Вы здесь

Истина относительна

Релятивизм, истиан относительна

Утверждение о том, что всякая истина относительна, ибо речь идет о «моей истине» и т. п., является заблужде­нием. В действительности никакая истина не мо­жет быть относительной, а разговоры о «моей» истине — это просто невнятица. Ведь какое-либо суждение истинно тогда, когда то, что в нем выра­жается, соответствует действительности. К при­меру, утверждение «сейчас в Кракове гремит гром» истинно в том случае, если в Кракове сей­час на самом деле гремит гром. Его истинность или ложность совершенно не зависит от того, что мы знаем и думаем о громе, гремящем в Кракове. Причиной этого заблуждения является смеше­ние двух совершенно различных вещей: истины и нашего знания об истине. Ибо знание об истин­ности суждений всегда является человеческим зна­нием, оно зависит от субъектов и в этом смысле всегда относительно. Сама же истинность сужде­ния не имеет с этим знанием ничего общего: ут­верждение истинно или ложно совершенно неза­висимо от того, знает об этом кто-то или не знает. Если предположить, что в эту минуту в Кракове действительно гремит гром, может случиться, что один человек, Ян, знает об этом, а другой, Кароль, не знает и даже считает, что сейчас в Кракове гром не гремит. В этом случае Ян знает, что ут­верждение «сейчас в Кракове гремит гром» истин­но, а Кароль этого не знает. Таким образом, их знание зависит от того, кто обладает знанием, иначе говоря, носит относительный характер. Од­нако истинность или ложность суждения от этого не зависит. Даже если бы ни Ян, ни Кароль не зна­ли, что сейчас в Кракове гремит гром, а на самом деле гром гремел, наше суждение было бы абсо­лютно истинным независимо от знания об этом факте. Даже утверждение: «Количество звезд Млечного Пути делится на 17», об истинности которого никто не может ничего сказать, все же является либо истинным, либо ложным.

Таким образом, разговоры об «относитель­ной», или «моей», истине — невнятица в полном смысле этого слова; таковой же является и утвер­ждение: «На мой взгляд, Висла протекает через Польшу». Чтобы не бормотать нечто невнятное, сторонник этого суеверия должен был бы согла­ситься с тем, что истина непостижима, т. е. встать на позицию скептицизма.

Ту же «относительность» можно обнаружить в прагматическом, диалектическом и тому подоб­ных подходах к истине. Все эти заблуждения ссы­лаются на некие технические трудности, но в сущ­ности являются следствием скептицизма, сомне­вающегося в возможности познания. Что касается технических трудностей, то они носят мнимый ха­рактер. Например, говорят, что высказывание «сейчас в Кракове гремит гром» сегодня является истинным, а завтра, когда в Кракове гром гре­меть не будет, окажется ложным. Говорят также, что, например, высказывание «идет дождь» истинно во Фрибуре и ложно в Тырнове, если в первом городе идет дождь, а во втором светит солнце.

Однако это недоразумение: если мы уточним суждения и скажем, например, что под словом «сейчас» мы подразумеваем 1 июля 1987 года, 10 часов 15 минут вечера, то относительность исчезнет.

Истина либо абсолютна, либо вообще не суще­ствует. Утверждать же, что абсолютной истины нет,— значит впадать в суеверие.

Юзеф Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь

Автор: 
Юзеф Бохеньский
Опубликовано 8 сентября, 2012 - 14:08
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653