Вы здесь

Андрей Зайцев. Поиск врагов или бей своих, чтобы чужие боялись

На днях в одной из социальных сетей была забанена личная страница одного известного православного деятеля. Сам по себе этот факт не очень необычен. Ежедневно по жалобам пользователей отправляется в бан многочисленная армия троллей. Каждый из нас периодически блокирует неприятных нам людей, если те не обращают внимания на неоднократные предупреждения.

Конечно, «забаненый» православный деятель не отличался особой интеллигентностью, а его взгляды многим кажутся радикальными, но ситуация эта дает возможность поговорить о куда более важных вещах.

Апостол Павел не рекомендовал христианам судиться друг с другом в «мирских судах». Если речь шла не об уголовном преступлении, а о частной ссоре или проступке, которые могут быть урегулированы беседой с глазу на глаз или внутри общины, то внешнее разбирательство принесет Церкви куда больше вреда, чем пользы. Нецерковные люди могут воспринять наши внутренние «разборки» как свидетельство против христианства и его последователей.

К сожалению, наша полемика в соцсетях все чаще напоминает не споры в духе любви для выявления искусных, а борьбу с «еретиками» внутри Церкви.

Дух христианской любви - редкий гость в наших дискуссиях. Гораздо чаще мы спорим как на суде инквизиции или партийном собрании, обвиняя оппонента в отклонении от «генеральной линии партии». Мы делим единоверцев на христиан ветхозаветных и евангельских, сторонников действующей власти и ее противников, миссионеров и антимиссионеров.

С какой–то непонятной страстью участники виртуальных богословских и иных споров хотят не переубедить своих собратьев, а морально уничтожить и размазать по стене.

Вместо проповеди Евангелия, изучения истории Церкви или богословия, вместо помощи ближним со страниц наших православных блогов льется бесконечный поток споров о политике, власти, отношениях к тому или иному епископу, священнику или мирянину. Вместо личного забанивания как крайней меры христиане прибегают к доносам в администрацию соцсетей.

Конечно, реальная и виртуальная полемика не всегда напоминает разговоры выпускниц института благородных девиц, и в пылу спора можно позволить себе резкость, но некоторые интернет-проповедники возомнили себя начальниками штаба, которые ведут битвы с врагами.

Они позволяют себе фактически исключать из Церкви тех, кто не разделяет их политические взгляды, миссионерские методы или просто недостаточно православен с их точки зрения.

В одной из своих бесед митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что верующие иногда выдают за полноту Православия традиции, сложившиеся в их приходе. С появлением Интернета за меру ортодоксальности стали выдавать богословие одного блога или ассоциации, состоящие из пары-тройки православных деятелей.

Агрессия одних породила грубость со стороны других. В результате весь Рунет недавно мог наблюдать не слишком удачную шутку, когда в честь «забаненного» православного деятеля писалась «икона» и составлялась «служба».

В самой этой пародии не было ничего плохого, но сама ситуация выглядела двусмысленно. Вместо аргументов христиане стали обсуждать личность оппонентов.

До тех пор пока эта ситуация не изменится, в социальных сетях могут забанить еще некоторое число православных активистов или антиклерикалов. Разбираться с последними предоставим их единомышленникам, а вот нам, христианам, стоит научиться корректным формам ведения полемики. В противном случае нашу интернет-проповедь можно считать неудачной, какие бы громкие акции мы не выдумывали.

Источник: istina-journal.ru/faith/discussion/448/

Опубликовано 10 июля, 2013 - 14:50
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653