- Расскажите немного о себе.
- Я - Вихрова Анна. Мне 33 года. Пока не замужем и детей, соответственно, ещё нет. Сейчас работаю инженером в проектном институте. Получила два высших образования: техническое и юридическое.
Когда стала православной, точно сказать не могу. Началось все ещё в детстве. Помню, посетив какую-то экскурсию, в которую входило посещение православного храма, я укладывалась спать. Наверное, находясь под впечатлением от увиденного, обратилась к Богу со словами: «Господи, если Ты есть, то я хочу быть христианкой». Наверное, это была моя первая молитва. Конечно, сейчас звучит дико, но в советские времена, когда каждый точно знал, что «Бога – нет», а «религия – опиум для народа» других слов просто не нашлось.
- Как Вы стали православной христианкой, что вас подтолкнуло к принятию Православия?
- Попросила и забыла. А вот Бог ничего не забывает. Лет восемь спустя, когда мне исполнилось двенадцать, родители решили креститься сами и крестить меня. Рассуждали они, как многие в то время: раз предки крестились, значит это что-то хорошее. Судя по всему, дли них крещение до сих пор нечто вроде ритуала. Окрестили, отпраздновали застольем и вернулись к обычной жизни. У меня же крещение что-то затронуло в душе. Я схватилась за подаренный мне при крещении молитвослов (четыре странички с основными молитвами) и перечитывала его ежедневно, пока не выучила наизусть. С тех пор раз в день (обычно перед сном) я обязательно молилась.
- Что изменилось в вашей жизни после того как Вы стали православной христианкой? Как ваши близкие отреагировали на принятие вами Православия?
- Я стала замечать, что мне хочется остаться в храме, побыть там во время службы. Увы, мои родственники до сих пор искренне не понимают, что делать в церкви, после того, как поставили свечки. Тогда же меня торопили поскорее выйти и заняться делами. Долгое время единственным проявлением моего христианства оставались вечерние молитвы. Я не пропускала их ни на даче, ни в пионерском лагере. Жизнь в атеистической семье постепенно стирала мои впечатления от крещения. Некоторый всплеск интереса к христианству проявился после того, как я посмотрела в кинотеатре фильм, снятый по какому-то из Евангелий. К сожалению, не могу припомнить по какому именно. Всем зрителям раздавали брошюры с текстом, и я с удовольствием читала.
Следующий шаг к Церкви я сделала под давлением ниспосланных мне испытаний. Когда от приступа язвы чуть не умерла мама, я непрестанно читала про себя «Отче наш» и молилась о её здоровье, как умела.
Затем на моем жизненном пути встретился воцерковлённый человек, с которым мы сначала поругались, а затем подружились. Я до сих пор искренне благодарно этой своей подруге, подтолкнувшей меня пойти к исповеди и причастию.
Понимания среди родных произошедшие в моей жизни изменения не нашли. Все разговоры о вере, которые со мной выдуться до сих пор в семье сводятся к тому, чтобы убедить меня бросить «мается дурью и жить как все нормальные люди».
- До принятия Православия, был ли у вас опыт пребывания в иных традиционных религиях или сектах, может быть Вы были атеисткой, если да, то, как Вы оцениваете данный свой опыт?
- В конце школы и на начальных курсах университета немного увлекалась мистикой, но особой веры в тот период в себе не ощущала. Если честно, экзамены, зачёты, курсовки и забота о пожилой, к тому времени уже больной бабушке занимали меня гораздо больше. Я была скорее не атеисткой, а пофигисткой.
- С какими сложностями Вы столкнулись на первых этапах своего воцерковления, какие сложности возникают у вас сейчас из-за ваших религиозных взглядов?
- На первых этапах было очень сложно разобраться, где истинное Православие, а где суеверия. В церквях часто встречаются «добрые бабушки», шипящие на то, что ты не «той рукой ставишь свечку». Не знаешь, что изучать сначала: Священное Писание или приходской этикет. Тем более, что последний на каждом приходе свой.
Поскольку Православие изменило моё мировоззрение и отчасти моё поведение мне стало сложнее общаться с окружающими меня людьми. Друзья, впрочем, остались друзьями и приняли меня такой, какая я есть. Они периодически интересуют мне вопросы, относящимися к православной вере. Несколько сложнее приходится с коллегами по работе. Особенно старшего поколения. Их атеистическое воспитание, порой приводит к агрессивным выпадам в мою сторону. К тому же, существуют люди, упорно путающие свои представления о православии с самим Православием. Для них становится полной неожиданностью, что христианин отстаивает свои взгляды, ведь ему «положено кротко молчать».
- Были ли у вас сомнения в истинности Православия как духовного пути, если они были, то в чём заключались и как Вы их преодолели?
- Поскольку представление о Православии, как о духовном пути в моей жизни появилось гораздо позже, чем стремление быть частью Православной Церкви, то сомнений в нем у меня не возникало.
- Что значит быть православной христианкой?
- Видеть дела рук Божиих во всем, что меня окружает, и соответствовать в своих мыслях и поступках призыву любить Бога и ближних.
- Могли бы Вы кратко перечислить иерархию своих жизненных ценностей?
- Никогда не задумывалась о том, чтобы точно их сформулировать. Наверное, пока и не стану. Не хочется упустить что-то важное.
- Что Православие вам дало, и чего Вы лишились став православной христианкой?
- Дало: ощущение правильности и неправильности того, что происходит в моей жизни.
А чего лишилась? Оправданий своим неблаговидным мыслям и поступкам.
- Как Вы оцениваете современное православное сообщество, какие видите его достоинства и недостатки?
- Смотря о ком речь. О тех, кто называет себя православными в анкетах или о тех, кто таковыми является.
Первым не хватает Бога.
К сожалению, о вторых следует говорить «сообщества», поскольку нет ощущения единства. И ещё очень мало инициативы. Люди, которые по идее с помощью Господа могли бы непрестанно совершать дела любви и милосердия ничего не делают, поскольку ждут, указаний что, когда и как сделать, а сами организовываться не хотят.
- Как Вы относитесь к людям, отрицающим Православие?
- Сочувствую и молюсь о них.
- Пытаетесь ли Вы заниматься миссионерской деятельностью и если да, то, как Вы это делаете?
- Специально - не часто. Обычно в беседах с друзьями и знакомыми. Когда речь заходит о вопросах морали, любви, искусства. Иначе говоря, когда тема разговора даёт возможность высказать христианскую точку зрения, не создавая у собеседников ощущения «давления на мозги». Не хочется получить обратный эффект. Стараюсь никогда не отмахиваться от людей зашедших в храм или находящихся рядом с ним, если они задают вопросы, на которые я могу дать ответ, или посоветовать с кем обсудить интересующую их тему.
Если говорить о заранее продуманных акциях, то в составе молодёжной общины своего прихода составляю и раздаю листовки во время праздников, привлекающих в храм множество «захожан». Например, на Крещение или на Пасху. При этом мы предлагаем желающим побеседовать о Боге, пока они все равно стоят в очередь за святой водой или ждут освящения куличей.