Вы здесь

Искупление и Свидетели Иеговы

Полемика между тринитариями и антитринитариями вряд ли окончится до скончания века - настолько непримиримы эти две богословские позиции. Каждая из сторон имеет свою линию доказательств и продуманную аргументацию. Однако на наш взгляд в позиции унитариев есть существенная проблема, которая ускользает от понимания, не смотря на то, что речь идет о самом сердце христианства – учении об искуплении.

             Свидетели Иеговы уделяют большое внимание учению об искупительной жертве Христа. В их вероучении искупление понимается в заместительном смысле. Христос, будучи безгрешным человеком и не подверженным наказанию смерти, отдает свою жизнь как выкуп взамен жизни Адама. Христос, как непорочный человек, предоставляет собой равноценный обмен за Адама. Он уплачивает долг за него своей абсолютно добровольной смертью и таким образом все потомки Адама, если уверуют, освобождаются от наказания смерти, так как «с точки зрения права, уничтожающая сила греха отрезается непосредственно у ее источника [т.е. Адама – прим. авт.]» (Сторожевая Башня за 1991 от 15 февраля, стр.13)[1]. Таким образом, для спасения человечества от смерти Иисусу Христу было достаточно быть лишь безгрешным и непорочным человеком. Такую правовую концепцию выкупа Свидетели Иеговы унаследовали от их основателя, Чарлза Рассела.

            Что ж, подобная концепция выглядит очень даже логично. Однако попробуем проанализировать ее по Писанию. Прежде всего, стоит отметить, что новозаветные авторы (в особенности ап. Павел), излагавшие учение об искуплении, ни разу не упоминали формулировку «за Адама». Во всех отрывках Нового Завета, где раскрывается суть искупительной жертвы Христа, ясно говорится о том, что выкуп был дан сразу «за всех» и каждого, естественно включая и Адама (см. 2 Кор. 5:14,15, 1 Тим. 2:6, Евр. 2:9, 1 Ин. 2:2)[2]. Если бы Жертва Христа как долг была бы уплачена лишь за Адама, ап. Павел не мог бы сказать следующих слов: «И с даром не так, как получилось из-за одного согрешившего, потому что суд за один проступок — осуждение, а дар при многих проступках — объявление праведными» (Рим. 5:16, ПНМ). Следовательно, дар покрывает не один фатальный проступок Адама, но сразу «многие проступки», то есть вообще все сознательные грехи потомков, даже тех, которые еще не родились.

Однако Организация видит в Рим. 5:16 другой смысл: «Пожертвовав своей жизнью, искупитель должен был «вкусить смерть за каждого». Другими словами, он заплатил бы за грех Адама (Евреям 2:9; 2 Коринфянам 5:21; 1 Петра 2:24). Это стало бы правовой основой для отмены смертного приговора всем послушным потомкам Адама, поскольку выкуп уничтожил бы разрушительную силу греха (Римлянам 5:16)» («Приближайся к Иегове» гл. 14 с. 142—143 абз. 11).

Обратите внимание на выделенный курсивом переход к иной мысли: ясные и однозначные слова «вкусить смерть за каждого» предлагается понимать в том смысле, что Иисус вкусил смерть за грех Адама. Но согласитесь, это вовсе не самоочевидно! Для чего вкладывать в ясные слова смысл, который они не содержат? Почему апостол прямо этого не сказал? Если бы нам за грех Адама вменялась общая вина, тогда для спасения всех было бы и вправду достаточно уплатить равноценный выкуп лишь за нашего прародителя. Но в действительности же нам от Адама передается несовершенство, по причине которого мы и лично согрешаем. Свидетели Иеговы с этим полностью согласны.

 Но ведь очевидно, что люди часто согрешают сознательно. Они преступают заповеди тогда, когда могли бы этого не делать. Несмотря на природную греховность, у людей все же есть выбор. Хотя публикации Общества и утверждают обратное: «Не забывайте, что Адам и Ева согрешили сознательно. Они выбрали неповиновение Богу. В противоположность им мы родились в грехе. Мы лишены выбора. Как бы мы ни старались, мы не можем полностью избежать прегрешений» (Сторожевая Башня за 1999 от 15 февраля с. 16 абз. 14). Но разве женщина, сознательно делающая аборт без угрозы для своей жизни, лишена реального выбора? Разве водитель, сознательно грубо нарушающий правила дорожного движения, не имеет выбора? Да и почему Бог, тогда осуждает вольные грехи?! Если люди лишены выбора, всякое представление о моральной ответственности лишено хоть какого-нибудь смысла.

Согласно Священному Писанию, даже после грехопадения человек остается все еще образом Божьим (см. Быт. 5:6, Иак. 3:9), хотя и с явным повреждением воли, которая теперь расположена более ко греху. Потомки Адама духовно больны, но не мертвы. Впрочем, как говорит Ап. Павел, человек все же может "быть властен над своей волей" (1Кор.7:37). Значит, каждый из нас хоть раз в жизни имел возможность свободного выбора - согрешить или нет. Поэтому-то смертоносный грех обрел самостоятельное существование в каждом потомке Адама: «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23, 5:12).

Каждый его потомок «по природе является чадом гнева» (Эф. 2:3) и нуждается в примирении с Богом. Если бы наше рождение от грешных прародителей было единственной причиной нашей греховности и смертности, то это было бы несогласным с правосудием Божьим, которое не может допустить, чтобы все люди были грешными и смертными только потому, что их праотец согрешил и стал смертным без их личного участия в этом и согласия на то. Нет, мы согрешаем сами, хотя у нас к этому и есть унаследованная сильная предрасположенность. Ап. Павел называет наши преступления причиной смерти Христа:  «Он был отдан за наши проступки[3] и воскрешён, чтобы мы были объявлены праведными» (Рим.4:25, ПНМ). Если бы мы также не были реально виноваты, то такой причины апостол назвать бы не мог. Виноват-то Адам, а мы лишь невольные рабы греха! А раз не так, то Христос должен был вкусить смерть буквально за каждого человека (Евр. 2:9). Обладала ли смерть одного непорочного человека такой искупительной силой, которая могла покрыть сразу все грехи миллиардов людей? Конечно, нет! Жертва, которую надлежало принести, должна была быть несоизмеримо более ценной, чем жизнь совершенного Адама.

И Свидетели Иеговы совершенно правильно соглашаются с тем, что «если бы Иисус был частью Божества, цена выкупа оказалась бы неизмеримо больше» («Следует ли верить в Троицу?» с. 15), чем того требовалось для уплаты цены выкупа за потерянную жизнь совершенного Адама. Но выше мы уже увидели, что проблема логики Свидетелей заключается в неверном исходном положении, а именно: «В Едеме согрешил не Бог, а всего лишь совершенный человек, Адам. Поэтому, чтобы действительно удовлетворить требование Божьей справедливости, нужен был точно такой же выкуп — совершенный человек» («Следует ли верить в Троицу?» с. 15). И ни слова о том, что история человечества в Эдеме не закончилась, и что помимо Адама и Евы намеренно согрешили все их потомки, которых тоже надо выкупить!

По этой причине классический наглядный пример с рабочими фабрики-банкрота[4] и уплатой ее долга добрым благодетелем, не соответствует реальной ситуации. Пример этот был бы ближе к реальности, если бы рабочие обанкротившейся из-за директора фабрики, понабрали бы еще собственных непосильных долгов, выплатить которые, сами были бы не в состоянии, даже если бы долг фирмы был погашен. 

И еще, если Иегова без нарушения своих собственных принципов справедливости, мог воссоздать в Иисусе первозданное естество Адама, какой тогда был смысл в жертвенной смерти Христа? Если Бог силой своей мог на законных основаниях от несовершенной девы дать жизнь совершенному человеку, почему этого не произошло еще с детьми Адама и Евы? Если повреждённое человеческое естество в принципе может быть освобождено Богом от наказания тления и смерти, искупление совершенно излишне.

Для точности стоит упомянут, что Христос, строго говоря, все же не был точным эквивалентом Адама. Иисус, будучи человеком, согласно Евангелию испытывал естественные страсти, такие как: голод, жажда, боль, утомление, труд, слезы, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой – пот как капли крови. Откуда мы знаем, что до грехопадения Адам не испытывал ничего подобного? Дело в том, что все вышеперечисленное является страданием, а значит уязвимостью. Но само понятие совершенства исключает всякую страдательность. Уязвимости же эти появились в человеческом естестве после грехопадения как наказание (см. Быт. 3:16-19). Именно чрез эти слабые места поврежденного естества сатана искушает людей. Чего конечно не было во Христе, как и в первозданном Адаме, так это врожденной склонности ко греху, падшей воли. А вот почему, мы увидим ниже.

Раз так, то значит, Сын Божий, Слово Отца, берет на себя человеческое естество с теми последствиями грехопадения, через которые сатана склоняет людей ко греху.  Повторимся, эти уязвимости, являющиеся следствиями наказания падшего человечества, не могли исчезнуть из человеческой природы просто так. Эту поломку нужно было исправить. Если бы Бог просто так устранил ее, то Жертва была бы не нужна, и Бог пошел бы против своих же принципов справедливости.

Каким же образом были исправлены последствия греха Адама? Одно дело заплатить выкуп и освободить, таким образом, всех людей от наказания смертью, а другое дело - победить сатану и тление плоти. Искусителя Христос побеждает после сорокадневного поста, когда сатана попробовал воспользоваться той самой уязвимостью человеческой плоти Иисуса (Мат. 4:2,3).

 Тление же плоти было побеждено воскресением Христа из мертвых: «[Господь Иисус] преобразит наше униженное тело сообразно своему славному телу, по действию своей силы, которой он может подчинить себе всё» (Фил. 3:21). Наши тела действительно пребывают в униженном состоянии, они поражены тлением. Христос же преобразит их сообразно своему «славному телу», которое он обрел по воскресении. Оно было «славным» - значит, не имело более никаких последствий эдемской трагедии. Именно телесное воскресение Христа является безусловным залогом нашего воскресения: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:11).

Следует заметить, что ап. Павел всячески подчеркивает намерение Бога исцелить человека в его плотском естестве: «и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23). То, что было потеряно Адамом, должно было быть возвращено. Однако Свидетели Иеговы, сами того не понимая, разрушают все спасительное дело Христа своим отрицанием телесного воскресения Иисуса. Основываясь на своей собственной трактовке 1 Пет. 3:18, они считают, что он ожил как дух. Их сотериология вовсе не видит никакой необходимости избавить смертное телесное естество человека от тления. Все спасение сводится лишь к правовому выкупу, ценой которого было право Иисуса на жизнь без смерти[5].

Но апостолы и евангелисты со всей ясностью говорили именно о телесном воскресении Христа (см. Лук. 24:37,38, Ин. 20:27,28, Рим. 8:11). Более того, сам Иисус говорит о воскресении своего тела: «сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Иоан.2:19-21). Смерть, постигшая человеческое тело, и не могла быть побеждена иначе как не в теле: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14).

По мысли ап. Павла Христос вочеловечивается чтобы умереть. Смерть его нужна была для победы над дьяволом. Но если бы Христос не воскрес, смерть его оказалась бы напрасной. Значит, победа достигается разрушением оков смерти: «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян.2:24). Иисус «разрушил смерть и явил жизнь и нетление» (2 Тим. 1:10). Почему же Христос и по смерти своей обладал такой несокрушимой силой? Ответ дает ап. Иоанн: «возвещаем о слове Жизни. Эта Жизнь была явлена нам: мы ее видели, мы свидетели Жизни вечной — той, что была с Отцом, что была явлена нам» (1 Ин. 1:1,2, РБО). Итак, сама Жизнь была явлена во плоти и естественно смерть была неспособна одолеть Жизнь, как тьма не может одолеть света. И как луч света рассеивает тьму, так и Жизнь разрушила изнутри смерть, сломав врата ада (Отк. 1:18).

Для подтверждения своей доктрины, отрицающей телесное воскресение, Свидетели ошибочно передали греческое ψυχικόν («душевное») словом «физическое»: «Сеется тело физическое — воскресает тело духовное. Если есть тело физическое, то есть и духовное» (1 Кор. 15:44, ПНМ). Таким образом,  физическое тело понимается материальным в противоположность телу нематериальному, духовному. Однако речь идет о теле душевном, которое противопоставляется телу духовному (или одухотворенному). А это совсем другое дело.

Известный англиканский богослов Н.Т. Райт суммируя общехристианское понимание слов Павла, в своих комментариях на Второе послание к Коринфянам отмечает: «Различие, которое он [Павел] здесь делает, состоит в том, что одни тела наделены одним типом жизни, а другие - совершенно другим. Разница же между ними заключается в, так сказать, принципах, согласно с которыми функционируют эти тела. Жизнедеятельность нынешнего тела поддерживается естественной жизненной силой, которую имеют в себе все живущие сейчас люди. Понятие, которое для описания этой жизни использует Павел, часто имеет значение «душа»; под ней он подразумевает принцип самой обыкновенной жизни, от которого зависит жизнеспособность теперешнего тела, естественную энергию, которая поддерживает в нас дыхательные процессы и процессы циркуляции крови. Но тело, которое мы получим в момент воскресения, будет оживотворено Духом самого Бога. Именно об этом Павел и говорит предельно прямо в Рим 8:10-11: «Дух Иисуса Мессии обитает в вас уже сейчас, и Бог оживит ваши мертвые тела благодаря действию этого Духа, живущего в вас».

Изложенное нами размышление не является каким-то оригинальным прозрением. Все христиане с древнейших времен всегда придерживались такого понимания тайны Искупления. В частности, Афанасий Великий в эпоху арианской смуты победоносно использовал эту же аргументацию в своей полемике с Арием: если Христос не воплотившийся Бог, то мы не искуплены, а значит не спасены! Поэтому-то вера в Божество Христа является самым сердцем христианства, религии искупления. Этот древний поборник истины некогда метко подметил: «Называющие ариан христианами находятся в великом и крайнем заблуждении, как не читавшие Писаний и вовсе не знающие христианства и христианской веры» («Слово против ариан»). Нам остается лишь согласиться с этим мнением.

 

 


[1] Если Христос отдал себя за Адама, понеся незаслуженное наказание, значит, Адам также искуплен. А если искуплен, то, как он может не воскреснуть? Если Адам не воскреснет, значит, Бог не смог вырвать у дьявола часть своего творения. Следовательно, окончательная победа Бога над смертью так и не свершилась! Как в таком случае мы можем воскликнуть вместе с апостолом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55)?

[2] В других новозаветных отрывках используется выражение «за многих»: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:28), «Христос принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (Евр.9:28). Суть этого выражения не отличается по смыслу от выражения «за всех». Разница здесь лишь в том, что не все буквально воспользуются предложенным выкупом.

[3] Примечательно, что здесь, как и в Рим. 5:16, используется слово проступок (гр. παραπτωμα), означающее «преступление, отступничество, ложный шаг, несоблюдение закона» («Лингвистический и экзегетический ключ» Кл. Роджерса). Ясно, что слово это имеет оттенок сознательного, вольного непослушания. Этим же словом ап. Павел обозначает грех Адама (Рим. 5:17,18).

[4] «Представь, что ты живешь в городе, большинство жителей которого работают на огромной фабрике. Твой труд и труд твоих соседей хорошо оплачивается, так что вы можете жить безбедно. Все было хорошо, пока однажды фабрика не закрылась. Что же случилось? Директор фабрики оказался нечестным человеком, и в конце концов его предприятие разорилось. Теперь ни ты, ни твои соседи не в состоянии заплатить по счетам. Жены и дети безработных, а также кредиторы страдают вследствие нечестности одного человека. Есть ли выход из этой ситуации? Да! На помощь приходит один богатый благотворитель. Он убежден, что фабрика выпускает стоящую продукцию. Кроме того, он искренне сочувствует работникам фабрики и их семьям. Поэтому он решает заплатить долг предприятия и вновь наладить производство. Погашение долга становится спасением для всех работников фабрики, их семей, а также кредиторов. Подобно этому, покрытие долга Адама приносит с собой благословения миллионам людей» («Приближайся к Иегове» гл. 14 с. 143 абз. 12).

[5] Очевидно, по этим соображениям авторы ПНМ исказили окончание Рим. 8:23. Вместо «искупления тела» они в своем переводе предлагают читать «освобождение от наших тел выкупом». Таким образом, освобождение тела от тления заменяется на почти гностическое желание избавиться от тела через выкуп.

 

Опубликовано 7 июня, 2012 - 15:12
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653