Вы здесь

По плодам узнаете их

Представим себе такую ситуацию. Собрались пару нецерковных человек, взяли Библию и стали ее исследовать, пусть даже с благими намерениями. В ходе работы исследователи пришли к выводу, что все христианские церкви отступили от следования библейским истинам. Как искренне верующие люди, они решили спасти мир от неведения - создают организацию, привлекают последователей, рассылая тех, кто распространяет их наработки. Можно ли собрание этих людей назвать Церковью с большой буквы, о которой было сказано: "Созижду Церковь мою и врата ада не одолеют ее?" (Мф. 16, 18).

Конечно, Свидетели не считают, что всякое доброе библейское собрание - организация Бога, но так где же гарантия, что их Руководящий Совет избран Богом? Ведь сами Свидетели говорят, что начале христианской веры настало время великого отступничества и вплоть до XIX века организации Бога как спасающей полноты не существовало. Если мы примем эту точку зрения, то где же свидетельство, что Иегова избрал преемников Рассела? Не могут ли то же сказать о себе мормоны, что Бог их избрал в XIX веке? Ведь за 2000-летнюю историю появилось много организаций, говорящих "вот, здесь Христос, или там" (Мф. 24, 23), тем самым указывая на свое исключительное божественное происхождение. Как же нам в современном мире найти Того, Кто есть единственный верный Путь к Богу, Абсолютная Истина и подлинная Жизнь (Ин. 14, 6), единственный Посредник между Богом и людьми (1 Тим. 2, 5), самолично пообещавший быть с нами "во все (!) дни до скончания века" (Мф. 28, 20)?

Иногда по такому случаю применяют доказательство от обратного, обвиняя оппонентов во всех возможных грехах, как будто забывая слова апостола "если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1, 8). В поисках глубинного определения истинной Церкви нельзя удовлетворяться только внешним нравственным измерением. Примеры недостойных служителей церкви можно отыскать и в Ветхом Завете, особенно перед пришествием Христа, но от этого избранничество еврейского народа и его мессианское назначение не прекратилось.

Иногда истинность своей организации доказывают рассказами о проявлениях любви, об успехе проповеди и даже о "знамениях и чудесах" (Мф. 24, 24), но допустимо ли увлекаться видимой эффектностью, когда сам апостол призывает: "если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, чтó мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1, 8). Павел делает акцент на объективном содержании апостольской проповеди, а не на внешнем субъективном впечатлении от чего бы то ни было благостного. Апостол привел пример сильнейшего сверхъестественного воздействия. Уж тем более не стоит безрассудно отдаваться во власть естественных человеческих улыбок, дружбы, симпатии, удобства и безбедного существования, ведь истинные христиане не только одарены плодами Духа, но и одновременно с этим " распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5, 24). Само наименование "плоды Духа" оказывает как на внешнюю, так и на внутреннюю сторону "медали": плоды истинных христиан имеют источник в Духе, который дан истинной Церкви (Деян. 1, 8), которая, в свою очередь есть Тело Христово, где Христос - Глава, а мы члены.

Свидетели любят делать акцент на плодах, ссылаясь, например, на Ин. 13, 34: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Но если судить только по внешним критериям и найти самую любвеобильную на свете Церковь, то где гарантия, что в будущем не появится более любвеобильная и именно она будет избрана Богом, а мы обманемся ложным восприятием? Безусловно, наличие любви - это один, но не единственный критерий, вернее - это внешнее проявление более глубокого критерия истинности Церкви. Чтобы увидеть необходимую глубину, нужно проделать одну из любимых операций Свидетелей - рассмотреть Ин. 13, 34 в общебиблейском контексте.

13 глава Евангелия от Иоанна повествует о Тайной вечери. Беседа с учениками, начатая в Сионской горнице, продолжается в 15 главе, в которой указывается на внутреннюю сторону "плодов", что приближает нас к пониманию глубинной основы истинной церковности и необходимого залога подлинной христианской нравственности. Одна из ключевых фраз этого 15 главы такова: "Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). Иными словами, Сам Христос - основание истинных плодов Церкви. Стоит заметить, что речь в данном случае идет не о формальном уподоблении жизни Христа, иначе теряется смысловая глубина образа "Лоза и ветви" - питание живительными соками через невидимое и таинственное, но тем не менее реальное соединение: "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне <...> Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет" (Ин. 15, 4; 6). В 15 главе мы можем увидеть смысловое пересечение тематики "пребывания на Лозе" с "плодами истинных учеников" из Ин. 13, 34: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут... Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. <...> Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.  <...> Сие заповедаю вам, да любите друг друга." (Ин. 15, 7; 8 - 10; ). Чтобы приносить подлинные плоды, чтобы эти плоды свидетельствовали об истинной церковности, необходимо быть соотнесенным с Лозой реальным соединением. Если "пребывание на Лозе" толковать формально, номинально как сугубо внешнее уподобление Христу, то под определение истинных учеников будут подпадать люди из различных христианских деноминаций, в той или иной мере стремящиеся осуществлять Христову любовь.

Как мы видим, внешнее обнаружение "плодов" в какой-либо религиозной организации еще не есть безошибочное свидетельство об ее истинном христианстве. Более того, во внешней оценке "плодов" человеку свойственно проявлять субъективность, ведь человек - не Бог и поэтому не знает сердца и жизнь всех верующих данной организации. В том или ином виде плоды любви обязательно должны присутствовать, но, чтобы найти собственно церковность, нужно увидеть за благолепием Саму Лозу. Итак, наличие плода не может быть автономным критерием. Должно быть свидетельство того, что человек реально привит к Лозе, вне зависимости от субъективного мнения индивида или сообщества.

Образ "Лоза-ветви" призван раскрыть сущность глубинного отношения между Христом и верующими в Него, перекликаясь с апостольским образом Церкви как Тела Христова, в котором мы - члены, а Он - Глава. Все эти уподобления призваны преодолеть восприятие христианства лишь как формального "членства" в некое сообществе единомышленников, признавших и провозгласивших себя Церковью. Библия настаивает на  укреплённости в чем-то объективном, независящем от людей и мировых обстоятельств и, самое главное, непреходящем. Даже временное исчезновение церковного собрания, церковного организма делает невозможным новое включение в единство с Главой Церкви на библейских основаниях, на апостольских принципах преемства-передачи Духа Святаго, который мистически прививает человека церковному организму, новый член - Телу Христову, ветку - Лозе.

Свидетели могут заявить, что они пребывают на Лозе, о чем свидетельствуют «плоды любви» в их организации. Но если руководствоваться внешним и первичным восприятием, то можно пойти и к мормонам, увидев их отточенную организационную, проповедническую деятельность, улыбающиеся лица, дружелюбное отношение и т. д. Где же более веское свидетельство, что Рассел и его преемники, Руководящий Совет избраны Богом, что это не есть диавольское обольщение? Господь не стал бы давать человечеству слабые и недостоверные критерии, двусмысленно определяющие истинность Церкви, когда под определение истинного собрания будут подпадать различные направления, противоположные друг другу. Более того, при встрече со Свидетелями речь идет, как правило, о скором обращении и человек не в состоянии оценить деятельность организации по двум ее представителям, как и проверить подлинность их речей. Что имел ввиду Христос, когда велел остерегаться говорящих, что Христос «здесь» или «там» (Мк. 13, 21)? Конечно, речь шла не об апостольской проповеди, ведь они привлекали людей в христианскую общину, тем самым показывая, где находится Спаситель. Логично предположить, что речь идет о тех, кто предлагает открыть Христа заново, в отрыве от исторической общины христиан. Также стоит обратить внимание на то, к кому обращается Христос? К кому обращено этот фрагмент Слова Божия? К апостолам, а в их лице – ко всей христианской общине. Эти слова можно адекватно понять только как подтверждение исторической непрерывности подлинного христианства. Если 21 стих воспринимать вне этого контекста, то нужно будет остерегаться всяких проповедников, в том числе и подлинно христианских. Более того, 22 стих развивает эту проблематику, говоря о восстании лжехристов и лжепророков в будущем времени. Христос констатирует, что всякое «заново» в каком бы то ни было будущем - не есть подлинное христианство. Кому будут говорить «здесь Христос?». Истинным христианам, будут пытаться прельстить избранных (), то есть они будут даже тогда. Временных промежутков по векам Христос не указывает, но дает общее правило – не верить всем, кто говорит «здесь» или «там» автономно от вас, христиане, тем самым подспудно подтверждая наличие истинной Церкви во все века. Все, кто будут зазывать в «новые» собрания, собрания под грифом «христианство заново», «христианство после» - не Христовы, и по слову Христа мы не должны им верить. И не то, что плоды любви, но даже знамения (в принципе, плоды любви в некотором смысле - знамения) и чудеса, как и явления Ангела или самих апостолов (как у мормонов в явлениях с Дж. Смитом) – не есть еще признак истинной Церкви.

Но что же является самым веским критерием и каково его богооткровенное (в частности, библейское)  происхождение? Образ "Лоза-ветви", как и "Глава-члены" сами по себе имеют вневременное, надисторическое измерение, "Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13: 8). Случайно ли эти слова апостол поместил между призывом поминать наставников и между предостережением от чуждых учений? Где же находится такой критерий, который явил бы подлинную Церковь в земном времени? Там же, в прощальных главах Евангелия от Иоанна, рядом с образом "Лоза-ветвь", как и во всем Новом Завете.

Если продолжить углубление в иоанновские главы, то можно увидеть, что тема плодов любви от пребывания на Лозе органично переплетается с темой Духа Святаго. В Ин. 14, 16 показывается, что христиане не потеряют Утешителя – Он «пребудет с вами вовек». В Ин. 14: 26 сказано, что Утешитель, Он же Дух Святой «научит вас всему и напомнит вам все», что говорил Христос, а в Ин. 16, 13 – «наставит вас на всякую истину», но где гарантия, что Утешитель - на Расселе, а не на Смите или ком другом, который станет проповедовать спустя веков эдак 30 ли 40…? Ученики ждали, по слову Христа, сошествия Духа Святаго, чтобы принять силу и после этого быть свидетелями (!) Христу "в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1, 8). К кому обращается Христос? Если Он говорит только о тех, кто примет огненные языки в день Пятидесятницы, то до края земли христиане дошли бы без Духа. Можно сказать, что в лице апостолов Христос говорит о всех верных христианах, но Свидетели скажут, что речь идет о них. И вот здесь особо встает вопрос преемства - не только текстуального и мировоззренческого, но богоблагодатного - Духа Святаго и его реальной благодатной силы. Имеются ли веские доказательства того, что Свидетели реально соучаствуют в ниспослании Духа в Иерусалиме? Грубо говоря, на краю земли должны проповедовать христиане, на которых почивает Тот Самый, реально преподанный, Дух Святый. Если Он говорит вообще о всех организациях, которые так или иначе свидетельствуют о Христе, то должно быть много пятидесятниц, в частности отдельная "Пятидесятница" для зарождающегося общества Свидетелей Иеговы. Внимательное чтение первых глав книги Деяний показывает, что Дух Святой сошел не на всех в округе, а именно на первохристианскую апостольскую общину. В связи с этим возникает вопрос, возможна ли "личная пятидесятница" каждого христианина? Да, каждый христианин имеет отношение к Пятидесятнице апостолов как член Церкви, но каким образом? Спонтанным наитием Духа в отрыве от исторического преемства? Нет, но через апостолов и их преемников.

Рассмотрим 8 главу книги Деяний. Филипп крестил людей самарийского города (ст. 12) и апостолы послали Петра и Иоанна, «чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго»? Кто крестил первых иеговистов, кто возлагал на них руки или кто свидетель тому, что Дух сошел так же, как на евнуха? С Библейской точки зрения крещение и рукоположение невозможны в историческом отрыве от христианской Церкви. Всегда необходимо присутствие и преемство апостолов, а значит наличие церковнослужителей, как и в случае с евнухом, а в широком смысле - нужно наличие церковно-исторического контекста, который существует Духом Святым. «Угодно (по церковнославянски: изволися) Духу Святому и нам» (Деян. 15: 28) - всякое ли собрание исследователей Библии может сказать о себе эти слова? Сказано: "Дух Святой был дан повинующимся Ему" (Деян. 5, 32), но если воспринимать эти слова автономно от истории, то любое собрание искренне повинующихся Богу будет Церковью с большой буквы.

В 12 главе 1 послания к Коринфянам говорится, что "дары различны, а Дух - Один и Тот же" (ст. 4) и "все мы одним Духом крестились в одно тело (!) ... все напоены одним Духом" (ст. 13).  Обратим внимание на слово "тело" - живой организм, к которому можно привиться Духом Святым. Привиты ли Духом Святым в Тело Церкви начинатели общины Свидетелей? Если был разрыв, то тело как живой организм умерло и любимая свидетелями "пшеница" периода "великого отступничества" в данном случае будет соответствовать разрозненным частям этого тела без какой-либо подлинно церковной жизнедеятельности. Значит, ко времени появления организации Бога, по мнению Свидетелей, не было Тела Церкви времен апостолов. Неужели Тело апостольской Церкви погибло? Если да, то единство с Церковью апостолов - только номинальное, и Дух должен создать новое "Тело" для Свидетелей - новую церковь, дубликат первохристианского собрания, в каком-то виде повторить иерусалимскую Пятидесятницу. Имеет ли Рассел отношение к какой-либо Пятидесятнице? Если да, то почему это фундаментальный момент не ставится в начало, как в книге Деяний?

Конечно, на все вышесказанное можно возразить ссылками на Деян. 10: 44 (и Деян. 15, 8 - 9), где описывается особый случая схождения Духа на язычников, когда апостол Петр еще не закончил речь. Подтверждает ли этот факт возможность получения Духа автономно от апостольской общины? Нет, потому что, во-первых, апостол лично присутствовал, наставлял и крестил, во-вторых, в книге Деяний и Посланиях нет намека на автономную от апостолов церковность. Каков внутренний залог единства этих язычников с апостольской общиной? Один и Тот же Дух. А каково же внешнее свидетельство? Личное присутствие духоносных апостолов. Каково внешнее свидетельство того, что именно это собрание спустя 2000 лет - не ложное и самочинное образование, являясь той же духоносной Церковью, что и у апостолов? Наличие духоносных апостольских преемников. Подлинная церковность, духоносность имеет внешнее выражение в апостольской преемственности, промыслительно устроенной Богом как объективный и очевиднейший критерий, преодолевающий всякую двусмысленность и неуверенность в распознавании Христовой общины.

Если исчезнет апостольская передача Духа Святаго, то будет невозможно узнать истинную Церковь по той простой причине, что человек ограничен в познании "плодов" и других внешних критериев пространством, временем и познавательными силами: географически не объять все христианские сообщества, не отследить процентное соотношение добрых и злых членов, не проникнуть в их сердца, не заглянуть в будущее...  Отыскивая истинную Церковь нельзя игнорировать вопрос исторического преемства благодати Духа, учения и организации. Если возможно автономное от апостольского преемства "ниспослание" подлинной церковности, то непонятно, почему проповедь осуществлялась от одной географической точки, когда апостолам приходилось лично или через преемников основывать новые общины. Сам характер апостольской проповеди исключает историческую прерывность Церкви. Зачинатели Свидетельского общества поступили не по-апостольски и даже не по-библейски.

Интересно, что уже в доникейскую эпоху христиане проверяли церковную подлинность чего бы то ни было именно по историческому критерию. Защищая себя от псевдохристианских сообществ, не обязательно было погружаться в их внутреннюю жизнь и лжеучение - достаточно было определить наличие или отсутствие цепи преемства. Если получение истинной церковности возможно вне преемства, то исторически Церковь с большой буквы не отследить. Преемство – не только хранение старых книг на полках и не только фактическая включенность во внутрирелигиозную  жизнь общины. Сердцевина Предания – это не книги, а Дух Святой в Церкви. Это есть средоточие преемства, божественная «подоплека» Предания. Библия понуждает нас увидеть истинную Церковь через ее духовную божественную сердцевину, не зависящую от личной греховности ее членов. Именно эту истинную церковность окончательно получило первохристианское собрание в день Пятидесятницы и уже не сможет ее потерять. От нее можно отпасть, о чем так же свидетельствует Библия, но Богу и тому способу, которым он пожелал пребывать в этом мире люди ничем не повредят. Нет исторических оснований трактовать библейские упоминания об отступлении как тотальное исчезновение духоносного собрания верующих.

Если сообщество под грифом "христианское" отказывается объективно и прозрачно показать свой божественный исток, то, как правило, оно "давит" на внешнее и нестрого-обобщенное, что сразу начинает напоминать Гал. 1, 8. Как правило, в подобных случаях избегаются предельные углубления, делается упор на личностные переживания успеха внутри организации, акцентируется внимание на греховности инакомыслящих. У Свидетелей Иеговы, как и у других автономных христиан, нет развитого и всестороннего опыта по критическому взвешиванию своей истории и богословских положений. Полемизируя с ними, можно не выходить на уровень библейской аргументации, оставаясь в пределах фундаментального вопроса об их божественном происхождении. Чем Рассел отличается от всякого другого исследователя Библии? Может быть, кто-то знает Библию лучше, чем он? Если речь идет о "плодах", "успехе" и "тщательном изучении Библии", то смело идите домой и начинайте изучать Библию, которая, по их же слову, "сама себя толкует".

Церковь - не просто номинальное сообщество верующих в Бога, почитающих Библию и признающих на словах и в мыслях, что Христос есть Спаситель, но это единство в Духе Святом всех веруюших во Христа. Последнее определение не взято "с головы", но находится в полном согласии с Библией, в частности с  тематикой "прощальных глав". В православных учебниках догматики библейское учение облекается в философскую плоть, когда говорится о "пневматологическом" и "христологическом" аспектах Церкви. Если Дух Святый прививает нас Христу автономно от исторически непрерывного христианства, можно смело  основывать свое собрание, стремясь к духовным вершинам, ожидая Духа Святаго. Выбор невелик - или непрерывное преемство, или отсутствие недвусмысленного критерия и объективной проверки, доступной всякому желающему. Если же речь зацикливается на "плодах", то можно вспомнить разбойника на кресте, его плод и то, как он выглядел с внешней и с внутренней стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано 29 октября, 2012 - 17:28
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653