ГРИГОРИЮ СВЕТЛОВУ 27 ЛЕТ, ИЗ НИХ ПОЛОВИНУ ЖИЗНИ ОН ПРОВЕЛ В ОРГАНИЗАЦИИ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ. Он попал туда вместе со своими родителями, сразу после крещения в православной церкви. Им очень хотелось знать больше о Писании, а в тогдашней церкви таких «катехизаторских» курсов по изучению Библии не проводилось. Встреча с «подкованными» свидетелями резко изменила их жизнь, они вовлеклись в организацию, стали ее верными адептами. Сегодня Григорий — прихожанин петербургского храма Феодоровской иконы Божией Матери. По просьбе Григория мы изменили его имя и фамилию: по понятным причинам он не хотел бы причинить боль родителям, узнавшим об «отступничестве» своего сына. Это, по его словам, для них стало бы настоящей трагедией.
Я испытывал постоянное чувство вины
— Григорий, чем запомнились тебе годы пребывания в организации?
— Членство в организации пришлось на мою юность и на период взросления. Поскольку я был активным ее членом, то много проповедовал людям по домам и на улицах, у меня было много близких друзей в общине. Было бы неправдой сказать, что моя жизнь была тогда какой-то черно-белой. Но, анализируя свои воспоминания, я понимаю, что жил все эти годы в сильном эмоциональном стрессе. Постоянное чувство вины, осознание крайней неотложности проповеди, надуманные искушения и «испытания веры», фанатизм, ненужные запреты — все это сильно давило на меня.
— Наверное, сначала была эйфория, радость?
— Конечно. Дело в том, что чувство радости — это один из плодов Духа (Гал. 5:22), поэтому свидетели Иеговы всячески акцентируют внимание на радости и воспринимают ее как верный показатель духовности. Основное средство достижение радости — это служение, проповедь по домам. Конечно, осмысление пришло далеко не сразу. Это был длительный и тяжелый процесс.
— Расскажи, как этот процесс проходил?
— Это было похоже на прозрение. Углубляясь в учение организации и изучение Библии, я не мог освободиться от ощущения некоторой неестественности и натянутой манеры интерпретации библейских стихов. Читая публикации «Сторожевой башни», я то и дело чувствовал, как библейские тексты буквально со скрипом втискивались в доктринальную систему организации.
— А приходилось тебе во время «проповедования» встречаться с представителями христианских конфессий?
— Да, и, честно признаюсь, они иногда ставили меня в тупик. Я, например, всегда опасался, когда в беседах мне показывали слова Фомы и реакцию на них Иисуса из Иоан. 20:28-29. Их объяснения некоторых стихов казались мне более естественными и по духу более близкими Евангелию. Однако стопроцентная убежденность в правоте организации была мощной стеной, о которую разбивались все доводы оппонентов. После таких дебатов я часто принимался за поиск контраргументов в публикациях Общества Сторожевой Башни, но, к своему разочарованию, обнаруживал, что в публикациях обсуждаемые тексты либо недостаточно освещались, либо попросту обходились стороной.
Кроме того, у меня была возможность увидеть организацию изнутри и понять, что ее руководству ничто человеческое не чуждо.
Почему улавливаются люди
— Скажи, пожалуйста, а в чем, на твой взгляд, главное заблуждение свидетелей? И в чем хитрость крючка, на который попадаются люди?
— Непростой вопрос. Если ответить кратко, главное из заблуждений — это учение о спасении, которое, в свою очередь, неразрывно связано с признанием истинного Божества Христа, которое свидетели отрицают. Хитрость довольно простая: их слушают, потому что они говорят. Свидетели Иеговы предлагают простую и удобную схему изучения Библии прямо на дому. Конечно же, их доброжелательность и заинтересованность подкупают людей. Нового человека свидетели Иеговы всегда принимают с большой заботой.
— А есть ли какие-то особые приемы, которые используют свидетели Иеговы, чтобы улавливать в свои сети души людей?
— Особые приемы есть, но они не связаны с пресловутым «зомбированием». Здесь, скорее всего, стоит говорить об очень грамотно построенной индоктринации (внушении идей). Суть ее сводится к тому, что по мере изучения Писания по специальной программе под названием «Чему на самом деле учит Библия?» у новичка постепенно пропадает критическое мышление. Свидетели Иеговы преподносят свою интерпретацию Библии как единственно возможную, причем они даже не информируют, что существуют и иные варианты понимания и прочтения библейского текста.
— В чем опасность этой организации? Каковы черты сектантства?
— Если говорить с жизненных позиций, то главной опасностью я считаю отказ от переливания крови в тех случаях, когда иные средства не могут быть использованы или их нет. Также существует проблема разрушения семей.
— Разрушения семей? Но ведь по Библии это — грех!
— Да. Хотя свидетели отрицают, что такая проблема существует, все же конкретные факты показывают, что семьи рушатся. Причем это касается не только взаимоотношений между мужем и женой, но и родителей с детьми. Например, если взрослых детей, не живущих под одной крышей с родителями, исключат из организации, родители перестанут с ними общаться. Главные черты сектантства — радикализм, крайность взглядов, фанатизм, тотальное единообразие, отсутствие гласности.
— Ты сказал, что среди свидетелей Иеговы отсутствует критическое мышление?
— О, да! Это так. Свидетели Иеговы научены безоговорочно доверять организации. Они считают ее единственным каналом общения Бога со Своим народом. Иегова использует организацию, а значит, даже если она в чем-то и ошибается, все равно нужно проявлять послушание, потому что Иегова в свое время все расставит на свои места и прольет больше духовного света на руководство организации. Среди свидетелей Иеговы вообще не принято как-то критически осмысливать публикации, а если это и происходит, то обратная реакция следует незамедлительно.
Свидетели Иеговы — продукт американский
— Скажи, Григорий, а каково отношение свидетелей Иеговы к православным христианам?
— Официально у свидетелей Иеговы уважительное отношение ко всем конфессиям. На деле же рядовые свидетели Иеговы весьма нелестно отзываются о христианах. Главной мишенью, конечно, являются православные. Их свидетели считают почти язычниками и настоящими мракобесами, совершенно не знающими Библию.
— Можно ли сказать, что свидетели Иеговы в своей основе — американский продукт?
— Да, с культурологической точки зрения организация свидетелей Иеговы — типичный американский религиозный продукт. Им присуща американская схематичность и примитивистский образ мышления. Дело в том, что свидетели Иеговы как религиозное явление появились и развились в XIX веке в США. В то время Америку трясла апокалиптическая лихорадка, и на ее фоне возникало множество похожих друг на друга движений, близких к адвентизму. Одна из них — группа Чарлза Рассела (основателя свидетелей Иеговы), которая вовсе не была уникальной. Все руководители Общества Сторожевой Башни были, есть и будут американцами. Следовательно, их прочтение Евангелия всегда будет сугубо социокультурным явлением. Кстати сказать, во многом они успешны именно потому, что умело применяют свои технологии в религиозной жизни.
— Насколько известно, там же центр руководства и там же производится и литература?
— Да, Главное управление организации находится в нью-йоркском Бруклине. Вся их деятельность осуществляется оттуда, и, конечно же, литература и финансы идут из США. В Главном управлении располагается Руководящий Совет — высший духовный и административный орган организации. Состоит он примерно из 10 человек, которые причисляют себя к избранному остатку помазанников Божьих. Собственно говоря, они и есть организация. Все доктринальные, служебные и административные решения принимаются в кругу этих людей путем голосования.
Свидетели верят в другого Бога!
— Скажи, а правда, что свидетели Иеговы не отмечают Новый год, дни рождения, не отдают честь флагу, отказываются служить в армии, не носят крестика?
— Да, это так. Свидетели Иеговы не отмечают Новый год и дни рождения по причине того, что в древности эти праздники были языческими. Они очень серьезно относятся к их историческим корням. Хотя это, конечно, довольно странная позиция, особенно если учесть, что свидетели носят обручальные кольца, надевают фату на невест и дарят цветы — ведь все это когда-то тоже имело прямое отношение к язычеству. Отдача чести флагу приравнивается к идолопоклонству. Служение в армии считается недопустимым, так как свидетели Иеговы считают невозможным для «христианина» брать в руки оружие. Крестики они, конечно, тоже не носят, во-первых, потому что считают это магизмом, а во-вторых, потому что верят, что Христос был распят на вертикальном столбе, а не кресте.
— А что ты думаешь по поводу запрета на переливание крови? Действительно ли, если ребенок свидетеля будет умирать, и ему нужна будет кровь, ребенку будет в этом отказано?
— Это непростой вопрос. Да, в Писании мы находим заповедь «воздерживаться от крови», но она имеет прямое отношение к вкушению крови. Это очевидно из библейского и исторического контекстов. Да, если ребенок будет умирать и у родителей действительно будет только два выбора: либо смерть, либо кровь, — они изберут смерть ребенка, как бы им не было горько. Такие случаи в России и по всему миру происходили и происходят регулярно.
— Можно ли сказать, что свидетели веруют в иного Бога, чем христиане? И кто такой тогда их Бог? Каков Он?
— Хороший вопрос. Раньше я бы ответил отрицательно, но по мере изучения православного понимания Бога я все больше склоняюсь к тому, что свидетели Иеговы веруют в иного Бога. Это очень обширная тема, и в двух словах ее не раскрыть. Попробую очень кратко. Во-первых, христиане исповедуют веру в Триединого Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Свидетели Иеговы считают Богом только Отца и называют Его Иеговой. Во-вторых, Бог, по мнению свидетелей, не вездесущ и имеет духовное тело. В-третьих, Он не всегда хочет знать будущее и обладает предвидением лишь как способностью. В-четвертых, главную причину прихода Иисуса Христа они видят не в спасении людей, а в освящении имени Иеговы от клеветы и оправдании правомерности Его владычества над людьми. Иными словами, Бог, выходит, прежде всего решал Свои проблемы, если так можно выразиться. В-пятых, свидетели Иеговы считают Бога источником смерти Адама и его потомков. Этот перечень можно продолжить.
Что происходит с «отступниками»
— В чем причина такой назойливой активности свидетелей?
— Дело в том, что свидетели считают проповедь Благой Вести главным заданием, которое христиане получили от Иисуса. Проповедь по домам сравнивается с духовными жертвами Богу и считается главным «добрым делом». Кроме того, свидетели Иеговы воспринимают свое служение в эсхатологической перспективе. Они уверены, что их проповедь помогает людям спастись от уничтожения в Армагеддоне.
— Интересно, а сколько свидетелей сейчас в России? В стране идет рост или убыль?
— Сейчас в России 161 000 свидетелей, что всего на 3% выше, чем в 2010 году.
— А сколько выходит из организации?
— Сегодня, по некоторым аналитическим данным статистики, общий отток из организации в мире составляет от 120 до 200 тысяч в год, хотя официально ею заявляется значительно меньше.
— А тем, кто выходят — можно как-то помочь?
— Помогать, конечно, можно и нужно. Главное — это помочь людям не остаться в одиночестве, не замкнуться, не потерять веру, ведь, когда человек выходит из организации, с «отступниками» перестают общаться все свидетели Иеговы, включая друзей и родственников. У обычного свидетеля все социальные связи завязаны только со свидетелями внутри общины, и, естественно, выход из организации является для них сильнейшим эмоциональным стрессом.
— Что происходит с покидающими организацию? Часто ли приходят в Православие?
— Жизнь складывается по-разному. Но в большинстве случаев, как правило, выйдя из организации, свидетели никуда не приходят. Это обусловлено сильнейшей аллергией к любым формам организованного христианства. По сути, людей душевно калечат, и, выйдя, они просто боятся вновь попасть в сферу контроля сознания. В основном у бывших свидетелей остаются прежние стереотипы в отношении Православия. В Церковь такие люди приходят крайне редко. Лично я достоверно знаю о восьми случаях, но вообще их, конечно, больше.
Почему я пришел в Православие
— Я знаю, что некоторые свидетели, выходя из организации, зачастую уходят в магию, оккультизм, язычество. Ты же пришел в Православную Церковь. Почему?
— За годы самостоятельного чтения Библии я пришел к пониманию того, что Откровение и Писание намного глубже и более многогранно, чем это преподносилось в публикациях Общества. Я чувствовал, что богословские схемы свидетелей слишком упрощены, а кое-где даже примитивны. И вот тогда я открыл для себя мир христианского богословия и герменевтики. Настоящим открытием для меня стала «Толковая Библия» под редакцией проф. А. Лопухина, а также множество других книг, в том числе дореволюционных православных изданий по богословию и библеистике, которые окунули меня в совершенно другой мир Писания. Мир богатый и глубокий.
— Наверное, святые отцы свою роль сыграли?
— К своему удивлению, я обнаружил, что древние сочинения отцов Церкви по пониманию Библии были превосходными творениями, которые отличались своей естественностью, логикой и убедительностью. Я не мог не заметить, что древние христиане и учителя Церкви были носителями языков оригинала и жили практически в той же культурно-исторической среде, что и Апостолы, и хотя бы поэтому они могли адекватней воспринять Евангелие, чем американские проповедники XIX века.
— А что ты скажешь об их переводе Библии?
— Так называемый «Перевод нового мира» полностью выполнен в духе учений организации. Мне пришлось проделать большую исследовательскую работу, в результате которой я обнаружил множество несоответствий с древнегреческим оригиналом Нового Завета. Все они тенденциозно отвечают богословским убеждениям свидетелей.
— И что стало главным в принятии решения?
— Меня пленила красота и глубина Православия, в нем я нашел то, чего мне так не хватало у свидетелей Иеговы. В Православии меня удивила нетехнологичность и отсутствие схематичности. Православие умеет видеть мир в его сложном многообразии, оно не ломает личность человека, подгоняя его под определенный шаблон единообразия. Подлинное Православие не навязывает себя и не пытается изо всех сил обратить человека на свою сторону. Привлекло и то, что в Православии возможна разность взглядов и разное понимание одного и того же отрывка, а богословию чужда схоластическая модель Богопознания.
Читая о святых отцах-подвижниках и их творениях, понимаешь, что Дух во все времена дышал в Церкви. Свидетелям вовсе незнаком феномен святости, они о нем, к сожалению, и не знают, хотя Апостол Павел писал: «Плод ваш есть святость» (Рим. 6:22).
— Что тебя удивило в Православной Церкви, что порадовало или огорчило?
— Меня искренне удивило, что в Православной Церкви, оказывается, есть настоящие христианские общины. Одна из них — приход собора Феодоровской иконы Божией Матери — как мне кажется, явление просто уникальное. Есть искренние пастыри-священники, служащие Богу и людям. Есть активная и духовная молодежь, которая стремится служить Богу и отдавать свои силы другим. Когда я уже осознанно вернулся в Церковь, розовых очков у меня не было. Я прекрасно знал, в каком тяжелом положении находится Церковь. Огорчает, конечно, то, что само Православие у нас пока недостаточно реализовано. У многих крещенных в Церкви людей вместо святоотеческой веры в умах полуязыческое псевдоправославие, граничащее с народным магизмом. Но это проблема не Православия как такового, а нас самих, нашего общего усилия и исторических реалий.
— А насколько, на твой взгляд, воцерковленные православные люди знают Библию, насколько соответствуют званию христианина?
— По моим ощущениям, воцерковленные православные, которых знаю лично я, хорошо знают Писание и являются настоящими христианами.
Они — наши потерянные братья и сестры!
— Григорий, что ты посоветуешь свидетелям, как фанатично преданным, так и сомневающимся в истинности их учения?
— Фанатично преданным я бы посоветовал прислушаться к словам Апостола Павла: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Сомневающимся я бы порекомендовал прочитать замечательную книгу, написанную бывшим старейшиной собрания по имени Станислав Ковтун, под названием «Некуда идти».
— Встретив на улице свидетелей, обрабатывающих своей проповедью людей, что лучше: что-то сказать или пройти мимо?
— Если это уместно, то лучше подойти. Но, вмешиваясь в разговор, вы должны быть уверены, что вам найдется что сказать свидетелям исключительно по Писанию.
— Каковы твои планы?
— В мои планы входит участие в «Общественном движении бывших свидетелей Иеговы», цель которого — помогать бывшим и действующим свидетелям. Необходимо проделать большую работу по подготовке материалов.
— Скажи, пожалуйста, несколько слов пожеланий читателям.
— От всего сердца желаю читателям вашей газеты больше добра и тепла в жизни. А еще пожелаю не оставаться безучастными к свидетелям Иеговы, которые однажды придут к вам домой. Помните, что, скорее всего, перед вами будут стоять потерянные братья и сестры, которые когда-то, придя в Церковь, не увидели там любви.
— Спаси Господи!
Вел беседу Виктор ВОРОБЬЕВ
Вечный Зов