Вы здесь

Профилактика сектантства в школах Австрии и Германии

В Федеративной Республике Германия и в Австрийской Республике достаточно серьезное внимание уделяется вопросам профилактики сектантства. В процесс предупреждения влияния сект вовлечены все ключевые институты общества, в том числе система образования в лице средней и высшей школы. В данной статье будет разобрана тема профилактики сектантства в средних школах Германии и Австрии. Несмотря на всю свою актуальность, она еще не подвергалась систематическому анализу ни отечественными специалистами, ни западными учеными. Автор не претендует ни на исчерпывающее представление всего многообразия первичного материала, ни на полноту его изложения. Мы ограничимся лишь кратким анализом причин и истоков обращения систем образования Германии и Австрии к профилактике сектантства в школах, а также кратким описанием всех основных направлений и форм ее реализации.

Начало профилактики сектантства в школах Германии

Осознание необходимости проведения профилактической работы в области сектантства в немецких школах происходило постепенно на всех уровнях государственной власти, в министерствах и ведомствах системы образования, среди руководства и педагогического состава школ, ученых и специалистов по сектам Германии, в традиционных церквах. Непериодические, разовые лекции на тему сект читались в школах страны как до, так и после Второй мировой войны. На предмете «Религия» сектам уделялось минут 5–10 в рамках лекции, посвященной религиозным организациям в целом.

Ситуация начинает меняться в начале 1970-х гг. О необходимости повсеместного и более серьезного предупреждения школьников об опасности сектантства начали заявлять родители, чьи дети стали уходить в секты. Немецкая молодежь приобщалась к сектам и до этого, но на конец 1960-х — начало 1970-х гг. в странах Запада пришелся очередной всплеск массовых обращений молодежи в секты. Вслед за родителями на проблему сект обращают внимание и учителя школ, которые стали замечать как серьезные изменения в поведении своих учеников, так и падение их успеваемости. При этом учителя начали фиксировать некоторые другие измерения проблемы:

а) успеваемость часто падала не только после вовлечения детей в секту,

но и после ухода туда одного или обоих родителей;

б) к середине 1970-х гг. секты начали всё чаще внедряться в сами школы

и обращать учеников в свою веру на их территории;

в) тогда же участились случаи полного отказа от обучения в школе по религиозным мотивам;

г) секты начали активно осваивать нишу репетиторства и занимались вербовкой под видом помощи отстающим ученикам в освоении школьного курса, либо, наоборот, дальнейшего развития наиболее талантливых из них.

По мере увеличения числа проблемных случаев учителя и родители всё сильнее начали выражать свою обеспокоенность, писать жалобы, обращаться в СМИ, обсуждать тему на различных педагогических конференциях и семинарах. Постепенно сформировалось целое общественное движение, требовавшее принятия мер против сект от руководства страны. Многие родители объединялись и создавали родительские комитеты по борьбе с сектами.

Приблизительно в это же время появляются первые исследования, показывающие, что молодежь — одна из самых слабо защищенных от ухода в секты возрастных категорий и одновременно приоритетная цель их вербовки. В общественном дискурсе Германии весь феномен сектантства начинает рассматриваться сквозь призму двух специфических терминов, которыми начинают именовать секты всех типов сразу: «молодежные религии» и «молодежные секты». О проблеме сектантства страна начинает говорить прежде всего как о проблеме сохранения молодежи от влияния сект. Спецслужбы страны всё чаще обращают внимание органов государственного управления на планы проникновения сект в школы.

В этом контексте органы государственного управления Германии пришли к пониманию того, что необходимо расширить программы профилактики сектантства на систему образования. Точную дату начала проработки учреждениями образования темы сект установить сложно. Первое время вся работа велась на уровне внутриведомственной и межведомственной переписки. В конце 1970-х гг. Федеральное министерство по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи сделало на эту тему ряд интересных заявлений. Так, например, в министерском бюллетене от 10 июля 1978 г. было сказано, что «Федеральное правительство уже многие годы занимается проблемой сект. При этом ключевую роль в этом играет наше министерство» [23]. В середине 1978 г. министерство заказало Тюбингенскому университету исследование по теме «новых молодежных религий», которое и было проведено в том же году [8]. Результаты исследования подтверждали важность и актуальность просветительской работы по теме сект в школах. В результате 16 января 1979 г. появилось циркулярное письмо № 215–2000.013, адресованное высшим органам государственного управления по делам молодежи всех земель Германии, в котором министр обещает всяческую поддержку на федеральном уровне местным инициативам по началу профилактики сектантства в школах Германии. Там же говорится о необходимости разработки методических пособий и рекомендуется на первое время взять в школах за основание труды известных в то время сектоведов Ф. В. Хаака и Г. Лёффельмана. С этого момента министерство начинает периодически публиковать в своих изданиях материалы по сектам и завязывает активную переписку по теме сект с самыми разными органами государственного управления и сектоведами страны.

Ключевую роль в начале профилактики сектантства в школах сыграла Постоянная конференция министров образования и культуры земель в ФРГ — главный государственный орган, отвечающий за школьное образование на федеральном уровне. Проработку возможных форм и методов такой профилактики конференция начала проводить еще в середине 1970-х гг. Официальное заявление по этому вопросу было сделано на 192-м пленуме конференции 30 марта 1979 г. Оно начинается весьма показательными словами: «На протяжении долгого периода конференция с обеспокоенностью наблюдает за обращением молодежи в так называемые молодежные секты» [5]. Далее в тексте говорится, что «критический и объективный анализ проблем, связанных с деятельностью молодежных сект, является воспитательной и образовательной обязанностью школы». Через месяц Бундестаг Германии поддержит инициативу конференции, а в школах Германии начиная с сентября 1979 г. станут проводиться первые плановые уроки по теме сект.

Тема профилактики сектантства в школах страны в документах Бундестага затрагивается крайне редко, что имеет одно простое объяснение: руководствуясь принципом субсидиарности, Бундестаг делегировал решение этого вопроса землям. Последние, при поддержке конференции министров образования и культуры, весьма успешно справлялись с ним. Дополнительного вмешательства парламента просто не требовалось, так как никаких особых проблем, которые нельзя было бы решить на местах, не возникало. Тем не менее в документах Бундестага все же можно встретить обращения к данной теме, первое упоминание которой встречается в ответе федерального правительства на малый запрос депутата Фогель и фракции ХДС / ХСС по поводу деятельности Движения Объединения. В нем правительство рассказывает о некоторых вполне достаточных с его точки зрения мерах профилактики сектантства в Германии того времени:

…Специализированные церковные центры, в том числе Евангелический центр по вопросам мировоззрений, Штуттгарт, а также Евангелический союз прессы Баварии, Мюнхен, постоянно предлагают подробные информационные материалы о различных направлениях «новых молодежных религий». Эти материалы ориентированы на просвещение родителей, молодежи, учителей, социальных работников, социальных педагогов, а также предназначены для распространения в церковных общинах, школах и учреждениях помощи молодежи… [4]

Эти слова не свидетельствуют об активном и повсеместном снабжении школ Германии середины 1970-х гг. антисектантской литературой. Отдельные случаи передачи книг были, но в данной ситуации гораздо важнее и интереснее тот факт, что немецкое правительство полагало сектоведов лютеранской церкви в качестве одного из вполне легитимных инструментов проведения профилактики сектантства в том числе в системе образования. Впрочем, опора на институты гражданского общества в донесении самой разной информации о сектах до населения проходит красной нитью через значительное количество документов Бундестага.

27 апреля 1979 г. парламент Германии выразил поддержку упомянутой выше инициативе конференции министров образования и министерства по делам молодежи с одобрением двух основных направлений ее реализации: чтение просветительских лекций на тему сектантства в школах и повышение квалификации педагогического состава школ страны по означенной тематике [18]. Двадцать лет спустя, в 1998 г., исследовательская комиссия Бундестага «Так называемые секты и психогруппы» со своей стороны рекомендовала школам проводить лекции по сектам, а университетам и научно-исследовательским институтам страны — активизировать исследования в области нетрадиционной религиозности вообще и выработки наиболее эффективных педагогических подходов к профилактике феномена сектантства в частности. Комиссия также рекомендовала проводить повышение квалификации учителей школ в области профилактики оккультизма [13, с. 153].

Парламенты земель Германии также издают значительное количество документов, посвященных теме сект в целом, но гораздо чаще Бундестага затрагивают вопрос профилактики сектантства в школах. Это вполне ожидаемо, так как при наличии общего одобрения на федеральном уровне конкретные детали профилактической работы каждая земля решает для себя в более или менее автономном режиме. Так, например, парламент земли Баден-Вюртемберг 9–14-го созывов неоднократно уделял особое внимание теме профилактики сектантства в школах [7]. При этом проговаривалась не только необходимость просвещения в области сектантства в целом, но и важность критического разбора деятельности конкретных сект. Аналогичную позицию занимают парламенты земель Бавария, Саар, Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Саксония-Анхальт и др.

Начало профилактики сектантства  в школах Австрии

В Австрии, также как и в Германии, задолго до обращения государства к профилактике сектантства в системе образования, на уроках религии в школах какое-то время уделялось теме сект. Однако по сравнению с Германией страна намного медленнее реагировала на проблемы, возникающие в этой области. Дискуссия по данной теме в органах государственного управления Австрии начинается в конце 1970-х гг. Тогда еще речь не шла о профилактике сектантства в системе школьного образования, но обсуждались вопрос опасности сект в целом и меры, предпринимаемые правительством для защиты от возможных угроз в этой области [22].

Между тем работа сект привела к зарождению в среде родителей и учителей страны тех же протестных настроений, что и в Германии начала — середины 1970-х гг. Австрийцы, однако, реагировали медленнее: только в начале 1980-х гг. достигает критической массы количество обращений в органы государственного управления с просьбами обратить особое внимание на профилактику сектантства в школах. Исследования австрийских ученых, со своей стороны, показывают значительный уровень вовлечения молодежи в секты и открыто говорят о необходимости просветительской работы в школах [6]. Проблемой начинают заниматься отдельные чиновники и политики. Так, например, в 1981 г. группа парламентариев земли Верхняя Австрия выступила с публичным заявлением, в котором призвала все государственные структуры федерального и земельного значения, занимающиеся вопросами образования и молодежи, включая школы страны: а) взять на себя работу по информированию населения, учителей, школьников и их родителей по проблеме сект; б) организовать курсы повышения квалификации для педагогов в области профилактики сектантства; в) проводить регулярно мероприятия по обозначенной теме для учителей и работников с молодежью; г) издавать информационные материалы а эту тему [16]. В том же 1981 г. родительские советы разных регионов Австрии добились того, что Федеральное министерство по вопросам образования и культуры совместно с Федеральным министерством внутренних дел начали разработку специальной брошюры по теме сект для учителей, родителей и учеников средних школ [15]. В 1982 г. брошюра была издана в весьма скромном формате на 36 страницах [11]. В ней давалось краткое описание некоторых сект и публиковались сведения о Школьных советах всех Земель Австрии, куда рекомендовалось обращаться для консультаций по сектам. Сравнительный анализ австрийской и немецкой кампаний за начало профилактики сектантства в школах позволяет выявить несколько принципиально важных отличий.

Во-первых, общественность Германии начала поднимать этот вопрос еще до серии крупных скандалов вокруг сект в 1970-х гг. (например, до массового самоубийства членов Народного Храма в Гайяне в 1978 г.). Последние многократно усилили значение, придаваемое этому вопросу, и способствовали принятию всех необходимых решений для начала работы. В Австрии этот вопрос начал подниматься практически на 10 лет позже, уже после завершения скандалов 1970-х, когда секты в целом вели себя более осторожно. Меньший накал общественной дискуссии несколько замедлял обороты антисектантских инициатив и осложнял их продвижение.

Во-вторых, Австрия сама по себе никогда не была приоритетной целью для сект, которые все свои главные силы и ресурсы посвящали покорению Германии. В результате секты в Австрии вели себя несколько «тише» и менее агрессивно, чем в Германии.

В-третьих, сектоведение в Австрии практически всегда было менее развито, чем в Германии. Сектоведов в стране было меньше, и они менее профессионально работали в этой области, отставая лет на пятнадцать — двадцать от своих немецких коллег. Поэтому сектоведы Австрии активно опирались на результаты исследований своих коллег из Германии, в том числе в области профилактики сектантства, но несколько менее четко, внятно и обоснованно могли представить и защитить свою позицию в обществе.

В-четвертых, в 1980-х гг. по всему миру наблюдалось увеличение объемов критики любых антисектантских действий и инициатив, в том числе направленных на профилактику сектантства. Секты, почувствовав на себе первые результаты антисектантских кампаний 1970-х, решили дать отпор любой критике в свою сторону.

В итоге сам контекст, в котором был поднят вопрос о начале профилактики сектантства в школах Австрии, не был настолько благоприятен, как в Германии. У протагонистов этой работы чувствуется некоторая внутренняя неуверенность в своих позициях, постоянная оглядка на опыт Германии, множество обсуждений, намеков и деклараций без ощущения готовности к их реализации. В результате, общественность Австрии активно обсуждала важность профилактики сектантства все 1980-е гг., но к конкретным действиям она приступила только в начале 1990-х, когда общие условия для начала этой работы были еще хуже.

Восстановить по крупицам все основные этапы появления и развития этой работы достаточно сложно. Автору удалось установить, что 27 января 1993 г. в Национальном совете Австрии прошли слушания на тему «Влияние сект на молодежь Австрии», на которых разбирались многочисленные примеры вербовки сектами детей в школах Австрии, а также обсуждались различные способы профилактики сектантства среди молодежи вообще и в системе школьного образования в частности. Спустя год, 14 июля 1994 г. Национальный совет Австрии принимает историческое постановление «О мерах относительно деятельности сект, псевдорелигиозных групп и организаций, а также деструктивных культов» [17]. В нем говорилось о необходимости организации просветительских акций на тему сект в школах, а также учреждениях повышения образования. Судя по всему, к тому времени в школах уже активно велись уроки по проблеме сектантства. В 1994–1995 гг. по следам постановления Национального совета, под патронажем Федерального министерства по вопросам образования и культуры была создана Межминистерская рабочая группа «Секты». К ее работе приглашались представители Федерального министерства по вопросам окружающей среды, семьи и молодежи, Федерального министерства юстиции, Федерального министерства внутренних дел, Венского Университета, Городского школьного совета, католической и лютеранской церквей, а также Общества против опасности сект и культов г. Вена [3]. Группа должна была в деталях разбирать все ключевые вопросы, связанные с профилактикой сектантства в школах страны.

23 ноября 1995 г. Федеральное министерство образования и культуры расширяет полномочия своего Отдела V/8, который специализировался ранее на всем спектре вопросов, связанных с профилактической, превентивной и реабилитационной работой. Отныне отдел должен был заниматься «психологическими аспектами деструктивных идеологий и моделей поведения (секты, радикализм, зависимое поведение)». Важно отметить, что во главе отдела был поставлен доктор Гаральд Айгнер, который спустя шесть лет после образования этой структуры разработал самый известный и серьезный курс лекций по сектам для школ Австрии [1]. Отдел начал собирать всю информацию, касающуюся профилактики сектантства в школах Австрии, а также отвечать на запросы и жалобы родителей и учителей по теме сект. К тому времени в стране уже заработали все ключевые направления профилактики сектантства в школах.

Опыт Германии также подтолкнул Австрию сделать серьезный акцент на институты гражданского общества в вопросе профилактики сектантства. При этом в Австрии общественные организации, выполнявшие данную работу, получали еще и государственное финансирование. От таких обществ ожидалось, что они будут принимать активное участие в организации просветительских и профилактических мероприятий в школах страны, а также помогать родителям, чьи дети ушли в секты. В дополнение ко всему в 1998 г. в подчинении Федерального министерства по вопросам семьи и молодежи создается Федеральный центр по вопросам сект, который также до сих пор активно работает со школами, консультирует учителей и участвует в повышении их квалификации, проводит профилактические занятия со школьниками на своей территории.

Уроки по сектоведению и сектам в школе

Основной формой профилактики сектантства в школах Германии и Австрии является проведение уроков на тему сект. В обеих странах проблема сектантства затрагивается в виде одной или нескольких лекций в рамках таких предметов, как «Религия» (в нескольких основных разновидностях: «Евангелическая религия» и «Католическая религия», «Мусульманская религия»), «Этика», «Обществоведение», «Ценности и нормы», «Психология, Педагогика, Философия». В редких случаях предлагаются целые курсы лекций, как правило, на факультативной основе. Тема сект разбирается в 7–11 классах. За содержательное наполнение предмета «Религия» несут ответственность католическая и лютеранская церкви Германии и Австрии. Дети, не посещающие курс «Религия», должны прослушать курс «Этика» либо «Ценности и нормы», за содержательное наполнение которых отвечает государство. То есть уроки, которых рассказывают о сектах, ребенок посещает в школе при любых обстоятельствах.

В Германии федеральные земли самостоятельно разрабатывают школьные учебники по всем дисциплинам, включая и уроки по сектам. За их соответствие определенному уровню стандартов отвечает Постоянная конференция министров образования и культуры. При этом повсеместно распространена практика издания учебников и пособий не для всего курса в целом, но для отдельных его частей и уроков. Первые учебно-методические разработки по теме сект появляются в конце 1970-х — начале 1980-х гг. [9]. При этом для уроков по сектам пишутся самостоятельные учебники. Большинство из них создается коллективом авторов, в число которых входит, как правило, как минимум один профессиональный сектовед. В некоторых случаях пособия могут заказываться какой-то антисектантской организации, отдельному сектоведу [10] либо писаться отдельными учителями [19].

В Австрии общая структура планов по всем предметам, в том числе и курсу «Религия», утверждается особыми постановлениями Федерального министерства образования, искусства и культуры. Детали и содержательное наполнение конкретных заранее заданных тем остается делом как самих учреждений образования и преподавателей, так и церквей (в случае с предметом «Религия»). Таким образом, в программах практически всех типов школ Австрии тема сект закрепляется на уровне постановлений министерства. При этом в зависимости от предмета и типа школы ей уделяется большее или меньшее внимание. Ситуация с разработкой учебников в Австрии на фоне Германии выглядит намного скромнее: теме сект уделяется какое-то место в учебниках по предмету «Религия», «Этика» и т. д., но не более. При этом автору известно только одно самостоятельное учебно-методическое пособие по теме сект для школ. Оно было разработано Гаральдом Айгнером и пользуется среди учителей большой популярностью, а министерство и подведомственный ему Федеральный центр по вопросам сект оказывают постоянную информационную поддержку преподавателям, читающим по этому пособию лекции.

В начале 1980-х гг. целый ряд новых исследований сектантства показал, что молодежь не является ни основным объектом миссионерской работы сект, ни наиболее часто уходящей в них возрастной категорией граждан. Это открытие способствовало развитию дискуссии по содержательному наполнению уроков по теме сект. Дискуссии, в которую были вовлечены и педагоги обеих стран. Основной вопрос состоял в следующем: должен ли на уроках делаться акцент на предупреждении ухода школьников в конкретные секты либо на развитии у них навыков и способностей к критическому мышлению, а также распознаванию сектантства как явления? Иными словами, должна ли школа давать конкретные знания по сектам либо ей следует заняться воспитанием и развитием у школьников качеств, препятствующих уходу в секты? Дискуссия продолжается до сих пор, но специфика ее аргументации еще в 1980-х гг. повлияла на расширение мотивационного ряда к проведению профилактики сектантства в школах и несколько скорректировала содержательное наполнение самого процесса. Работа со школьниками стала представляться не только как средство предотвращения их ухода в секты, но и как инструмент развития у них критического мышления в целом. В последнем случае секты все чаще начинали использоваться лишь как удобный пример, иллюстрирующий то, к чему может привести отсутствие навыков самостоятельного, ответственного и критического мышления. При этом разбор конкретных сект все чаще начинает дополняться, а порой и полностью заменятся анализом аморфных форм нетрадиционной религиозности: суеверий, веры в порчу, астрологию, НЛО, существование оккультных сил и т. д. При этом обоснование этим изменениям дается с отсылкой к результатам исследований: школьники и молодежь гораздо чаще приобщаются к таким неинституализированным формам сектантства, чем уходят в конкретные секты.

При анализе учебных пособий, используемых в школах Германии и Австрии, следует также учитывать четыре важных фактора.

Во-первых, учителя немецких и австрийских школ могут также обращаться к швейцарским учебным пособиям по сектам либо заимствовать учебные пособия друг у друга.

Во-вторых, учителя обеих стран нередко обращаются к учебно-методическим и дидактическим материалам, разработанным для чтения лекций молодежи вне рамок самих школ.

В-третьих, традиционные церкви и сектоведы Германии и Австрии издают различную профилактическую литературу по сектам, ориентированную на школьников и молодых людей, которая также используется в учебном процессе в обычных школах.

В-четвертых, учителя активно пользуются не только специализированными учебно-методическими пособиями, но также огромным количеством иной литературы по сектам. Те же органы государственного управления, ответственные за работу со школой, издают не только и не столько учебнометодические пособия, сколько обыкновенные информационные материалы по теме сект.

Все это свидетельствует о том, что особого недостатка в методических материалах по теме сектантства у школ Германии нет. В школах Австрии ощущается некоторая скудость материалов, которая компенсируется лишь активным обращением учителей к немецким пособиям.

Внеучебные формы профилактики сектантства

Исполнителями второй по степени значимости формы профилактики сектантства в школах Германии являются так называемые «учителя-консультанты» (от нем. Beratungslehrer), «учителя доверия» (от нем. Vertrauenslehrer) или «учителя связи» (от нем. Verbindungslehrer). Эта должность существует в подавляющем большинстве школ страны, и ее введение никак не было связано с проблемой сект. В должностные обязанности учителей-консультантов входит работа с отстающими и трудными детьми, повышение уровня образования учителей, организация и проведение встреч и бесед с родителями. После обращения системы образования к вопросу профилактики сектантства в круг ответственности этих учителей был добавлен и вопрос сект. Соответствующие полномочия по профилактике сектантства прописываются в их должностных обязанностях. Именно эти учителя ответственны за проведение специальных лекций и мероприятий по профилактике сектантства в школах во внеучебное время, в том числе за работу с детьми, попавшими в секты. Достаточно часто учителя-консультанты играют роль связующего звена между школьниками с их родителями и школьной администрацией, государственными учреждениями всех уровней, профессиональными сектоведами.

В середине 1990-х гг. в Баварии обеспокоенность проблемой сект достигла того, что группа депутатов обратилась с официальным запросом к баварскому правительству о «введении в общеобразовательные школы новой должности “сектоведа” и обеспечении его тесного сотрудничества как со своими коллегами из других школ, так и с сектоведами всех церквей и органов государственного управления Баварии и Федерации в целом» [2]. Просьба депутатов удовлетворена не была, однако уже сам факт ее выдвижения и количество людей, ее поддержавших, говорят о той важности, которая приписывается проблеме профилактики сектантства на уровне школ страны.

В Австрии также существует аналогичная система «учителей-консультантов». Однако австрийские учителя и родители гораздо чаще обращаются за специализированной помощью в министерство образования (упоминавшийся ранее отдел V/8), в Федеральный центр по вопросам сект и иные структуры. В Австрии, в силу меньших размеров страны, контакты между учителями и федеральными ведомствами устанавливаются проще и быстрее, чем в Германии. Тем не менее обозначенная должность есть во всех школах страны. Интересно, что справочник по методологии разрешения внештатных ситуаций в школах, выпущенный землей Штирия, в случае возникновения любых ситуаций, связанных с сектами, рекомендует обращаться к школьным учителям-консультантам, а в особо сложных делах — к сектоведам, социальным работникам и в полицию [24, с. 52].

Распространение в школах информационных материалов  по теме сект

Третьей формой профилактики является централизованное распространение в одной, нескольких или сразу всех школах конкретной земли Германии или Австрии информационных материалов по сектантству вообще или конкретной секте в частности. Как правило, такие акции инициируются местными органами власти в плановом порядке. Так, например, парламентом земли Баден-Вюртемберг в 2000 г. была инициирована публикация и раздача по школам антисектантской брошюры «Секты обещают многое… Всему ли верить?» [7, с. 30]. Однако есть и примеры внеплановых публикаций, направленных на отражение конкретных угроз. В этом отношении весьма показателен пример парламента Баварии, который 11 ноября 2004 г. в экстренном порядке принял распоряжение срочно напечатать и распространить в школах новый тираж антисектантской брошюры «Опасности психомаркета. Профилактическое пособие для школ Баварии». В качестве обоснования необходимости этой меры выступила информация от немецких спецслужб о планах саентологов начать кампанию по работе среди школьников [12]. В Австрии таких брошюр издается и распространяется намного меньше. Так, по следам постановления Национального совета Австрии 1994 г. была издана брошюра Франца Седлака «Мир не только черно-белый» [20], а в 1996 г. — брошюра «Секты. Знание защищает!» [21]. Последняя брошюра многократно переиздавалась с изменениями и дополнениями и является самым тиражируемым и распространенным не только в школьной среде, но и далеко за ее пределами официальным изданием Австрийской Республики по теме сект.

В настоящее время в Германии разработано несколько вариантов антисектантских листовок и плакатов, выполненных в виде комиксов. Чаще всего они включают в себя так называемые критерии незнакомых групп, которые могут принести вред. Выглядят они как набор из 10–20 картинок с краткими тезисами, сопровождающими каждую из них. Например, на одном из рисунков изображен летящий над городом смешной бородатый старик в костюме супермена, панталонах, без ботинок и с надписью на рубашке «супер гуру». Подпись к картинке гласит: «Мир движется к катастрофе! Только группа знает, как его можно спасти». Предполагается, что если ребенок встретит организацию, заявляющую ему о скором конце света, он должен будет вести себя с ней более осторожно. Такие листовки дешевы, просты, понятны и увлекательны для школьников самого разного возраста. Примечательно, что в школах Австрии также распространяются аналогичные листовки, однако, в отличие от немецкого аналога, на них даются координаты не только сектоведческих центров, но и Федерального министерства образования Австрии.

Повышение квалификации педагогов, работников  с молодежью и родителей

Выше уже отмечалось, что повышение квалификации педагогического состава школ в области сект и оккультизма полагалось Бундестагом Германии существенным компонентом профилактики сектантства в системе образования. Еще в начале 1970-х гг. учителя по собственной инициативе активно принимали участие в разных семинарах и конференциях по теме сект, которые организовывались немецкими сектоведами. Начало целенаправленной профилактической работы в этой области со стороны государства повлияло на многократное увеличение количества учителей, вовлеченных в этот процесс, и на дифференциацию институтов, предлагающих соответствующие курсы лекций. В настоящее время ответственность за эту работу разделили между собой государственные институты повышения квалификации учителей, частные благотворительные фонды и организации защиты молодежи. В Германии курсы лекций и семинары для учителей по теме сект организовывались Академиями повышения образования учителей городов Комбург, Эсслинген, Донауэршинген, Кальв, Бад Вильдбад и др., Институтом переподготовки и повышения квалификации учителей города Майнц, Педагогическим институтом города Ландау, Институтом школы и образования земли Мекленбург — Передняя Померания, различными земельными центрами политического образования, Фондом Конрада Аденауэра, Фондом Фридриха Эберта и множеством других академий, институтов, организаций и фондов.

В Австрии эту работу проводили Педагогический институт Зальцбурга, Высшая церковно-педагогическая школа Вены, Институт религиозно-педагогического образования Зальцбурга и множество других организаций. Анализ переписки различных министерств и ведомств, ответственных за систему школьного образования, показывает, что в стране постоянно присутствует возможность всем желающим педагогам повысить уровень своей квалификации в данной области. При этом эту задачу исполняют не только учреждения повышения квалификации учителей, но также специализированные государственные и общественные объединения, специализирующиеся на работе с молодежью. Так, например, государственные Комиссии по делам детей и молодежи всех земель Австрии (КИЯ) в той или иной форме занимаются профилактикой сектантства среди молодежи, повышением уровня образования населения в этой теме и даже оказывают помощь учащимся школ в разрешении возникающих у них проблем с сектами. Например, КИЯ Тироля проводит курсы для молодежи, родителей, учителей и работников с молодежью по 13 разным модулям, один из которых полностью посвящен теме сект [14]. Кроме того, государством развиваются различные программы повышения квалификации самих родителей. Так, например, правительство Земли Нижняя Австрия предлагает родителям пройти обучение на особых курсах «Секты — опасность для молодежи».

Со своей стороны сектоведческие центры обеих стран продолжают организовывать мероприятия, ориентированные на повышение квалификации учителей. Их посещение признается руководством школ в качестве полноценного повышения квалификации по этой теме. В самих мероприятиях учителя достаточно часто указываются в качестве одной из целевых аудиторий, наряду с социальными работниками, психологами, священнослужителями.

В немецких педагогических журналах для учителей и родителей регулярно печатаются как учебно-методические материалы и разработки по теме сект, так и критические обзоры данного феномена в целом. Это со своей стороны способствует повышению уровня знаний преподавателей школ в области сектоведения. Количество статей в этих изданиях настолько велико, что сделать даже простейший их обзор в рамках данной статьи не представляется возможным. Потому остановимся на простом упоминании названий некоторых журналов, обращавшихся к теме сектантства: «Школьное время», «Школа изнутри», «Журнал для родителей», «Учить и учиться», «Фокус 6 — журнал для профессиональных школ», «Мастерская: информационная служба для молодежных и школьных газет» и др. Проблема сектантства не обходится стороной и в специальных педагогических журналах, посвященных преподаванию религии в школах Германии, например, в журнале «Религия», Журнале уроков религии и жизнедеятельности и др. Сектам посвящено несколько выпусков сборника «Рабочие тетради», ориентированного на учителей школ и выпускаемого Педагогическим центром Берлина. Для совершенствования профилактики сектантства в школах Германии периодически проводятся опросы учителей и учеников (например, исследование школьников Баварии, У. Мюллера, опрос школьников Берлина Х. Цинзером и др.). В соответствии с их результатами корректируется содержание лекций по сектам, делаются иные организационные и методические выводы.

Как в Германии, так и в Австрии профилактика сектантства в системе образования никогда не являлась приоритетным направлением работы федерального и земельных правительств в области предупреждения влияния сект. В лучших традициях открытого общества эти страны не прибегает к запретительным мерам в отношении тех или иных сект, но вступают с ними в свободную и открытую дискуссию в СМИ, на публичных трибунах и подиумах, в университетских кампусах и в стенах школ. Прибегая к таким мерам, правительства этих стран исходят из вполне разумного допущения о том, что несколько лекций по теме сектантства в школе не являются сколько-нибудь существенным ограничением прав конкретных религиозных групп, которые могут в свободное от школы время днями и ночами представлять молодым людям альтернативную точку зрения. При этом само стремление многих сект запретить любую их критику в школах рассматривается как попытка установления изощренной разновидности цензуры, при которой целый класс религиозных групп полностью выводится из сферы любой критической оценки и анализа.

В настоящей статье был проведен лишь самый общий анализ заявленной темы. В число задач будущих исследований данной темы должен войти анализ учебно-методических и дидактических материалов по теме сект, изучение истории развития педагогической мысли Германии и Австрии в этой области, а также вопрос о том насколько нужно, возможно и полезно в странах Восточной Европы учитывать и перенимать опыт этих стран в данной области.

Литература

1. Anlaufstelle für spezielle Fragen. GZ 33.542/301-V/8/95. — Wien: Bundesministerium für Unterricht und Kulturelle Angelegenheiten, 23. November, 1995. — 1 S.

2. Antrag der Abgeordneten Radermacher, Egleder, Engelhardt Walter, Goertz, Irlinger, Memmel, Werner-Muggendorfer SPD. — Bayerischer Landtag. 13. Wahlperiode. Drucksache 13/6939, 1996. — 1 S.

3. Antwort auf die schriftliche parlamentarische Anfrage № 487 / J-NR/1996. GZ

10.000/28-Parl/96. — Wien: Bundesministerium für Unterricht und Kulturelle Angelegenheiten, 20. Juni, 1996. — 4 S.

4. Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage des Abgeordneten Vogel (Ennepetal) und der Fraktion der CDU / CSU betr. Föderation für Weltfrieden und Vereinigung e.V. — Bonn: Deutscher Bundestag, 7. Wahlperiode. Drucksache 7/5716 den 20. August 1976. — 4 S.

5. Auszug aus der Pressemitteilung aus Anlaß der 192. Plenarsitzung der Ständigen Konferenz der Kultusminister und — senatoren der Länder in der Bundesrepublik Deutschland vom 29./30. März 1979 in Düsseldorf. — Düsseldorf, KMK, 1979. — S. 6–7.

6. Berger, H. Ursachen und Wirkungen Gesellschaftlicher Verweigerung Junger Menschen unter besonderer Berücksichtigung der «Jugendreligionen». — Bd. I. Mit. W. Frotzler & W. L. Laudenbach / Herbert Berger und Peter Hexel. — Wien: ECSWR, 1981. — 381 S.

7. Bericht der «Interministeriellen Arbeitsgruppe für Fragen sogenannter Sekten und Psychogruppen». — Landtag von Baden-Württemberg. 12. Wahlperiode. Drucksache 12/5841, 2000. — 45 S.

8. Bericht über eine wissenschaftliche Vorstudie im Bereich der «Neuen Jugendreligionen». — Tübingen, Universität Tübingen, 1978. — 25 S.

9. Braun J. Modell zur pädagogischen Arbeit mit Jugendlichen // Jugendsekten. Hrsg. von Braun J, und Hutter B. — Hannover: Buchdruckerei Franz Neuenfeldt, 1980. — S. 41–67.

10. Christiansen, I. Bedeutung und Brisanz von Sekten, Destruktiv-Kulten und Weltanschauungen für Jugendliche in unserer Gesellschaft. — Göttingen: Institut für berufliche Bildung und Weiterbildung, 1996. — 328 S.

11. Die pseudoreligiösen Aussteiger. «Jugendreligionen»in Österreich. — Wien: Bundesministerium für Unterricht und Kunst, 1982. — 36 S.

12. Dringlichkeitsantrag der Abgeordneten Franz Maget, Florian Ritter und Fraktion SPD. — Bayerischer Landtag. 15. Wahlperiode. Drucksache 15/2090, 2004. — 1 S.

13. Endbericht der Enquete-Kommission «Sogenannte Sekten und Psychogruppen». — Deutscher Bundestag. 13. Wahlperiode. Drucksache 13/10950, 1998. — 236 S.

14. KIJA Tätigkeitsbericht 2006 / 2007. — Innsbruck: kija Tirol, 2007. — 84 S.

15. Köhrer H. K. Persönlicher Informationsbrief № 5/1981. — Linz: Sektenreferat der Evangelischen Pfarrgemeinde, August. 1981. — 24 S.

16. LAbg. Dr. Irene Dyk und LAbg. Dr. Josef Pühringer warnen: Die Gefährdung der oberösterreichischen Jugend durch Sekten darf nicht unterschätzt werden! — Linz: ÖVPInformationsdienst Landesparteileitung, den 4. August. 1981. — 3 S.

17. Maßnahmen im Zusammenhang mit Sekten, pseudoreligiösen Gruppierungen, Vereinigungen und Organisationen sowie destruktiven Kulten. Entschließung des Nationalrates vom 14.07.1994 (E 155-NR / XVIII. GP) // XVIII. Gesetzgebungsperiode. 172. Sitzung des Nationalrates der Republik Österreich. 13–15 Juli 1994. Stenographisches Protokoll. — Wien: Österreichische Staatsdruckerei, 1994. — S. 20411–20780.

18. Neuere Glaubens- und Weltanschauungsgemeinschaften (sogenannte Jugendsekten). — Deutscher Bundestag. 8. Wahlperiode. Drucksache 8/2790, 1979. — 8 S.

19. Scientology als Thema im Religionsunterricht. Materialien. Bausteine. Anregungen. Unterrichtsentwurf. — Düsseldorf: RSW, 1996. — 45 S.

20. Sedlak F. Die Welt ist nicht nur schwarz und weiß. Anleitungen zu ideologiekritischem Denken. — Wien: Ketterl, 1994. — 112 S.

21. Sekten. Wissen schützt! — Wien: Bundesministerium für Umwelt, Jugend und Familie, 1999. — 74 S.

22. Stenographisches Protokoll. 10. Sitzung des Nationalrates der Republik Österreich. XV. Gesetzgebungsperiode. Den 24. Oktober 1979. — Wien: Österreichische Staatsdruckerei, 1979. — S. 749–823.

23. Tätigkeit der Bundesregierung // Pressedienst des Bundesministers für Jugend, Familie und Gesundheit. — 1978. 10. Juni. — S. 5.

24. Wegweiser für Schulen bei Problemsituationen mit Schüler/innen. — Hartberg:

Bezirkshauptmannschaft Hartberg, 2007. — 80 S.

Автор: 
Владимир Мартинович
Опубликовано 16 ноября, 2017 - 17:41
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653