Вы здесь

Борис Якеменко: «На смену неоязычеству придет угроза нового протестантизма»

Языческую «Велесову книгу» сменят храмы в супермаркетах и электронные свечи

Борис Якеменко — историк, политолог, член комиссии Общественной палаты РФ по сохранению культурного и духовного наследия. Беседой с ним «Русская планета» продолжает цикл интервью, говоря о вызовах, которые время бросает Православной Церкви.

В недавнем интервью РП протоиерей Всеволод Чаплин рассуждал об угрозе нового язычества. Борис Якеменко продолжил тему и сделал прогноз: язычество, которое еще патриарх Алексий II считал главной угрозой православию, скоро сойдет с исторической сцены. Его место займут новые протестантские культы, проповедники которых устраивают храмы посреди супермаркетов и говорят о том, что роскошь и богатство — это показатель божьей любви.

Большая языческая фальсификация

 — «Велесова книга» — сборник текстов о верованиях древних славян, якобы датированных IX веком, основной документ современного язычества. В то же время многие ученые отказываются говорить про нее, считая ниже своего достоинства комментировать эту, по их мнению, очевидную подделку. Первый вопрос к вам как к специалисту: каковы основные параметры, позволяющие современной науке утверждать, что «Велесова книга» — фальсификат?

 — По легенде, в 1919 году полковник Добровольческой армии Федор Изенбек обнаружил в одной из московских усадеб деревянные дощечки с письменами, забрал их и позже, в эмиграции передал Юрию Миролюбову, человеку, увлекавшемуся славянской мифологией и язычеством.

В начале 50-х годов XX века эмигрантский журнал «Жар-Птица» напечатал первые отрывки «Велесовой книги» — это были якобы переписанные с дощечек и переведенные Миролюбовым письмена. Отрывки рассказывали об истории славян до Рюрика и об их религии, то есть сообщали сведения, которые в других источниках, летописях либо не фигурировали вовсе, либо фигурировали, но очень фрагментарно. При этом оригинальные дощечки с текстами никто, кроме Миролюбова, не видел, а сам он утверждал, что они потеряны во время войны — история, более всего напоминающая роман «Затерянный мир» Конан Дойля. Представители современного научного сообщества сходятся во мнении, что автором «Велесовой книги», вероятнее всего, и был сам Миролюбов.

На подделку указывают многие факты. Во-первых, ее язык: лингвистический анализ текста, проведенный в СССР в 50-е годы ХХ века, показал — язык книги искусственно создан человеком, не знавшим историю славянской лингвистики.

Во-вторых, письмо. Одна из задач «Велесовой книги» — приблизить происхождение славян к индоиранским ариям. Поэтому письмо «Велесовой книги», которое сам Миролюбов выдавал за праславянское, копирует современную индийскую письменность: это крючки и буквы под чертой. Автор подделки не знал, что такая письменность возникла только в XIV столетии, а в IX веке, каким ее пытаются датировать, она просто не могла существовать.

В-третьих, исполнение. Формат деревянных табличек был неизвестен славянам, по крайней мере согласно тем источникам, которыми мы располагаем. Славяне писали тексты на бересте, которая не гниет, делали записи в виде граффити на камнях, стенах храмовых зданий. Деревянные дощечки просто не могли сохраниться столь долгое время.

В-четвертых, данные. Огромный пласт событий, описываемых «Велесовой книгой», не дошел до нас ни в каком виде, хотя был просто обязан где-то, пусть отрывками, но сохраниться. Мы знаем, что Нестор-летописец при создании «Повести временных лет» пользовался более древними источниками, но у него нет сведений, которые дает «Велесова книга». Сохраняется еще такой пласт, как фольклор, где могут быть какие-то подтверждения, но там этого тоже нет.

Поэтому наука однозначно расценивает «Велесову книгу» как фальсификат.

 — Что известно науке о пантеоне славянских языческих богов, который подробно описывает «Велесова книга»?

 — В отличие от немецкого и скандинавского языческих пантеонов, сведения о славянских богах очень скудны. В основном они исходят из летописных источников, обличавших язычество. Из «Повести временных лет» мы можем узнать, что у славян были боги Перун, Велес, Мокошь, Даждьбог и Семаргл — вот фактически и весь пантеон.

То огромное количество богов, которых избрали для поклонения новые язычники — Лель, Лада, Купала, Коляда и масса других, — это абсолютная выдумка, относящаяся к рубежу XVIII–XIX веков. В то время впервые зародился интерес к славянскому язычеству, и возникло убеждение, вполне соотносимое с эпохой классицизма, что корни славянского язычества нужно искать в пантеоне древних греков, в Античности. И вот исследователи того времени стали делать так: там, где у греков были боги, а у славян на этом месте их недоставало, их начинали реконструировать — брали какие-то фольклорные источники и начинали оттуда добавлять: духов, мифических персонажей превращали в богов. 

Также не существует ни одного славянского заклинания, ни одной славянской молитвы, которыми сейчас пользуются новые язычники. У этой выдумки нет никакого, даже самого хлипкого основания.

 — Почему же «Велесова книга» сегодня стала так популярна?

 — Когда в 50-х годах XX века «Велесову книгу» опубликовали в эмигрантских журналах, она не произвела впечатления, хотя эмиграция усиленно искала свои корни, обоснование для дальнейшего существования и идеологическую опору.

Вторая жизнь «Велесовой книги» пришлась на начало 1990-х, развал Советского Союза. Те, кто реформировал страну, не подумали, что предложить взамен вырванному идеологическому фундаменту марксизма, и образовался вакуум, куда хлынуло бог знает что. Был страшный разгул протестантских течений, были секты, информационным полем оперировали люди, которые именовали себя, например, Мария Дэви Христос. И здесь же в противовес западным культам возникла оппозиция в виде язычества.

Интересно, что в нее пошли многие, кто в советское время называл себя православным. В Союзе православие переживало гонения, было немодным и этим привлекало к себе неформальные движения — те же советские хиппи в большинстве своем носили православные кресты. Но как только вектор изменился, православие получило популярность, они мгновенно стали кришнаитами, иеговистами, язычниками — кем угодно, лишь бы показать, что они не со всеми. Это было следствием неформального лозунга «Если все за это, то я против».

Тут уже специалисты были вынуждены ответить. Вышел сборник «Что думают ученые о Велесовой книге», где люди из самых разных научных сфер сошлись во мнении — этот документ даже не фальсификат, а грубая подделка. В разное время были люди, умевшие мастерски подделывать исторические документы, в XIX веке Александр Сулакадзев сам дописывал средневековые грамоты, и это было очень трудно вычислить даже ученым. Но здесь речь именно о грубой работе, выполненной без серьезного знания предмета.

Те, кто продолжает считать «Велесову книгу» подлинником, утверждают, что ученые, дескать, специально замалчивают ее значение, чтобы не разрушить уже сложившиеся концепции.

 — Напротив, в условиях чрезвычайной скудости источников по славянскому язычеству ученые буквально вцепились бы в этот документ. Это же был бы кладезь сведений! Массе людей в ученом мире он сулил бы гранты, степени, темы для диссертаций. Ничего этого не случилось, потому что источник не заслуживает никакого доверия.

Харизматы как новый вызов

Почему, на ваш взгляд, новое язычество так антихристиански ориентировано?

 — Оно из этого выросло. В большинстве случаев это такой подростковый бунт, который быстро проходит. Вот не любит человек христианство, например, в детстве его старуха какая-нибудь из церкви выгнала или что-то еще произошло, и он начинает его не любить, а дальше ему нужно подвести под это базу. То есть сказать себе: «Я не просто не люблю, но не люблю с основой». Это вопрос своего рода моды, ответ на клерикализацию, о которой популярно сейчас рассуждать.

Тем не менее иногда эта агрессия принимает ярко выраженные формы. Вот бомбы в храме в Бирюлево в 2008 году — ответственность за них взяли язычники-родноверы. Или расстрел православных прихожан в Южно-Сахалинске язычником, бывшим военнослужащим.

 — Нужно понимать, что в некоторых случаях действовали просто психически нездоровые люди. Они могут что-то декларировать, но это не имеет значения — человек просто сошел с ума.

Есть видеозаписи со съезда язычников-родноверов, где они жестко заявляют о том, что не воюют с христианами. В один момент там поднимается какая-то женщина и призывает людей идти стирать с земли христианские кладбища, и ее сразу же выводят из зала.

Называть современное язычество серьезной угрозой христианству я бы не стал.

А что бы вы назвали серьезной угрозой?

 — Сегодня растут как на дрожжах харизматы — новые протестантские культы. Они мгновенно реагируют на все изменения и говорят то, что хотят слышать люди. Они говорят: если ты богат, тебя любит бог, а если ты нищий, бог тебя забыл. Они говорят: вы должны просить у бога конкретную марку машины, с конкретным объемом двигателя. Они называют это: бог дал мне большие финансовые благословения.

Харизматы активно вмешиваются в политические процессы, призывают голосовать за конкретных кандидатов. Они соединяют современные торговые центры с храмами. На эту тему хорошо пишут сегодня западные исследователи религии. Ведь что такое торговый центр в его нынешнем понимании?  В современном обществе это аналог храма. И в нем происходит ритуал экзорцизма: человек изгоняет из себя неуверенность, неопределенность, тревогу. Есть даже географический нюанс: если раньше в оживленных городских точках высились церкви, то теперь там торговые центры — они стоят примерно там, где в XVI веке построили бы храм.

Представьте себе, эти люди открывают в торговом центре суперсовременную часовню — в ней стоят электронные свечи, есть мультимедийные экраны, подсветка. Посетители идут по торговому центру — вот бутик, вот кафе, вот храм, и, конечно, многие из них зайдут туда. Благодаря такой подаче проповеди харизматы собирают сегодня десятки тысяч человек. И этот тот вызов, который придется принять Православной Церкви.

 — На ваш взгляд, она готова принять его?

 — Церкви нужно заниматься миссионерством, выходить из круга общения «своих со своими». Нужно идти к людям, не к тем, кто уже заинтересовался и пробует ходить в храм, а к тем, которые просто идут на улице и которые, вероятно, сначала не пойдут на контакт.

У молодежи есть интерес к православию, его только нужно поддержать. Мы проводили православную смену на Селигере, к нам приехали полторы тысячи молодых людей. Я видел, как охотно они идут на проповеди, как много вопросов у них к священнику. Не все из них стали воцерковленными, но отношение к православию у многих поменялось, а нужно-то было всего ничего: сделать первый шаг навстречу.

Но что происходит сегодня в плане миссионерской работы и работы с молодежью? Вот статистика последних событий: закрываются просветительские центры и православные молодежные лектории, миссионерские факультеты не могут найти студентов, молодежь уходит из храмов, падает интерес к творчеству святых отцов — новых переводов почти нет.    

Вопрос противостояния новым протестантам — он не только церковный, но и государственный. Пусти сюда этих харизматов, и они придут со своими книжечками, электронными свечами, улыбками и прочим, зарегистрируют тысячи своих общин и за несколько лет «разложат» мозги всем нашим «неопределенным» православным. Потом — через этих новых проповедников — сюда можно будет «закачать» любую идею.

 Но, кажется, сама Церковь этих вызовов сегодня не видит.

Источник

Опубликовано 3 августа, 2015 - 17:51
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653