Вы здесь

Африканское «пробуждение»

Уже несколько десятков лет евангелисты мирового масштаба, такие как Рейнхард Боннке, сообщают о невероятном интересе африканцев к Христу, к Евангелию. Миллионы людей были обращены на собраниях таких проповедников. В некоторых странах Африки, христиане составляют большинство населения. Но проходят десятилетия, а африканский континент остается заповедником насилия, разврата, нищеты, коррупции. Конечно, есть и перемены. Например, самые богатые пасторы в мире — из Африки, из богатой нефтью, но с очень бедным населением страны, Нигерии. Неудивительно, что один из самых состоятельных украинских пасторов — Сандей Аделаджа родом из Нигерии.

Так быть не должно. Если люди всерьез обращаются ко Христу, их жизнь меняется. Я понимаю, что из нищеты трудно выбраться за короткое время. Да и бедность не порок. Но одно дело быть бедным, а другое — жить в грязи и развозить вокруг все больше грязи и нечистот. Дело здесь не в недостатке денег. Всякий раз, когда я слышу о том, что грязь на улицах — это результат бедности, я припоминаю красочную картину, увиденную в Саратове. Из подъезда новой многоэтажки выходила элегантная молодая женщина. С некоторой брезгливостью она держала в руке мусорный пакет. “Наверное, направится к мусорному баку”, — подумал я и тут же увидел, как она швырнула пакет с мусором на газон. Мусор, в изобилии валявшийся на тротуарах и газонах, подсказывал, что она была не единственная в своем роде. Бедность? Нет. Все то же, о чем говорил профессор Преображенский: “Разруха в головах, а не в сортирах”.

Вера во Христа, если только она передана правильно, и принята всем сердцем, меняет в том числе отношение человека к труду, к гигиене, к уважению к другим. В Африке это трудно заметить. Как же совместить эпидемию СПИДа и массовое обращение африканцев ко Христу? Безотцовщину при живых отцах? Легкие супружеские измены африканских мужей-христиан?

Недавняя статья африканского пастора (не из Нигерии) Конрада Мбеве помогает понять суть происходящего там. Называется она “Почему в Африке процветает харизматическое движение?” Пастор Мбеве объясняет феномен африканского “пробуждения” следующим образом.

Харизматическое движение вобрало в себя языческие африканские верования, окунув в несколько библейских отрывков и снабдив христианской терминологией, которая изначально обозначала нечто совершенно иное. Согласно вере африканцев мир состоит из 4 уровней. На самом верхнем — Бог. Далее — ангелы и бесы. На третьем находятся духи предков. И наконец, на четвертом, низшем, живут люди. Для африканцев не проблема верить в Бога. Это у них само собой разумеется. Но это мало что меняет в повседневной жизни, потому что до Бога высоко, между Ним и людьми находится множество препятствий в виде духов предков и бесов. Обычный человек не в состоянии преодолеть эти препятствия, поэтому он обращается за помощью к специалистам — шаманам и знахарям.

“Итак, человек, измученный неизлечимой болезнью, — пишет пастор Мбеве, — отчаявшийся найти работу или спутника жизни или не имеющий детей, человек, чье дело убыточно, и т.п., просто обращается к шаману, у которого одного есть ключ, открывающий дверцу в мир духов. Он и способен определить, кто является источником расстройства – дух умершего предка или злой дух… С помощью могучего шамана можно войти в миры духов и там перехитрить врага. И тогда Божьи благословения снова польются, как и рога изобилия”. Понятно, что все это делается не по доброте душевной. За это нужно платить.

Харизматические проповедники не стали бороться с языческими суевериями, поскольку путь это трудный и представляет собой настоящую духовную борьбу в отличие от громкого ора. Так что они решили занять позиции шаманов, заявляя, что от самого Бога Христа получили способность помогать людям преодолевать козни духов зла. Главное — прийти к правильному “помазаннику”, который сможет эффективно “наколдовать” т.е. помолиться о благословении. Вокруг таких “помазанников” множество народу, жаждущего… нет, не услышать благую весть, не узнать Христа получше, а, чтобы “человек Божий” помолился о них.

Пастор Мбеве подмечает, что “человеки Божии” обычно выдают один из двух ответов: “либо «освобождение», либо «прорыв». Бог желает вас благословить, но прежде, чем эти благословения достигнут вас, нужно совершить прорыв через эти два плотных слоя духовного мира. Молитвы «человека Божьего» принесут вам освобождение, потому что на горе, на всенощном молитвенном собрании он совершит прорыв”. Эти два слова — прорыв и освобождение — стали ключевыми в африканском христианстве.

Этим объясняются горячие африканские молитвы. Впрочем, не менее горячие и шаманские заклинания: прорваться сквозь плотный слой духов не так просто. Не только голос можно потерять выкрикивая заклинания, но впасть в транс. “В такой практике видна лишь традиционная африканская религия, на которую тоненьким слоем нанесена легкая глазурь христианства”, — делает вывод пастор Мбеве.

Теперь ясно, почему массовые обращения миллионов африканцев не меняют ничего ни в тотальной нищете, ни в низком уровне морали, ни в бесконечных войнах и родо-племенных конфликтах, ни в беспредельной коррупции. Потому что, если приблизиться к Богу можно только с помощью знахарей или христианских шаманов, совершающих “прорыв” и “освобождение”, то какое к этому имеют отношение заповеди “не кради”, “не прелюбодействуй”, “не убий”? И африканской козе понятно, что это не главное. Главное — молитва “человека Божьего”, которые прорвется в небеса и притащит их на землю, чтобы оттуда полились благословения: здоровье, деньги, успех, новая жена…

“Благословения” в основном льются на “помазанников”, которые становятся богатейшими людьми в округе. Впрочем, нигерийские пасторы — богатейшие в мире.

“Послушайте! — завершает свое обращение пастор Мбеве. — Ангелы и бесы действительно существуют. Но они не представляют собой непреодолимый духовный слой, который во что бы то ни стало нужно обкурить благовониями, чтобы его преодолеть и достичь Божьего благословения. Это просто существа, исполняющие либо волю Бога, либо волю дьявола. Они не становятся препятствием между Богом и нами! Наконец, чтобы получить от Бога благословения, нам не нужны особые «Божьи человеки», которые бы возлагали на нас руки каждое воскресенье (или в пятницу на ночных молитвенных собраниях, или на вершинах холмов, или на окраинах городов). Между Богом и человеком есть один посредник – человек Иисус Христос. Все остальные – самозванцы, заслуживающие полного отвержения”.

Источник

Опубликовано 15 января, 2014 - 23:06
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653