Вы здесь

Православное и баптистское понимание крещения

(Катерий) – ..У нас человек получает спасение в момент его личного покаянного обращения к Богу, когда прощаются все его грехи, то есть спасение – по вере. Затем верующий проходит через водное крещение, которое символизирует тот факт, что мы уже умерли для греха. В крещении человек обещает жить  для  Бога  (1 Пт. 3, 21).(Анастасий) – Стало быть, в строгом смысле слова, крещение не имеет никакого отношения к спасению, оно лишь образно показывает, что спасение уже совершилось?(К) – Оно свидетельствует о ранее полученном спасении. Но так смотрим на крещение мы. А ваше исповедание считает, что крестить нужно младенцев (чем раньше, тем лучше), и, следовательно, вера для крещения не нужна. В этом вы явно противоречите Писанию, которое исключает крещение детей.(А) – Ну, кто противоречит Писанию, это ещё вопрос. Вообще, спор о том, крестить детей или нет, это в действительности спор о том, что такое крещение: спасительное таинство или неспасающий знак. А пока я спрошу у Вас: с какого возраста вы совершаете водное крещение?(К) – Нижним пределом для крещаемых является возраст в 13 – 14 лет.(А) – А если, скажем, к вам придёт мальчик 10 лет, его нельзя будет крестить?  Как быть с людьми, родившимися с потерянным разумом в силу болезни, и не имеющими возможности сознательно понимать основы вероучения?(К) – Видите ли, конечно, возможны варианты, но 10 лет ещё не вполне тот возраст, когда могла бы идти речь о крещении. Главное, чтобы ребёнок жил в вере.(А) – Простите, но любой человек может упрекнуть вас в том, что вы совершенно неосновательно проводите границу между «сознательным» возрастом и «несознательным», определяя его в 13–14 лет. Ребёнок может сознательно воспринимать христианскую истину и раньше, полагаю, даже в дошкольном возрасте. Детский ум более восприимчив ко Христу, чем заледеневший во грехах ум взрослых. Поэтому вашей конфессии, где нужно лишь признать Христа как «личного Спасителя», можно проводить водное крещение гораздо раньше.(К) – Вы несколько упрощаете. Человек ещё должен признавать основные догматы веры: догмат о Св. Троице, о Богочеловечестве Христа, иметь определённые познания в Писании.(А) – Но ведь это не значит, что человек должен сдавать экзамен по догматическому богословию! И дети могут понимать, что Христос был Богом и Человеком, и что Бог Триедин. Но до конца постигнуть эти догматы не может ни ребёнок, ни взрослый, даже, если он – доктор богословия. Следовательно, вы, исходя из вашей логики, могли бы считать «спасёнными» и детей, отсюда возможность крещения уже для них.(К) – Но мы считаем, что наши дети попадут в рай и без крещения, будучи прощены посредством крови Христа через веру их родителей.(А) – Но в этом случае и взрослых не нужно крестить! Если у вас есть верующие родители, значит вы уже «прощены» ради Христа и крещение излишне. Аналогично можно рассуждать и тогда, когда крестится взрослый, не имеющий верующих родителей. Если он уже спасен в момент обращения к Богу, то зачем крещение?(К) – Человек должен публично продемонстрировать свое спасение, что он и делает, участвуя в обряде водного крещения.(А) – А почему обязательно «спасение» нужно «демонстрировать на публике»? Вы же, простите, не в театре играете? И, кроме того, зачем «демонстрировать спасение» с помощью воды в бассейне (или реке)? Может быть, просто сказать: «Братья и сестры, я спасен!»? Православные могут сказать, что обряды (вы ведь назвали крещение обрядом) – это внешняя сторона таинства, в котором подается благодать, освящающая нас. То есть, обряды имеют смысл постольку, поскольку через них к человеку приходит благодатное освящение. Они необходимы, так как «представляя собой часть земной действительности, своим строением возводят дух к созерцанию таинства» ; они необходимы, чтобы через них «благословение Божие сходило на жизнь и деятельность человека, святостью и благом укрепляя его духовные силы, а также все окружение его жизни» . Итак, всё значение обряда – в таинстве; в соответствии с определением, восходящим к  блаж. Августину, sacramentum est invisibilis gratiae visibilis forma (таинство есть видимая форма невидимой благодати). Видимая форма (обряд) являет невидимое (благодать). Свечи, каждение и многое другое, являют нам таинственный характер совершающегося в Церкви наилучшим образом. Вот и вода необходима, как говорящая о действительном очищении от грехов в таинстве крещения.Но в баптизме иная ситуация. В вашем крещении нет никакого очищения от грехов. Обозначается лишь, что грехи прощены (но не очищены) раньше. То есть имеет место видимая форма без невидимой благодати. Без благодати, как мы с вами знаем, спастись нельзя. В этом случае, человек вправе спросить: зачем мне делать нечто, что не прибавляет к моему спасению ровным счетом ничего, ведь я «уже спасён»? Кроме этого, интересно было бы узнать, признаёте ли вы, что крещение присоединяет человека к Церкви?(К) – Безусловно, крещение вводит человека в Церковь.(А) – Прекрасно. Но как же так: человека вводит в Церковь не благодатный акт Бога, но некое действие, в котором нет благодати . В нем и не может быть благодати, ибо человек уже «спасён», и спасающая благодать всегда с ним. Странно и то, что «спасённый» ещё не находится в Церкви, если он не искупался в бассейне! Получается, что можно спастись без Церкви, которая просто не нужна уже «спасённому». Таким образом, в вашем вероучении крещение бессмысленно; ибо из него убрано сердце – благодать Божья. Без благодати крещение как день без света, то есть это тьма, ночь благодати.(К) – Проводя крещение, мы тем самым выполняем заповедь Господню. Поскольку человек тем самым обнаруживает свою веру, то он может укрепляться в благодати.(А) – Но ведь «укрепление в благодати» возможно и тогда, когда человек просто засвидетельствует свою веру во Христа без воды  в бассейне; если Вы отрицаете, тогда получается, что, выполняя это безсодержательное действие, которое не приближает нас к спасению («спасение» уже есть), человек «растёт» в благодати. Вы говорите, спасение даётся без дел. Тогда вновь задаешься вопросом: а зачем выполнять заповедь Господа о крещении, если и так «спасение» уже дано? Вот баптисты говорят, что через религиозные обряды не достигается спасение: при этом предполагается, что эти слова должны задеть православных. Вы словно не замечаете, что наступаете тем самым на горло собственной песне; ведь именно в баптизме крещение – безблагодатный обряд. На месте ваших прихожан другие бы взбунтовались: зачем нам участвовать в некой невразумительной акции, если о нашем «спасении» мы можем просто сказать словами (из Нового Завета, например). Ведь баптизм уделяет словам преимущественное внимание. Почему же вы уклоняетесь  от этого в данном случае? Наконец, пообещав Богу быть добрым можно и наедине: зачем для этого свидетели? Замечу, что более точный перевод стиха из первого послания ап. Петра, где говорится о  «доброй совести» звучит как просьба к Богу, испрашивание у Бога доброй совести, которую только Бог может дать . В противовес баптизму ап. Петр говорит о том, что «крещение спасает» (1 Пт. 3, 21).Сами себя мы спасти не можем, следовательно, в крещении должен присутствовать благодатный акт Бога. У вас этого нет, вы в этом не нуждаетесь по причине «спасённости». Тогда будьте логичны. Или вы должны признать, что крещены Духом Святым в тот момент, когда обратились к Богу, и получили «спасение». Но для этого нет библейских оснований, наоборот, только в воде крещение, когда нас крестят во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и омываются, то есть, уничтожаются грехи (Деян. 22, 16; Деян. 2, 38). Или признайте, что крещение не нужно не только детям, но и взрослым, поскольку все уже спасены. Этот взгляд не имеет основы в Писании, ибо «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное» (Ин. 3, 5). Христос заповедал крестить все народы. По вашему получается: обязательно делайте то, что вам совсем не нужно!(К) – Водное крещение необходимо потому, что без него никаким образом нельзя войти в Церковь, соединиться с ней.(А) – Тогда получается, что нельзя спастись без крещения. Не знаю, согласились бы вы с тем, что вне Церкви нет спасения. Если вы не согласны, то выходит, что вне того, что есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) и чей глава - Христос (Еф. 1,22), можно спастись. Это, по сути, равносильно утверждению, что можно спастись без Христа.(К) – Это абсурдно, и так никто из нас не думает.(А) – Замечательно! Стало быть, вы согласны, что спастись можно лишь в Церкви. Но если в Церковь вводит крещение, то выходит, что оно-то и спасает. Спасает, конечно, не в смысле гарантированного пребывания в раю, а тем, что благодатью Духа Святого очищает нас от первородного греха и от личных грехов, совершённых до крещения, делая возможным наше спасение, вводя нас в Церковь. Ваша конфессия уделяет крещению особое внимание, «сознательное крещение» - ваш отличительный знак. Баптизм без этого – уже не баптизм. И в тоже время никто из вас не может объяснить, как крещение участвует в вашем спасении и участвует ли вообще как-нибудь. Возникает впечатление, что баптисты подсознательно всё-таки придают крещению «спасительный» смысл, раз они так держатся за него. Наверное, это можно объяснить исторической инерцией: хотя крещение как таинство было отвергнуто и превращено в пустую оболочку без благодатнейшего содержания, но эта видимая форма отстранённого таинства продолжает напоминать о том, формой чего она была: о спасительной благодати Божьей. Поэтому, в силу привычки, крещению подспудно придают благодатный смысл, отрицая его догматически. Не случайно в ваших гимнах крещение воспевается как нечто святое и светлое, хотя, с точки зрения догматики, это пустая форма. Вы воспеваете свой обряд, хотя православным запрещаете это делать: где здесь логика?Как известно, баптисты перекрещивают тех, кто приходит к ним, будучи крещеным в Церкви (кстати, и этим вы в некотором смысле утверждаете благодатный характер крещения, ведь если это пустой обряд, то, по большому счёту, не имеет значения, когда он совершён, а так, православное крещение как бы признаётся «неблагодатным»; в противном случае вы согрешаете, крестя человека во второй раз). Православная Церковь также не признаёт вашего крещения действительным: баптисты отрицают благодатность крещения, отрицают, что в нём уничтожаются грехи; это отрицают и тот, кто крестит, и те, кого крестят; если мы признаём благодатность такого крещения, то выходит, что благодать Божья действует против воли и сознания тех людей, которые крестятся. Они вовсе не желают, чтобы их грехи омывались в водах крещения, они считают, что уже «спасены». Получается некоторое насильственное действие благодати: люди не желают спасаться в крещении, но благодать оказывает это спасающее действие.(К) – Мы не сомневаемся в необходимости крещения. Что касается его внешней формы, то таковая даёт в полной мере ощутить суть обращения  человека ко Христу. Погружение в воду – это изображение смерти для греха и воскресения к праведности.(А) – Можно ввести и другую форму крещения, которая ещё в  более полной мере позволяет ощутить, что «спасение» уже есть. Совсем не обязательно прибегать для этого к погружению в воду. Если Вы имеете в виду, что крещение должно оставить яркое впечатление в крещаемом, то его можно облечь и в более «впечатлительные» одежды, здесь просто нет предела совершенства.(К) – Но мы следуем строго Библии.(А) – Но если крещение не спасает, то вы уже не следуете Библии (1 Пт. 3, 21). Если же вы настаиваете на своём, то получается, что Библией заповедано нечто бессмысленное: не спасающее, но обязательное во всех подробностях (погружение в воду и т. д.) крещение; тогда вы действуете по принципу «поди, туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», и, кроме того, приписываете отсутствие смысла Писанию.(К) – Да нет же, я уже сказал, что крещение имеет смысл: оно есть символ нашей смерти для греха.(А) – Это, разумеется, очень глубокий символ, но я говорю о том, что Крещение у вас не имеет смысла совершающегося в нём очищения от грехов, смысла пути к спасению. А если так, то зачем внешний символ? Радуйтесь состоявшемуся «спасению» и не занимайтесь пустой тратой  времени в «водном крещении», которое не может вас спасти. Трудно, однако, радоваться, когда видишь некрещеных детей, которым их папы и мамы категорически запрещают креститься. Они ведь могут умереть (не дай Бог!).(К) – Не понимаю, что вас беспокоит. Да, дети могут умереть, но мы знаем, что они будут в Царствии Небесном по вере родителей (1 Кор. 7, 14).(А) – Вы совершенно напрасно ссылаетесь на данное место из ап. Павла. В нём не сказано, что благодаря вере родителей ребёнок очищается от первородного греха без крещения (или, что ему прощается этот грех, т. к. вы считаете, что младенец виновен в грехе Адама). Если следовать вашей логике, то неверующему мужу тоже прощаются грехи, и неверующей жене. Это, кстати, противоречит вашему же принципу, по которому все грехи прощаются в момент личного обращения к Богу. Кроме того, тогда и неверующих мужа и жену нужно считать христианами и не нужно крестить. Избежать явного абсурда здесь можно, лишь отказавшись от Вашей трактовки.(К) – Но Христос не мог бы сказать, что дети достойны Царствия Небесного (см. Мк. 10, 14), если бы им не был прощён первородный грех.(А) – Христос не сказал, что дети сами по себе уже достойны Неба. Речь идёт о том, что все христиане должны быть невинны как дети, чисты как они. Иначе нужно считать, что все дети спасутся только потому, что они ещё не взрослые: дети христиан, дети язычников, дети атеистов и т. д. Вы же не будете отрицать, что дети наследуют первородный грех?(К) – Нет.(А) – Правда, я не могу принять, что они в нём виновны. Нет, каждый виновен лишь в том, что совершил сам. Но всё же, дети не вполне чисты от рождения, о чём ап. Павел и говорит (1 Кор. 7, 14). Значит, необходимо, чтобы они были очищены от первородной грязи, и только тогда они будут иметь возможность наследовать небесное (Отк. 21, 27). Это очищение и достигается в крещении, рождении от воды и Духа. Христос уничтожил грех Своей смертью, но в нас этот грех не может быть уничтожен, если мы не придём к Нему: вот и дети должны приходить к Нему (Мф. 19, 19), и тогда они получат благодать, испепеляющую первородный грех. Протестанты, я думаю, прекрасно знают, что не менее чем в трёх местах книги Деяний говорится о том, что крестились все домашние данного человека, или вся община (Деян. гл. 16). То же мы видим и в первой главе первого Послания к Коринфянам. Согласитесь, маловероятно, чтобы во всех этих случаях детей не было, ведь семьи тогда были, как правило, многодетны. Если же дети были, а их не крестили, то почему об этом нигде не сказано в Писании? Нет заповеди о том, что детей крестить запрещено.(К) – Для начала ведь нужно веровать и, кроме того, человек должен быть научен христианской истине (Мф. 28, 19). Младенцы не могут ни того, ни другого, –  следовательно, не могут быть крещены.(А) – Если говорить о взрослых, то да: они должны быть научены, должны веровать. Означает ли это, что детей нужно оставить за бортом крещения, и, следовательно, спасения? Уже было сказано, что без умерщвления первородной скверны в крещении нельзя пребывать со Христом в раю (Ин. 3, 5). Стало быть, вы отказываетесь от спасения ваших детей! Я хотел бы напомнить вам, что уже первые поколения христиан, понимали крещение иначе, чем вы: не как пустой знак, но как действительное очищение (ап. Варнава (1 в.), св. Иустин (сер. 2 в.) и т.д.). О крещении детей говорит Тертуллиан (кон. 2 в.). Тертуллиан же говорит о восприемниках при крещении, то есть о тех людях, по вере которых даётся благодать очищения в крещении  (библейские основания для этого Мк., 5, 22-42). Правда Тертуллиан опасается, что восприемники при крещении могут иметь дурные наклонности и, что дети могут не получить христианского воспитания. Поэтому он советует, если нет необходимости, отложить крещение детей до более позднего возраста . Но такая необходимость есть: дети могут умереть, и если умрут, то не попадут в Царствие Небесное.(К) – Но тогда получается насилие над детьми; они сознательно не стремятся ко Христу, а их приносят на крещение, и они очищаются благодатью, не изъявляя на то согласия.(А) – Не понимаю, в чём здесь насилие. Вот мама везёт младенца в коляске, а он рыдает, не выражает на то «согласия». Это тоже насилие? Насилие было бы, если человек с пелёнок сопротивлялся Христу. Но ведь этого нет. Напротив, Христос благословил детей (Мк. 10, 16): мог ли Он это сделать, если они изначально яростно противятся Ему? Нет, это свидетельствует об обратном: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8, 3). И улыбка младенца, и его плач взывают об одном – о спасении, и начало этого спасения может быть даровано только Богом в крещении: они выражают своё согласие с Богом всем своим невинным существом. Если отказать им в крещении, то они не смогут разделить радость праведников в Царствии Небесном, ведь без крещения нельзя спастись. Детям нужно лекарство от смерти. Крещение – это не выбор философии, но воды бессмертия. И мы вносим детей в эти воды, чтобы они не умерли. У отцов Церкви встречалось мнение, что некрещеные младенцы терпят лёгкую муку в аду (бл. Августин), или, что они не терпят наказания, но и не прославлены в раю, находясь как бы по середине между раем и адом (св. Григорий Нисский, св. Григорий Богослов). Православие принимает вторую точку зрения. Не забывайте и о людях, родившихся без возможности разумно понимать истины христианства. У них есть первородный грех, но нет сознательной веры. Для спасения они должны быть очищены от наследия Адама. Стало быть, для них необходима благодать крещения, хотя они и не могут верить в обычном смысле слова.(К) – Вот Вы утверждаете, что человек в крещении очищается  и от первородного греха, и от личных, прежде совершённых. Но тогда он должен быть так чист, что вообще не смог бы грешить! Мы же наблюдаем обратное у представителей вашего исповедания. Создаётся какая-то абсурдная ситуация: младенец крещён, очищен, а затем он не воспитывается в вере, вырастает, ничего не зная о Боге, и влияния на него крещения, бывшего в детстве, никак не обнаруживается. Часто это видно и на примере людей, которые крестились у вас, будучи взрослыми. Они не имеют почти никаких познаний о вере, и не живут во Христе. Вы обвиняете баптистов в том, что их крещение, дескать, бессмысленно. Однако, если посмотреть непредвзято, то можно увидеть, что наше крещение гораздо эффективнее влияет на жизнь наших прихожан, чем ваше. Так и у кого тогда же благодать: у нас, или у вас? Вы говорите, что крещение вводит человека в Церковь, т. е. он является христианином с этого момента. Но вот он растёт без веры (или даже лишён возможности расти в вере), но поскольку он христианин (а воспитывался как атеист), он будет нести большее наказание, чем даже неверующий, ведущий тот же образ жизни. Тем самым, вы, крестя младенцев, увеличиваете их наказание, т. к. большинство из них вырастают и живут без веры.(А) – В том, что Вы сказали, конечно, есть некоторые справедливые моменты. Нельзя не замечать тех фактов, о которых Вы упомянули. Но из всего того, о чём шла речь у Вас, не следует, что крещение младенцев не нужно (выше об этом достаточно сказано). Вы представили дело так, что крещение, будто бы, автоматически делает человека добродетельным. Но ведь такого никто не утверждает. Баптисты никак не могут избавиться от кальвинистской логики. Они хотят, чтобы благодать Божья действовала всегда и везде неодолимо. Иногда мне кажется, что ваша конфессия могла бы согласиться с тем, что в водах крещения уничтожаются грехи, но только при условии, что человек после крещения с абсолютной необходимостью возрастал в добродетели. Вы ищете крещения, которое лишало бы нас свободного выбора, или, сводило бы его к минимуму. Православие же всегда за соединение свободы и благодати. Вы говорите, что младенец чист, а потом погрязает во грехе.(К) – Меня интересует, почему это происходит.(А) – На это необходимо ответить следующее. Хотя крещение уничтожает в нас все грехи, но оно не уничтожает всех последствий первородного греха, например, склонности более к злу, чем к добру, болезни, старения, малых способностей к пониманию предметов духовных, силу чувствительности . То есть Господь не уничтожает первородной порчи со всеми её последствиями, оставляя место для нашей борьбы с грехом. Итак, мы сохраняем свободу воли, будучи крещены, поэтому можем согрешить снова. Адам был чист, но он согрешил, да так, что все люди до сих пор это чувствуют. Следовательно, несмотря на то, что в таинстве крещения мы очищаемся от греха (а не просто оказываемся прощёными, но грязными), и рождаемся благодатью в новою жизнь оправданными и освящёнными, а в таинстве миропомазания получаем дары Святого Духа (Деян. 8, 14–17), благодатные силы, необходимые для укрепления и возрастания в духовной жизни (как, родившись человек, нуждается в воздухе и во многом другом для того, чтобы расти живым, так и здесь), это не делает грех абсолютно невозможным.Господь не уничтожает в крещении склонности воли ко злу, болезни, силу чувственности, определённую помрачённость ума, давая нашей свободной воле  возможность в полной мере проявить себя, чтобы при помощи благодати человек преодолел склонность воли, преклонив её только к добру, победил силу чувственности, искушения в болезнях, страстные движения чувств и т.д. Да, дурное воспитание, дурное общество склоняют волю человека к злому, но ведь его свободная воля на то и существует, чтобы этому сопротивляться. Благодать крещения и миропомазания способствует успешной борьбе свободной воли против греха.(К) – Но человек воспитывался вне Христа, он – вне веры и ничем не отличается от некрещеного.(А) – Нельзя судить только по внешности. Крещёный человек не может считаться абсолютно  отпавшим от Церкви. Да, он живет как неверующий. Да, возможно, его вина не так велика, как вина  человека, который при прочих равных условиях сознательно избрал безбожие, потому что этот человек вырос в эпоху государственного атеизма. Следовательно, его наказание (если он умрёт в безверии), быть может, будет меньшим, чем у людей, воспитанных в вере, но избравших путь греха. Не знаю, можно ли так уверенно, как Вы утверждать, что крещёные, но не воспитанные и не живущие в вере, потерпят большее наказание, чем те, которые не крещены, но воспитаны и живут точно так же. Каждый виновен в том, что совершает лично. Крещёный выбрал атеизм, не зная веры, или имея о ней искажённые до неузнаваемости представления. Да, он виновен, как виновен убийца, не знающий, что убивать – нарушение заповеди Божьей. Да, он своевольно отверг благодать крещения и миропомазания, хотя его вину несколько уменьшают известные обстоятельства. Но некрещёный, находясь полностью вне Церкви, может получить большее наказание, как не омытый от первородного греха.Мне представляется, что у просвещённого благодатью крещения верующего больше возможности придти в Церковь, чем у непросвещённого этой благодатью. Я вижу вокруг себя немало людей, которые, будучи крещены в детстве, сейчас по-настоящему приходят к вере. Вот в этом и обнаруживается влияние на них благодати крещения и миропомазания, влияние, которое Вы отрицаете. Кроме того, ситуация, которую Вы описываете (крещены, но не воспитываются в вере), не существовала в православии всегда, но возникла лишь в советское время, когда в школах отменили преподавание закона Божьего и насадили воинствующий атеизм. Сейчас, когда коммунизм пал, можно надеяться (и кое-где это уже происходит) на то, что преподавание основ веры в школах и в ВУЗах будет постепенно налаживаться (естественно, на добровольной основе, т. к. православие теперь не является государственной религией). То же самое касается и людей, которые крестятся взрослыми. Тот факт, что они далеко не всегда получают необходимые познания в вероучении, также можно объяснить наследием советского прошлого, которое, увы, не изживается с молниеносной быстротой.Следует иметь в виду, что основной удар большевиков пришёлся именно по православию и в этих условиях небольшой и замкнутой общине (баптизму) выжить было легче, чем православию, поэтому, кстати, а так же при активной поддержке из-за океана баптизм смог быстро встать на ноги, когда советской период закончился. Православию как религии охватывающей в той или иной степени большинство населения России, для этого нужно большее время. Что касается «эффективности» вашего крещения, то ведь она сказывается в основном лишь на внешних добродетелях, то есть люди с воодушевлением, граничащим с экстазом, рассказывают, как они раньше пили, курили, употребляли наркотики, а теперь они ничего этого не делают и к тому же «спасены»: полный happy end! Невольно приходит в голову мысль о каком-нибудь партсобрании советских времён, когда коммунисту Иванову его товарищи говорили: Иванов, ну как ты можешь пить, ведь ты же коммунист! Возьми пример с Ильича – он не пил. Иванов даёт обещание больше не пить под угрозой исключения из партии. И вот, он не пьёт. Не правда ли, эффективно?! Только причём здесь благодать Божья?! Или в КПСС было море благодати?! Православных вообще изумляет, как человек, ставший баптистом, начинает рекламировать, хвалить свои добродетели: вот, смотрите, я стал лучше, я не такой как вы, я уже «спасённый»! По-моему, эта победа некоторых грехов с помощью ещё большего греха – гордости, ведь и сатана стал таковым из-за гордости. Прошу меня простить, но и знания ваших прихожан в области вероучения не являются очень уж значительными. В громадном большинстве это несколько десятков цитат из Библии (тщательно подобранных, чтобы доказать «истинность» баптизма) и знание нескольких американских книг небольшого объёма.(К) – Вы что, станете утверждать, что баптисты знают Писание хуже православных?(А) – Всё зависит от того, что понимать под словами «знают Писание». Чаще его читают? Возможно. Знают больше цитат из Библии? Вероятно, да. Но главное – это понимать смысл Писания, и только тогда мы его знаем. Это невозможно без Святого Духа, который в Церкви. И здесь необходимо сказать, что именно в православии этот Дух есть во всей полноте! Поэтому православный, даже если он менее начитан в Библии, способен адекватно понимать её смысл, опираясь на жизнь Церкви, нежели баптист, который может опираться только на толкования «спасённых» граждан США, весьма далеко уклонившихся от Истины и уводящих от неё всё новые и новые души. Таким образом, крещение, благодатно очищающее нас от грехов и являющее нам рождение в новую жизнь, и миропомазание, дающее благодатные силы для роста древа новой жизни, обеспечивают полную возможность для спасения в том случае, если наша свободная воля будет находиться в согласии с этой благодатью.К сожалению, так или иначе, но мы продолжаем грешить и после крещения. И чтобы очиститься от грехов, мы должны покаяться перед Богом, чтобы в таинстве покаяния Бог через пастыря Церкви своей благодатью уничтожил грехи, в которых мы покаялись. Но, чтобы иметь вечную жизнь, мы должны не просто очищаться от грехов, но ещё и существенным образом соединяться со Христом. Это достигается в таинстве Евхаристии, в котором мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Его значение в сравнении с другими таинствами может быть выражено так: «как для жизни растения требуется не только сила произрастания, но и почва, элементами которой питается растительный организм; так и для возрождённого человека нужна, кроме благодатной силы произрастания, соответствующая пища» . Эта пища – Тело и Кровь Господа.

Опубликовано 15 июня, 2012 - 18:25
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653