Вы здесь

Трансформация функции гуру в современных западных религиозных движениях индуистской направленности

Во второй половине ХХ века на Западе широко распространились культы восточной направленности. Массовое увлечение восточными религиями и появление крупных культов восточного образца, имеющих беспрецедентное влияние на общество, стало наблюдаться в США в 70-е годы. Так, Л. Н. Митрохин отмечал, что по данным американских экспертов, в Общество трансцендентальной медитации, основанное выходцем из Индии Махариши Махеш Йоги, в то время было вовлечено не менее миллиона граждан США [3]. В настоящее время большинство восточноориентированных культов уже имеет многомиллионное число приверженцев по всему миру. В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия волна распространения религиозных идей Востока накрыла все республики бывшего СССР, в том числе Беларусь. Приспосабливаясь к западной ментальности, смешиваясь с идеями оккультизма, язычества и христианства, политизируясь, восточные культы трансформировались и образовали новый тип религиозности, который чаще всего называются новыми религиозными движениями (НРД).

Первые опыты массового распространения идей индуизма среди населения Запада, осуществленные Махариши Махеш Йоги и Свами Прабхубадой (создатель Международной организации сознания Кришны), были связаны с попыткой популярно объяснить отдельные положения индуизма. Однако более поздние версии учений, основанных на индуизме и распространяемых на Западе, можно уже рассматривать как новый тип религиозности. Среди культов такого типа в Беларуси получили распространение «Миссия Шри Рам Чандра», «Искусство жизни», «Сахадж йога», «Движение Ошо», «Движение Сатьи Саи Баба», «Бхакти Марга».

Главной особенностью, отличающей эти культы от традиционных индуистских, с нашей точки зрения, является трансформация в них функции гуру. Аспект неоиндуистских культов позволил им не только широко распространиться в современном западном мире, но и играть в нем достаточно значимую социальную роль.

Гуру (учитель, мастер) – это известная фигура в индийской системе духовного образования. Она сложилась в Индии в древности в условиях таинства и представляла собой непосредственную передачу знаний от учителя к ученику. При этом она осуществлялась индивидуально и сокровенно. Согласно традиции, гуру подготавливает очень узкий круг своих учеников к посвящению в брахмачарины путем передачи ему знания священных Вед, этических норм и практических навыков жреца [2, с.155]. 

Гуру сыграли большую роль в становлении культуры Индии. Однако в НРД их функция существенно изменилась и помимо круга своих функций они стали оказывать существенное влияние на современное общество.

В нашем исследовании проведен анализ учений и функций гуру двух неоиндуистских культов, ориентированных на западного потребителя. Они формировались в различные исторические периоды: «Миссия Шри Рам Чандра» – в 50-е годы, «Искусство жизни» – в 80-е годы ХХ века. 

Духовным главой «Миссия Шри Рам Чандра» является Ади Гуру Шри Рам Чандра Махарадж (1899 – 1983). Согласно его взглядам, истинное понимание Бога, которого он предоставляет как «Неопределенный (Нематериальный) Абсолют», [6, с. 4 – 5], недоступно для «людей низшего класса, не способных думать» [6, с. 7]. В связи с этим он предложил особый путь постижения Абсолютной Реальности, который был определен как Сахадж Марг – «Простой путь». Его основанием послужил метод Раджа йога, но «переделанный и упрощенный, чтобы соответствовать нуждам современной жизни» [4].

В Сахадж Марг, в отличие от классических форм Раджа йоги, большое значение придается не собственным усилиям в достижении цели, а взаимоотношению с гуру, который в духовной школе Сахадж Марг чаще называется «Учитель». 

В школе Рам Чандра имеется особый метод практики взаимодействия с учеником (абхьяси), называемый пранахути, или «духовная передача» (передача Божественной энергии). Мастер в данной системе фактически является, с одной стороны, проводником или опекуном на пути постижения Бога, с другой, идентификацией Бога для абхьяси. В этой практике ученик должен проявлять полную преданность, послушание, веру и отсутствие собственной воли по отношению к Мастеру: «Согласно Сахадж Марг, нашей системе духовного обучения, учитель в самом начале ослабляет нисходящую тенденцию абхьяси к действиям своей собственной воли, чтобы он мог автоматически направиться к Божественному» [8, с. 14]. 

Таким образом, Сахадж Марг или «простой путь», предлагаемый в Миссии Рам Чандра, является, по сути, гуру-йогой или йогой почитания учителя. Доступность данного учения и практики стало причиной широкого распространения учения Рам Чандра на Западе с появлением многочисленных ашрамов в различных странах мира.

Основателем движения «Искусство жизни» является Шри Шри Рави Шанкар (род. 1956). Истинную духовность и постижение Бога Шри Шри Рави Шанкар видит в медитативной практике разотождествления, в которой человек может ощутить себя, якобы, единым с Богом. При этом своими последователями Рави Шанкар почитается как божество или святой: «Многие из его последователей видят в Пантиджи (Рави Шанкаре) то божество, которое им наиболее дорого: Иисуса, Шиву или Кришну, Будду, даже “Божественную мать” в мужском воплощении» [5]. 

Важным в духовной практике Рави Шанкара является то, что духовное развитие человека возможно только при непосредственном руководстве «Мастера» (гуру). При этом его роль в духовном становлении человека он видит как промежуточное звено между человеком и Богом: «Если вам нужно прийти к Богу, вы должны идти через Мастера. Потому что Мастер – это второе лицо» [7, с. 29]. 

На основе достаточно упрощенных йогических практик, предложенных Рави Шанкаром, была создана международная неправительственная организация, наиболее часто называемая «Искусство Жизни». Как одна из крупнейших международных организаций, она является Консультативным членом при ООН. Организованный Рави Шанкаром ашрам в Бангалоре представляет собой обширный гостиничный комплекс, куда съезжаются его многочисленные последователи. На 25-летнем юбилее «Искусства Жизни», который широко отмечался в Индии в 2006 г., присутствовало около 3 миллионов последователей Рави Шанкара. Он получил множество наград от различных государственных и общественных организаций. 

Анализ учения Рави Шанкара показывает, что он не затрудняет себя теоретическими размышлениями о природе Бога. Его учение сконцентрировано на способе его постижения. В связи с этим предложенный им вариант пранаямы, вызывающий легкое измененное состояние сознания, он рассматривает как высшее духовное состояние. Здесь мы наблюдаем явную профанацию идей индуизма и приспособления его для неискушенного потребителя. Важным в духовной практике Рави Шанкара является то, что духовное развитие человека возможно только при непосредственном руководстве гуру. При этом его роль в духовном становлении человека он видит как промежуточное звено между человеком и Богом. В связи с этим учение Рави Шанкара можно также отнести к гуру-йоге или йоге почитания учителя, рассчитанной в целом на массового потребителя.

Движение «Искусство жизни» является ярким примером современных религиозных тенденций: во-первых, – коммертизация духовности, во-вторых, – ее унификация и ориентация на массового потребителя, в-третьих, – построение международной, хорошо структурированной социальной конструкции, направленной на управление духовной жизнью включенных в нее лиц. К этому движению вполне применимо определение – новое религиозное движение.

Сравнительный анализ учений двух известных современных религиозных деятелей позволяет выделить следующие этапы трансформации отдельных идей индуизма во второй половине ХХ века. 

Рам Чандра при всей его направленности на то, чтобы сделать практику постижения божественного доступной для всех, все же определяет, хотя и в очень простых выражениях, ту цель, к которой должен стремиться его последователь. Техника постижения остается традиционной – Раджа йога, хотя она и максимально упрощена. Однако основным компонентом данной практики становится гуру, который и осуществляет духовную трансформацию своего ученика. 

В учении Рави Шанкара концепция Бога, как цели духовного становления, практически не прописана. Основной акцент делается на практике, причем только на отдельных элементах йоги, в основном пранаямы. Однако так же, как и в учении Рам Чандра необходимым условием является почитание гуру, который и осуществляет духовное преобразование последователя. У Рави Шанкара появляется еще один важный компонент его учения – ориентация на социальное преобразование общества. 

Исторический опыт показывает, что роль учителя (гуру) для всего человечества является весьма привлекательной и прибыльной. На социальной арене вновь и вновь появляются претенденты на эту роль. В новом неоиндуистском движении «Бхакти Марга», созданном в 2004 году Свами Вишванандой, идея служения гуру становится еще более явственной. Он указывает: «Гуру – ... инкарнация Бога, который воплотился через Гуру, чтобы помогать каждому» [1].

Таким образом, в настоящее время наблюдается выраженная трансформация отдельных идей индуизма и приспособление их под ментальность массового потребителя Запада. При этом у многочисленных последователей современных модификаций создается полнейшая иллюзия, что следование им позволяет приобщиться к индийскому ведизму и духовному развитию.

***

1. Вишвананда. Гуру и ученики. // vishwananda-ru.blogspot.com (Дата доступа 21.04.20011).

2. Индуизм. Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. – М.: Республика. –576 с.

3. Митрохин, Л.Н. Религии «нового века» / Л.Н. Митрохин. М. : Советская Россия, 1985. –160 с.

4. Раджагопалачари, П. Мой мастер. / П. Раджагопалачари. – Молена (США), 1994. – 197 с.

5. «Самый простой» святой: Материалы организации «Искусство жизни». Минск, 1998.

6. Чандра, Рам. Реальность на рассвете. / Рам Чандра. – Калифорния, 1990. – 69 с. 

7. Шанкар, Рави Шри Шри. Мудрость нового тысячелетия. / Шри Шри Рави Шанкар / – СПб.: Международный фонд «Искусство Жизни»; Крига, 2003. – 176 с.

8. Chandra Ram. Commentary On Ten Maxims of Sahaj Marg. /Ram Chandra. 1946. Материалы организации «Искусство жизни».

Автор: 
Екатерина Агеенкова
Опубликовано 18 января, 2017 - 19:08
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653