Вы здесь

Православный экзорцист?

Интернет-блогер А. Чивчалов опубликовал рассказ бывшего «православного» экзорциста из Украины по имени Виталий Перевышко: chivchalov.blogspot.ru/2013/01/blog-post_23.html. Его биография, безусловно, вызвала огромный интерес среди читателей блога. Основной посыл статьи – показать оккультную природу Православия. Делается это на примере человека, который занимался экзорцизмом, был глубоко укоренен в церковной традиции и даже практиковал исихазм (при том, что не был монахом). Однако среди православных возникло недоумение по поводу опубликованного материала. Информация преподнесена таким образом, чтобы показать несостоятельность Православия оказать помощь одержимым людям. Однако, во-первых, как выясняется, В. Перевышко вообще не имел права заниматься подобной деятельностью и никакого церковного благословения не имел. Согласно соборным канонам заниматься подобными вещами можно только по благословению епископа (26 правило Лаодикийского собора 364 г.) и никак иначе. Такого благословения экзорцист не имел, как сам признался в переписке с апологетическим центром "Ставрос". Во-вторых, с точки зрения святоотеческого учения, заклинающий бесов ни при каких условиях не должен общаться с ними. Виталий же сам пишет о том, что общался с ними. В третьих, как учат отцы церкви, браться за дело изгнания бесов могут лишь редкие люди, достигшие святости в борьбе со своими страстями, которые получили такой дар от Бога. Перевышко же говорит, что получил эти способности еще до того, как стал активным православным. Все это говорит о том, что хотя В. Перевышко и был технически членом УПЦ, фактически он грубо нарушал церковные каноны и совершал тяжелейший грех спиритизма, вопреки святоотеческому учению. Поэтому приводить его как пример «православного экзорциста» более чем не уместно. Тем более, что он сам открыто говорит: "Официальным условием демонов было наличие православной атрибутики (кресты, иконы, ладан), поэтому я глубоко воцерковился и начал вести активную церковную жизнь". Иными словами, он пошел в Церковь не для спасения души и поисков Бога, а для выполнения поставленных условий. (Стоит заметить, что согласно словам Спасителя, нельзя верить словам бесов, так как "[дьявол] не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи", Ин. 8:44)

Не удивительно, что по свидетельству В. Перевышко после его действий одержимость часто возвращалась, и что он, в некоторых случаях, не мог оказать помощь. Из этого экзорцист делает ошибочный вывод о том, что в Православии подлинное освобождение от бесов невозможно. Однако непонятно, как это согласуется с личным опытом множества людей, которые действительно получили такую помощь через о. Германа (Троице-Сергиева лавра) и о. Нектария (Оранский Богородицкий монастырь) – тех немногих, кто имеет благословение патриарха на подобную деятельность? Отсутствие благодатных дарований у В. Перевышко не исключает их наличия у подлинно православных подвижников, занимающихся изгнанием бесов.  

В. Перевышко утверждает, что среди свидетелей Иеговы, в отличии от православных, нет одержимых людей. Это не так. Нам достоверно известны два случая одержимости двух крещеных незамужних женщин свидетелей Иеговы. Обе занимались спиритизмом до того, стать членами Организации. И после крещения они сталкивались с нападениями сексуального характера со стороны демонов. Причем следы насилия проявлялись физически. Одна из этих женщин подвергалась таким нападкам прямо во время занятий на «Школе пионеров» в конце 90-х. На Западе в 2008 году на эту тему вышла целая книга под названием The Wind Demon Within Me: The True Story of One Woman's Lifelong Battle with Demonic Possession After Becoming a Jehovah's Witness («Дыхание демона внутри меня: реальная история долгой борьбы одной женщины с бесовской одержимостью, после того как она стала Свидетелем Иеговы»)[1]. Автор, Мерседес О'Райан (Mercedes O'Ryan), рассказывает об истории своей жизни, связанной с одержимостью в годы пребывания в Организации.

Ниже мы приводим главу из книги «Путь разума в поисках истины» А. И. Осипова по вопросу отношения ПЦ к экзорцизму:

§ 4. Экзорцизм

Прелесть, т.е. высокое мнение о себе, невидение своего духовного убожества, "смиренное" чувство способности к получению откровений проявляет себя в самых разнообразных формах. Чаще всего - это дерзкие попытки к пророчествам, к беспрекословному духовному управлению людьми (лжестарчество), к совершению чудес и знамений и т.д. Одним из подобных деяний является и распространяющееся в последние два-три десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого, как известно, иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие, и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника), превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больного. Лаодикийский собор (364 г.) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (прав. 26).

Экзорцизм имел место среди первых христиан в век чрезвычайных дарований. Однако и тогда изгоняли бесов только те христиане, которые получили этот дар Святого Духа. Они действовали по повелению Божию, а не по собственному произволению. В послании под именем святителя Климента Римского (I в.) "О девстве" аскетам-экзорцистам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания". Этот дар Духа Святого был редким, а жаждущих изгонять бесов и в те времена было немало, в связи с чем уже "Постановления апостольские" (III в.) запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В V в. экзорцисты уже не упоминаются.[54]

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя: "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то есть строгой подвижнической жизнью. Правильная жизнь приводит христианина к смирению, достижению бесстрастия. И лишь некоторым из таковых Господь ниспосылал дар побеждения злых духов. Все другие заклинатели, независимо от их сана, суть прельщенные и прельщающие, прикрывающие лишь полученными благословениями отсутствие и необходимой духовной чистоты и дара Божия. В Лавсаике читаем: авва Питирион "много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей".[55] Преп. Варсонофий Великий говорил: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им - дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову".[56]

Не достигнув, оказывается, бесстрастия и не получив дара Духа Святого к изгнанию бесов, нельзя заниматься таким страшным делом, внешне подражая великим святым! Только бесстрастный способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы[57] , а о настоящем времени и говорить не приходится. При этом святые, как правило, исцеляли и изгоняли бесов "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже - внешней (см. молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста) при совершении, например, таинств Покаяния, Соборования, Евхаристии, однако без какого-либо специального заклинательного чинопоследования[58] , поскольку таковое имело место перед таинством Крещения.[59]
Великий подвижник св. Исаак Сирин (VII в.) предупреждал самочинных заклинателей: "Ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие".[60]

Важно и следующее. По мысли Отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. Поэтому святые молились об исцелении не всех подряд, а лишь тех, на которых указывал им Сам Господь и которым исцеление послужит во благо. Ибо освобождение тела от власти злого духа, без соответствующего освобождения души может иметь самые отрицательные последствия для человека. "Освободившиеся от бесов, - по мысли блаженного Феофилакта Болгарского, - еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются".[61] Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал в одном из писем: "Поминайте в молитвах Ваших болящую Д. которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу".[62] Св. Иоанн Златоуст говорил: "Между тем обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения".[63]
Очень назидательным в этом отношении является разговор одного послушника со старцем протоиереем Алексием Зарайским о бесноватой девушке. "Я спрашивал о. Алексия, почему он не выгонит из нее беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается св. Таин, и если это нужно, то Христос ею принимаемый, Сам силен изгнать его; а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его?".[64]

Необходимо обратить внимание и на следующее. Господь запрещал бесам говорить через одержимых людей, и святые отцы категорически запрещали слушать их. В настоящее же время, когда для "отчитывания" собирается множество людей, бесы получают большие возможности "проповедовать" и заражать их духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т. п. Их "проповедь" широко распространяется с помощью телесъемок, газет, журналов, в которых пространно цитируются лжесвидетельства этих духов. При этом не редко бесы изображают страх перед отчитывающими "старцами", публично называют их святыми, сильными, Божиими слугами, чем вводят в откровенный обман (прелесть) и самих "старцев", и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи как всегда плачевны. У преп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется серьезное предупреждение: "Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что они горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают".[65]
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к серьезному для нашего времени вопросу целительства бесноватых. Из этих святоотеческих мыслей следует очевидный вывод: современный экзорцизм (отчитывание) - явление, духовно очень опасное. Оно исходит совсем не из харизматического века христианства, когда Дух Святой очевидно действовал в верующих, а из источника, о котором хорошо сказал преподобный Кассиан: "А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями".[66]

Великое искушение для человека - стремление достичь здоровья и прочих земных благ любыми средствами, не взирая на тот вред, который может при этом быть для его души. Так называемое отчитывание наглядно это иллюстрирует. Современные люди просто не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на "отчитку". Священник же, "молитвою и постом" не получив от Бога дара изгнания бесов, и пытающийся сам, путем вычитывания молитв и прочих действий победить злых духов, красноречиво свидетельствует о себе. Святитель Игнатий с горечью писал о подобных "чудотворцах": "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований".[67]
Заклинание духов в наше время, когда "оскуде преподобный", может иметь самые губительные духовные, психические и физические последствия, как в личном, так и в социальном отношениях, как для самих больных, так, естественно, и для отчитывающего. Преп. Амвросий Оптинский говорил: "Если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами. Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами".[68] Священник, дерзающий изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян. 19,13), рискует подвергнуть себя подобному же поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, а бесноватого ввергнуть в еще более тяжкие болезни и страдания.[69]


[1] Электронную версию книгу можно посмотреть здесь: http://books.google.co.uk/books?id=kdOcysZo8RgC&pg=PP1&lpg=PP1&ots=Kjza2...

 

Опубликовано 30 января, 2013 - 14:20

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653