Вы здесь

Правильно заданный вопрос – половина ответа

В логике существует такое понятие как нетривиально некорректный вопрос. Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложной. На такой вопрос нельзя дать верного ответа.

Такой тип вопросов стороны часто задают друг другу во время богословских диспутов. Типичный пример таких вопросов – это обвинения неопротестантов и свидетелей Иеговы в сторону православных по поводу Священного Предания и благочестивых традиций Церкви. Например, к вопросу о традиции ношения нательных крестов: «А где написано, что первые ученики носили крестики на шее, если это было правильно? Почему после распятия Иисуса они так не поступали?».

Данный вопрос задан в таком русле, ответ на который заведомо не может быть удовлетворительным. Вместо того, чтобы поставить вопрос о корректности самого вопроса, православные христиане либо впадают в ступор, либо начинают пытаться искать на том же поле библейские контраргументы. Однако такой подход обречен на тупик.      

Как, с точки зрения логики, следовало бы отвечать на подобные вопросы? Прежде всего, указав на их внутреннюю некорректность. Любой собеседник согласится с известным афоризмом: «Правильно заданный вопрос – это уже половина ответа». Вопрос, подобный нашему, был бы корректным только в том случае, если бы его исходная предпосылка была бы верна, а именно: 1. если в Библии о чем-то не написано, значит это автоматически надо признать ошибочным или греховным; 2. христиане не могут создавать каких-либо благочестивых традиций, не противоречащих духу Писания[1]. Однако оба утверждения не являются истинными, так как в самом Писании ничего подобного не найти. Следовательно, раз неверна исходная предпосылка вопроса, то сам он не может быть корректным, а посему и заданным.

 

 


[1] Стоить заметить, что и Христос и ап. Павел соблюдали иудейские традиции, не противоречащие духу Писаний (См. Мат. 23:3, Лук.22:17-20, Ин.10:22,23, Деян.18:18, 21:23-25 и др.)

 

Опубликовано 25 августа, 2015 - 20:56

Комментарии

Лук.23:17-20 ??? Ошиблись ссылкой ? А в Деян.18:18 что?

Аватар пользователя Григорян Артём

Андрей, спасибо! Да, ошибся ссылкой. Исправил.

В Деян. 18:18 ап. Павел совершает иудейский обряд, связанный с назорейским обетом.

Ин.10:22,23 не особо убедительно. То что он ходил в Храме в это время однозначным доказательством не является. А по поводу соблюдения дел закона, можно ссылаться на Павла.

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653