Вы здесь

Руководящий совет в свете новозаветных реалий

Всемирная организация Свидетелей Иеговы давно известна своей безупречной системой функционирования. Успешное управление семимиллионным братством является результатом прекрасно слаженной работы интернациональной сети филиалов и главного управления организации, которое располагается в Бруклине (г. Нью-Йорк). Самым центром системы функционирования организации, конечно же, является Руководящий Совет СИ (Governing Body), состоящий из десяти человек, которые имеет практически неограниченную административную власть над всей организацией. Любые указания от Руководящего Совета воспринимаются всеми СИ как руководство от Самого Иеговы Бога. Такая жесткая вертикаль власти не оставляет места самодеятельности. Внутренняя жизнь СИ вплоть до мелочей определена инструкциями и письмами из главного управления.

Для руководства организации принципиально важно показать, что централизованная форма ее управления уходит корнями в апостольский век и потому является единственно верной формой теократии (власти Бога) на земле. Основным доводом в пользу существования действующей на постоянной основе высшей административной и судебной инстанции (этакий прототип Синедриона) служит упоминание об апостольском иерусалимском соборе, описанном в 15 главе книге Деяний. Его решение стало нормативным для всех первохристианских общин. Этот прецедент используется СИ как основание для функционирования Руководящего Совета. Однако  здесь очевидна явная натяжка: из того факта, что в Иерусалиме однажды состоялся собор по особо важному делу, еще не следует, что он действовал на постоянной основе как некая закрытая инстанция и что он регулировал жизнь всех первохристианских общин, разбросанных по всему pax romana. Иерусалимская община была Церковью-Матерью для всех первохристианских общин. Присутствие в ней апостолов и учеников Христа делало ее исключительной. Поэтому нет ничего удивительного в том, что решение важного вопроса обрезания язычников происходило именно там.

Напротив, читая книгу Деяний, мы видим, что общины первых христиан обладали высокой степенью самостоятельности. Так, учителя и пророки антиохийской общины, будучи движимы Духом, отправляют Савлу и Варнаву в первое миссионерское путешествие. Именно так начинается великая миссия «апостолов языков». В этом назначении иерусалимский совет не принимал никакого участия. Более того, Павел намеренно подчеркивал, что его апостольство совершенно не было связано с назначением от апостолов (Гал. 1:16,17, 2:6-9).

Обращаясь к книге Апокалипсис, мы видим, что Христос обращается напрямую к семи малоазийским церквям (Отк. 1:11). Естественно, если бы существовал некий единый руководящий центр, то Господь, несомненно, решил бы обратиться к нему, а не к каждой общине в отдельности. Этот факт ясно указывает на то, что, по крайней мере, в середине 90-х годов I века никакого руководящего совета не было. Если он и был, то только до разрушения Иерусалима в 70 году. Хотя христианская община Иерусалима нашла спасение в горном городе Пелла, вряд ли оттуда было возможно руководить деятельностью всех общин. К тому же, в то время большинство апостолов уже почили.

Нет никаких исторических свидетельств в пользу того, что после 70 года существовал некий общехристианский центр, авторитет которого имел бы общецерковное значение. Для концепции СИ – это критично, т. к. выходит, что целых 30 лет Божий народ жил без истинной теократии. Однако данная дилемма существует только для СИ. Историкам Древней Церкви, которые ориентируются на раннехристианские источники II века, хорошо известно, что локальные первохристианские общины управлялись местными епископами и странствующими пророками. Причем харизматические пророки, обладая дарами Духа, как преемники почивших апостолов, обладали даже большим авторитетом. И лишь по мере оскудевания пророческого дара, где-то в середине II века, институт епископата вышел на первый план в области учительной и административной власти[1]. Таким образом, каждая община сама управляла своей жизнью, а  благодаря странствующим пророкам и учителям поддерживалась живая связь между ними.

Ярким примером устройства первохристианских общин является Послание Коринфянам Климента Римского (апостольским преемником Петра и Павла на римской кафедре[2]). Послание датируется учеными 96 годом н. э. и является самым древним христианским произведением еще апостольской эпохи, однако не имеющим апостольского авторитета, хотя и очень уважаемого в Древней Церкви. Поводом к посланию в коринфскую общину послужила возникшая там серьезная проблема. Старые пресвитеры были смещены и заменены на новых. Поэтому римская община во главе со своим предстоятелем Климентом написала увещание, содержанием которого было разъяснение недопустимости подобных действий. Логично предположить, что если бы существовал некий руководящий совет, увещеванием коринфян занимался бы он.

Необходимо заметить, что после уничтожения Иерусалима наибольший авторитет стала приобретать община в Риме. По преданию именно там мученически завершили свой путь апостолы Петр и Павел. Именно там остались их непосредственные преемники, череда которых служила доказательством апостольской преемственности в руках христианского апологета Иринея Лионского, который полемизировал с гностиками. Там же христиане встретили страшные гонения при Нероне. В конце концов, столичная римская община была наиболее крупной и ее предстоятелям было проще всего поддерживать связи с удаленными уголками pax romana. Все это делало римскую церковь в каком-то смысле преемницей апостольской иерусалимской общины. Главное же, что именно римская церковь бережно хранила неповрежденное свидетельство апостольской веры. Сей факт поддавался верификации и потому Ириней Лионский мог сказать: «Ибо, по необходимости, с этою церковью, по ее преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е., повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду» (Ad. Her. IV, III.2). Однако, не смотря на все это, в римской церкви не было никакого руководящего совета, который бы централизованно руководил всеми локальными первохристианскими церквями. В 107 году н.э. мученик Игнатий Антиохийский называл римскую церковь «председательствующей в столице области римской, богодостойной, достославной, достоблаженной, достохвальной, достовожделенной, чистой и первенствующей в любви» (Вступление к Посланию Римлянам Игнатия Богоносца). Итак, мы видим, что римская церковь председательствовала в «римской области», а по отношению к другим «первенствовала в любви», а не в канонической власти. Иными словами, полномочия римской кафедры ограничивались лишь своим регионом, но являясь хранительницей апостольской веры, она, бесспорно, играла важную роль во всей Древней Церкви.

 

Минусы централизации

СИ гордятся тем, что их организация имеет блестящую разветвленную управленческую структуру, вершина которой - Руководящий Совет Организации. Безусловно, с точки зрения управления, выстроенная вертикаль власти подходит как нельзя лучше. Однако христианство не равняется на критерии эффективности менеджмента. Опасность жесткой централизации заключается в том, что если руководящий центр оказывается в заблуждении, вся организация автоматически следует туда же. В модели самостоятельных локальных центров подобная проблема просто невозможна. Уклонение в ересь какой-либо части церковного организма не влечет за собой подобных последствий для других частей. Поэтому-то у первых христиан не было после 70 года (и смерти апостолов) управленческого совета, который бы обладал высшей властью над всеми общинами первого века.

Каким же образом достигалось единство веры? Судя по внебиблейским свидетельствам конца I и II века, оно достигалось за счет того, что каждая община, основанная апостолами, тщательно хранила свое вероучительное предание. Время от времени предания церквей сравнивались между собой, и таким образом выявлялось частное и общее. «Общее» относили к общецерковному апостольскому преданию, «частное» оставалось местной традицией. Если «частное» не было известно ни одной другой церкви, оно не получало общецерковной рецепции. 

Теория всеобщего отступничества, которой придерживаются все протестантские направления, а не только СИ, как раз предполагает существование в конце I века некоего общехристианского центра, могущего навязать отступнические идеи всем поместным общинам на территории империи. Рыба гниет с головы. Однако как показывают факты, это было невозможно сделать в условиях конца I века. Подобная ситуация сохранялась и во II веке.

Яркий примером, подтверждающий правоту этого тезиса -  знаменитые пасхальные споры II века между малоазийскими общинами и римской церковью. Суть спора заключалась во времени празднованиях Пасхи и, соответственно, времени поста. Малоазийские общины держались традиции празднования Пасхи 14 нисана, на какой день бы не приходилась эта дата. Римские же христиане праздновали Пасху в воскресный день, следующий за 14 нисана. Обе традиции восходили к апостольскому авторитету. Римские епископы обвинили малоазийских в искажении апостольской веры. Те в свою очередь были готовы стоять до конца, отстаивая ту традицию, которая была изначально в их церквях и восходила к апостолу Иоанну и евангелисту Филиппу. В итоге спор окончился ничем. Каждая сторона осталась при своем мнении[3].

Нелепо думать, будто ранние христиане II века могли коллективно и единодушно отказаться от своих куда более важных убеждений, чем дата празднования Пасхи Господней. Неужели христиане были готовы исповедать Христа Богом во плоти, поверить в посмертное воздание или начать крестить младенцев, если они были готовы быть отлученными от Церкви по причине отказа перенять пасхальный обычай других общин?! С точки зрения здравого смысла и исторической правдоподобности это невероятно. Такие условия могли сложиться никак не ранее IV века (когда стало происходить сближение имперской власти и Церкви), на чем и спекулирует либеральная протестантская церковная история. Однако к IV веку ортодоксальная вера Церкви в своих принципиальных положениях уже была сформирована.

 

Вопросы для размышления

Существование Руководящего Совета для СИ – это видимое правление Иеговы Бога среди Своего народа. Четкий и отлаженный механизм работы Организации – это признак благословения Иеговы. Потому один из любимых стихов СИ – это апостольские слова: «Только пусть всё проходит пристойно и организованно» (1 Кор. 14:40, ПНМ). Степень организованности среди СИ зашкаливает все мыслимые пределы. Духовная жизнь возвещателя расписана и определена с математической точностью: от того сколько стихов он должен прочитать в день, до того с какими словами он должен сегодня раздавать очередной журнал. Но мало кто из СИ задумывается над тем, что произойдет с Организацией, если она в одночасье лишится Руководящего Совета, скажем, в результате стихийного бедствия или теракта. Как говорят СИ, вторя Экклезиасту, на все «время и случай». А что если Организация лишится всех своих финансовых активов? Каким образом будет возможно существование Главного управления и филиалов по всему миру? Каким образом будет осуществляться руководство и всемирная проповедническая деятельность? Никаким! И это подтверждает одно очевидное наблюдение – успехи Организации СИ обусловлены эффективностью функционирования выстроенной ими гигантской корпоративной системы по типу американских транснациональных компаний. Где же во всей этой истории место для работы Святого Духа? Если все сделали хорошие управленцы и бизнес-капитал Рассела, то, что сделал Господь? Кажется, СИ забыли слова Христа: "ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12:9).

Величие раннего христианства заключается как раз в том, что оно совершило дело проповеди вопреки всем условиям древнего мира. У первых христиан в отличии от свидетелей Иеговы не было мощной международной организации, они не обладали высококлассной юридической защитой, они не пользовались услугами правозащитников, они не имели огромных денежных средств, у них не было грандиозных печатных станков и средств коммуникации. И не смотря на все это, проповедь благой вести достигла до краев земли, потому что за ними стояли не люди, а Кто-то гораздо превосходящий все это: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).

 


[1] Проф. А. Лебедев. По вопросу происхождения первохристианской иерархии. Сергиев Посад, 1907 г.

[2] «Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими» (Ириней Лионский, Ad. Her. IV, III.3).

[3] Филипп Шафф. История Христианской Церкви. Т. II.СПб, 2007. С. 151

 

Опубликовано 12 августа, 2013 - 15:01
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653