Вы здесьАлександр Андрущенко. Разбираем «церковный троллинг» по косточкам«Тро́ллинг – это вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения для нагнетания конфликтов. Используется как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности либо эпатаже, так и в процессе анонимного взаимодействия пользователей, осуществляемого без возможности идентификации с реальным субъектом виртуальной коммуникации» (Википедия). «Тролли» есть во всех сферах жизни, в которых хоть как-то может присутствовать конфликт или противоречие. К сожалению, церковная сфера — не исключение. Классификация «троллей», специализирующихся на теме «Церковь и общество»: «Тролли-подстрекатели» «Тролль» данного вида берет какую-то «жаренную» церковную тему (конфликт, оплошность, ошибку или заблуждение) и запускает в интернет «едкий» комментарий, что-то наподобие: «Как же так?», «Что же это такое?», «Да как так можно?». Естественно, настроение «недоумения» и «праведного гнева» передается другим пользователям. Собирается аудитория недовольных, и под постом начинается «возня» – дискуссии, споры, конфликты, «переход на личности», оскорбления и словесное бичевание. Но сам «тролль-подстрекатель» в этом уже не участвует. Он со стороны наблюдает за процессом, получая удовольствие, и самоутверждаясь за счет «несовершенства» людей. «Тролли-копатели» Первая стадия их пакостей — та же, что и у «троллей-подстрекателей». Только эти индивидуумы активно участвуют в развитии дискуссии, возникшей в результате посеянной ими смуты. Они много пишут, оппонируют, уличают, «подлавливают», подстрекают, могут даже выставить в «неприглядном свете» того, кто явно дает им отпор. Эти «тролли» не действуют в одиночку, а, как правило, в команде. Их соратники постоянно вмешиваются в дискуссию, помогая «основному троллю» выдержать линию. Если вдруг «основной тролль» публично «покается» и сойдет с дистанции — не расслабляйтесь. Его дело продолжают другие члены команды. И, не исключена возможность, он еще вернется – позже или уже в другом посте. Опасность этого вида «троллей» в том, что в момент, когда страсти особенно накалятся, а люди почти рассорятся, они могут вдруг удались запущенные вначале ленты, комментарии, которые, собственно, и посеяли смуту. Таким образом, они «убивают» двух зайцев: 1. Остаются чистыми для истории. 2. Оставляют «в дураках» людей, поддавшихся искушению комментить проблемный пост. «Тролли-макатели» (от слова «макать») Действие этих «троллей» всегда точечное. В силу своего характера, они думают, что знают много плохого обо всех публичных людях. И если, к примеру, кто-то разместит пост, в котором кого-то отметит или, «не дай Бог», похвалит, «тролли» этого вида сразу же выставят комментарий, в котором лаконично, но емко попытаются доказать, что данный человек – далеко не положительный персонаж, его деятельность – деструктивна, а образ жизни – аморальный. Их цель – поставить под сомнение добрую информацию, «положить» тень, намекнуть, посеять недоверие. На этом их функция заканчивается. Они исчезают, могут даже выйти в офлайн. Так что, если Вы публично попросите их пояснить или аргументировать свои слова, ответа не последует. Это уже не их дело. Они, скорее, осознанно или нет, подготавливают «почву» для «подстрекателей» и «копателей». Единственный способ не стать объектом «троллинга» – это «не кормить троллей», то есть «не давать повода ищущему…». Но в мире нет человека, который бы «жил и не согрешил», так что каждый может оказаться в неприятной ситуации. В этом случае нужно хотя бы знать, с кем придется иметь дело в случае оплошности, ошибки или заблуждения. Классификация «троллей» по степени активности По степени активности «троллей», специализирующихся на теме «Церковь в обществе», можно условно разделить на две категории: «тролли-лоббисты» и «тролли-машинисты» (от слова — «машинально»). «Тролли-лоббисты» Они четко знают, чего хотят. Однозначно, присутствует цель — глобальная — «дискредитировать священнослужителей и иерархов» и способствовать понижению авторитета Церкви в обществе. Во время комментинга или дискуссии эти индивидуумы методично настаивают, что Церкви и ее служителям симпатизирует все меньше людей, а ее рейтинг стремительно падает. Они продвигают этот тезис, постоянно усиливая его. Нужно быть внимательнее, потому что следующая стадия — это «переход на личности», открытое пренебрежение с элементами издевок. Дальше появятся прямые обличения, ярлыки и штампы. Пакости «троллей» этого вида могут иметь и локальную цель. Например, они, «вцепившись» в спорный, пикантный или проблемный повод, будут всячески добиваться, чтобы человек, «попавший в оказию», непременно извинился при всех. Цель, в принципе, положительная, только вот «тролли» добиваются ее реализации путем «стеба», «провокации», «давления», «нагнетания обстановки» и «сгущения красок». Если внимательно прочесть комментинг в исполнении «троллей» данного вида, невооруженным глазом видно, что их цель — не решить проблему, не закрыть вопрос и не искоренить явление. А в том, чтобы унизить человека, который, попросту говоря, «облажался, оплошал, стратил, промазал»… В общем, можно назвать как угодно, но суть одна: «Тролли» ошибок не прощают. Особенно, если речь идет о священнослужителе или епископе. «Тролли-машинисты» Этим индивидуумам все равно, кого «троллить». Они – профессионалы своего дела, то есть, одинаково успешно могут писать «о свекле и Красной армии». Наличие «троллей» этого вида в церковной среде – серьезная проблема. Если человек с помощью комментинга пытается добиться справедливости, это понять можно. Сейчас речь не о том, искренно он поступает или нет. Это дело каждого. Но вот «тролли» данного вида не имеют никаких конкретных целей. Для них главное – «троллинг» сам по себе, как ремесло. Ленты комментов под постами – это природная среда обитания для них. Им все равно, о чем говорят люди, решится проблема или нет, принесет дискуссия пользу или вред. Им интересно, пока «пахнет жаренным». В рамках «CHURCH-TROLLING.IN.UA» отдельного изучения заслуживают причины такого безразлично-агрессивного отношения к Церкви, когда нет ни правил, ни запретов, ни авторитетов, ни уважения и, уж тем более, благоговения. Кстати, «тролли-машинисты» — это «слабое звено» «троллинга» как такового. В лентах комментов у них часто возникают активные противоречия с «троллями-лоббистами», так как последние хорошо чувствуют, кто «пришел к посту» с конкретной целью, а кто просто «погулять вышел». Часто «мотивационные» размолвки между «троллями» разных видов сводят дискуссию «на нет», что превращает ленту комментов в «свалку словесного мусора»: упреков, оскорбления, ярлыков… Адекватные люди стараются держаться подальше от таких постов, а кто-то даже и от тем. А это чревато поражением для «троллей-лобистов». Придется все начинать заново. Наступает этап «охоты за поводами». Общение с «троллями-лоббистами» – это плоскость коммуникации, а с «троллями-машинистами» – психологии, иногда и психиатрии («машинальный троллинг» – это навязчивая фобия, и мне известен пример человека, который, пристрастившись к этому ремеслу, серьезно «повредился умом»). Если говорить о церковной практике общения и молитвы, то, наверное, «машинальных троллей» можно классифицировать как «заблудших чад». Но важно помнить, что все относительно… Классификация «троллей», специализирующихся на теме «Церковь в обществе», по степени принадлежности к Церкви Заблуждается тот, кто думает, что «троллингом» Церкви и ее пастырей занимаются исключительно отъявленные атеисты и безбожники. Никаких ярлыков! Но справедливо будет отметить, что классический «троллинг», не важно, по каким причинам человек стал на этот путь, не совместим с Христианством. Потому, что практически всегда он сопровождается отсутствием смирения, терпимости, любви к ближнему, желанием обличить, унизить и «вывести на чистую воду», чтобы в последствии дискредитировать. «Тролли», «полоская» в своих комментах одного священнослужителя или архиерея, «кладут тень» на всю Церковь. Говоря это, я отнюдь не оправдываю тех людей, которые стали «причиной» появления проблемного поста и дали повод к соблазну. Но суд Божий — индивидуален! В связи с этим следует отметить, что по степени принадлежности к Церкви «троллей» можно условно разделить на две категории: «Околоцерковные» и «Нецерковные». NOTA BENE! Термин «Церковный троллинг» — это абсурд, потому что отдельные понятия «Церковь» и «Троллинг» — не совместимы в одном человеке, исходя из принципов: «Не может человек служить двум господам…» и «Богу — Богово, а кесарю — кесарево». Если даже классифицировать «троллинг» как род деятельности, то все равно «это» не совместимо с такими неотъемлемыми составляющими церковной жизни, как молитва, Литургия, исповедь и причастие. «Околоцерковные тролли» С одной стороны, это нонсенс или, лучше сказать, абсурд. Но с другой – есть индивидуумы, которые умудряются «троллить» Церковь (ее пастырей) и, при этом, совершать Таинства, если это священник. Если же мирянин, то посещать храм (важно заметить: «не богослужение, а храм», потому что искренней молитве чужд «троллинг»), беседовать со священниками, исповедоваться и даже причащаться. Более того, они могут быть задействованы в том или ином служении Церкви — бывают сотрудниками каких-то церковных структур. Хотя для осознания парадоксальности «околоцерковного троллинга» достаточно уже того, что эти субъекты являются постоянными прихожанами. Если говорить более упрощенно, это выглядит примерно так: пять дней в неделю человек «трудится» на ниве «троллинга»; в субботу он — непременно на Всенощном бдении, а в воскресенье утром — на Литургии. Такое себе проявление двойных стандартов. Двойные стандарты, с одной стороны, — это одна из главных черт «околоцерковных троллей», а с другой — «То», что они сами всячески стараются «усмотреть» в Церкви и обличить. «Нецерковные тролли» «По плодам узнаете их», — сказал Спаситель о Своих истинных последователях. Плоды же «троллинга» — это смуты, конфликты, обострения противоречий, «горы обличений», одним словом, зло. Следует помнить, что путь христианина никогда не был легким, потому что, как сказано в Писании, «мир во зле лежит». На пути верующих всегда было много соблазнов, и никто этого не отрицает, отдельные проявления недостойного поведения духовенства — не исключение. Но, как говорит старая народная пословица: «Святой грешного не видит». Конвертирую в простоту: «Если человек увидел собственную греховность и осознал необходимость исправиться, ему не до того, чтобы отслеживать недостатки других». Священники с дорогими часами и на автомобилях бизнес-класса – это «пыль», по сравнению с первосвященниками, которые во все горло орали: «Распни Его!». И Христос, в тот момент не думал о них в плоскости «вывести на чистую воду и обличить». Он молился «о тех, которые не ведают, что творят». В Христианстве есть несколько принципов, соблюдение или не соблюдение которых помогает сделать вывод о том, является человек членом Церкви или нет. Христиане знают, что «всякая власть от Бога», что «не судите, да не судимы будете», что «если соблазняет тебя глаз твой…», что вначале следует «вынуть бревно из собственного глаза…», и так далее. Больше нет смысла продолжать, потому что для человека, который участвует в церковно-приходской жизни, имеет духовника, исповедуется и причащается, эти вещи вполне очевидны, а первостепенной задачей является улучшение себя. Преподобный Серафим Саровский выразил это в одном предложении: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». А значит, если вдруг преданный и ревностный прихожанин, с многолетним стажем, вдруг «засветится» на «троллинге», это сигнал… А вот к чему — решать каждому для себя… «Нецерковные тролли», пишущие о Церкви, и православные христиане живут в разных внутренних психологических реальностях, говорят на «разных языках», преследуют разные цели и руководствуются совершенно разными принципами. Поэтому единственной действенной реакцией на «нецерковный троллинг» может быть лишь ИГНОРИРОВАНИЕ. «Околоцерковный троллинг», по мере укоренения человека в этом ремесле, имеет свойство трансформироваться в «нецерковный», что, в свою очередь, является значительным шагом к атеизму. Классификация «троллей» по статусу в Церкви Церковь — двусоставна. Есть Церковь небесная, а есть — земная. В первой — «троллей» быть не может, в принципе, хотя бы потому, что «троллинг» сопряжен с тотальным нарушением заповедей Божьих. А вот в «земной», то есть, в сообществе людей, их — немало. И это проблема, которую нужно тщательно изучать и решать. Итак, кто они, «околоцерковные тролли»? Священники, в силу собственных дисциплинарных и антиканоничных действий, запрещенные в служении или лишенные сана Как показывает кадровый опыт, 80% пастырей, оказавшихся в таком положении, не смиряются с этим «вердиктом». Сейчас речь идет не о его справедливости. Важна тенденция. Чаще всего «несогласие» выражается не во внутреннем сокрушении, сердечной молитве и конструктивных действиях по «восстановлению справедливости», а во внешней деятельности, которая сводится к попыткам рассказать «всему миру», насколько не право Священноначалие…. А народ у нас, что ни говори, «сердобольный». Такие «пастыри» молниеносно находят себе сочувствующих, единомышленников и даже покровителей. Надежным союзником для этих индивидуумов является Интернет, где они могут говорить то, что, конечно же, не скажут в «реале»: прихожанам, собратьям-священникам и, уж тем более, архиереям. Священники, несправедливо подпавшие под «опалу» Священноначалия Значительная часть пастырей данной категории также внутреннему сосредоточению на решении этих проблемных вопросов предпочитает публичную деятельность, направленную на то, чтобы показать неправоту Священноначалия. На вопрос: «А что Вы конкретно сделали, чтобы восстановить справедливость», – конструктивного ответа не будет. Но зато будет много смелого «революционного» контекста в Интернете. Вполне можно допустить, что пастырь просто не видит другого выхода или, что хуже, его просто нет. К тому же, публично «полоская» Церковь в интернете, он сам, что называется, «сжигает мосты». Священники, «опьяненные» внешним благодушием «Внешнее благодушие» — термин отнюдь не новый. Его часто использовал в своем литературном ремесле, к примеру, Эрих Мария Ремарк. Суть данного состояния в том, что человек, в какой-то момент получив облегчение в плане материального благополучия (спонсоры, пожертвовании), начинает рассуждать так, словно «они не от мира сего» или, так сказать, «выше всего», «над всем». Характерными чертами данного состояния являются: излишнее самомнение, завышенная самооценка и гиперболизированная дерзость. Все перечисленное — это крайности, свидетельствующие об отсутствии в человеке мудрости. Такие «пастыри» живо ощущают парадоксальность действительности, что может выглядеть примерно так. Священник купил себе компьютер, провел в дом интернет, благодаря чему количество людей, внимающих ему, значительно увеличилось. Появилась смелость, стало комфортнее от мысли: «А вдруг, это слава? Я влияю на процессы, меня слушают массы». И начинает такой священник позиционировать себя человеком, способным решать церковные вопросы любого уровня. Причем, здесь есть тонкость: с церковного амвона он не скажет того, что может написать в блоге или в социальной сети. Это «пьянящее» состояние может продлиться долго. Но есть момент: рано или поздно раздастся реальный телефонный звонок, скажем, от благочинного, викария или правящего архиерея… И все… Рьяный борец за «справедливость» изменится до неузнаваемости. Дальнейшее его поведение будет диаметрально противоположным, а через неделю-другую он и вовсе не вспомнит о своих порывах, сидя дома за компьютером, «очистить» церковные ряды. И дело здесь не в вере, или влиянии Церкви. Дело в двойных стандартах. Священник, который становится на путь «классического троллинга» (в любом внешнем выражении) — «фарисей» по природе. Как правило, такие священники не являются настоятелями храмов (служат третьими или четвертыми), не обременены заботами по строительству и обустройству церковно-приходской жизни. Да и вообще не сильно дорожат своим саном, раз не боятся его лишиться, «досаждая» в интернете, к примеру, правящим архиереям различных епархий. «Троллинг» в исполнении священнослужителей, является нарушением ставленической присяги. Миряне В «троллинговом дискурсе» этих индивидуумов лучше называть мирскими людьми. Причины, по которым прилежные прихожане становятся «троллями», весьма многообразны. Это тема отдельного раздела. Но важно отметить, что часто они оказываются личностями очень парадоксальными. …Учились в духовных семинариях, работали или даже работают в церковных структурах или, по крайней мере, связаны с ними. *** В ответ на тенденцию к расширению «троллинга» по отношению к Украинской Православной Церкви: 28 декабря 2010 года была создана официальная интернет-приемная Секретаря Предстоятеля УПЦ. Это было вызвано тем, что в социальных сетях в блогах стало появляться все больше постов, выражающих недовольство Церковью – как справедливое, так и нет. В условиях работы «Приемной» четко написано: «Общественная приемная Секретаря Предстоятеля УПЦ является единственной официальной формой обращения к Предстоятелю УПЦ через интернет». Но для классических «троллей» это абсолютно ничего не значит, потому что, как уже упоминалось выше, они не заинтересованы в решении вопроса или искоренении проблемы. Вместо того, чтобы сделать конкретные действия к этому, они предпочитают говорить о том, «что все вокруг неправы». Слова «троллей» о том, что они хотят «очистить» Церковь от негатива и навести в ней порядок — ложь. Отсутствие в обществе скандальных поводов «обличить» Церковь вызывает «троллинговое голодание», что впоследствии может привести к искоренению такого явления, как «CHURCH-TROLLING». Но учитывая, что «всяк человек ложь» в силу, поврежденной грехом, природы, «ищущие повода…» еще долго не останутся без дела. Классификация «троллей» по тематике претензий к духовенству По тематике претензий к священнослужителям «троллей» можно условно разделить на следующие категории: «тролли-автолюбители», «тролли-аудиторы», «тролли-архитекторы» и «тролли-стилисты». «Тролли-автолюбители» Им не дают покоя автомобили духовенства. Свои посты и комменты они строят на информации о том, «на машинах каких классов ездят священнослужители и архиереи». Они пытаются настроить массы против пастырей, акцентируя внимание на том, что покупаются автомобили за деньги, которые верующие приносят в храмы в качестве пожертвований. Их желание — утопично: чтобы священники и епископы продали дорогие автомобили, вырученные средства раздали на благотворительность, а сами пересели на менее дешевые авто. В последнее время «тролли» почему-то рекомендуют «Ниву». Также они апеллируют к тому, что архиереи, будучи монахами, давали обет нестяжательства, а, следовательно, не имеют права ездить на дорогом автомобиле, даже если он приобретен не на собственные средства, а, скажем, подарен меценатами. При попытке сказать им, что «для духовной жизни опасны не вещи, а неправильное отношение к ним», вы встретите «железный» и, главное, единственный аргумент: «Если они правильно относятся, так пусть пересядут на класс ниже». Не раз архиереи Украинской Православной Церкви (в частности, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел и архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр) пытались ответить на недоуменные вопросы о том, почему у священников и архиереев, если есть такая возможность, вполне может быть удобная машина. Но никакие аргументы не помогали. Более того, «тролли» даже умудрились спросить, почему митрополит Павел не ходит по Киево-Печерской Лавре пешком, а ездит на автомобиле. Владыка объяснил, что у него сахарный диабет и ему крайне тяжело много двигаться. Не помогло. Владыка Александр рассказал журналистам о том, как много ему приходится ездить не только по Киеву, но и по регионам, выполняя поручения Блаженнейшего Митрополита Владимира. Часто из междугородних командировок приходилось возвращаться глубокой ночью, и его машина, к примеру, позволяла ему чувствовать себя более-менее комфортно в утомительной дороге. Более того, звучала мысль о том, что автомобиль – это всего лишь средство передвижения. Но не только эти, но и любые другие объяснения не являются аргументами для «троллей», потому что у них есть психологическая установка: «Дорогая машина – это зло, культ, фетиш понты, роскошь». «Тролли-аудиторы» В то время, как весь мир думает, как заработать средства на содержание себя и близких, эти индивидуумы «ломают голову» над тем, как «влезть в карман священников и архиереев, вытрусить все из него» и сказать в Интернете: «Смотрите, этот человек богат, а значит, живет нечестно». «Троллям» очень важно знать, сколько денег у того или иного церковника. При этом, они часто прибегают к спекуляциям на тему, что, мол, «духовенство жирует на пожертвования граждан». Они искренне считают, что священники должны быть нищими, а архиереи, будучи монахами, и подавно не должны иметь денег. Хорошей «пищей» для этих «троллей» являются информационные сообщения о том, что «кто-то что-то пожертвовал Церкви». И начинается «комментинг». Важно понимать, что «троллям» этого вида одинаково не нравится как то, что жертвуют, так и то, что не жертвуют. В первом случае мецената обязательно обвинят в том, что он не от чистого сердца дает деньги на храм, а для того, чтобы «замолить грехи», «задобрить Бога» или, что еще более абсурдно, «отмыть свой нечистый капитал». Если в информационных сообщениях просто фигурирует фамилия состоятельного человека, к примеру, в новости о том, что он принял участие в церковном мероприятии, «тролли» этого вида обязательно «раскрутят» тему: «Зачем его пригласили, если он не жертвует…». Но, все-таки, большее внимание этих индивидуумов направленно на священников и архиереев. К примеру, под новостью или постом о том, что «Церкви что-то пожертвовали», всегда ждите комментарии примерно такого содержания: «попы», мол, «на сто процентов потратят эти деньги не по назначению», что они, принимая дары, «совсем уже расслабились и не думают о простом народе», и, что еще абсурднее, «за пожертвования церковники отпускают ворам и мошенникам непрощаемые грехи». Также, будучи уверенными, что спонсоры и меценаты делают все это исключительно «на камеру», «тролли» стараются в своих комментариях «очернить» человека и рассказать всем, «какой он, на самом деле, негативный». Но эти рассказы на 99 % будут состоять из лжи. Важный момент: «тролли» мастерски перекручивают факты и большое значение придают слухам. Главный вред от «аудиторского троллинга» в том, что он ставит под сомнение искренность добрых дел, внушая общественности, что настоящей благотворительности не существует, а все марафоны, акции, пожертвования на строительство храмов, а также помощь неимущим и больным — это только видимость. Здесь главная проблема не в том, что «тролли» так говорят, а в том, что они в этом уверены сами. Вот классический пример «аудиторского троллинга». Не так давно в Интернете было запущено следующее высказывание в адрес правящего архиерея Запорожской епархии УПЦ: «Вполне возможно, что владыка является инициатором многих благих начинаний. Так поведайте нам о них! Ведь мнение о человеке складывается на основе того, что о нем пишут популярные СМИ». И вот, спустя какое-то время, в сети появилась информация о том, что данный архиерей инициировал проведение благотворительной акции. В тексте новости рассказано, что данное мероприятие проводится уже не впервые – и приносит значительные результаты. И что вы думаете? Под этим постом сразу же появились «троллинговые» комментарии с цитированием того места Евангелия, где Христос говорит, что при совершении доброго дела «левая рука не должна знать, что делает правая». Вначале просят «поведать», а когда «поведали» — критикуют. Вывод один — необходимо «ПОЛНОЕ ИГНОРИРОВАНИЕ»! «Троллей» вполне устраивает как наличие, так и отсутствие благотворительности в Церкви. В любом случае они найдут «повод». «Тролли-архитекторы» Эти «пакостники» специализируются на «оценке» квартир и домов духовенства, резиденций правящих архиереев, на анализе жилищных условий монахов, а также на архитектуре храмов и монастырей. В больших городах Украины строится множество домов-высоток, расстраивается коттеджный частный сектор, десятки тысяч людей, разных профессий и социальных статусов, живут в роскошных условиях. И только духовенство (священники и архиереи), по мнению «троллей» этого вида, не имеет право на это. Абсурдом выглядит пояснение, что же именно лишает церковнослужителей права на комфортное жилье. «Они должны служить Богу», «Они сами учат о нестяжании», «В то время как они живут в хороших квартирах, на улицах, в мороз, умирают люди», «Это жилье куплено на пожертвования прихожан»… Этот перечень можно долго продолжать. Стоит «троллю-архитектору» узнать или увидеть, скажем, как выглядит рабочая резиденция того или иного архиерея, он сразу «включит оценщика» и покажет сообществу, как все это дорого, «притрусив» демагогией о том, что «это несправедливо» и такого не должно быть. Объектами «троллинга» могут стать и монастыри, причем, как возрожденные, так и те, в которых процесс восстановления только начался. Если монахи и послушники живут в стесненных условиях, «тролль» в своих комментах будет «распекать» наместника: «Мол, как же так, в монастыре столько древних дорогих икон, а монахи живут в бараках!». Если жилищные условия хорошие, то «тролль» постарается обратить внимание пользователей Интернета на то, как бедно живут люди вокруг того самого монастыря. Также «троллям-архитекторам» не дают покоя позолоченные купола, дорогая строительная отделка храмов и хозяйственные постройки, которые находятся на церковной территории…. Что бы «тролли» не говорили об этом, все нужно непременно ИГНОРИРОАТЬ. Это «ловушка». Важно помнить, что не искренность и двойные стандарты «троллинга» — это черты «троллинга». Они в равной степени критикуют величественную архитектуру и развитую инфраструктуру монастырей, а также заброшенность и нищету на отдельных объектах. «Тролли-стилисты» «Тролли» этого вида очень внимательно рассматривают представителей духовенства. Для них любой церковнослужитель (от послушника до епископа) — это очень важный объект. При этом, «троллям» абсолютно все равно, на каком языке разговаривает священник, как совершает богослужение, о чем говорит во время проповеди, как общается с людьми и как осуществляет свое пастырское служение в целом. В представителе духовенства их интересует только одно — его внешние атрибуты. «Тролля-стилиста» очень заботит, какую одежду и обувь носит священнослужитель, какие часы у него на руке или запонки на рукавах рубашки, какой марки и ценовой категории у него мобильный телефон и «из шкуры какого экзотического животного сделаны барсетка или дипломат». «Троллей» очень задевает, если священническая ряса пошита из дорогой ткани, и «ослепляет» естественный блеск священнических крестов и архиерейских панагий. И вот все то море негатива, которое вызывает в них вышеперечисленное, «тролли» спешат выплеснуть в Интернет. Классический пример «стилистического троллинга» — это фото, на котором красным цветом обведены наручные часы Патриарха Кирилла, а под снимком выставлен пост с подробным описанием, из чего они сделаны и сколько стоят. Также можно увидеть, как зацикливая внимание читательской аудитории на вещах и атрибутах, «тролли» таким образом пытаются «сместить» акценты и отвлечь от основного. К примеру, живо обсуждая в Интернете видео о том, как журналист телеканала «1+1» открыто провоцировал митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла на конфликт, «тролли» не говорили о хамстве, бездарности, заангажированности и явной «заточенности» репортера «на скандал». Но зато дотошно и подробно рассказывали, сколько стоит телефон помощника владыки. А в какой-то момент из-за завала «троллингских» комментов, читатели вообще забыли, зачем журналист приходил в Лавру; стало уже не важно, что он не корректно себя вел, да и владыка Павел перестал быть главным персонажем того «постинга» и «комментинга». Потому, что «тролли» методично сыпали месседжи: «У помощника наместники Лавры такой-то телефон». Снова-таки, НЕ СТОИТ РЕАГИРОВАТЬ, потому что «троллей» одинаково устраивает как наличие, так и отсутствие дорогих вещей и атрибутов у духовенства. И то, и другое может стать поводом для «стилистического троллинга». Часто встречаются «тролли», для которых характерны черты всех выше перечисленных видов: «автолюбителей», «аудиторов», «архитекторов» и «стилистов». Но, как правило, каждый индивидуум становится «специалистом» в какой-то одной теме, хотя и пишет обо всем. Источник orthodoxy.org.ua Опубликовано 12 марта, 2013 - 14:28
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |