Вы здесь

Об именах Божьих. Христос как Господь

Как известно свидетели Иеговы придают исключительное значение Божьему Имени ИЕГОВА (ЙХВХ). Они утверждают, что данное имя является единственным священным именем Бога. Все остальные наименования, такие как Всемогущий, Всевышний, Господь, Саваоф, являются лишь титулами. Причем титулы понимаются ими как некие ярлыки, а Имя как выражение Его сущности.

Однако само понятие «титул» в Библии не встречается. Что есть титул? Это почетное звание, наследственное или присваиваемое лицам для подчёркивания их особого, привилегированного положения. Титул неразрывно связан со статусом. В принципе он ничего не говорит о сущности его носителя.

Простой анализ Ветхого Завета дает нам три ярких примера, показывающих, что для Моисея и пророков именем Всевышнего было не только четырехбуквенное ЙХВХ. Так, в Исх. 34:14 мы читаем: «Ты не должен кланяться другому богу, так как Иегова, чьё имя Ревнивый,— он ревнивый Бог» (ПНМ). Итак, имя Бога – Ревнитель. Другой пример: «Итак, переселю вас далее Дамаска, говорит Иегова; имя Его Бог воинств» (Ам.5:27, ПАМ)[1]. Здесь встречаем еще одно имя – Бог воинств (Саваоф). Обратимся к пророку Исайе: «ты, Иегова, наш Отец. Твоё имя с древних времён — наш Выкупающий» (Исаия 63:16, ПНМ). А здесь Богу усваивается другое имя – Искупитель. Таким образом, в сознании ветхозаветных авторов все эпитеты, описывающие свойства сущности Бога, есть Его имена. Причем, как древняя иудейская, так и классическая христианская традиции единогласна в этом вопросе. Бл. Иероним Стридонский, древний переводчик ВЗ и ученый-гебраист, свидетельствовал о том, что древние иудеи выделяли десять основных имен Божьих: Эль (Бог в ед. числе), Элохим (Бог во мн. числе), Саваоф, Элион (Всевышний), Йэхьйе (Я стану/Я есть), Адонаи (Господь), Йах, ЙХВХ и Шаддай (Всемогущий)[2]. Свидетельство Иеронима подтвреждаетсятрактатом Мишны под названием «Авот рабби Нафана» (гл.24,28).

Имена в библейском ветхозаветном миропонимании были неразрывно связаны с сущностью или предназначением его обладателя. Так, мы встречаем неоднократные упоминания переименования библейских героев с целью подчеркивания их нового качества. Например: «И отныне ты не будешь называться Аврамом [евр. «отец величия»]; но да будет тебе имя: Авраам [евр. «отец множества»]; ибо Я делаю тебя отцем множества народов» (Быт.17:5). Поскольку Бог обладает множеством свойств, он имеет не одно имя. Однако наиболее возвышенным и глубоким все же является четырехбуквенное имя ЙХВХ, динамически указывающее на непреходящее бытие и универсальность его Личности. Но утверждать, будто это имя единственное, просто неверно. Никакое имя не может дать абсолютного описания неизреченной сущности и личности Бога. В этом контексте и говорит Иустин Мученик: «никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие»[3].

Особо интересно отметить причину того, почему четырехбуквенное имя ЙХВХ появляется только во 2 главе книги Бытия (2:4). До этого места последовательно употребляется имя Элохим, Бог. Этот факт не мог не обратить на себя внимание со стороны иудейских мудрецов, комментирующих Тору. Согласно их объяснению во второй главе Бытия человек выходит на первый план и потому там упоминается имя ЙХВХ, которое связывается с милостью. Первая же глава акцентирует внимание на творческих процессах мироздания и потому употребляется имя Элохим, связываемое со справедливостью. Таким образом, в зависимости от подчеркивания свойств Бога меняется и употребления Его имен.

Иисус Христос - Кύριος

Тема имен Божьих неразрывно связана с вопросом многочисленных употреблений этих имен применительно к Иисусу Христу в Новом Завете. Для одних – это несомненное указание на равенство воплотившегося Сына Богу Отцу. Для других – лишь указание на высокое положение Христа и его роль как представителя Бога.

Проводимое различие между именем и титулом позволяет свидетелям Иеговы нивелировать значение ветхозаветных имен Божьих усвояемых Иисусу Христу в Новом Завете, как например, Бог, Спаситель, Первый и Последний, Сильный Бог, Господь, Царь, Судья, Искупитель и т.д. Так как титул не выражает свойство сущности, эти эпитеты не делают Сына равным Отцу. Однако выше мы увидели, что библейскому языку не знакомо понятие титула.

В литературе свидетелей Иеговы приводятся апологетические обсуждения каждого «титула» Христа. Весь их смысл сводиться к тому, что именование Сына аналогичное Отцу лишь указывает на чрезвычайное положение Христа и его роль в Божьих замыслах. Из всех перечисленных «титулов» наибольший интерес вызывает эпитет Господь, чаще всего употребляемый по отношению к Иисусу Христу в новозаветных писаниях.

Для свидетелей Иеговы Христос - Господь в том смысле, что он прославленный Царь, Господин и Владелец христиан[4]. Но Господом Христа называли люди, жившие в определенной религиозной традиции. Следовательно, нужно исходит из того, какой смысл вкладывали в I веке в это имя как палестинские, так и грекоговорящие иудео-христиане рассеяния. Вспомним, что именно они, включая большое количество прозелитов и «боящихся Бога», составляли основной костяк первых христианских общин.

Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению этого вопроса, обратимся к примечательным местам Нового Завет, проливающих свет на смысл именование Христа Господом. Прежде всего, укажем на то, что понятие Господь, применительно к Христу, употребляется ап. Павлов в сугубо религиозном контексте (Эф. 4:5). О коринфянах апостол говорит как о «призывающих имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте» (1Кор.1:2). Безусловно, устойчивое выражение «призывать имя», заимствованное из Септуагинты, указывает на молитвенное поклонение. В этом же послании мы находим яркий пример такого призывания Христа в виде арамейской фразы маранафа, которое означает «приди Господи!» (1 Кор. 16:22, ср. Отк. 22:20).

Рассмотрим отдельно 1 Кор. 8:5,6, где сказано: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».

Первая часть отрывка говорит о том, что среди древних была распространена вера во множество богов. Особо стоит обратить внимание на то, что ап. Павел говорит о языческом религиозном пантеоне как о «богах и господах», которым поклонялись древние. Библеист B. Witherington отмечает: «Термин kyrios присутствует как в религиозных, так и в светских текстах времени появления НЗ. С одной стороны, и народные и мистические религии, в особенности на Востоке (т.е. в Египте, Сирии, Малой Азии, но также и в Греции и в других места), охотно прибегают к термину kyrios (в женском роде kyria), говоря о богах и богинях, подобных Исиде, Серапису или Осирису (см. Эллинизм). К примеру, мы располагаем свидетельствами об использовании термина во множестве папирусов и надписей, посвященных Серапису (напр., «Я благодарю господа Сераписа (to kyrio) за то, что он спас меня, когда я подвергался опасности на море», письмо Апиона, служившего в римском флоте во II в. н.э., отцу). Вот еще одно письмо от сына матери, II в. н.э.: «Я каждый день молюсь за тебя господу Серапису (to kyrio)». В этих контекстах совершенно очевидно, что термин kyrios обозначает божество, способное отвечать на молитвы и заслуживающее благодарности за оказанную людям помощь (ср. Пиндар Истм. 5.53; Платон Законы 12.13)»[5].

Эти детали крайне важно учитывать при толковании следующей части речи, где ап. Павел говорит об Отце как о единственном Боге и об Иисусе Христе как о единственном Господе. Свидетели Иеговы считают, что этими словами апостол противопоставляет Христа Богу. Однако контекст показывает, что противопоставление делается не между Богом и Иисусом, а между ними и языческими богами-господами. Следуя их логике, придется заключить, что раз Иисус Христос единственный Господь, значит, Бог Отец Господом не является!

Древний толкователь Феодорит Киррский так обращал внимание на этот момент: «Здесь достойна удивления мудрость апостольская. Ибо в сказанном выше, показав, что наименованию: Бог, наименование: Господь равносильно (в словах: богов много и господ много), теперь Апостол разделил сии наименования и одно положил к Отцу, а другое к Сыну, врачуя тем немощь коринфян (то есть, возводя их к познанию равенства Отца и Сына)».

Так, что же понимали первые христиане под словом Господь? Как бы ни хотелось свидетелям Иеговы, но все имеющиеся данные указывают на то, что в I веке иудеи не произносили вслух присутствующее в тексте четырехбуквенное имя ЙХВХ, заменяя его при чтении и общении именем Господь (евр. Адон, арам. Марэ и греч. Кириос). В сознании иудея, будь то палестинского или грекоговорящего, имя Господь было равнозначным синонимом или заменителем имени ЙХВХ. Как показывает авторитетный исследователь и библеист Joseph A. Fitzmyer на основании свидетельств из кумранских рукописей, Иосифа Флавия, Филона Александрийского и второканонических книг, обращение Господь по отношению к ЙХВХ в I веке было обычным как на иврите и арамейском, так и на греческом языках[6].

Поэтому когда прозелит или иудей слышал такие слова как: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12:3) или «если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9), он делал однозначный вывод: Иисус Христос является в высшем смысле Божественной Личностью, равной ЙХВХ, но при этом он не Авва (Отец).  Безусловно, христиане из язычников усвоили от них аналогичное понимание. Экзегет и библеист R.C.H Lenksy отмечает: «Употребление титула Κύριος применительно и к богам и к императорам (как показывает Дайсман в книге Light from the Ancient East, стр. 353–361) многое проясняет, и Павел, несомненно, упомянул этот эпитет, потому что он было широко распространен в языческом мире» (Lenski's Commentary on the New Testament (LCNT), 12 vol., Commentary on 1 Cor.). Напомним, что императорам в античном мире оказывалось именно религиозное почитание, которое отказывались воздавать ранние христиане. Следовательно, противопоставление истинного Господа «так называемым господам» указывает как раз на религиозное почитание Христа.

Сделанные нами выводы подтверждает еще одного утверждение ап. Павла: «ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2:8). Можно ли сомневаться в том, что когда иудей слышал эти слова, ему на ум не приходил бы текст из псалма, относящегося к ЙХВХ: «Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс.23:8). Термин «Господь славы» многократно используется в известной апокрифической книге 1 Еноха (из которой взята цитата в Иуды 14,15) применительно к Всевышнему: «будут прославлять Господа славы, вечного Царя» (1 Ен. 5:41), «воссядет Святый и Великий, Господь славы, вечный Царь» (1 Ен. 5:28).

Теперь мы пришли к главному вопросу: может ли Отец дать другому то, что принадлежит исключительно ему самому? Может ли он дать свою славу другому? Нет, говорит Он: «не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8). Но Иисус Христос говорит: «Отче Святой, соблюди их во имя Твое, которое Ты дал Мне, чтобы они были едино, как Мы» (Ин. 17:11, ПЕК).  Если Отец дает Сыну свое имя, значит он не иной. Справедливо замечает Иоанн Златоуст: "Было бы крайне дерзновенно принадлежащее естеству, ни с чем несравнимому, относить к естеству меньшему и подчиненному"[7]. Отец может разделять славу и власть лишь с равным себе поэтому религиозное поклонение Сыну восходит все равно к Отцу: «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос - Господь, во славу Бога Отца» (Фил.2:10,11). Здесь ап. Павел цитирует Ис. 45:23 по Септуагинте. Эту же цитату он приводит и в Рим. 14:11 «Ибо написано: Живу Я, говорит Господь: предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык исповедает Бога» (Рим.14:11). Как у Исайи, так и у Павла, цитата относиться к поклонению и исповеданию Бога. Но в Фил. 2:10,11 цитата применяется им же по отношению к Христу. Следовательно, Павел либо не понимает Ветхий Завет, либо провозглашает Иисуса Христа истинным Богом.

 




[1] В ПНМ знаки препинания и порядок слов намеренно изменены: «И я отправлю вас в изгнание за Дамаск“,— говорит тот, чьё имя Иегова, Бог воинств».

[2] Письмо Марцелле (XXV).

[3] Апология первая, гл. 61.

[4] Сторожевая Башня за 1994 от 1 июня, стр. 28—31.

[5] «Иисус и Евангелия», М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2003.

[6] «To Advance The Gospel. New Testament Studies. Second Edition». Grand Rapids, Michigan / Cambridge, U.K.1998. P.222,223.

[7] Том VIII, книга 1, 6. Беседа 5.

 

Опубликовано 24 августа, 2012 - 15:19

Комментарии

Аватар пользователя Vashevich

"Исх. 32:14 мы читаем: «Ты не должен кланяться другому богу, так как Иегова, чьё имя Ревнивый,— он ревнивый Бог» (ПНМ)."     Исход 34:14     jw.org/ru/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%8F/%D0%98%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4/34/#v-14

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653