Вы здесь

Загадка безверия бывших

Общаясь с бывшими Свидетелями Иеговы, я не перестаю удивляться некоторым мрачным закономерностям. На днях у меня состоялся долгий разговор с одной молодой женщиной, которая с самого детства была членом организации Свидетелей Иеговы. В настоящее время ее уже не интересует религия. Хотя формально она все еще остается СИ из-за своих родителей, для которых вопрос веры имеет важнейшее значение в жизни. Открыв для себя бездонный мир светской литературы и науки, после многолетнего интеллектуального голода, она с жадностью принялась читать, смотреть и слушать все, что могло восполнить жажду знаний. В результате религия как таковая стала ей попросту не интересна. Впрочем, нужно отметить, что никакой другой религиозной традиции помимо СИ, она не знала.

Другой пример. Молодой мужчина, который состоит в Организации уже более 10 лет (в последнее время более формально), как-то сказал мне: «Если я перестану быть СИ, я уже никогда не буду верующим». Такие слова не являются чем-то исключительным. Многие бывшие СИ, с которыми мне доводилось общаться (как мужчины, так и женщины), претворили в жизнь этот лозунг, уйдя из Организации.

Невольно задаешься вопросами: почему, уходя из Общества Сторожевой Башни, эти люди теряют веру в Бога? Почему христианство оказывается для них ненужным балластом? Почему вместе с Организацией они теряют и Христа, а Евангелие для них утрачивает свою красоту? В чем корни этого явления? Я не приемлю простые «свидетельские» схемы: мол, ушедшие теряют «благословения Иеговы» (читай: «Божью благодать»), действие сатаны («бес попутал») и т. п. Мой опыт общения с множеством подобных людей показывает весь примитивизм подобных конструкций. Мне кажется, что в корне данной проблемы лежит нечто гораздо более глубокое и страшное.

Вспоминая свои ощущения в бытность членом организации СИ, сейчас я отчетливо осознаю природу былого «благочестия» и «религиозности». Люди, побывавшие в закрытом и сплоченном религиозном социуме, в котором все подчинено единственно важному общему делу, поймут, о чем я говорю. Вступив в Организацию, человек начинает автоматически сверять все свои поступки с тем, как они отразятся на его положении в собрании. Все что делается, совершается с оглядкой на Общество Сторожевой Башни. Первое, что приходит на ум: «Что скажут в собрании?». Или: «Как мой поступок отразиться на проповеди?». Когда я совершал какие-либо проступки, я задавался единственным вопросом: «Как я смогу рассказать об этом старейшинам?».

В сознании Свидетелей Организация отождествляется с Богом – настолько часто и убедительно она напоминает своим чадам о важности ее руководства в деле спасения. Организация становится этаким коллективным гуру, у которого есть готовые ответы на каждый случай из жизни.  В результате Свидетели, за редким исключением, так и не приобретают навык самостоятельной духовной жизни. Парадокс этой ситуации усиливается тем, что в журналах и в книгах Общества Сторожевой Башни часто говорится о развитии «личных взаимоотношений с Иеговой». Но по-настоящему личные отношения с Богом возможны только тогда, когда есть некая тайна этих отношений, когда есть неформализованная и подлинная свобода личности ищущего Бога даже тогда, когда он Его, казалось бы, уже нашел. В Организации СИ это невозможно. Процесс построения «личных взаимоотношений с Иеговой» расписан руководством так же подробно, как и постраничный план изучения публикаций Общества на год. Каждый Свидетель заранее проинформирован о том, когда и как он будет «приближаться к Иегове».

Почему люди с такой легкостью отдают свою волю в ментальное рабство? Мне думается, причины кроются в психотипе людей, которые, как правило, становятся сектантами. (Кстати, эта проблема ведь есть и у нас на уровне отдельных священников и «старцев», которые становятся настоящими гуру для своих духовных чад). Есть огромная категория людей, которым по складу характера удобно, когда за них принимает решение некий мудрый авторитет. Тогда они чувствуют себя в безопасности, жизнь становится более комфортной и надежной. Причем такая модель поведения обычно проявляется на бессознательном уровне. Чаще всего, люди, относящиеся к данному психотипу, и не склонные к самоанализу, сами об этом не подозревают.

Другая причина потери веры бывшими, на мой взгляд, кроется в том, что сама религия СИ, как это ни странно, очень материалистична по своей сути. Достаточно взглянуть на их представления о земном Эдеме - настоящем банановом рае со всеми полагающимися человеческими удовольствиями. Меня всегда (даже когда я был СИ) поражал тот факт, что для подавляющего числа Свидетелей, тема рая является наиважнейшей. Не так давно у меня состоялся разговор с одним старейшиной, всецело преданным идеям Организации. Этого зрелого мужчину с высшим техническим образованием, среди множества острых богословских вопросов больше всего волновал один: где и каким будет обещанный рай? Свидетели оказываются не способными возвыситься умом над рационалистическим восприятием бытия. Антиномия, парадокс, тайна – понятия совершенно неприемлемые для сознания СИ. Вера должна быть понятной, логичной и желательно попроще – утверждают они. Отсюда такая узколобая непреклонность, неумение различать полутона и многосложность жизни. И вот этот примитивизм мысли гордо преподносится как бескомпромиссная преданность Богу.

Вспоминая годы, когда я был уличным проповедником, на ум приходят четкие схемы, которые нужно было использовать в разговорах с людьми, чтобы «пробудить их интерес к истине». Эти, так называемые «преподнесения» отчетливо говорят о том, на что ловились люди. Вот некоторые ходовые темы: отсутствие собственного жилья, вынужденное бегство от военных конфликтов, желание быть счастливым, мечта вновь увидеть умерших родственников, счастливый брак и т. д. В общем, банальное человеческое счастье. Возьмите в руки журналы Свидетелей, и вы увидите на их страницах иллюстрации радостных лиц, улыбающихся и довольных жизнью. Я вовсе не хочу сказать, что сами по себе эти желания являются чем-то плохим. Вовсе нет. Я лишь пытаюсь анализировать мотивацию, которой были движимы люди, однажды заинтересовавшиеся «изучением Библии на дому». Как правило, в ней не было той сердцевины, о которой мы читаем в Евангелии (любовь к Богу, осознание своей греховности, извечные вопросы жизни). Оказывается, что сам человек и его нужды становятся центральным мотивом религиозного чувства. С человека все начинается и им же заканчивается: «Хотите решить Ваши проблемы? Тогда добро пожаловать на наше собрание, и Вы станете по-настоящему счастливыми не только сейчас, но Ваше счастье будет длиться вечно!». Безусловно, и в церковь порой люди приходят по тем же соображениям. Но в Организации СИ – эта система привлечения поставлена на поток. Для современного человека, привыкшего потреблять и зацикленного на себе, она подходит как нельзя кстати.

Показателен здесь и официальный перевод Библии Свидетелей Иеговы под названием «Перевод нового мира». Вот как звучит один из ключевых стихов, который использовался в качестве заманчивого преподнесения: «Счастливы осознающие свои духовные потребности, потому что им принадлежит небесное царство» (Мф. 5:3). Такие слова удачно иллюстрируют заманчивое предложение: Вы станете счастливее, если начнете удовлетворять свои духовные потребности, изучая Библию со Свидетелями Иеговы. А ведь не все знают, что в греческом языке есть четыре разных слова, которые обозначают понятие «счастье», точнее его четыре разных типа. И что в данном случае используется очень емкое и непростое для перевода слово μακαριος, которое вбирает в себя такие понятия, как «блаженство» и «благословенность», даруемые Богом в контексте спасения. В Септуагинте оно используется как описание внутреннего духовного состояния праведников. Иными словами, это категория счастья иного рода.

Но «пряник» подходил не всем и тогда в ход шел «кнут» устрашения Армагеддоном. Задача была проста – убедить человека, что мы живем на пороге конца «этой злой системы вещей», и потому нужно срочно спасаться от грядущего уничтожения. Для этой цели использовались всевозможные статистические данные, свежие новости и шокирующие факты криминальной хроники. (Сложностей с доступом к этой информации никогда не было, так как в публикациях Общества она предоставлялись обильно и регулярно). Конечно же, все это усиливалось библейскими апокалиптическими текстами. Как метко выразился один немецкий журналист: «Свидетели Иеговы сначала тушат свет, а потом всем бесплатно раздают свечи». Лучше и не скажешь.

Преодолеть притяжение земли могут лишь люди, склонные к метафизике и одаренные духовными переживаниями. Но Свидетелям гораздо проще поверить в библейские чудеса древности, чем поверить в то, что и сегодня больные могут чудесно исцелиться, а одержимые освободиться от демонических сил. Подлинный и личный опыт познания Божественной жизни остается недоступным для Свидетелей. Религия Книги («откройте Библию там-то») и журналов («прочтите статью такую-то») не способна дать людям реальную причастность Богу, увидеть и прочувствовать животворные токи Божественной благодати.

Как и все по-человечески земное, однажды исчезнув, такая вера не оставляет в душе неизгладимого следа. Живой нерв христианства, к сожалению, остается непознанным свидетельским умом. В этом и загадка: верующие люди так и не поняли сути Евангелия, ухватившись за спасительные штампы. На мой взгляд, эта подмена и становится причиной потери веры.

Безусловно, среди бывших Свидетелей встречаются разные люди. И их искания во многом отличаются. Меньше всего мне хотелось описать какую-то универсальную схему, которая бы все объясняла. И все же, по моим ощущениям, описанное мною относится к большинству ушедших из Организации.

Опубликовано 5 декабря, 2013 - 14:02

Комментарии

Осмелюсь дополнить еще одним нюансом: "свидетели Иеговы" склонны слишком идеализировать христианское собрание. Ну, то есть им внушают, что истинная религиозная организация должна быть этаким "заповедником праведников". В результате, "обжегшись" с ОСБ, они впадают в полное безбожие или агностицизм (в других-то религиях еще хуже люди!).

Может ещё причина втом, что СИ оставивший собрание, не хочет быть уже белой вороной. Ему хочется СВОБОДЫ от осуждения или не понимания со стороны соседей, коллег по работе, одноклассников. Быть как ВСЕ те, которые к примеру называют себя православными - празднующие Новый год, дни рождения, участвующие в корпоративах, утренниках. Быть свободным жениться или выйти замуж за любимого человека, несмотря на то, что он другой веры. Все перечисленные действия на мой взгляд не присущи 100% - му верующему, даже православному. Вот и не хотят вышедшие или освободившиеся от одной кабалы Свидетели, отдаваться другой, ходить монашкой или батюшкой в рясе. 

  СИ привыкли ставить перед собой цели. И насчёт образцового к примеру православного, или баптиста, у него свои представления. В Писании говорится "Кто епископства желает, доброго дела желает" (1 Тим.3:1). Опять стремления. Так воспринимается Свидетелями жизнь глубоко верующего человека. А быть на половину, всё равно, что не быть совсем. Нужно быть или холодным или горячим, уталяющим жажду или согревающим в холодную погоду.

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653