Вы здесь

Кое-что о моральном облике Кальвина

Поскольку современные протестанты не могут похвастаться ни неизменностью учения, ни красотой святости, они пытаются идти другим путем. Например, кальвинисты настаивают, что их учение ведет к особенно высокой нравственности . Но отвечал ли требованиям высокой нравственности сам Кальвин? Вот характеристика светского автора: «убежденный в своей непогрешимости, он всех своих противников считает врагами божественной истины, орудиями сатаны, злобными богохульниками .. нет наказания, которое казалось бы ему достаточно строгим для людей, не признающих божественного слова, истинным глашатаем которого он считает себя; нет брани, достаточно сильной для них. «Нечестивые собаки», «шипящие змеи», «дикие звери» и т.п. – вот обычные эпитеты, которыми он награждает своих противников» . Когда Кальвин стал дикта-тором Женевы, он ввел там весьма жестокие порядки. Он обра-зовал консисторию, или коллегию старейшин. Это было нечто среднее между трибуналом инквизиции и светским судом, что воплощало взгляды Кальвина на связь церкви и государства. Члены консистории обязаны были преследовать всякое богохульство, идолопоклонство и безнравственность. Воплощалось это своеобразно. Смертная казнь была предусмотрена за богохульство, ересь, подрыв существующего строя, супружескую измену, проклятие отца сыном. В небольшом городе за 4 года было вынесено 58 смертных приговоров и 76 человек было изгнано. Пытка была необходимой принадлежностью любого допроса. Детей заставляли свидетельствовать против родителей.  27 человек было изгнано только по подозрению. За три месяца 34 человека погибло (были убиты или покончили жизнь самоубийством) в связи с обвинениями в колдовстве .Дисциплина, установленная Кальвином, была железной: «Богатые и бедные, мужчины и женщины должны были по первому требованию предстать перед грозным трибуналом и за малейшее, нечаянно сорвавшееся, вольное слово, за улыбку некстати во время проповеди, за слишком нарядный костюм, за завитые волосы выслушивали гневные приговоры, выставлялись у позорного столба, подвергались .. штрафам, тюремному заключению» . Кстати, Кальвин вносил регламентацию в малейшие детали, определяя цвет и фасон костюмов, а также  качество материи. Это касалось и пищи. Однажды три кожевника были приговорены к трехдневному заключению, т.к. съели за завтраком три дюжины пирожков!  Собственно, церковная дисциплина в Женеве Кальвина была жестче, чем в других церквах. Человек должен был всегда посещать только свою приходскую церковь. Если он заболел, то в течение трех дней должен был уведомить священника.  Если кто-то хранил у себя икону, крестик или четки, то это приводило к жестокому наказанию за «католическую ересь» . В связи с этим, Вольтер как-то сказал, что «Кальвин широко растворил двери монастырей, но не для того, чтобы все монахи вышли из них, а для того, чтобы загнать туда весь мир» . Поэтому, когда говорят о высокой нравственности в кальвинистской Женеве, то надо добавить: да, это «нравственность», но это «нравственность» тоталитарного режима, «нравственность» сюрреалистического монастыря.

Опубликовано 15 июня, 2012 - 18:17
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653