Вы здесь

Диалог с протестантами, или Битва парадигм

Однажды христианин встретился с индусом.

— Христос — это Бог! – сказал христианин.

— Да нет же, Христос — воплощение Вишну, — возразил собеседник.

— Давай прочтем, что о Нем написано в Слове Божьем, — сказал, открывая Библию, христианин.

— Давай. Только Слово Божье — это не Библия, а Бхагават-Гита, — ответил индуист.

…Так они и не смогли наладить диалог, даже поспорить не смогли, хотя говорили вроде бы на одном языке. На самом же деле — изъяснялись на разных.

Практически каждый православный хотя бы раз сталкивался и пытался дискутировать с протестантами — защищая истины православия или обличая заблуждения последних. К сожалению, зачастую такие беседы ни к чему не приводили, ибо через некоторое время обнаруживалось, что рассматривают люди одни и те же вещи с совершенно противоположных ракурсов.

Ясно, что подобный диалог был обречен и часто заканчивался перепалкой и взаимными обвинениями.

Так случается потому, что любой человек рассуждает в рамках определенного мировоззрения, в пределах некой парадигмы собственного мышления. И если один собеседник не знаком с образом мыслей другого — разговора не получится. Иными словами, когда православный христианин хотя бы в общих чертах не ведает, какими категориями думает протестант, полемика станет битвой, что не принесет пользы ни одному, ни другому.

Кроме того, некоторая информация о ключевых моментах в разнице мировоззрений православного и протестантского христианства может сослужить добрую службу протестантам, переходящим в Русскую Православную Церковь.

Первое, что мы рассмотрим — это понимание истории Церкви, ее развития. Здесь между православными и протестантами существуют огромные разногласия.

Понимание истории Церкви

Обратимся к истории Церкви. Наверное, каждый слышал упрек протестантов в адрес Православной Церкви: а разве в первой Церкви, у апостолов, были иконы? Разве в Новом Завете говорится о том, что христиане строили храмы?

Православный часто даже не считает этот упрек серьезным. Церковь Христова как зернышко, посаженное и выросшее в огромное цветущее дерево, понятно, что росток должен отличаться от взрослого дерева. Ход церковной истории для православного менталитета — это постоянный рост, вопреки потрясениям, испытаниям и атакам в той или иной стране. Поэтому нормально и естественно, что канон Нового Завета был составлен окончательно в IV веке, а иконоборчество было побеждено только в IX.

Однако для протестанта церковная история выглядит совсем по-другому. Протестант считает, что идеальная, совершенная Церковь была в самом начале и точно описана в Новом Завете. После же у учеников апостолов началось отклонение от истины, которое закончилось полным разложением в темные века Средневековья.

По их мнению, восстановление истины в Церкви началось в XVI веке, с началом реформации Лютера, Кальвина, Цвингли. Затем процесс восстановления и развития пошел дальше — баптисты вернули в учение правильное крещение, методисты — еще одну деталь, пресвитериане – еще, наконец пятидесятники – восстановили день Пятидесятницы, то есть крещение Духом Святым, таким образом почти полностью вернувшись к новозаветной модели. Харизматические течения усилили эту модель учением о пасторской власти, благословении в преуспевании и всепобеждающей вере. Православные же для протестанта — атавизм, что-то вроде мамонтов, не вымерших по странному стечению обстоятельств.

График развития Церкви (в протестантском понимании) — некая унылая парабола, с двумя позитивными точками — в начале (Новозаветная Церковь) и в конце (современная протестантская). Эта дуга не позволяет мышлению принимать во внимание то, что происходило между III и XVI веком. Все, что происходило в это время, сразу же отвергается, как сделанное людьми, находящимися в заблуждении.

Если бы дело обстояло именно так — это значило бы, что Бог оставил Свою Церковь на 16 веков и только потом начал восстанавливать. И эта мысль является абсурдной, потому что написано в Библии: «создам Церковь свою и врата ада не одолеют ее» и «се, Я с вами во все дни до скончания века».

Вспоминая новозаветную Церковь, стоит сказать протестанту и о том, что иконы появились уже в I веке.

Самые древние найденные археологами священные изображения в христианской Церкви относятся к I веку. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Р. X., т. е. еще в апостольское время. При археологических раскопках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение Креста. И первая литургия святого Иакова была также совершена в это время.

Не стесняйтесь привести факты о том, что Церковь после долгой борьбы установила истину иконопоклонения, и о том, что сам канон Нового Завета был составлен только в IV веке и был окончательно принят вторым правилом 5-6 собора (Трулльского) (692 г.).

Движение Духа или проклятия раскола?

Важен довод, что картина истории Церкви хороша только с точки зрения последних течений протестантов: новых пятидесятников и харизматов. Лютеране считали, и, думаю, официально продолжают считать протестантами только себя, остальные «ветви» в их понимании — еретические. Так же думали и пресвитериане, и баптисты. Все они отлучали от церкви и проклинали вновь появляющиеся в своей среде течения. Баптисты долгое время считали пятидесятников одержимыми бесами и даже не общались с ними.

Говоря об ответвлениях, хорошо привести реальную историю раскола — вспомнить, как от единой Церкви отделились сначала католики, но так как Бог поругаем не бывает, в XVI веке и от них отделились лютеране, из их сообщества — вышли другие «новаторы», и этот распад продолжается по сию пору.

Протестанты вошли в проклятие раскола и уже не могут остановиться — дробясь и распадаясь на деноминации, малые группы и мельчайшие группки. При этом каждый отделившийся утверждает, что именно его учение и есть полнота.

Но Церковь — Тело Христово. Здорово ли тело, в котором происходит бесконечный рост раковых клеток? Этот вопрос может заставить протестанта задуматься.

Истинная же Церковь Христова — Церковь Православная, как была, так и стоит — как столп и утверждение истины.

В диалоге хорошо добавить, что православие — это не вера. Вера у нас — христианство! Слово же «православие» было прибавлено Игнатием Богоносцем в начале христианской эры для различения истинных Христиан от бесчинных сборищ, о которых говорили ещё апостол Павел и апостол Иоанн Богослов.

Православие и мир

Опубликовано 13 сентября, 2014 - 18:29
 
Библия с
подстрочником
Святоотеческие
толкования
Реабилитация
наркозависимых

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653