Вы здесь

Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное Имя

ФЕОФАН (Василий Дмитриевич Быстров), епископ (1873—1940), русский православный церковный деятель и библеист. Родился 31 января 1873 близ Санкт-Петербурга в селе Подмошье Лужского уезда Новгородской губернии в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию (1896), где был оставлен профессорским стипендиатом, а затем назначен доцентом кафедры библейской истории. В 1898 принял монашество. В 1901 был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором академии. В 1905 защитил магистерскую диссертацию о тетраграмме. В 1909 Феофан был хиротонисан во епископа Ямбургского и стал ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии.

По отзывам современников, это был "строгий сторонник православной церковности, глубокий аскет и носитель духа святоотеческих преданий". В Духовной Академии он "создал в своем роде школу “феофанитов”, высоко подняв в общем строе церковное направление". Трагическим фактом в жизни Феофана явилось то, что именно он познакомил царскую семью с Г. Распутиным (о чем впоследствии сам Феофан горько сожалел). В 1910 по состоянию здоровья он был переведен на Таврическую кафедру. Затем был епископом Астраханским (с 1912) и Полтавским (с 1913). В 1920 году в связи с наступлением Красной Армии архиепископ Феофан эвакуировался из Полтавы в Крым, затем в эмигрировал в Константинополь; жил в Сербии и Болгарии. В 1931 году архиепископ Феофан переехал во Францию, где затворился в пещере, известной как пещера Трёх Лисиц, в местечке Лимерэ (Limeray), что в долине Луары, под Парижем. Скончался 19 февраля 1940 года и погребён на общественном кладбище на окраине Лимерэ.

Магистерская работа Феофана "Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя יהוה‎" (СПб., 1905) посвящена проблеме имен Божиих и, в частности, тетраграмме, которая до того обычно читалась как "Иегова". На основании тщательного изучения истории и сущности вопроса, а также святоотеческих свидетельств Феофан приходит к выводу о правильности чтения, принятого немецким библеистом Генрихом Эвальдом, т. е. ИАГВЕ, или Яхве. По словам Феофана, чтение "Иегова" есть результат "недоразумения" и "не выражает подлинного чтения тетраграммы". В монографии также рассмотрен вопрос о значении священного имени и древности его употребления. Так, Феофан считает, что употребление в Ветхом Завете тетраграммы и слова Элохим не связано с различными литературными источниками Пятикнижия, а служит указанием на две сферы "общего мироправления божественного" (слово Элохим означает "общепромыслительное" отношение Бога к миру, а Яхве связано с Домостроительством в области человеческой истории).

Опубликовано 6 мая, 2015 - 19:45
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653