Вы здесь

Апологетические курсы

Заочные апологетические курсы

Общая информация

Апологетика — это искусство разумной защиты какой-либо точки зрения. Изначально христианским апологетам приходилось активно полемизировать с языческим миром. Основными целями они ставили: 1) разоблачение мифов активно распространяемых язычниками о христианстве; 2) раскрытие в диалоге с языческим миром истин православной веры. В наше время задачи, стоящие перед православными апологетами, не изменились.

Апологет защищает веру Христову, миссионер свидетельствует о ней. Апологетика тесно переплетается с миссионерской деятельностью, более того, одна без другой невозможна. Мировоззрение большинства наших сограждан может быть классифицировано как религиозный синкретизм. Его можно сравнить с лоскутным одеялом, скроенным из абсолютно несовместимых тканей. Например, вера в Личного Бога, Иисуса Христа, часто сочетается с увлечениями восточными философиями, исключающими существование Личного Бога. Формальное провозглашение доверия к Божьему Промыслу часто не гнушается обращениями к астрологам или верой в карму. Чтение Библии дополняется изучением Бхагавадгиты или так называемых «ведических» текстов и т. д.

Анализ вышеперечисленных проблем вызывает потребность в особой подготовке православных апологетов. Они должны быть знакомы с индуизмом и буддизмом, иметь представление об исламе и современной науке и ее природе, они должны свободно ориентироваться в мире современного сектантства и разбираться в оккультных системах. Не говоря уже о том, что православный апологет должен свободно ориентироваться в Священном Писании, знать богословие, историю христианства и уметь общаться с людьми настроенными негативно по отношению к христианству.

Объем знаний, требующийся для  православных апологетов, огромен, и в принципе, такой человек должен учиться всю жизнь. Но большая дорога начинается с первого шага. Таким шагом и могут стать Заочные апологетические курсы, созданные при Православном миссионерско-апологетическом центре «Ставрос».

Главная задача, которая ставится в рамках данных курсов, - это дать базовые знания для ведения апологетической и миссионерской деятельности среди сектантов и атеистов. Если вы не планируете как-либо работать с сектантами и атеистами, а хотите просто глубже изучить Православие, наши курсы вам вряд ли пригодятся.

Учащиеся курсов должны быть готовы к большой самостоятельной работе. Им даются ссылки на материалы (аудиозаписи лекций, электронные книги, статьи), которые будет необходимо изучить самостоятельно. Также в рамках курсов проводятся очные семинарские занятия (для учащихся из Санкт-Петербурга). Они подразумевают практическое закрепление изученного материала.

Курсы ориентированы на практическую деятельность учащихся, потому им будет предоставляться возможность участвовать в миссионерских и апологетических программах, которые организует Православный миссионерско-апологетический центр «Ставрос».

Никакой учебный курс не является совершенным, потому предлагаемый вашему вниманию, будет дополняться и развиваться по мере изучения и подготовки материалов как по уже существующим, так и по новым темам.

Структура курсов

Заочные апологетические курсы представляют из себя серию тематических блоков, предназначенных для самостоятельного изучения учащихся. Данные блоки включают в себя материалы как справочного, так учебно-апологетического и чисто апологетическо-миссионерского характера.

Справочный материал – это статьи и книги, из которых можно подчерпнуть сведения полезные для апологетического использования, но которые сами по себе не носят апологетического и миссионерского характера, более того, которые в большинстве случаев написаны людьми, не имеющими к православию никакого отношения. Такие материалы вводят человека в тему, полезную для практики общения с сектантами, дают ему информацию, которую он сможет в дальнейшем использовать в своей практической апологетической работе. В тематических блоках такие материалы помечаются как «Справочные материалы» (СМ).

Учебно-апологетические материалы (УАМ) – это статьи, книги, лекции, созданные с учебными целями, специально предназначенные для подготовки православных апологетов и миссионеров.

Апологетическо-миссионерские материалы (АММ) – это статьи, книги, лекции, не предназначенные для обучения православных апологетов и миссионеров, но в которых имеется информация, полезная для учащихся.

Каждый материал, используемый в курсах, справа помечается СМ, УАМ или АММ.

Под материалами выкладываются главные тезисы, на которые, по мнению создателей курсов, учащимся надо обратить внимание. Главные тезисы – это идеи принципиальные для практической апологетической работы с представителями данной секты.

Заочные апологетические курсы делятся на следующие блоки.

Подготовительный курс – предназначен для тех, кто имеет пробелы в светском и богословском образовании. Данный курс не является обязательным, учащийся сам определяет как целесообразность знакомства с ним, так и список изучаемых материалов.

Вводный курс – вводит в предмет, дает общее представление о принципах апологетической работы, ее методологии. Ознакомление с этим курсом обязательно для всех учащихся.

Атеизм – данный учебный блок предназначен для тех, кто планирует дискутировать с атеистами.

Эзотеризм – эзотерика, оккультизм – это названия для целого ряда учений, которые объединены рядом идей, но при этом не являются полностью тождественными друг другу. В рамках данного курса ставится задача дать общее представление об оккультизме на примере наиболее распространенных учений, а также разбираются ряд идей, которые наиболее активно популяризируются современными оккультистами.

Постпротестантизм и псевдохристианство – Свидетели Иеговы, адвентисты, пятидесятники, харизматы и т. д. В данном курсе будут рассмотрены основные принципы полемики с так называемыми «постпротестантскими сектами».

Неоязычество – учебный блок посвящен фальсификаторам истории, сочиняющим «древнее язычество».

Неоиндуизм – данный учебный блок посвящен сектам, которые паразитируют на индуизме. В рамках его дается как общая информация об индуизме, так и подборка материалов по конкретным, наиболее распространенным сектам.

Необуддизм – здесь вы найдете как материалы о традиционном буддизме, так и критические подборки материалов, посвященных некоторым популярным в России необуддийским сектам.

Китайские секты – секты, возникшие на почве традиционных для Китая религий.

Исламские секты – учебный блок посвящен сектам, возникающим на почве традиционного ислама.

Нетрадиционная медицина – рассматриваются принципы полемики с сектантами, объединяющимися вокруг тех или иных целительских практик.

Деструктивные тренинги - психология может помогать решать внутренние проблемы человека, но может выступать и в роли средства манипуляции им.

Церковь первых веков христианства - в данном учебном блоке делается попытка ответить на вопрос: кем были и во что верили первые христиане?

Псевдоправославие - о младостарчестве, ложных святых, печати антихриста, ересях которых нет и других методах совращения православных.

Практическая миссиология - в данном учебном блоке даётся базовая информация необходимая для практической миссионерской деятельности.

Кто может учиться

Учиться может любой совершеннолетний православный христианин или христианка, воцерковленные, не новоначальные, имеющие базовые знания по догматическому богословию, истории Церкви, хорошо ориентирующиеся в Священном Писании, и идеальный вариант – имеющие богословское образование. Необходимо получить благословение на обучение от окормляющего вас священника.

Процесс обучения

Процесс обучения на Заочных апологетических курсах, это, по сути, самообучение. Длительность обучения не ограничена. Мы предоставляем набор базовых блоков материалов по разным темам, из которых учащиеся могут почерпнуть необходимый минимум знаний для практической миссионерской и апологетической работы. При полностью самостоятельной учебе, учащийся сам выбирает интересный ему блок, или последовательно изучает предоставленные материалы. Если учащемуся необходима помощь преподавателей, он может обратиться к ним за консультацией через Интернет. Электронные адреса преподавателей размещены в конце каждого учебного блока. Для учащихся из Санкт-Петербурга раз в месяц организуются семинары, на которых предоставляется возможность лично пообщаться с преподавателями Заочных апологетических курсов.

Если вы решили учиться полностью самостоятельно, вам нет необходимости подавать заявку на обучение, если вы хотите получать консультации наших преподавателей, то вам необходимо зарегистрироваться написав о своем желании по адресу: [email protected] .

В заявке на регистрацию вы должны указать следующие сведения:

1. Ф. И. О. и год рождения.

2. Место проживания, ваш телефон, электронный адрес, если есть, адрес в скайпе и адреса аккаунтов в социальных сетях.

3. Образование светское и религиозное.

4. Состояли ли вы когда-либо в какой-нибудь секте?

5. Сколько лет вы регулярно исповедуетесь и причащаетесь?

6. Укажите фамилию, имя и место служения священника, благословившего вас учиться на наших курсах.

7. По каким причинам вы хотите учиться на Заочных апологетических курсах?

8. Какие учебные блоки вы хотите изучить?

Финансовый вопрос

Православный миссионерско-апологетический центр «Ставрос», при котором созданы Заочные апологетические курсы, не оплачивает время работы специалистов которое они тратят на консультирование учащихся. Все материалы, необходимые для самостоятельного обучения, находятся в открытом доступе, и с ними может абсолютно бесплатно ознакомиться любой желающий. Однако время, которое преподаватели тратят на консультирование учащихся, является их личным, свободным от основной работы временем. Оплачивать его или нет, это право и выбор учащихся, если вы захотите это сделать, попросите у преподавателя выслать вам номер его банковской карты, на которую вы сможете перевести ту сумму, которую сочтете необходимой. В свою очередь, наш центр, оставляет за преподавателями право самим решать, как им тратить свое свободное время.

***

Задания для учащихся

Каждый учащийся на курсах должен написать свидетельство:

Православие в моей жизни

Если вы состояли когда-либо в секте, то вам нужно написать следующее свидетельство:

Предупредите других. Свидетельство о пребывании в секте

Также, каждый учащийся на курсах должен принять участие в следующих опросах:

Современные вызовы против Христа и Его Церкви: опрос православных апологетов

Практическая миссиология: опрос православных миссионеров

Все эти задания выполняются в начале учебного процесса.

***

Подготовительный курс

Не обладая набором некоторых базовых знаний из области богословия, логики, религиоведения и т. д., будет сложно воспользоваться предлагаемой на наших курсах информацией. Учащимся предлагается самим оценить уровень своих знаний в предлагаемых темах и решить какие книги стоит, а какие нет изучать.

Пособие для поступающих в духовную семинарию

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви

Протоиерей Александр Шмеман. Исторический путь Православия

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие

Алымов В. Лекции по исторической литургике

Добыкин Д. Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета

Каравидопулос Иоаннис. Введение в Новый Завет

***

Гараджа В. И. Религиоведение

Ивин А. А. Искусство правильно мыслить

Екатерина Сигитова. Как правильно критиковать

Мамзин А. С. История и философия науки

Константин Асмолов. «Антиревизионизм» — Краткий курс источниковедения для «чайников»

Питанов В. Ю. Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной (СМ)

Преподаватель священник Николай Святченко [email protected]

***

Вводный курс

Данный курс дает общее представление о практической апологетике, ее предпосылках и методологии. Вне зависимости от того какой курс вы выбрали, с вводным должны ознакомиться все.

Православной сектоведение. Хрестоматия

Питанов В.Ю. Миссия и апологетика: теория и практика (УАМ)

Питанов В. Ю. Введение в сектоведение (УАМ)

Григорян А. Библия: искусство понимания и интерпретации (АММ)

Питанов В. Ю. Духовный опыт, как источник истины (АММ)

Питанов В. Ю. Сектоведение. Опыт практической деятельности  (УАМ)

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О прелести (АММ)

Преподаватель: Питанов Виталий [email protected]

 

***

Атеизм

Протопресвитер Александр Шмеман. «Можно ли верить, будучи цивилизованным?» (АММ)

Митрополит Сурожский Антоний. Диалог об атеизме и Последнем Суде (АММ)

Зеньковкий В. Апологетика (АММ)

Тростников В. Вера и разум (АММ)

Тростников В. Научна ли «научная картина мира»? (АММ)

Худиев С. Полемика с атеизмом (АММ)

Хазарзар Р. Скептический взгляд на сциентизм (СМ)

Протоиерей Александр Шимбалев. Наука, псевдонаука и религия: проблема веры и познания (АММ)

Питанов В. Ю. Христианство или атеизм, за и против (АММ)

Льюис К. С. Письма баламута (АММ)

Льюис К. С. Просто христианство (АММ)

Протоиерей Георгий Флоровский. Бессмертие души (АММ)

Протоиерей Георгий Флоровский. О границах Церкви (АММ)

Протоиерей Георгий Флоровский. Христианство и цивилизация (АММ)

Протоиерей Георгий Флоровский. Человеческая мудрость и Премудрость Божия (АММ)

Воскресенский О. Просто апологетика (АММ)

 

Главные тезисы

1. Нет научных способов доказать, что Бога нет.

2. Наука и религия не противоречат друг другу.

3. Наука не может заменить религию, а религия науку, у них разные механизмы получения знания, разные задачи и предпосылки к существованию. Не стоит учебник физики ставить на место Библии, а Библия не учебник по физике!

4. Не все в науке можно доказать, некоторые ее предпосылки признаются истинными, хотя и не имеют доказательств.

5. Сциентизм – это идеология, а не наука, атеизм основан на сциентизме.

6. Большинство атеистов очень плохо знают христианство, по сути, они воюют не с христианством, а с той карикатурой на христианство, что существует в их головах.

7. Большинство обвинений в адрес христиан (инквизиция, убийства ученых, христианство основано на слепой вере и т. д.) основано на мифах, к реальной истории христианства и его догматике, не имеющих никакого отношения.

8. Атеисты любят, копаясь в истории находить на христиан компромат, при этом их не волнует причины событий, что реально происходило, кто были те люди, с которыми это происходило, за одно преступление конкретного христианина, у них часто отвечают все христиане, при этом такую логику относительно себя, они отвергают, и не хотят отвечать за преступления других атеистов, которых было более чем достаточно.

9. Любое явление нужно оценивать по вершинам, а не по низинам. В истории, как атеизма, так и христианства, можно найти немало неприглядных фактов, оценивать нужно идеал, к которому призывают атеисты и христиане. Тогда возможна содержательная полемика, во всех иных случаях, оппоненты будут соревноваться в уровне своего бескультурья и невежества.

Преподаватель священник Николай Святченко [email protected]

***

Эзотеризм

Эзотеризм имеет ряд общих черт, но по сути, это набор различных учений. Магия является практической частью эзотеризма, хотя некоторые эзотерики отвергают ритуальную магию, заменяя ее на идею материальности мысли. При этом материальность мысли понимается ими чисто в магическом контексте. Прежде чем начинать беседовать с эзотериками, нужно хорошо разобраться в «Философии науки», а также знать историю и вероучение, как христианства, так и других традиционных религий.

Надежда Дьяченко. В чём суть эзотерики и что в ней плохого?

Фесенкова Л. Сциентизация эзотерики и псевдонаука (СМ)

Питанов В. Ю. Практика общения с оккультистами (УАМ)

Питанов В. Ю. Суд совести: агни-йога против христианства (АММ)

Питанов В. Ю. Эзотерика против Христа

Священник Димитрий Дружинин. Блуждание во тьме: основные положения псевдотеософии Елены Блаватской (АММ)

Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ  (АММ)

Питанов В. Ю. Все ли религии ведут к одному Богу (АММ)

Экстрасенсы: оккультисты, лжеучёные, психи и мошенники. Сборник

Фаликов Б. Современные размышления по поводу одной старинной подделки (СМ)

Леонов А. М. Материальна ли мысль? (АММ)

Главные тезисы

Оккультистам свойственно:

1. Искажать историю традиционных религий и их вероучение.

2. Заимствуя из традиционных религий термины, они наполняют их не свойственным для первоисточника смыслом.

3. Оккультисты любят везде, где могут, спекулировать на авторитете науки, при этом научную методологию исследования мира они отвергают.

4. Самокритика и, в целом, критическое мышление, оккультистам не свойственны.

5. Они не видят разницы между пророками Божьими и контактерами (в Библии аналог – прорицатели).

6. Оккультисты считают, что вера христиан слепая, т. е. христианство основано на некритичной вере в авторитет, а вот у них знание. Христианам при полемике нужно четко указать, что Православие основано на двухтысячелетнем опыте Богообщения, и далее, уже исходя из этого тезиса, беседовать о допустимом и недопустимом в духовной жизни, и о связи учения и духовной практики, т. е. противопоставляется духовный опыт православных против духовного опыта оккультистов.

7. Оккультистам свойственно некритично относиться к своим духовным авторитетам.

8. Оккультистам свойственна гордыня, себя они считают особыми людьми, людьми новой расы, духовно особо продвинутыми.

9. В оккультных учениях много логических противоречий.

10. Оккультизм крайне нетерпим ко всем традиционным религиям, при показной внешней толерантности.

11. Библию оккультисты не знают и используют ее как цитатник для подтверждения своих доктрин, при этом, ни о каком контексте цитат вообще не думают.

12. Оккультисты любят утверждать, что христиане исказили Библию, но никаких серьезных доказательств этому не приводят. Главное доказательство, Библия противоречит многим оккультным доктринам, а т. к. оккультизм априори истинен, значит, Библия искажена христианами.

13. Оккультисты любят бороться с другими оккультистами, о чем всегда можно им напомнить, когда они начнут говорить о расколах и борьбе с ересями в христианстве.

Преподаватель: Питанов Виталий – [email protected]

***

Постпротестантизм и псевдохристианство

Вводный курс

Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. Наследие Христа (УАМ)

Протоиерей Вячеслав Рубский. Протестантизм – Православие. Штрихи полемики (УАМ)

Протоиерей Вячеслав Рубский. Теоретические основы и методология полемики с протестантизмом (УАМ)

Григорян А. Апологетический курс по неопротестантизму: Радикальная Реформация, баптизм, адвентизм, свидетели Иеговы и пятидесятники (УАМ)

Гиллквист П. Возвращение домой. От протестантизма к Православию ((АММ)

Постпротестантизм

Баптизм

Матаков К. Православие и баптизм (АММ)

Матаков К. Инструкция по общению с баптистами (УАМ)

Священник Сергей Кобзарь. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом (УАМ)

Пятидесятничество (христиане веры евангельской)

Матаков К. Православие и пятидесятничество (УАМ)

Матаков К. Инструкция по общению с пятидесятниками (УАМ)

Неопятидесятничество (харизматы)

Селивановский В.В. Позитивное мышление. Симпатическая магия и христианство (АММ)

Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение? Сборник (АММ)

Боумэн Р.М. Движение веры: искушение здоровьем и преуспеванием (АММ)

Селивановский В.В. Харизматическая ересь (АММ)

Адвентизм

Матаков К. Православие и адвентизм (АММ)

Матаков К. Удивительные метаморфозы адвентизма (АММ)

Матаков К. Инструкция по общению с адвентистами (УАМ)

Мартин У. Загадка адвентизма седьмого дня (АММ)

 

Главные тезисы

  1. Только Писание является источником вероучения.
  2. Спасение только по благодати Божьей, безотносительно добрых дел.
  3. Понимание благодати лишь как милостивого отношения Бога к человеку.
  4. Отрицание таинств, материальных святынь и святых.
  5. Поклонение и почитание принадлежит только Богу.
  6. Церковь невидима и состоит из верных христиан, находящихся в разных конфессиях.

 

Псевдохристианство

 

Свидетели Иеговы

Григорян А. История и учение организации Свидетелей Иеговы (УАМ)

Григорян А, Даниил Багдасаров. Православная полемика со свидетелями Иеговы. Сборник (УАМ)

Протоиерей Олег Стеняев. Блуждания вне церкви и их преодоления (УАМ).

Роудс Р. Рассуждая со Cвидетелями Иеговы при помощи Писания (АММ)

Главные тезисы

 

1. Отвержение Св. Троицы и Богочеловечества Иисуса Христа.

2. Считают свою группу наиболее чистой формой христианства.

3. Учат о периоде всеобщего отступничества, которое началось после смерти апостолов и написания последней книги Библии, и было восстановлено с появлением самой группы.

4. Плохо знают историю христианства и Церкви, искажая факты.

5. Слабо знакомы с научной библеистикой.

6. Стоят на позициях библейского фундаментализма.

7. Считают единственным источником вероучения только Св. Писание.

8. Называют неканонические книги Св. Писания апокрифами.

9. Ожидают скорый конец света.

10. Используют собственный перевод Библии, содержащий множество отступлений от оригинала.

11. Убеждены в том, что спасение возможно только в их группе.

12. Имеют признаки гуруизма.

13. Крайне критично относятся к Православию, осуждая Церковь во всевозможных грехах.

Преподаватель: Григорян Артем - [email protected]

 

***

Неоязычество

В данном разделе, в первую очередь мы будем говорить о русском, славянском неоязычестве, как самом распространенном в России. Тем не менее, общие методики и принципы работы могут быть применимы и для борьбы с иными направлениями неоязычества, тюркским, финно-угорским или любым другим. При подготовке к беседам с неоязычниками полезно ознакомиться с разделом по Атеизму, так как при критике Православия, неоязычники часто используют аргументы атеистов.

Неоязычество – новое религиозное движение, ставящее себе цель возродить утраченные языческие верования того или иного народа.

Краткая история неоязычества

Впервые неоязычество появилось на Западе в первой половине XX века как ответ на растущую урбанизацию, стирание национальных граней и утрату традиционной культуры и ценностей. Во многом это было подготовлено мифом «о благородном дикаре» и разочарованием в христианстве. В итоге, уже к 70-м годам сформировались устойчивые движения Асатру, скандинавское неоязычество, Викка, кельтское неоязычество, и другие. Однако бурного роста их участников не наблюдается, никакой новой национальной религией или идеологией они стать не смогли, остановившись на уровне субкультур.

В СССР интерес к язычеству возник позже и первое время не выходил за пределы узких диссидентских, антисоветских кружков. Первая собственно неоязыческая организация, «Союз волхвов», появляется лишь в 1986 году, во времена Перестройки, когда все прежние идеологические и духовные ориентиры были сбиты и многие судорожно искали новые. Сказалось на этом и возрастающее влияние Запада, откуда, в частности, пришли к нам «Велесова книга», популярнейшая у неоязычников фальшивка, или РУН-вiра, неоязыческая организация украинских эмигрантов со штаб-квартирой в США.

С развитием интернета неоязычество активно стало рекламировать себя в социальных сетях. Появилось огромное количество видеороликов и групп по интересам. И хотя численность «практикующих» неоязычников (участвующих в праздниках и обрядах) по-прежнему мала, их отдельные идеи и мифы становятся все более и более популярными среди самых разных слоев населения, не исключая даже православных христиан.

В чем опасность неоязычества?

Если кратко, то в светском смысле опасность заключается в фальсификации истории и профанации традиционной русской культуре, что приводит к разрушению русской самоидентификации, без которой не может существовать ни русский народ, ни Россия.

В духовном смысле опасность заключается в том, что человек заменяет Бога и Истину своими собственными фантазиями и страстями.

Как противостоять неоязычеству?

Быть откровенным – неоязычество действительно отвечает многим запросам современного общества. Да, ответы эти поверхностны и фальшивы, но они есть, а значит для противодействия неоязычеству необходимо иметь свои ответы, истинные. Одной лишь критикой неоязычества здесь обойтись не получится.

Если неоязычники ищут традиций, покажите их. Если они ищут фольклор – дайте его. И объем знаний для этого потребуется немалый, т. к. «сколько неоязычников, столько и неоязычеств», у каждого свои запросы, фантазии и желания, выстроить единый, 100%-работающий алгоритм невозможно.

Какие знания вам потребуются?

1. О православии

Ни одно течение неоязычества не обходится без критики православия и Церкви, имея при этом ложные о них представления. Используются все атеистические штампы.

2. О язычестве

Поскольку о реальном славянском язычестве почти не осталось никаких сведений, неоязычники выдумывают его заново на свой вкус и лад, таким образом, каким им больше нравится.

3. Об истории России

Неоязычество сильно идеализирует дохристианскую, языческую Русь, а всю последующую историю считает временем деградации и упадка былого величия. Крещение Руси при этом является краеугольным камнем всех исторических построений неоязычников, которому посвящено наибольшее число фальсификаций.

4. О традиционной культуре

Неоязычество широко использует советскую пропагандистскую доктрину о языческом характере традиционной русской культуры.

5. О современной науке

Многие (но не все) течения неоязычества активно работают с псевдо- и антинаучными теориями из самых разных областей.

6. О споре

Софистика, подлоги и уловки в споре их вечные спутники.

Чем глубже у вас знания в этих областях, тем выше вероятность успешного противодействия неоязыческой пропаганде и фальсификациям.

Пять важных советов по общению с неоязычниками

1. Всегда четко формулируйте тему обсуждения и придерживайтесь ее, иначе неоязычник быстро сведет любой разговор к «толстым попам на мерседесах»;

2. Заранее договаривайтесь о терминологии, неоязычникам свойственно вкладывать в обиходные слова новый, только им понятный смысл.

3. Для неоязычника есть лишь один непререкаемый авторитет – это он сам, так что наиболее действенно указывать на противоречия в его собственных словах и поступках, а не приводить в пример других, от которых он с легкостью отречется.

4. Если общение зашло в тупик – прерывайте его, неоязычник все равно не сдастся и не признает свою неправоту в открытую, хотя в глубине души ваши аргументы вполне могут задеть его за живое, и привести к пересмотру своих взглядов в будущем.

5. И помните, по вам будут судить обо всей Церкви, так что держите себя в рамках приличия в любой ситуации.

В остальном необходим личный опыт общения с неоязычниками, на основе которого вы сможете выработать свой собственный подход к проблеме. Без этого материалы данного курса окажутся бесполезными.

Константин Асмолов. Антиревизионизм (СМ)

Ловмянский Г. Религия славян и ее упадок (СМ)

Петрухин В. Я. Крещение Руси - от язычества к христианству (СМ)

Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа (СМ)

Кавыкин О.И. «Родноверы» Самоидентификация неоязычников в современной России (СМ)

Неоязычество на просторах Евразии, сборник (СМ)

Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов (СМ)

Лисков И. Мифы современного неоязычества (АММ)

Петров К. Неоязычники. Ставим точки над i (АММ)

Бабенко Ф. В. Классификация неоязыческих мифов (АММ)

Бабенко Ф. В. Крещение Руси. Вопросы и ответы (АММ)

Неоязыческие мифы о христианстве. Анализ основных антихристианских положений вероучений неоязыческих групп (АММ)

Питанов В. Ю. Что думают ученые о «Велесовой книге» (СМ)

Бабенко Ф. Миссия и неоязычество. Пять бесед о православии

Главные тезисы

1. Славянское неоязычество, родноверие - НРД, ставящее себе цель возродить дохристианскую веру славян.

2. О реальном славянском язычестве свидетельств почти не осталось, каким оно было в действительности никто не знает.

3. Единого учения у неоязычников нет, каждый "возрождает" язычество таким, каким хочет его видеть сам (атеизм, монотеизм, политеизм, пантеизм, полидоксия, шаманизм и т.п.).

4. Нет единства и среди НЯ-организаций, которые то объединяются, то распадаются из-за многочисленных обид и противоречий.

5. Непререкаемых авторитетов, учителей и гуру нет, т.к. главный источник истины для неоязычника его собственное мнение и эмоции.

6. Большинство неоязычников - "одиночки", они не состоят ни в каких общинах и практически не участвуют в обрядах и праздниках.

7. Часто постулируется недоверие к академической "продажной и лживой" науке, которой противопоставляют псевдонаучные построения и фальсификации.

8. Представления о дохристианских временах чрезмерно идеализированные. Всё лучшее, что могло быть, было именно тогда.

9. Вся последующая история это история упадка и деградации, которая стала следствием принятия христианства.

10. Знания о православии скудны, ошибочны и противоречивы, это набор антиклерикальных штампов советских воинствующих безбожников и западных "новых атеистов".

11. В среде НЯ велики неонацистские, ксенофобские, антигосударственные и даже антирусские настроения.

Преподаватель: Бабенко Федор. [email protected]

 

***

Неоиндуизм

Вводный курс в индуизм

Перед дискуссией, с представителями сект, спекулирующими на своей «принадлежности» к какой-либо традиционной религии, необходимо ознакомиться с той традиционной религией, к которой причисляют себя сектанты. Данный учебный блок в свою очередь подразделяется на несколько тематических подблоков.

Введение

Питанов В.Ю. Неоиндуизм и псевдовосточные секты. Сборник статей

Питанов В. Ю. Древние арии и религия Вед (УАМ)

Питанов В. Ю. Учения о карме и реинкарнации: история, содержание, критика (УАМ)

Ивик О. Человеческие жертвоприношения в индуизме (СМ)

С. Чаттерджи и Д. Датта. Введение и индийскую философию (СМ)

Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии (СМ)

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация (СМ)

Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы (СМ)

Дандекар Р. М. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология (СМ)

Мирча Э. История веры и религиозных идей (том 1 - главы 8 и 9; том 2 – главы 17 и 24) (СМ)

Йога

Йога: факты, свидетельства, исследования. Сборник статей

Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие (СМ)

Питанов В. Ю. Тождественен ли смысл понятий «религия» и «йога»? (АММ)

Питанов В. Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости (АММ)

Кришнаиты

Андрей Колобов. Трудности в построении беседы с кришнаитами

Мифы и правда о кришнаизме

Питанов В. Ю. Кришнаизм: история, учение, критический анализ (УАМ)

Питанов В. Ю., Колобов А. Учебный диспут с бывшим кришнаитом (УАМ)

Колобов А. Бывший кришнаит о кришнаизме (УАМ)

Колобов А. Кришнаизм как он есть (УАМ)

Главные тезисы

1. Индуизм – это собирательное название огромного количества религиозных учений и сект, существующих в Индии, при этом очень часто они противоречат друг другу.

2. Религия в Индии развивалась, то во что верили древние арии, в настоящий момент не актуально.

3. Веды – это то, на что все, кому не лень ссылаются, но что почти никто не читает и не знает.

4. Часто за «ведическую литературу» в сектах выдают книги, не имеющие к Ведам никакого отношение, например, Бхагаватгита – это часть Махабхараты, это не Веды. Потому, надо проверять все утверждения неоиндуистских гуру.

5. То, что называют «ведической культурой», часто оказывается в лучшем случае отголосками средневекового индуизма.

6. Большинство последователей неоиндуистских гуру имеют смутное представление о традиционном индуизме, в целом их отличает дикое невежество, относительно традиционного индуизма.

7. В неоиндуистских сектах поощряется слепая вера в гуру, при этом критическое отношение к нему отвергается.

8. Одним из лучших способов борьбы с неоиндуискими сектами, является популяризация реального индуизма.

9. Неоиндуисты очень поверхностны, в беседе с ними нужно стараться их подталкивать к размышлению над теми идеями, что они проповедуют.

10. Христианства неоиндуисты не знают, лидеры сект в головы своих адептов закладывают представления о христианстве, далекие от реальности. Они относятся к христианам, как к людям недалеким, не доросшим до уровня «откровения» дающегося в секте.

11. Библию неоиндуисты не читают и не знают, она для них не авторитет.

Преподаватель Колобов Андрей: [email protected]

***

Далее, последуют подборки материалов по темам, по которым мы пока не готовы предоставить вам специалистов для консультаций и которые пока находятся в стадии разработки. Если у вас будут вопросы по данным темам, пишите [email protected] Мы не гарантируем что сможем дать по этим темам на любой вопрос ответ. Однако попытаемся сделать все, что в наших силах.

***

Секты на почве буддизма

Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций (СМ)

Джоши Л.М. У истоков упадка буддизма в Индии (СМ)

Халверзон Д. Буддизм (УАМ)

Питанов В. Ю. Христианин, практикующий буддизм: возможно ли это? (АММ)

***

Китайские секты

Протоиерей Дионисий Поздняев. Православное сознание и китайский мир: от конфликта к диалогу (АММ)

Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания (СМ)

Кедл К. Даосизм (УАМ)

Питанов В. Ю. Даосизм: от теософских мифов к реальности (АММ)

Льюнг Т. Конфуцианство (УАМ)

Книга о проблеме культа Фалуньгун (Китайская Ассоциация по изучению культов) (СМ)

Данфельд А.  Тайны российской китайской медицины (АММ)

Маслов А.А. Ушу (СМ)

***

Исламские секты

Хрестоматия по исламу (СМ)

Абд аль-Малик ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада (СМ)

Коран (Перевод смыслов И. Ю. Крачковского) (СМ)

Грин С. Как и почему был стандартизован Коран (СМ)

Нафал Ф. Русскоязычные переводы Корана: их достоинства и недостатки по сравнению с арабским первоисточником (СМ)

Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818) / Н. А. Иванов. — Наука, 1967. (СМ)

Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в. — М.: Наука, 1999. (СМ)

Халверзон Д. Ислам (УАМ)

Христиане и мусульмане: проблемы диалога (Хрестоматия)

Архиепископ Владимир (Иким). «…а друзей искать на Востоке». Православие и Ислам: противостояние или содружество?

***

Нетрадиционная медицина

Первые две книги предназначены для прочтения только врачам. Православным апологетам и миссионерам, не имеющим специального медицинского образования, рекомендуем при ведении бесед, опираться на религиозную оценку «нетрадиционного метода лечения», православные врачи могут использовать при беседах как религиозные, так и научные критерии оценки «нетрадиционной медицины».

Профессор Власов В. В. Доказательная медицина (сборник материалов)

Гринхальх Т. Основы доказательной медицины

Священник Валентин Жохов. Здоровье и болезнь: православное понимание (АММ)

Епископ Константин (Горянов). Медицина в Библии (АММ)

Псевдоцелительство и психотренинги: оценки юристов, богословов, опыт противостояния (АММ)

Бен Голдакр. Обман в науке (СМ)

Данфельд А. Иглотерапия и клизмотерапевты (СМ)

Питанов В. Ю. Аура: факты против мифов (СМ)

Питанов В. Ю. Аюрведа без рекламы (АММ)

Питанов В. Ю. Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? (АММ)

Данфельд А.  Тайны российской китайской медицины (АММ)

Питанов В. Ю. Может ли христианин заниматься рэйки (АММ)

Питанов В. Ю. Коновалов С. С.: от медицины к оккультизму (АММ)

Питанов В. Ю. Как защититься от сглаза, порчи и избавиться от оккультной зависимости (АММ)

Смит Д. Советы начинающему экстрасенсу (СМ)

1. Нетрадиционные методы лечения паразитируют на ограниченности современной научной медицины, на мифах о «чудодейственности» традиционных восточных методов лечения, а также на невежественности относительно природы и последствий, так называемых экстрасенсорно-магических практик лечения.

2. Оценивать предлагаемые целительские практики можно с двух сторон, прежде всего со стороны научной медицины, а также со стороны православного духовного опыта, если в целительских практиках присутствует отсылка к духовности, в любой форме.

3. Чтобы целительскому методу дать оценку с научной позиции, нужно иметь представление о том, что из себя представляет доказательная медицина, каковы предпосылки к ее существованию, какие она предъявляет требования к методологиям лечения. Также полезно знать, что такое наука, для этого можно порекомендовать прочитать любой учебник по «Философии науки», не вредным будет обновить свои знания в биологии, опять же учебных пособий по данной теме в Интернете более чем достаточно.

4. Если речь идет о «духовных целительских практиках», то следует учесть, что Православие – это, прежде всего, двухтысячелетний опыт практического Богообщения, во время которого выработался опыт различения общения с Богом, от общения с духами демонического мира. Опираясь на этот опыт можно дать оценку тем силам что «лечат» через экстрасенса, мага, колдуна, ведуна и т. д.

5. При оценке методов с позиции доказательной медицины, нужно иметь в виду, что она базируется на достижениях современных естественных наук, врач должен иметь соответствующее образование и юридическое подтверждение права работать по профессии. Если целитель дает явно мистическое описание методам своего лечения, которое никак не подтверждается доказательной медициной, и его понимание природы человека лежит далеко от современной естественнонаучной картины мира, то, с позиции современной научной медицины вы столкнулись с шарлатаном.

6. Нужно учесть, что профессиональный врач несет юридическую ответственность перед пациентом, какую юридическую ответственность несет целитель, к которому вы обратились? Где фиксируются его методики лечения и последствия этих методик.

7. Если речь идет о «духовных целительских практиках», то нужно обратить внимание на «догматику» и «духовную практику» целителя. Не все что с Неба от Бога! Вероучение отражает видение человеком мироустройства, его представление о Боге, природе потустороннего мира, природе человеке, допустимом и разрешенном в духовной и обычной жизни. Из «догматики» вытекает «духовная практика», практика всегда отражает мировоззрение человека, является гармоничной его частью.

В истории Церкви известны православные святые, которые исцеляли людей. Вот далеко не полный их список: святой апостол Лука, святой мученик и целитель Пантелеимон, святой мученик Диомид, преподобный Ипатий Целебник, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, святой мученик Орест врач, священномученик Зотик Сиропитатель,  бессребренники мученики Кир и Иоанн, святой мученик Трифон, мученик Фалалей Эгейский, преподобный Павел Коринфский, суздальский чудотворец преподобный архимандрит Евфимий, преподобный Агапит Печерский, святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).

В интернете не сложно найти жизнеописания этих православных святых, а далее сравнить их с современными «нетрадиционными целителями». Никто из них не учился ни на каких целительских курсах, не развивал ясновидение, не лечил по ауре, не занимался акупунктурой или тибетской медициной, не стремился лечить с помощью йоги, не обучался через контакт с потусторонними силами во сне или через слышание голосов, никто из них не стремился получить от Бога дар целительства, ни один не превращал целительство в бизнес,  ни один не пытался манипулировать какими-либо мистическими энергиями (прана, ци, психическая энергия и т. д.), никто из них не лечил заговорами, медитациями и т.д., ни один не был магом и эзотериком, никто из них не считал, что можно действовать без благословения Церкви и что священники отвергающие магию и эоккультизм во всех формах, не доросли до понимания их «глубоких» эзотерических глубин, все они были по своему мировоззрению православными христианами! Сравнив современных «нетрадиционных целителей» с православными святыми, по молитве которых к Богу исцелялись люди, мы видим совершенно разное мировоззрение, разную духовную практику и как следствие разные плоды. У православных святых, как и у Христа, исцеление привязано к духовному Преображению человека. На практике «нетрадиционного целительства», если и есть преображение, то оно ведет скорее к деградации, сами «целители» тоже не отличаются высокими нравственными стандартами. То, что для «нетрадиционных целителей» легитимная духовная практика, для православных святых прелесть и бесообщение.

8. Еще хорошим методом отличения православных христиан от «нетрадиционных целителей» и их язычников клиентов, является их отношение к болезни.

Православные христиане считают болезнь посещением Бога, болезнь – это один из методов, которыми Бог помогает христианам исцелиться от греха, потому болезнь не есть зло в абсолютном значении, если христианин заболел, он идет к врачу за физическим исцелением, но, если болезнь не удается излечить, значит, для христианина лучше болеть, такова воля Божья о нем. Чтобы через малое страдание в этой жизни, избавиться от больше в будущей. Подобное отношение к болезни, «нетрадиционным целителям», как и их пациентам, не свойственно.

9. Таинство Елеосвящения (Соборование), не является магическим актом. В этом Таинстве Господь может подать исцеление, но этого может и не произойти. Бог дает человеку то, что ему полезно для духовного исцеления. Если физическое исцеление, не будет способствовать духовному здоровью, оно не произойдет.

***

Деструктивные тренинги

Александр Невеев. Что делает психологию наукой?

Александр Невеев. Как создать тренинг?

Александр Невеев. Тренеры, которые играют в игры

Александр Невеев. Опасный тренинг

Александр Невеев. Признаки деструктивного тренинга

Двенадцать правил или как не попасть на "плохой" тренинг?

Александр Невеев. Личностный рост

Михаил. Хасьминский. Тренинг гордости, или к чему приводит «личностный рост» без покаяния

Психология тренингов личностного роста. Сборник

***

Церковь первых веков христианства

Гиллквист П. Возвращение домой. От протестантизма к Православию

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви

Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории

Писания мужей апостольских

Реверсов И. Апологеты. Защитники Христианства

Федченков С.А. Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность

Алымов В. Лекции по исторической литургике

Поснов М. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним

 

***

Псевдоправославие

Алла Добросоцких. Чистота Православия или ревность не по разуму? (Сборник)

Протоиерей Александр Новопашин. Как распознать «православную» секту?

Алексей Беглов. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР

Был ли оправдан компромисс митрополита Сергия с советской властью? Интервью с иереем Александром Мазыриным

Игумен Пётр (Мещеринов). Духовничество: ошибочное восприятие

Владимир Лычев. 5 вопросов себе: как не стать раскольником

Вильям Шмидт. Патриарх Никон: Наследие

Наталья Михайлова. Исторические очерки о старообрядчестве

Александр Стрижев. Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

Мелетий, Митрополит Никопольский. Печать антихриста в Православном Предании

Царь Иван Грозный и современное сектантство (сборник)

Священник Святослав Шевченко. Открытая исповедь экс-борца с ИНН

Протоиерей Петр Андриевский. О «ереси» экуменизма

Алла Добросоцких. Соблазн "особого служения", или как навязывают почитание псевдоиконы "Воскрешающая Русь"

Игорь Курляндский. Сталин, власть, религия

Священник Николай Савченко. О сказочном визите Сталина к св. Матроне Московской

Основывал ли Сталин РПЦ?

Игумен Игнатий (Душеин). История уральского «ангела»

***

Практическая миссиология

Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св.Григория Паламы

Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души

Святитель Иннокентий (Вениаминов). Наставление Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу

Организация и ведение миссионерской деятельности. Методические указания

Практическое руководство по приходскому консультированию. Учебно-методическое пособие

Протоиерей Георгий Иоффе. Практическая миссиология

Рекомендации по общению со СМИ православным миссионерам

Диакон Георгий Максимов. Святоотеческое понимание миссии

Священник Даниил Сысоев. Инструкция для ловца человеков

Диакон Георгий Максимов. Об одном неудачном миссионере

Священник Сергий Тимошенков. Организация молодежной миссионерской группы или братства (советы бывалого братчика)

Архимандрит Спиридон (Кисляков). Общение с буддийскими монахами (из воспоминаний православного миссионера)

Наталья Адаменко. Миссия или контрмиссия?

Протоиерей Игорь Рябко. О чем говорить с нецерковной молодежью

Священник Святослав Шевченко. Миссия сегодня: дух творит себе форму

Игумен Петр (Мещеринов). О повседневном миссионерстве

Священник Александр Пермяков. НеЭффективная миссия

Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие

Беседы митрополита Антония Сурожского

Священник Даниил Сысоев. Пять огласительных бесед

Алексей Осипов. Что такое Православие?

Отец Арсений

Священник Александр Усатов. Оглашение на современном этапе

Михаил Дунаев. Православие и русская литература (для тех, кто будет использовать русскую классическую литературу в практике своего миссионерского служения)

***

Возможно секты, которая вас интересует, нет в списке, тогда поищите материалы об этой секте на нашем сайте в разделе «Сектоведение». Разбор многих тем по полемике с атеистами вы можете найти в разделе Апологетика. Если вы там не нашли для себя ничего интересного, пишите [email protected] По этому же адресу, отправляйте свои отзывы, пожелания, рекомендации о нашем курсе, а также информацию о любых конфликтных ситуациях с нашими преподавателями.

Опубликовано 26 июля, 2012 - 16:11

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653