Вы здесь

"Церковь - это душа нашего народа"

Вступая в новый год, мы, по христианской традиции, оцениваем прошедшее время и пытаемся понять, что нам предстоит. Мы вспоминаем наши грехи и несовершенства, милости Божии, проявленные к нам. Размышляем, в чём мы исполнили волю Спасителя, а что сделали неправильно. Именно так должен встречать христианин новое лето благости Божией - не в пустых развлечениях, а в размышлениях. Настоящий год был очень непростым, но полезным для Церкви. Она продолжила восстанавливать свое естественное для России, да и для других стран исторической Руси место в народной жизни, в том числе в сферах образования, культуры, размышлений о судьбах страны и о жизни человека. Встало на более прочную основу присутствие позитивных знаний о религии в школах. Разворачивается институт штатного военного духовенства. Постепенно продвигается систематизация церковного присутствия в местах заключения. Наши пастыри и активные миряне участвуют в общенациональной дискуссии по вопросам экономики, государственного устроения, культуры, общественной нравственности, воинской жизни, других областей народного бытия. Словом, Церковь возвращает себе то место в жизни России, которое ей всегда было свойственно и без которого России не будет, как тела без души, потому что Церковь - это душа нашего народа. Изыми её - и уйдёт всякая надежда на будущее, народ быстро растворится среди других народов мира и потерпит полное поражение. Для меня это совершенно очевидно.

Неудивительно, что восстановление Церковью своего нормального места в жизни общества вызывает у некоторых людей бешеную злобу. Иначе и не могло бы быть. Не могли не прозвучать все услышанные нами окрики, доносы, "наивно"-удивлённые возгласы: а что это они лезут в школу, в армию, в культурные дебаты? Как будто для Церкви это что-то противоестественное, как будто во всех странах мира, за немногими печальными исключениями, религиозные общины в этих сферах не присутствуют! К такой реакции надо было быть готовыми, да по большому счёту мы и были готовы к ней. Те, для кого невыносимо присутствие Евангелия и веры во Христа в общественном пространстве, пошли в последний бой. Они понимают, что возможности уничтожить нас, заставить нас замолчать, выставить нас на посмешище становится всё меньше.

За этот непростой год наша Церковь, в том числе наша православная общественность, научилась очень многому. Люди поняли, что нельзя и неправильно молчать. Нужно не просто достойно реагировать на антицерковные кампании, но вновь и вновь говорить людям о правде Божией, даже если им неприятно о ней слышать, даже если они бунтуют против неё, понимая, что у них есть два выхода - либо измениться, либо погубить свою душу.

Мы научились говорить не длинными, округлыми, общими, причесанными текстами, которые сейчас просто никто не слышит, а яркими, короткими фразами, а главное - свидетельствовать поступками, которые ценятся и замечаются сегодня в десятки раз больше, чем любые, даже самые умные слова. Мы перестали бояться говорить - смиренно и бесстрашно - перед лицом самых изощрённых витий, самых богатых и властных людей, тех, кто ещё недавно пытался нам сказать: вы никто в обществе, оно принадлежит нам.

Мы научились побеждать. Нас пытались испугать и перекричать, а с другой стороны, пытались предложить ложный путь компромисса: откажитесь от неудобных для обывательского, потребительского мира слов Христа, откажитесь от церковной традиции, приспособьтесь к нам, изменитесь согласно нашим правилам - и мы вернем или введём вас в круг "рукопожатных людей" и снова будем вам улыбаться. И первое, и второе предложение было отвергнуто. Православные христиане поняли, что можно отстаивать истину Христову во всей ее полноте и целостности, не боясь никого и делая так, чтобы большинство народа нас услышало.

Нам иногда пытаются сказать, что люди, выступающие против нас, - это чуть ли не большинство общества или лучшая, авангардная, продвинутая его часть. Опросы и сама жизнь показывают, что это не так. Мы имеем дело с сектой, последователей которой немного, но эти люди убеждены в незыблемости своих взглядов и непререкаемости своих лидеров. Они поднимают шум, когда сформулированные ими "аксиомы" пытаются оспаривать, а с авторитетными гуру этой секты пытаются дискутировать. Но способы противостояния сектантскому сознанию известны: нужно не бояться говорить правду о заблуждениях и ошибках якобы непогрешимых учителей и учений.

При этом всех людей - в том числе тех, которых я упомянул, - нужно любить. За последние месяцы я начал замечать, что многие представители либерального направления нашей общественной мысли стали всё чаще обращаться, приходить ко мне, иногда спорить, что-то спрашивать, но у многих из них открылось второе дыхание духовных поисков. На эти поиски нужно уметь достойно ответить - принимая всех смиренно, с любовью, но одновременно побуждая их открыть для себя Христа - милующего Отца и грозного Судию, принимающего всех и сказавшего: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6).

Церковь - это тело Христово. Её не удастся ни разрушить, ни разделить. Основание этому - Боговоплощение, смерть и Воскресение Христово. Бог с нами, и никто же на нас. Только надо хранить верность Его пути, Его заповедям, Его воле.

С праздником Рождества Христова, дорогие братья и сёстры! Пусть Родившийся ныне в Вифлееме исправит наши стопы по Своим заповедям, дабы нам наследовать жизнь вечную.

Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН,
глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
Газета "Русь державная"
№1 2013 г.

Опубликовано 28 декабря, 2012 - 15:39
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653