Вы здесь

Священник Николай Сушков. Жестокости Ветхого Завета. Для думающих

Противники христианства часто указывают христианам на жестокости Ветхого Завета: "Вот, мол, посмотрите, какая это жестокая книга, это вероучительная книга христиан, значит и христиане таковы".

Во-первых, нужно иметь в виду, какие нравы царили в те далёкие ветхозаветные времена. Жестокостью тогда никого удивить было нельзя, это было нормой жизни. И если сегодня европейца, воспитанного на христианских ценностях, приводят в ужас описываемые в Ветхом Завете события, это говорит лишь о том, что с пришествием Христа многое на земле изменилось и изменилось в положительную сторону.

Те жестокости, о которых упоминается в Ветхом Завете, всегда связаны с ведением войн или с наказанием за преступления. "На войне, как на войне", как говорится. Покажите мне хоть одну войну, которая бы не сопровождалась жестокостью. А смертная казнь до сих пор существует, но это не говорит о какой-то особой маниакальной жестокости народа, законы которого допускают смертную казнь. Просто есть преступления, единственно адекватным наказанием за которое, может быть только смертная казнь, к примеру, изнасилование и расчленение детей.

Во-вторых, критики почему-то (и сдаётся мне, делают это сознательно) упускают из вида тот факт, что христиане руководствуются не Ветхим, а Новым Заветом. Ветхим Завет по тому и называется, что он устарел и потерял вероучительный статус. В качестве вероучительных истин из Ветхого Завета христианство берёт только то, что подтверждено и одобрено Заветом Новым. Христос говорил, что Он пришёл не нарушить закон, а исполнить (Мф. 5, 17). Исполнить - значит довести до совершенства, соответственно, ветхий закон был несовершенен. Он имел только временное значение: для определённого народа и для определённого исторического периода. Не для всех и не на все времена. Ветхозаветный закон называется детоводителем (педагогом) ко Христу (Гал. 3, 24). Педагог в античности это был бесполезный, старый раб, который водил ребёнка господина в школу и передавал его учителю. После школы, соответственно, забирал и вёл домой. Всё, других обязанностей по отношению к ребёнку у педагога не было. Вот какую роль отводит Новый Завет Ветхому.

Спаситель пришёл, солнце взошло, свечка уже не нужна, её гасят и убирают в ящик. Ветхий Завет, по большому счёту, имеет только историческое значение. Он рассказывает о том, как был сотворён этот мир, как развивалась история человечества после грехопадения до пришествия в мир Спасителя, о том, какие предпринимал Бог шаги для того, что Спаситель всё-таки пришёл в мир и спас людей от греха, рабства дьяволу и смерти. Без Ветхого Завета будет непонятен Новый: с чего всё началось, без Нового будет непонятен Ветхий: зачем всё это было нужно. И эта история предельно честная, без прикрас и социальной дифференциации. Библейский рассказ не делает поправок на социальный статус или материальное положение человека. Здесь и бедный и богатый, и знатный и простой человек показывается таким, каким он стал после грехопадения – несовершенным: в нём добро перемешалось со злом; наряду с высоконравственными поступками он способен и на грех, и на преступление. Вот царь Давид. Библейский рассказ повествует о его высоком моральном облике, о его мужестве, о его любви к Богу. Но в тоже время описывает и его великое падение: когда он, побеждённый похотной страстью, совершает страшное преступление: забирает жену своего солдата Урии себе, а того посылает в самое пекло военных действий, где Урия погибает. Пророк обличает царя, и тот приносит Богу глубочайшее покаяние, в момент которого из сердца Давида излился пятидесятый псалом: «Помилуй меня, Боже, по великой твоей милости...». Этот псалом до сих пор читается верующими в минуты покаянных воздыханий.
На страницах Библии описания человеческих грехов приведены не для того, чтобы мы им подражали. Нигде же не говорится: царь Давид согрешил, иди, и ты поступай так же. Или дочери Лота впали с отцом в преступную связь, и вы делайте так же. Нет. Описывается это в качестве предостережения: смотри не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже. Потому что жизнь царя Давида несмотря на полученное от Бога прощение после этого преступления стала складываться чрезвычайно трагично: Старший сын царя Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь. Давид ничего не предпринял, но другой его сын, Авессалом, убил Амнона, отомстив за сестру. Позже Авессалом поднял восстание против отца. Давид не хотел наказывать сына и при подавлении восстания просил оставить его живым, но военноначальники не послушали царя, и Авессалом тоже был убит. В последние годы жизни царя Давида его третий сын - Адония, решил захватить престол и, обзаведясь союзниками, уже готов был объявить себя царем, но Вирсавия убедила Давида помазать на царство их сына Соломона, и Адония, испугавшись, отказался от своего плана. А после царствования царя Соломона, сына Давида, израильское царство разделилось и никогда уже не достигало былого могущества.

От кровосмесительной связи дочерей Лота со своим отцом произошло два народа: Моавитяне и Аммонитяне, которые как дети греха и беззакония являются в Библии предметом проклятия и отвращения (Втор. 23:3; 3 Цар. 11:6-7; Ис. 16:12-14; 1 Пар. 20:3). В частности, аммонитяне поклонялись Молоху и этому идолу в дни празднеств приносили в жертву своих детей. Медный идол раскалялся до красна, и на его раскалённые руки жители бросали своих младенцев. За подобные нечестия моавитяне и аммонитяне подвергались от Бога суровым наказаниям руками израильтян: «А народ, который был в нем, вывел и умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами. Так поступил Давид со всеми городами Аммонитян, и возвратился Давид и весь народ в Иерусалим» (Пар. 20:3).

Не всё, что описывается в Библии, обладает вероучительным значением: к чему-то Библия призывает, а от чего-то – предостерегает.

Итак, христиане руководствуются в своей жизни Новым Заветом, принесённым на землю Сыном Божиим, Иисусом Христом. И как солнце отличается от луны, так и Новый Завет отличается от Ветхого. Превосходство одного над другим хорошо видно из Нагорной проповеди, первой публичной проповеди Христа на земле. Приведу её полностью, потому что всё, что в ней сказано, имеет большое значение, и нет ненужных мелочей:

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:1-48).

Вот максима христианской жизни – быть совершенными, как совершенен Отец небесный, стать богами по благодати. Не больше, не меньше. Не только не убивать, но даже и не гневаться. Не только не прелюбодействовать, но даже и не смотреть похотливо. Не только не мстить, но ещё и благо творить обидчику... Ветхий Завет обращал внимание по преимуществу на внешнее поведение (как сегодня Ислам), а Новый Завет призывает к внутреннему совершенству. Человечество как бы постепенно созревало для принятия нового, совершенного учения.

Христос противопоставляет Своё учение ветхому: вы слышали, что сказано древними, а Я говорю вам... Вот то, что говорит Христос, для нас, христиан, и является источником вероучения.

Поэтому просьба ко всем, кому что-то не нравится в христианстве и кто хочет вести с христианами полемику, цитируйте, пожалуйста, Новый Завет, а из Ветхого только то, что подтверждено Заветом Новым, потому что именно он является нашей основной вероучительной книгой.

Ветхий Завет – это историческая книга, это детоводитель ко Христу, который был нужен только на определённом этапе истории, и в качестве жизненного руководства мы берём из него только те тексты, которые освящены авторитетом Нового Завета. А на основе ветхозаветных повествований ведите полемику с иудеями, потому что для них Ветхий Завет (даже и не он, а бесконечные толкования на него - Талмуд) до сих пор – верх Божественного откровения и вероучительный источник, поскольку и Христа и Его Новое Учение они отвергли.

Опубликовано 6 марта, 2016 - 16:33
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653