Вы здесь

О положении женщин в исламе

1. Что о женщинах сказано в Коране?

Знаете, Виталий Юрьевич, вот уж поистине странная вещь – когда исламские апологеты пытаются опровергнуть "лживые обвинения о положении женщины в Исламе", они начинают приводить общие цитаты из Корана о человеке. К примеру, некий Сулейман Сакр, рядовой мусульманин, на статью которого я случайно наткнулся на просторах интернета, решил начать свое творение с напоминания о равности всех перед Аллахом, а конкретно, с аята 20:124:  "А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым". Однако, описывая положения Ислама о женщинах, он озаглавил один из пунктов словами аята 4:34: "Мужья стоят над женами". И вправду – во многих местах женщина ставится ниже мужчины. 2:282 говорит, что голос одного мужчины по Шариату равен голосу двух женщин: "И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то - мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей". Также и в наследстве – 4:11 говорит: " Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин". Да и вообще: "Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете" (2:223)... Приведя эти же цитаты (и другие, которые будут приведены мною по ходу Ваших вопросов ниже), Сакр, в унисон со многими другими авторами подобных публикаций восклицает: "Велика свобода женщины в Исламе! Как они еще могут сомневаться?!"...Было бы смешно, если бы не грустно...

Мусульмане Саудовской Аравии и стран Ближнего Востока искренне верят в эту свободу женщины в своей религии, свободу более обширную, нежели в иных вероучениях. И это понятно исторически. На протяжении веков общество, не затронутое религией Ветхого Завета (а впоследствии и Нового) и правда относилась к женщине лишь потребительски, считая ее лишь способом удовлетворения своих низменностей. Появление девочки в семьях воинов-кочевников Аравии воспринималось как немилость богов и позор. И в связи с этим было распространено закапывание девочек живьем – арабское "Уа'ад аль банат". Коран сам  приводит это сравнение – себя и обычаев: "Когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили" (81:8,9). Да, для тех времен это был прорыв. Но совместим ли он с прорывом  этих слов? "Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё" (Еф 5:22-25)? Актуален ли он сейчас? Люди, защищающие Коранический текст, как мы видим, боятся дать себе в этом ответ.

2. Какие примеры отношения к женщинам мы можем найти в хадисах?

Сунна вторит Корану своими текстами о женщинах. Однако в хадисах Мухаммад не забывает Коран дополнять – как разъяснениями, так и своим мнением. К примеру, Мухаммад говорит: "Если бы я приказывал кому-либо пасть на колени перед кем-либо, я бы приказал женщине пасть на колени перед ее мужем" (Аль-Тармузи, 1079). В другом же месте: "Женщина - как ребро – кривая; если захочешь распрямить и исправить ее, то поломаешь ее, а если хочешь насладиться ею, то насладишься и в кривости ее" (Сахих аль- Бухари, 5184).  Как Мухаммад относился к женщинам, откровенно рассказывает его жизнеописание. Нескончаемое количество наложниц (к которым относились,  как к части имущества), которых он уводил после очередных битв (яркий пример – это штурм евреев Бани Курайза, в результате которого были убиты все мужчины, а имущество и женщины были распределены Мухаммадом среди мусульман), и "исключительное право" пророка иметь нескончаемое количество жен (всего их было 13) говорят сами за себя. Ну а так как все действия пророка "санкционированы" свыше, то они являют пример для всех мусульман и поныне.

3. Что собою представляет брачное право в исламе и каковы по нему права у мусульманок, тождественны ли они правам мужчин?

Вот юноша решает жениться. И, естественно, первый его шаг – это выбор. Критерии выбора определил сам Мухаммад: "лучшая женщина -  это та, при взгляде на которую наслаждаешься, которая слушает тебя в приказах твоих, которая верна тебе собой и деньгами твоими" (Аль-Нисаи, китаб аль-никах,6/68, №3231). В Саудовской Аравии невесту ищут родители. Жених имеет право встретиться и поговорить с избранницей родителей (естественно, в присутствии родственников - своих и невесты). Дотошность проверки невесты со стороны жениха и его семьи поражает – сам Мухаммад при сватовстве посылал свои родственниц с увещанием: "Проверьте все! Нюхайте ее рот! Нюхайте ее подмышки!" (Марасиль Аби-Дауд, №190). При согласии жениха, отца невесты, и при наличии двух свидетелей свершается т.н. никах – обряд, при котором устанавливается брак словами отца (или представителя невесты при смерти отца – дяди, брата и т.д.) невесты: "дочь (или сестра, племянница...) моя жена твоя", а также ответом жениха:  "принял я ее женой своей". С этого момента жена полностью подчиняется мужу, она даже не может выходить из дома без разрешения мужа (Маталиб аули аль-нахи, 5/271), иначе она считается непокорной и горделивой, и муж вправе прекратить ее содержание и общение с ней, и, в случае "непокорности" ее  в дальнейшем, имеет право развода с ней.

Известны уровни наказания "непокорных" жен.  Если жена, к примеру, уклоняется от выполнения "супружеского долга", то Коран (4:34) предписывает вразумление словами. Если же это бездейственно - прекращение общения и проведения ночи с ней на одном ложе. Если и это не дало результата, то в ход идут удары. Ибн Аббас, передавая слова Мухаммада, говорит: "…бить надо больно и до тех пор, пока она не согласится на совокупление" (Аль-Табари,6/709). Книга "Аль-бахр Аль-мухит" в главе 3/252  разъясняет правила избиения: "В начале – легкая пощечина. После – палка или хлыст.. бить больно, но без следов, пускания крови и уродования... если же и удары не подействовали, то следует связать ее и совокупиться, так как это – его право". Строки говорят сами за себя...

Пытаясь оправдать это насилие, мусульмане прикрываются цитатой "избиение без следов". Но всегда при этом мне вспоминаются строки детективного романа Б.Акунина "Декоратор":

" — Из семнадцати интересующих нас мясников четверо татары и трое жиды. Они — на подозрении первые. Но чтобы избежать упреков в предвзятости, я арестую всех. И поработаю с ними как следует. Слава Богу, опыт имеется. — он хищно улыбнулся и потер руки. — Стало быть, так. Перво-наперво нехристей солонинкой покормлю, ибо православный пост им не указ. Свинину они жрать не станут, так я говядинкой велю попотчевать, мы чужие обычаи уважаем. Православных — тех селедочкой угощу. Пить не дам. Спать тоже. Ночку посидят, повоют, а с утра, чтоб не заскучали, буду по очереди вызывать, и мои ребята их «колбаской» поучат. Знаете, что такое «колбаска»?

Тюльпанов потрясенно покачал головой.

— Преотличная штуковина: чулок, а в нем мокрый песочек. Следов никаких, а очень впечатляет, особенно если по почкам и прочим чувствительным местам.

— Леонтий Андреевич, вы же университет кончали! — ахнул Анисий.

— Именно. И потому знаю, когда можно действовать по правилам, а когда общественный интерес позволяет правилами пренебречь".

В случае же ислама интересы достигаются уже узаконенными средствами, которые не чета перечисленным акунинским следователем. Но, несмотря на это, хоть в лепешку расшибись – а "в исламе равноправие мужа и жены"...

4. Что такое гарем,  каково правовое положение находящихся в нём женщин, насколько практика создания гаремов популярна у современных мусульман, кто такие наложницы?

Вероятно, слово "гарем" произошло от арабского "haram" – "запретное", "закрытое для других", "неприкосновенное". И правда – наложницы (женщины, захваченные в боях мусульманами) были частью неприкосновенного имущества их хозяина. Ислам не отменяет и по сей день это право – наложниц может быть нескончаемое множество. Прав у них нет – они делают лишь то, что желает их обладатель (единственный запрет, предписываемый хозяину – использование их в неправедных целях - против веры и братьев-мусульман). Кто считает, что это лишь пережитки прошлого, того я отсылаю к многим фетвам (к примеру, №№8720, 18851), изданным в конце XX – начале XXI веков.

5. Что собою представляет временный брак, существует ли он только у шиитов или присутствует и в других направлениях ислама? На чём основана данная практика, на Коране или каких иных вероучительных источниках?

Практика временного брака существуют только в шиизме. Заключается он в том, что мужчина и женщина заключают никах на определенный срок, по истечении которого они перестают быть супругами без свершения развода (в его исламском значении). При этом дети этого брака остаются с отцом. Временный брак – это результат вольного толкования Корана в шиизме, в частности аята 24-го четвертой суры: "Все остальное [браки между мужчиной и женщиной, не подпадающие под вышеупомянутые запретные категории, заключать] разрешено для вас, когда вы имеете намерение жениться и передаете соответствующие свадебные подарки, а не планируете прелюбодействовать. Женившись, свадебный подарок вы должны передать в обязательном порядке. После этого нет греха, если вы договоритесь друг с другом, о чем пожелаете". Суннизм толкует последнее предложение аята как договор о размере подарка, шииты же – как разрешение на такой вид брака. Как видите, обоснование крайне слабо.

6. Существует ли в исламских странах проституция?

Да, существует. И более того – процветает. В Саудовской Аравии действует целая сеть подпольных номеров, пользующихся особой популярностью среди молодежи. Отчаянные попытки религиозной полиции их обнаружить не увенчались успехом. Процветает также и подпольная порноиндустрия. Правительство закрыло доступ к порнографическим интернет ресурсам, и ответом явилось распространение посредством MMS пересылок. Это главная проблема и болезнь школ и ВУЗов страны.

7. Может ли мусульманка учиться, работать, заниматься бизнесом без разрешения мужа?

Нет, женщина не имеет права делать что-либо без разрешения мужа, иначе она считается горделивой и непокорной. Да и зачастую этого вопроса и не возникает, особенно в исконно мусульманском обществе. Мусульманки давно смирились со своим положением в религии и обществе. Ее задача – быть угодной мужу и матерью своих детей.

 

8. Развод в исламе - что это такое? Как к разведённым женщинам относится мусульманское сообщество?  Какие имущественные права у разведённой мусульманки? С кем чаще всего остаётся ребёнок после развода?

Развод в исламе наступает после слов мужа "Я объявляю тебе развод", причем при произнесении такой фразы трижды, наступает окончательный развод. При неокончательном разводе муж еще может одуматься и вернуть ее в свой дом, а также удостоверится, не беременна ли жена – для этого установлен определенный срок, т.н. "Аль-аудда" (для беременной это девять месяцев, для небеременной – три месяца, а для той, с которой не было близости, аль-аудда отсутствует). Об этом говорят аят 65:4. Если же был совершен окончательный развод, то, согласно 2:230, мужу "…недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. и, если тот разведется с ней". Теперь же о имуществе. 2:241 гласит: "Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом. Такова обязанность богобоязненных". Итак, компенсация положена разведенной. Размер ее устанавливает судья по материальному состоянию бывшего мужа. Однако если развод произошел до близости между супругами, то компенсации жене не положено (в исключительных случаях, если махра (свадебного подарка) не было, то предписывается компенсация). Также муж обязан обеспечивать ребенка, который по законам ислама должен оставаться с матерью на период кормления и до его юношества: "…ребенок должен оставаться с матерью из за ее нежности и любви" (Аль-Табари. Аль-джамиа лиахкам аль – куран, т. III, стр. 160).  

9. Как ислам учит о посмертном существовании мусульманок? Правда ли, что в представлении мусульман рай - это публичный дом в саду?

Да, это правда.  Однако, конечно же возникает вопрос – если мужчинам положены "полногрудые сверстницы"– гурии и кубки вина (ср.78:33,34), то что же ждет мусульманок? Об этом Коран и Сунна говорят туманно. Некоторые толкователи считают, что у женщин тоже будет множество таких же партнеров мужского рода, Однако, цитаты из хадисов скорее говорят о том, что женщины будут в раю со своими мужьями. "Услышав это, женщина сказала: О, Посланник Аллаха! Если женщина в своей жизни была два, или три, или четыре раза замужем, потом умерла и попала в Рай, и ее супруги тоже – кто будет ее супругом в Раю?» Он ответил: «О, Умм Салама! Она сама выберет. Она выберет того, кто относился к ней лучше других. Женщина скажет: „О, мой Господь! Вот этот относился ко мне лучше других. Выдай меня за него!“ Гляди, Умм Салама! Добрые души берут в этом мире и в будущем мире все доброе с собой" (Ибн Касир). Поясняя, алим говорит: "Верующая женщина в Раю, с позволения Премудрого Господа, снова выйдет замуж за своего мужа, если она была замужем за мусульманином. В Коране сообщается, что ангелы молятся за верующих: «Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый" (Гафир, 8).

10. Как мусульмане относятся к христианкам и представительницам иных религий?

Как и ко всем неверным – как к падшим и заблудшим людям. Однако в случае войны они попадают в плен, или же – если женщина иудейка либо христианка – становятся женами.

11. Каково представление среднего жителя Саудовской Аравии о христианках?

Лучший пример – это то, что мне два года назад сказал имам одной из мечетей город Карья-аль-улия Саудовской Аравии: "Все женщины Запада – блудницы, проститутки, нечистые и неверные своим мужьям. Они непокорные мужьям, и зачастую курящие и наркоманки. Они не уважают ни отца, ни мать...не дай-то Бог быть нашим дочерям такими...".

12. От чего придётся отказаться христианке, если она вдруг захочет выйти замуж за мусульманина?  

Ей нужно забыть о своей вере в первую очередь: хоть ислам и разрешает браки мусульманин с христианками, но с надеждой на обращение жен ("Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы, хотя бы она и восторгала вас" (2:221, да и мусульманкам категорически запрещено выходить замуж за иноверцев). Дети тоже будут принадлежать иной культуре. Ей придется забыть о словах "равенство", "равноправие" и "постоянство в семейной жизни",  ей придется отказаться от окружения и общества христиан... И если для нее все это дорого, то стоит много раз подумать: а стоит ли?...

Собеседник: 
Теги: 
Автор: 
Виталий Питанов
Опубликовано 27 ноября, 2011 - 20:27
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653