Вы здесь

Трудности в построении беседы с кришнаитами

Недиалогоспособность подавляющего большинства кришнаитов, с которой вы неизбежно столкнетесь или уже столкнулись на практике, вызвана рядом причин. Давайте поговорим о них.

Не является тайной, что кришнаизм привлекателен далеко не для всех и каждого. Его жертвами становятся люди, обладающие определенным набором качеств и настроений. Именно на них и рассчитаны «наживки» вербовщиков в секту. Что же обещают и сулят им вербовщики?

- раскрытие забытых или утерянных тайн неких древних цивилизаций;

- срывание маски с лживой «официальной» науки, скрывающей правду от оболваненного человечества;

- альтернативная научной, совершенно фантастическая картина мира, соответствующая, и то лишь отчасти, средневековым представлениям народов Индии;

- рецепт быстрого достижения счастья и гармонии в личной жизни и в обществе

- и т.д.

Согласитесь, для того, чтобы подобные семена дали всходы, нужна почва, и весьма специфическая. Миф о том, что злые сектанты, пользующиеся секретным набором манипулятивных средств, могут любого невинного гражданина заманить в свои ряды, на деле остается лишь мифом. Потенциальными жертвами секты являются:

- люди, чье критическое мышление ослаблено, разрушено или просто не сформировано;

- люди, чьи представления о научной картине мира находятся в лучшем случае в зачаточном состоянии;

- люди малообразованные, неразборчивые в выборе источников информации об окружающей действительности;

- люди, сломленные жизненными трудностями и неудачами или просто вымотанные и обескровленные ими.

В духовном отношении идеальными кандидатами в жертвы секты являются люди, обладающие следующими качествами:

- капризность и своеволие;

- инфантильность, склонность к поискам универсального средства, решающего все жизненные проблемы;

- благосклонное отношение к лести и незаслуженным похвалам.

Как и в любой социальной среде, в среде кришнаитов можно встретить совершенно разных людей, но носителями вышеперечисленных качеств большинство из них обладали еще до того, как стали жертвами секты. Не стоит обвинять секту в том, что она превратила хороших в принципе людей в воинственных, жестоких и асоциальных невежд. Да, секта вырастила семена зла, но вырастила их на благодатной почве.

Почему с ними трудно говорить?

Трудность вызвана двумя причинами.

Первая – вы говорите с ними на разных языках. Язык кришнаита только кажется русским по звучанию, но по сути уже не является таковым. Это язык-мутант, язык-жаргон, социолект, наполненный специфической сектантской лексикой и фразеологией. Главная проблема заключается даже не в том, что их собеседники чаще всего незнакомы с его санскритско-бенгальской составляющей, а в том, что они незнакомы с его русской составляющей. Дело в том, что все базовые духовно-религиозные и морально-этические понятия, которые не требуют перевода в среде обычных русскоговорящих людей, в устах кришнаита теряют привычный и понятный всем нам с детства смысл и приобретают новый, нередко радикально отличающийся от общепринятого.

Вторая – в разговорах с внешними т.е. не членами секты, кришнаиты практически всегда пользуются определенной двухступенчатой тактикой. Целью первого этапа является дезориентация собеседника. Поток незнакомых санскритских терминов, перескакивание с темы на тему, несколько заготовленных острот и анекдотов приносят прекрасный результат в среде неподготовленной публики. Это тактика цыган: запутать человека, создать у него видимость серьезной проблемы, а затем помочь ему решить ими же созданную проблему, но уже за его деньги. Кришнаитам нужны не ваши деньги. Во всяком случае, не при первом знакомстве. В качестве платы за свои услуги по выводу вас из состояния ими же спровоцированной дезориентации, они взимают ваше время и внимание. Это цель второго этапа и одновременно конечная цель контакта с вами. Полагаю, не нужно объяснять, что их «объяснения» трудных мест и терминов носят отнюдь не просветительский характер и не направлены на расширение вашего кругозора, хотя кто-то по наивности полагает, что именно так дело и обстоит. Они являются банальной сектантской вербовкой.

Итак, приступая к диалогу с вами, кришнаит рассчитывает на два этих преимущества:

- ему знаком ваш язык, а его язык вам не знаком;

- он пользуется продуманной и многократно проверенной тактикой превращения любой беседы в любых обстоятельствах в акт проповеди кришнаизма, а вы, в лучшем случае, вооружены лишь планом беседы, списком вопросов, которые собираетесь обсудить с ним или же вообще действуете спонтанно.

Именно поэтому беседы не клеятся, а родственники жертв кришнаизма постоянно жалуются на то, что с ними стало невозможно говорить и любая беседа заканчивается ссорой. Дело в том, что одна из сторон изначально не настроена на диалог и не намерена вести его. Собеседники должны молчать и слушать.

Тонкий лёд кришнаитского терпения

В случае встречи с человеком, подкованным в кришнаитском жаргоне в частности и индийской ментальности вообще, кришнаит очень быстро «сдувается» и ретируется, теряя всякий интерес к собеседнику и самой беседе, поэтому советовать кому-либо штудировать научные труды по индологии или опусы основателя секты, Бхактиведанты Свами, при подготовке к беседе с кришнаитом, довольно бессмысленно. Чем лучше вы знаете кришнаизм и разбираетесь в его несуразном мировоззрении, тем менее подходите на роль собеседника для члена секты. Звучит парадоксально, но вполне логично в свете вышеизложенной тактики ведения беседы самими кришнаитами. Людей, столкнувшихся с этим двухходовым кришнаитским приемом и научившихся противостоять навязыванию этой схемы разговора, нередко поражает тупая настойчивость, с которой кришнаиты прибегают к ней, не пытаясь хоть как-то разнообразить спектр своих полемических приемов. Объяснить подобную упертость несложно. Дело в том, что одним из последствий влияния прабхупадовского кришнаизма на личность своей жертвы является заметная задержка в умственном, эмоциональном и социальном развитии и общее сужение её кругозора. Помните, что уровень развития типового 40-летнего кришнаита, стоящего перед вами, нередко соответствует уровню 13-15 летнего подростка. А иногда и до этого уровня не дотягивает. Никого ведь не удивляет факт того, что приемы попрошайничества цыганских детей, которых родители отправляют на уличные заработки, не претерпевают никакого развития и не меняются уже веками.

Начиная беседу с кришнаитом, следует выяснить, как давно он находится в поле зрения секты и насколько глубок уровень поражения его сознания.

Восторженные идиоты

Разумеется, проще всего выстраивать более или менее разумный диалог с сектантами-неофитами, т.е. теми из них, чьи способности к критическому мышлению пока не совсем разрушены, рассуждения пока еще носят следы адекватности, а мышление еще не полностью мифологизировано. Прекрасно понимая уязвимость этой категории последователей, актив секты пытается максимально изолировать неофитов от внешнего влияния и общения с «непреданными», предлагая переехать жить в ашрам или на специально снятую квартиру. К сожалению, очень часто близкие жертвы, попавшей в поле зрения секты и уже подвергающейся активной индоктринации, не придавая большого значения «увлечению востоком» своих родных и не осознавая всех последствий этого «увлечения», теряют драгоценное время и вместе с ним саму возможность диалога с новообращенным кришнаитом и обращаются за помощью слишком поздно.

Перечень аргументов, используемых в диалоге с кришнаитом-неофитом, достаточно широк:

- учение и практика секты не имеют прямого отношения к ведам и безосновательно присваивают себе звание «ведической науки», «ведической культуры» и т.п.;

- секта использует ложные, удревненные датировки писаний, которые объявляются священными;

- преемственность, которой в секте придается первостепенное значение, является профанацией и подделкой;

- основатель секты в своих «трудах» неоднократно оправдывает режим Третьего Рейха и лично Гитлера, обвиняя страны-победительницы во второй мировой войне (Россия, США, Англия, Франция) в намеренном опорочивании его имени;

- в секте проповедуется неприкрытый расизм;

- в секте проповедуется унижение по половому признаку;

- в секте проповедуется унижение людей, придерживающихся иного, чем кришнаиты, питания;

- в секте проповедуется шовинизм, Индия объявляется единственной страной цивилизованных людей, а индусы – наследниками великой цивилизации прошлого, породившей все остальные на Земле;

- в секте проповедуется и пропагандируется агрессивная война;

- в секте проповедуется унижение по религиозному признаку и все другие религии объявляются второсортными;

- основатель секты призывал к убийству влиятельных людей, препятствующих распространению сознания Кришны;

- в секте пропагандируется гомосексуализм;

- на всем протяжении своего существования секта, по сути, проводит непрекращающиеся социальные эксперименты в среде своих последователей, обрекая их на роль подопытных существ;

- основатель секты попустительствовал преступным наклонностям собственных учеников, покрывая грабежи, сексуальную распущенность, педофилию и используя регулярно вскрывавшиеся факты их преступлений для обвинения западной цивилизации и христианской морали и перекладывая ответственность за эти преступления на воспитание «нецивилизованными» родителями и обществом дикарей-христиан;

- в секте необоснованно, огульно и оскорбительно критикуется научное и вообще критическое мышление;

- секта настойчиво и агрессивно разрушает критическое мышление своих последователей и навязывает принудительный регресс до уровня мифологического и эзотерического мышления;

- в секте пропагандируется ложность семейных ценностей;

- в секте проповедуется пренебрежительное отношение к органам власти всех уровней;

- в учении секты присутствуют нападки на патриотизм и любовь к Родине;

- христианская мораль подменяется в учении секты упрощенной и утрированной дхармической идеологией, результатом чего является массовая безнравственность, инфантильность и тунеядство среди последователей секты.

Можно продолжить список, можно подкрепить каждый из вышеприведенных тезисов цитатами из кришнаитских книг, уголовных дел в отношении адептов секты и другими примерами, но я хочу обратить внимание на другое. Главная цель общения с кришнаитом, общение с которым пока еще возможно, заключается не в том, чтобы отвратить его от этой конкретной секты, а в том, чтобы заставить его задуматься над тем, что не так с его сердцем. Убедить человека в пагубности кришнаизма можно, но почва, на которую упали семена зла и начали прорастать, остается с ним. Остается частью его самого. Ветер принесет семена других плевелов.

Человеки под чарами

Беседовать с убежденным кришнаитом без необходимой подготовки, причем не только академической, но в первую очередь духовной, не всегда безопасно. Опытный, укоренившийся в своих заблуждениях сектант либо вообще не снизойдет до вас, либо встанет в глухую, жесткую защиту и, дождавшись нужного момента, попытается нокаутировать вас в контратаке, либо попросту очарует вас своей беззащитностью, начитанностью и миролюбием.

Родным и близким закоренелого кришнаита я всегда стараюсь объяснить две вещи:

1. Мне известны случаи, когда кришнаит, за которого молились христиане, умирал нераскаявшимся кришнаитом. Но мне не известен ни один случай обращения ко Христу кришнаита, за которого не возносились бы молитвы христиан.

2. Не все решают слова. Пример тихого ежедневного христианского горения в поле зрения сектанта оставляет ему шанс прикоснуться к иной духовности и однажды прозреть.

Люди с обугленными сердцами

Сектанты, покинувшие секту или собирающиеся её покинуть, составляют третью большую категорию тех, с кем нам приходится вести беседу. Их можно сравнить с ветеранами войн, вернее, с освобожденными узниками концлагерей. Их вера в Бога рассыпалась в прах, и это как бы оправдывает в их глазах их последующее безверие. Главная проблема заключается в том, что, отрекаясь от конкретной секты с ее сектантской иерархией, лжеучением и прочими атрибутами сектантского бытия, человек нередко неспособен отречься от мировоззрения и идеологии, навязанных ему сектой. Отказ от веры в закон кармы и перевоплощений неизбежно ставит перед бывшим адептом кришнаизма вопрос об ответственности за свою жизнь, которая вдруг свалилась с плеч гуру на его собственные плечи. Избавившись от власти секты, адепт одновременно избавляется и от её пусть фальшивой, но защиты от необходимости выбора между Божией волей и своеволием, стоящей перед каждым человеком. Эта досадная неприятность приводит к тому, что многие из покинувших секту кришнаитов-прабхупадистов в скором времени оказываются в другой неоиндуистской секте.

Автор: 
Андрей Колобов
Опубликовано 10 мая, 2017 - 14:28
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653