Вы здесь

Анна Ткачева. Неоиндуистский мистицизм в России

1. Нынешняя волна интереса к неоиндуизму поднялась в России приблизительно со второй половины 70-х гг., с извест­ным отставанием от аналогичного явления в странах Запада, где сегодня уже очевиден его спад. В России говорить о принципиальном спаде не приходится, однако ситуация ажиотажного спроса на информацию о неоиндуистском мистицизме и на его проповедников тоже отошла в прошлое. Настоящий период можно охарактеризовать как период относительно ровного и стабильного интереса.

2. Увлечение неоиндуистским мистицизмом на Западе и в России имеет много общего, и многочисленные исследования этого феномена, выполненные европейскими и американскими учеными в 60-80-е гг., вполне актуальны и для России. Вместе с тем "российский неоиндуизм" имеет и ряд своеобразных черт. При аналогичной в целом социальной базе феномена на Западе и в России /лица умственного труда и студенчество/ в последней неоиндуистский мистицизм в принципиально меньшей степени увлек гуманитарную и творческую интеллигенцию. В соответст­вующих группах, безусловно, преобладают ИТР и "естественники", в то время как гуманитарии скорее тяготеют к традиционным религиям, хотя зачастую и высказывают неудовлетворенность теми или иными их чертами. В то же время необходимо отметить рост интереса к неоиндуистским группам со стороны мелких отечественных бизнесменов.

3. Второе отличие российского неоиндуизма - наблюдаемое во многих группах стремление придать ему национальную окраску /группы "русской йоги", "буддхи-йоги" и др./ и так или иначе совместить с ним национальное-культурное религиозное наследие. В частности, в этом ключе можно рассматривать популярность "агни-йоги" Елены Рерих, синтезировавшей в своем учении индийские и христианские мотивы, да и вообще весь своеобразный культ, сложившийся вокруг супругов Рерихов.

4. Третье, что следует отметить. - это несомненное преобла­дание в России "туземных" наставников и пропагандистов неоиндуизма над носителями традиции - индийцами, задавав­шими тон во время увлечения неоиндуизмом на Западе. Причины этого вполне прозрачны: в какой-то степени - языковый барьер, но главным образом куда меньшая коммерческая и бытовая привлекательность нынешней России по сравнению с Америкой.

5. Писавшие о неоиндуизме на Западе авторы обращали внимание на эклектичность его доктрин и на существенный от­ход от классического индуистского мистицизма. В России, в силу уже сказанного /стремление к русификации индийского мистицизма, знакомство с ним часто не из первоисточников, языковые проблемы/ эта эклектичность зачастую возведена в куб. Пожалуй, наиболее адекватным термином для способа су­ществования неоиндуизма в массовом российском сознании бу­дет "хаос".

6. Дать количественную оценку распространения неоиндуизма в России невозможно: для этого нужны широкомасштабные социологические исследования и соответствующее финансирование. Кустарные изыскания автора показали, что в той или иной мере 10-15% лиц умственного труда интересуется неоиндуистским мистицизмом. Диапазон такой заинтересованности весьма широк - от активного участия в соответствующей группе до чтения попадающихся под руку книг и статей и склонности порассуждать о йоге, чакрах, трансмиграции и пр. Затрудняет положение также и то, что в настоящее время в слоях, о которых идет речь, внеинститупиональная, аморфная, или, по удачному выражению А.Меня, "платоническая" религиозность очевидно преобладает над традиционными формами отношения к религии. Неоиндуизм существует в России как в виде организационно оформленных групп, так и в виде никем не зарегистрированных многочисленных кружков, группирующихся вокруг неких наставников.

7. Многие из подобных групп к неоиндуистским можно отнести с большой долей условности. Основанием для такого вывода является то, что в их мировоззрении, как правило, присутствует ряд ключевых положений неоиндуизма, пусть и в своеобразной интерпретации. К таким положениям относятся: карма и трансмиграция, тождество индивидуального и космического сознания, общность всех религий, объясняемая общностью мистических состояний, множественности инкарнаций божества, широкое использование тантрических представлений о психофизической структуре человека. Как пра­вило, подобные группы используют и мантры.

8. Мы предлагаем следующий, достаточно предварительный и условный вариант классификации неоиндуистских течений в России:

А/Общество сознания Кришны;

Б/группы, связанные с движением Рамакришны-Вивекананды;

В/группы, связанные с учением Ауробиндо и Миры Ришар;

Г/ группы, связанные или не связанные с индийскими центрами, однако делающие важный акцент на целительстве /движение "сахаджи йога", "трансцендентальная медитация" М.М.Йоги, "рациональная йога" Тетерникова и др./;

Д/ группы преимущественно тантрического толка с эротичес­ким и магическим уклоном /тантрический центр во главе с русским гуру Садашивачарьей/;

Е/центры и группы, ориентированные на "всестороннее развитие личности" /использующие искусство, культурно-философский багаж/. Сюда относятся, например. Центр Шри Чинмоя, Школа релаксационной пластики И .Курис и др.

Особую и весьма многочисленную категорию составляют лица, дрейфующие из одной группы в другую.

Данная классификация выстроена преимущественно на базе Целей и мотиваций, характерных для входящих в каждую категорию лиц. Возможны и классификации на основании других критериев.

9. Причины, по которым неоиндуистский мистицизм оказывается для современных россиян привлекательней традиционных конфессий, отчасти сходны с теми, по которьм он оказался привлекателен для американцев и европейцев. Вместе с тем очевидно, что существенную роль в российской ситуации играют, как минимум, еще два фактора: состояние фрустрации, в котором оказались широкие социальные слои России - и прежде всего те самые ИТР, которые преобладают в мистических группах; отличия православного наследия от преобладающего в США протестантизма, в частности, наличие в первом богатого мистического потенциала, остающегося, правда, до настоящего времени в значительной степени закрытым для рядовых верующих. Можно предположить, что устойчивость интереса к индуистскому мистицизму в России во многом будет зависеть и от действия этих двух факторов.

 

Опубликовано 21 декабря, 2016 - 13:31
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653