Вы здесь

Всё состоит из энергии?

Некоторые современные "продвинутые" пониматели и объяснители устройства нашего мира уверены (верят), что в основе всего лежит энергия. При этом рациональной и исчерпывающей экспликации этого понятия они не дают и, зачастую, просто не понимают содержание и смысл этого слова. Для многих понятие "энергия" - это "очевидное" понятие, предел  понимания, не требующий дополнительного разъяснения. При этом они  уверенно рассуждают о "толщине", "плотности" и других "качествах" энергии.

Некоторые даже профессиональные "физики"  придумали новую сущность в виде "тёмной энергии"... 

Энергетизм – это разновидность философского учения, в основе которого лежит представление об энергии как субстанциальной и динамической первооснове мира. Согласно этому подходу вся реальность (или первооснова всех явлений в мире) есть энергия, понимаемая как неуничтожимая субстанция и все процессы, физические, химические, биологические и психические, есть процессы изменения энергии.

Возникновение и становление энергетизма обусловлено открытием закона сохранения и превращения энергии. Его гносеологической основой  является представление о движении без материи. Такой подход приводит к замене понятия материи, отождествляющейся в те времена (вторая половина девятнадцатого - начало двадцатого века) с веществом, понятием комплекса различных  "энергий" в пространстве.

Основоположником энергетизма является немецкий (бывший российский) химик В.Оствальд. Вильгельм Фридрих Оствальд родился в российском (в те времена) городе Риге 2 сентября (по старому стилю: 21 августа) 1853 года в семье бондаря, изготовителя бочек, кадок и других деревянных емкостей. Отец хотел, чтобы сын выучился на инженера, а мать строила планы отправить его учиться в Петербургскую Академию художеств, но судьба распорядилась иначе.

Вильгельм полюбил химию, которую стал систематически изучать, начиная с 1872 года.

В 1875 году Оствальд окончил Дерптский (до 1893 года, ныне Тартуский) университет в качестве бакалавра и стал работать ассистентом у физика Артура фон Эттингена, одновременно ведя уроки химии и физики в местной школе. В 1877 году он становится  магистром химии, а в 1878 - приват-доцентом. По результатам объемно-химических и оптико-химических исследований ему была присвоено докторская степень. Оствальд измерял изменения объемов и коэффициента преломления при нейтрализации кислот основаниями в разбавленных растворах.

В 1877 году он отказался от русского гражданства и принял немецкое.

Весной 1890 г. Оствальд пережил псевдомистический опыт, явившийся стимулом к созданию учения, согласно которому «энергия есть самая общая субстанция, ибо она есть существующее во времени и пространстве и она есть самая общая акциденция, ибо она есть различимое во времени и в пространстве». «Все явления природы могут быть подчинены понятию энергии», поэтому все физические науки должны быть основаны на философии энергетизма способного преодолеть материализм, механицизм и атомизм (известная дискуссия Оствальда и Больцмана).

Истоки энергетизма восходят к формированию термодинамики как науки и её законов (середина 19 века) и прежде всего к закону сохранения энергии. Само введение термина «энергетизм» и рассмотрение энергии ("живой силы") как основы всех взаимодействий, принадлежит М.Дж.Ранкину, который, опираясь на закон сохранения и превращения энергии, развил в 1855 общую теорию, названную им «наукой энергетики». В этой теории  все физические явления трактуются посредством изменения актуальной (кинетической) и потенциальной энергии.

Другим предшественником Оствальда считается Э.Хельм, который в 1887 написал обзор развития понятия энергии, где подчеркивалась ее основополагающая роль. Энергетический подход к взаимодействию человека и природы развивал также нереализованный  российский гений Сергей Андреевич Подолинский, работа которого "Труд человека и его отношение к распределению энергии" (1880 год),  произвела   впечатление на первых  идеологов коммунизма Маркса и Энгельса. В концепции Подолинского рассматривается «трудовой энергетизм».

Энергетизм получил поддержку и развитие  преимущественно в трудах ученых-естественников.

Оствальд стремился решить с помощью своего подхода проблему соотношения  и единства материи и духа и распространить понятие энергии также и на  социальные и психические явления, на все виды деятельности, провозгласив энергетический императив в качестве наиболее общего  правила  всякого человеческого действия: «Не растрачивай энергии, используй ее!»

Культура, по  мнению Оствальда, также основана на энергии. Философская система Оствальда имела сенсуалистский характер, а ощущение интерпретировалось как разница кинетических энергий. Отсутствие ощущений означало равенство этой разницы нулю.

"Отголоски" энергетизма можно найти у Эйнштейна и Дюгема(французский физик, механик, математик, философ и историк науки 1861-1916), который был одним из немногих крупных ученых, последовательно использовавших идеи энергетизма. С позиций энергетизма была предпринята попытка решения  психофизических проблем в рефлексологии В.М. Бехтерева.

Понятие материи Оствальд заменил понятием «комплекса различных энергий, подчиненных пространству». При этом "пространство"  рассматривалось как потенциальная энергия.

В этике основным регулятором предлагалось считать «энергетический императив», где «этическое» синонимично «минимальным энергетическим потерям», в том числе и потерям ментальной энергии, что близко к идее экономии умственной работы Э.Маха.

Признание и расцвет энергетизма совпали по времени с возрождением неоромантических тенденций в философии и искусстве. Идея единой динамической первоосновы и закона экономии энергии, которому она подчинялась, вполне соответствовала идеалу и цели науки девятнадцатого веке – построению фундаментальной единой научной теории с минимальным числом допущений ad hoc.

Континуалистская картина мира,  вытекающая из энергетизма,   вызвала критику атомизма в конце 19 – начале 20 веков. Оствальд отрицал наличие молекул и атомов. И попортил (совместно с Махом)  много крови гениальному  Больцману.  Л.Больцман подверг резкой  критике как физические приложения энергетизма, так и его философские основания. Однако, он, угнетаемый напором врагов атомистики (их доводы типа "а кто-нибудь эти атомы видел?" представляются теперь в лучшем случае убогими и смешными),  впал в депрессию и покончил с собой.  Правда, потом, под воздействием научных фактов, Оствальд  признал  существование молекул и атомов.

Против субъективизма теории ощущений Оствальда возражал Мах.

К интенциям энергетизма в физике  близки идеи эквивалентности массы и энергии  специальной теории относительности А.Эйнштейна,  корпускулярно-волнового дуализма Л. де Бройля, а также идея всеобъемлющей континуалистской теории взаимодействий без дополнительных допущений ad hoc, выразившаяся в теории бутстрепа Дж.Чью.

"Энергетики вовсе отрицают вещество, ибо, говорят они, мы знаем только энергию ... следовательно, вещество есть только энергия. Такое, на мой взгляд, чисто схоластическое представление очень напоминает тот абстракт, по которому ничего не существует, кроме "я", потому что всё происходит через сознание. Полагать можно, что подобные представления ... удержаться не могут в умах сколько-нибудь здравых"
Д.И.Менделеев. Основы общей химии.

Автор: 
Александр Ивашкевич
Опубликовано 19 сентября, 2016 - 17:43
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653