Вы здесьДоцент ВПДС Ушакова Ю.В. Религиозный экстремизм под вывеской «православия» в сегодняшней РоссииИстория старых русских сект достаточно изучена. Вторая половина XIX века дала много серьезных исследований по проблеме сектантства, большая часть которых принадлежит церковным писателям. Существенным признаком дореволюционных сект было однозначное отмежевание их от Православия: «федоровцы», «ильинцы», «молокане» – уже в самоназвании отколовшегося от Церкви религиозного сообщества подчеркивалось дистанцирование от Православия. Кроме того, для старых сект не характерна была политизация. При всей пестроте вероучений, от изуверских (скопцы) до маловразумительного учения капитана Ильина (1830-е годы), не отмечалось движений религиозно-политических (типа американских свидетелей Иеговы). В новой России ситуация кардинальным образом изменилась. Новые секты чисто отечественного производства, можно разделить на два типа. Новые религии, представляющие собой эклектику элементов из восточных культов, язычества, фантастической беллетристики и упоминаний о христианстве (таковы «Белое братство», «Церковь Третьего завета», «Звенящие кедры» (Анастасиевцы)). Эти секты по американской классификации являются, безусловно, деструктивными культами. Но они не выступают под флагом Православия, и таким образом, оставляют человеку хотя бы минимальный выбор: тот, кто примыкает к данному сообществу, знает, что он не имеет никакого отношения к Православной Церкви. Новым явлением в нашей действительности стали антицерковные религиозные сообщества, которые именуют себя православными. По своему характеру это явление относится к религиозному экстремизму. То, что с Православием этот экстремизм никак не связан и из него не вытекает, понимает лишь тот, кто укоренен в церковной жизни или духовно образован. Но на фоне тотального религиозного невежества россиян новоявленные поборники «чистоты православия» действуют свободно и уверенно. Сначала вбрасывается некая идея, которая тиражируется в печатных изданиях под титлом: «По благословению старцев», «по благословению» почившего иерарха (?!), или просто «по благословению собственной совести», идея приводит многих наших прихожан в смущение, особливо из новообращенных. Надо подчеркнуть, что своих сторонников новые «учителя» вербуют только в среде церковной. По типам псевдоправославный экстремизм представлен двумя направлениями: религиозно-политическим и мистико-каббалистическим. Первое сосредоточено на том, «как нам обустроить Россию», хотя во все времена православная духовность была озабочена спасением души, стяжанием Духа Святаго, следуя завету Спасителя: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (благоустройство земной жизни) приложится вам (...). На правом фланге доморощенной теократии расположилось РНЕ после того, как Баркашов выступил со своей трактовкой «православия», таким образом, из политической партии превратившись в секту религиозно-политической направленности. Свои идеи Баркашов (человек явно начитанный) почерпнул из истории лютеранских раскольников гитлеровского Рейха, которые отмежевали христианство от Ветхого Завета и объявили Иисуса Христа «арийцем». К этому лидер РНЕ прибавил кое-что из «Антихриста» Ницше. Но поскольку не только члены его организации, но и сочувствующие Русскому национальному единству Евангелия не читали, с историей русской святости не знакомы, то «вероучительные опусы» своего вождя принимают как истинное откровение. Так появился новый по сути антихристианский, антиправославный культ, но, тем не менее, русские «наци» называют себя истинно православными. Несколько умереннее в реформе Православия стоит родоначальник «народного православия» Душенов. Бывший морской офицер Советского Союза ратует за переустройство церковного управления с тем, чтобы Церковь стала реальным игроком на политическом поле. Себя и своих единомышленников Душенов числит как общественно-политическую организацию, но одновременно свой печатный орган «Русь Православная» издает как бы «по благословению» покойного Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна. Для православно мыслящего человека – это нелепость. Благословение на печатное издание церковный иерарх дает в том случае, если это издание является душеполезным чтением, не идущим вразрез с православным церковным мировоззрением. Однако у людей внешних создается впечатление, что идеи Душенова чуть ли не согласованы были заранее с почившим Владыкой. Более того, Душенов объявил, что его группа порывает церковное общение с правящим после кончины владыки Иоанна митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром. Но поскольку революционно настроенная компания осталась в Питере, в другую епархию не перебралась, то по правилам Православной Церкви душеновцы стали раскольничьей группой, или сектой беспоповского толка, что, очевидно, их не смущало. Эта же группа младореформаторов вбросила идею о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Идея была подхвачена группой московских товарищей, оттуда, благодаря доступу товарищей к СМИ, перекинулась в провинцию. И уже в Ярославской области воплотилась в новую тоталитарную секту, поселение закрытого типа под названием «Опричное братство». «Хозяин» братства большую часть времени проводит в Москве и занят издательской деятельностью братства. Уже самостийно братство канонизировало Распутина, и мы получаем толстые фолианты с житием старца Григория с акафистом «народно» канонизированного старца и, как водится, с его иконой. Чем дальше собираются заняться новые опричники пока неведомо. Но опасения радикальных действий не исключены. Противоположным по духу псевдоправославным движением является мистицизм, не имеющий ничего общего с мистическим опытом – Православной Церкви, с духовным опытом великих подвижников Восточного монашества. До настоящего времени толкование Священного Писания по собственному произволу практиковалось только в западном протестантском мире, отсюда непрерывное дробление протестантизма на самые различные толки. И вот эта антиправославная мода дошла до России. Люди, называющие себя православными христианами, не отдавая себе отчета в том, что творят, стали соревноваться с адвентистами, толкуя на свой лад, вопреки церковному святоотеческому преданию, Откровение Иоанна Богослова. Родоначальник адвентизма Миллер в 40-е гг. XIX века пророчествовал о втором пришествии Христа, даже годы вычислил: 41-43 гг. По крайней мере, его последователи ожидали Христа. Наши российские «мистики» и толкователи готовятся к пришествию антихриста. В «Откровении» это слово не употребляется, а в Евангелии говорится об антихристах во множественном числе; во втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит о «человеке греха, сыне погибели» (2Фес.2:3). Но читать толкования святых отцов, начиная с Андрея Кесарийского, обратить внимание на ту осторожность, с которой отцы Церкви подходят к этой «таинственной книге Священного Писания», сегодняшним «апокалиптикам» невдомек. Такое впечатление, что идеи каббалы, языческий магизм воспринимается легче, чем православное учение о благодати и свободе воли. Источником духовной смуты и распространителями панических настроений стали никем не признанные в православном мире общины так называемой «Российской Катакомбной Истинной Православной Церкви». Истерия по поводу ИНН и штрихкодов получает «псевдобогословское обоснование», которое не только возрождает древнюю ересь донатизма, но прямо следует представлениям, каббалистов. Вот, что вещает нам некий «иеросхимонах» Арсений (Ярков), пребывающий в настоящее время во святом граде Иерусалиме (1). «Вопрос: что есть начертание или число зверя – 666?» В Евангельском тексте – это «число человеческое», то есть имя, поэтому издревле пытались расшифровать «число человеческое», переводя числа на латинский, греческий, древнееврейский алфавиты. Однозначного ответа не было. Но для наших катакомбников все ясно. «Ответ: это метка сатаны, то есть штрих-код (печать антихриста)». И далее идет пояснение, каким способом маскируется эта печать – на продуктах, товарах, паспортах. Устрашающим является то, что «человек получает паспорт с начертанием, одновременно в ведении или не в ведении подписывается, ставит свою роспись, тем самым отрекается от Бога и становится служителем сатаны, сам даже порой того не понимая». Отсюда призыв: если не хочешь попасть в ад, не бери (или порви) паспорт, не покупай маркированных продуктов, откажись от пластиковых удостоверений (в том числе пенсионных) и т.п. Короче говоря, призыв уйти из этого мира в неизвестном направлении исходит от «ревнителя» православия, проживающего в стране, границу которой без паспорта не пересечешь и без удостоверения личности в Иерусалиме не обойдешься. Однако бывшие соотечественники призываются к гражданскому неповиновению, но паче всего, всех православных «неокатакомбники» призывают не причащаться у священников Русской Православной Церкви, потому что они взяли паспорта с «печатью антихриста». И что поразительно, эта чудовищная агитация на некоторых прихожан возымела действие. Стало быть, люди, приходящие в православный храм, о православной вере, о пути спасения не имели ясного понятия. Главный вопрос: что притягивает людей к псевдоправославным учителям? Религиозное невежество? Да. Но существует и психологический фактор. Для вовлеченных в политизированные сообщества Православие представляется как некий способ устройства в земной жизни, который созвучен был бы менталитету советского человека. Страна Советов канула в лету, но человек не успел измениться: все чаяния устремлены к жизни этого века, а жизнь будущего века, стяжание Духа Святого, преображение души – лежат где-то вне реальной жизни, воспринимаются как нечто туманное. Ясно, что здесь не усвоены азы Православия: осознание цели христианской жизни. Что касается увлеченных апокалиптикой (неправославной апокалиптикой), то здесь действует самообольщение, легкомыслие видится как подвиг, как удел избранных. При этом новоявленный подвижник полон гордости, не обращая уже внимания на состояние собственной души, на отношение к людям. Здесь уместно вспомнить слова святителя Николая Сербского (Велимировича). Он обращался к поколению православных христиан в период между двумя мировыми войнами (с 1918 по 1938 годы). «Сегодня, – писал святитель, – многие знамения указывают, что конец света близок. Понимание этого еще сильнее побуждает нас трудиться без устали на ниве Господней... Давайте оставим в покое конец света. Вам известно что тайну эту Отец Небесный задержал в Своей власти и не позволил даже Сыну раскрыть ее. Еретики легкомысленно поспешили назвать год и день завершения драмы всего человечества... Сейчас на всемирной сцене идет пятый акт. Предвещать, сколько поколений сменится за время этого пятого акта, не наше дело. Наше дело – быть совестливыми и храбрыми, исполненными духовной силы и спокойствия борцов, утвержденных в своей победе, и держаться до тех пор пока не придет нам на смену следующее поколение. А когда придет смена, дай нам Бог сил передать наследникам свою веру сохраненной, честь незапятнанной и Церковь неослабленной» (2). Мнимый подвижник как истинный каббалист верит, что числа и знаки имеют магическую силу воздействия. Православно мыслящий человек знает, что только грех и дела сатанинские отлучают людей от благости Божией. И что, как не сатанинское дело призывает отказаться от причастия Тела и Крови Христовых? Кому мы верим – Слову Божию или ереси донатистов, утверждавших, что благодатность Святых Таинств зависит от личности, совершающей Таинства? И псевдоправославные политики, и впавшие в каббалистическую ересь, объективно работают на дискредитацию православия в глазах российского общества, против Церкви, а субъективно – во вред своей душе. Каков видится выход из создавшейся ситуации? Очевидно, должны быть точки взаимодействия Церкви и государства, если оно осознает негативное влияние религиозного – экстремизма на общественную жизнь. Во-первых, священноначалие Православной Церкви имеет возможность своевременно выносить суждение о том или ином движении, называющем себя «православным». Нецерковного православия не существует. Это должны уяснить и православно верующие и российское общество в целом. Церковь не несет ответственности за тех, кто попирает Cв. Предание и каноны Православия. Во-вторых, духовное просвещение, знание основ православного миросозерцания, жизненных целей и ценностей – это, конечно, важнейшая задача церковного образования, но если светская школа по-прежнему будет исключать религиозные знания из контекста русской культуры, то религиозное невежество будет оставаться питательной средой для взращивания деструктивных культов как западного, так и отечественного производства. …………………………………………… 1. Иеросхимонах Арсений (Ярков). Обращение ко всем православным христианам единой святой, соборной и Апостольской Церкви, в целости и непорочности исповедующих Кафолическую веру. Указан номер п/я в Иерусалиме. 2003. 2. Святитель Николай Сербский. Азбука победы. М., 2004. сс.116-118. Опубликовано 8 августа, 2012 - 12:02
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |