самим апостолам. Предание апостолов и есть Пре­дание Церкви. Признак истинного Предания - его непрерывность. «Великие отцы-богословы, - про­должает блаженный Августин, - хранили то, что застали в Церкви. Чему научились они от предше­ственников своих, тому научили (других). Что по­лучили от отцов, то передали сынам». Вот почему, по словам Оригена, «только той истине должно веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и апостольского Предания».

Православный: Какова связь между Церковью и Свя­щенным Преданием?

Священник: Церковь хранит Предание, а Преданием соблюдается единство Церкви. Когда скончался по­следний апостол, жизнь в Духе не пресеклась, ибо Спаситель обещал Своим ученикам и их преемни­кам, что пребудет с ними до скончания веков и что Дух Святой поможет им в уразумении и безупреч­ном хранении всякой истины (см.: Ин. 16:13). Потому и называют Священное Предание живой памятью Церкви. Предание есть жизнь Церкви, а Церковь - пространство Предания.

Православный: А где содержится Священное Предание?

Священник: Священное Предание содержится:

- в догматических определениях и правилах семи Вселенских и девяти Поместных соборов, с Симво­лом веры во главе, составленным Никейским (325) и Константинопольским (381) соборами;

- в восьмидесяти пяти апостольских правилах;

- в творениях святых отцов;

- в исповеданиях веры мучеников;

- в догматических определениях против ересей;

- в богослужебных книгах Церкви;

- в исторических свидетельствах об апостольской вере.

Православный: В чем наш долг перед Священным Преданием?

Священник: Наш главный долг перед Священным Преданием - свято и неприкосновенно хранить его содержание, подобно содержанию Священного Пи­сания, как делали то отцы древнейших времен.

Православный: Каковы признаки подлинного Предания?

Священник: Признаки подлинного Предания ис­числены святым Викентием Леринским, который говорит: «В... Кафолической (т. е. Вселенской. - Авт.) Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл: наименования сего, - то, что все вообще объемлет. Но это будет... тогда, когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности по­следуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по земному шару Церковь; а древности - тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию - тогда, когда в самой древности после­дуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников».

Архимандрит Клеопа (Илие). Путеводитель по православной вере. М., 2012. С.59-74

Опубликовано 17 октября, 2013 - 18:52
 

Похожие материалы

Елена Г. Уайт: Миф и Правда
Библия с
подстрочником
Святоотеческие
толкования
Реабилитация
наркозависимых

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653