Вы здесь

Плевелы и пшеница

Любой диалог со Свидетелями Иеговы неминуемо переходит к теме всеобщего отступничества, которое якобы наступило в начале II века со смертью последнего апостола. В качества библейского обоснования ими приводится евангельская притча о плевелах и пшенице, которая воспринимается Свидетелями как пророчество (Матфея 13:24—30, 37—43).

На основании собственной интерпретации притчи, СИ делают весьма спорные и неочевидные выводы:

1. СИ утверждают, что согласно притче, пшеница становится незаметной и неотличимой из-за разросшихся плевелов, а посему истинные христиане не могли бы определимы как группа.

2. СИ утверждают, что отличие пшеницы от плевелов становится явным только во время наступления жатвы – благодаря этому обосновывается позднее появление организации Свидетелей Иеговы.

3. СИ утверждают, что жатва уже идет (всемирная проповедь с 1914 года) и что пшеница уже собирается в хранилище (организацию свидетелей Иеговы).

 

 

Теперь проанализируем эти тезисы по порядку:

  • Согласно словам Христа, когда ростки дали всходы, рабы хозяина заметили на поле плевелы и были готовы их исторгнуть. Ясно, что они не могли бы этого заметить, если бы свидетели Иеговы было правы (Мат.13:27). Следовательно, пшеница была отличима, а плевелы заметны для других.
  • Хозяин поля не позволил рабам исторгнуть плевелы, не потому что их было невидно, а потому что суд Божий – дело не несовершенных людей, могущих ошибаться, но жнецов-ангелов (Мат.13:29,30). То, что жнецы и рабы не одна и та же группа видно из того, что хозяин говорит рабам о том, что их желание реализуют не они, а жнецы. Рабы же означают не в меру ревнивых христиан, желающих предварить суд Божий своими руками (Евфимий Зигабен, Августин).
  • Согласно притче, сбору пшеницы предшествует связывание плевелов в снопы (Мат. 13:30). Если сбор пшеницы в житницу, означат собирание истинных христиан в одну организацию с 1919 года, то логично, что сбор плевелов в связки, так же должен означать нечто подобное. Однако с 1914 года и до 1919 года  никакого «связывания» плевелов не наблюдалось. На самом же деле, объяснение притчи дает сам Христос (Мат. 13:37-43). Жатва – это известный библейский образ эсхатологического суда (Иоил. 3:13-15, Иер.51:33, Отк.14:15,18-19) во время которого произойдет разделение людей на спасаемых и неспасаемых (Мат.24:31). Связывание плевелов в снопы означает невозможность для них что-либо предпринять доброго или худого перед ввержением в геенну (Феофилакт). Собирание пшеницы в житницу означает наследование Царствия Божьего, именно так это понимали все христианские комментаторы с древнейших времен.

Главный изъян толкования СИ этой притчи заключается в том, что оно не раскрывает никакое этическое содержание, которое присутствует во всех евангельских притчах. Чему хотел научить Христос слушающих его? Тому, как будут развиваться события Судного Дня? Но для этого вовсе не нужна притча.

Христос всегда через притчи раскрывал некое этическое наставление. От того Святые Отцы и видели в этой притче предупреждение о том, что людям не дано право вершить Суд Божий и карать еретиков. Несовершенный человек может допустить ошибку и исторгнуть плевел, которые мог бы стать пшеницей, или по ошибке исторгнуть пшеницу, приняв ее за плевел (Иоанн Златоуст, Иероним, Августин, Евфимий Зигабен). Притча была весьма актуальна для слушателей Христа, потому что в иудаизме эпохи Второго Храма были очень сильны радикальные настроения. Достаточно вспомнить зилотов, которые выступали за силовое решение и очищение народа Израилева при помощи оружия и апостолов, желающих низвести огонь на самаритянскую деревню (Лук.9:54).

Опубликовано 27 августа, 2015 - 16:01
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653