Вы здесь

Образ и подобие Божие: тождесловие или нет?

В 1 главе Книги Бытия написано: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его"... Однако, в 5 главе Книги Бытия сказано, что "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его"... Я уверена, что в Библии нет случайных слов и каждое слово имеет важнейшее значение для человека... Пожалуйста, помогите разобраться...

Уважаемый Алексей Михайлович, здравствуйте! Обращаюсь к Вам с вопросом, который появился у меня во время изучения Книги Бытия.
В 1 главе Книги Бытия написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Таким образом получается, что изначально Бог задумал сотворить человека по образу и подобию Своему, но сотворил только по образу, это даже подчеркивается в Писании. Я уверена, что в Библии нет случайных слов и каждое слово имеет важнейшее значение для человека. Я увидела в этих словах смысл создания человека Богом: человек создан по образу Божию и призван к подобию Божию. Ведь что такое подобие Божие? Это духовные и нравственные качества, которые свойственны Божественной сущности и которым человек должен стремиться: любовь, милосердие, прощение, сострадание и т.д.

Мы должны развивать в себе духовные и нравственные качества, чтобы быть достойными нашего Создателя, должны подчиняться тем законам, которые установил Господь Бог во вселенной. Ибо, когда мы приблизимся к подобию Божьему, мы сможем мудро владычествовать над живой природой в гармонии и любви со всем окружающим.
Я увидела в этих словах замысел постепенного развития и воспитания человека для уподобления его Богу.

Однако, в 5 главе Книги Бытия сказано, что «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его». Здесь не говорится об образе, а сказано о подобии. Получается, что человек в момент его создания был идеален, он являл собой образ и подобие Бога. Значит ли это, что я неверно истолковала смысл создания человека, смысл его жизни, того, к чему он был изначально предназначен? Почему в Книге Бытия в 1 главе сказано, что Бог задумал сотворить человека по образу и подобию Своему, а сотворил только по образу. А в 5 главе сказано, что по подобию?

Пожалуйста, помогите разобраться. Спасибо! Тамара.

Здравствуйте, Тамара! Вы задали важный для спасения вопрос. Вы недоумеваете: «В 1 главе Книги Бытия написано: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его”. Таким образом получается, что изначально Бог задумал сотворить человека по образу и подобию Своему, но сотворил только по образу, это даже подчеркивается в Писании». Ваше удивление вызвано неправильным, нарочито резким межеванием двух взаимосопряженных понятий: «образ» и «подобие» Божии. Напомню, что под основными чертами образа Божия в человеке Церковь подразумевает: разум, свободную волю, умение любить, нравственное чувство (совесть), царственное достоинство, творческую способность, невидимость и непознаваемость души. Основным предназначением первозданного человека являлось раскрытие этих, вложенных в его природу, предикатов. В этом, собственно, и выражалось бы уподобление человека Творцу — богоуподобление. Это-то и означают библейские слова: «по подобию». Впрочем, как представляется, по большому счету вы и сами считаете так же: «Ведь что такое подобие Божие? - спрашиваете вы и тут же отвечаете. - Это духовные и нравственные качества, которые свойственны Божественной сущности и которым человек должен стремиться: любовь, милосердие, прощение, сострадание и т.д. Мы должны развивать в себе духовные и нравственные качества, чтобы быть достойными нашего Создателя, должны подчиняться тем законам, которые установил Господь Бог во вселенной». Ваше же непонимание вызвано тем, что вы относите слова «по подобию» исключительно к цели человека, не замечая того, что в момент своего сотворения люди уже были подобны Вседержителю: разумны, свободны, безгрешны, добры и благи... Дело в том, что подобие не есть некая статичная черта. Подобие — это не финишная грань, не граница пути. Богоподобие есть состояние человека, отображающее совершенства Божества. В этом понимании первозданный Адам был подобен своему Творцу: его образ был непомрачен, разум и воля — чисты, любовь — искрення, творчество — богоугодно, а совесть незапятнанна. Следовательно, ваше переживание: «Почему в Книге Бытия в 1 главе сказано, что Бог задумал сотворить человека по образу и подобию Своему, а сотворил только по образу. А в 5 главе сказано, что по подобию?» — напрасно. В этом смысле выражения «по образу» и «по подобию» — синонимы. Другое дело, что подобие Адама Создателю не являлось абсолютным, а являлось относительным; предполагалось, что оно будет преумножаться и взращиваться (но не обретаться с нуля). В данном контексте словосочетания «по образу» и «по подобию», и действительно, могут иметь различные оттенки: образ — данность; (все большее и большее) подобие — цель.

Опубликовано 11 октября, 2011 - 18:57
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653