Вы здесьЕ. Пятунин. Языческие праздники стали превращаться в неонацистские шабаши с сатанинским уклономУже несколько лет в глухой деревушке Весенево возле отдаленного райцентра Шабалино Кировской области живет некто Доброслав с внешностью старорусского волхва, исповедующий язычество. Деревня стала местом паломничества его последователей из многих уголков России. Так, недавно язычники из Вятки, Москвы, Новгорода, Якутии и еще некоторых местностей отметили там свою "ночь на Ивана Купалу" (на несколько дней не совпадающую с подобным христианским праздником). О подробностях этой ночи мне рассказала одна из участниц событий, которая считает, что знать об этом необходимо не только с позиций фольклорного интереса. Первые неоязычники появились в России в 70-е годы. Направлений в современном русском язычестве несколько (не менее пяти): от познавательно- развлекательного до сверхэкстремистского. Язычество используют в политических целях некоторые фашистские партии (например, "Русская партия"). Всех "политических" язычников объединяет одно: мало что зная о славянском язычестве, они тем не менее берут его на вооружение в качестве идеологического обоснования национализма и антисемитизма: "Русскому народу, мол, это свойственно исторически". Представители другой ветви современного язычества, не занимаясь политикой, увлекаются (в большей степени) обрядовой стороной, устроением различных языческих праздников. Например, в течение ряда лет они проводят Праздник Перуна. Верховный жрец этого бога - грузчик и диссидент "Доброслав" (Добровольский). В этих праздниках есть довольно неприятные моменты - разрубание топором православных икон. Доброслав со товарищи забывают, что такими методами действовала церковь, уничтожая идолов, а русское язычество отличала терпимость к чужим богам. Что такое "языческая ночь" в представлении нормального человека? Лес. Костры горят, люди в белых, расшитых орнаментом одеждах, на головах красный ободок - "очелье", оберегающий от злых духов. У некоторых одежда украшена "коловратом" - древней свастикой, символом Солнца. Игры, песнопения, деревянные боги, старинные обряды, слияние с природой… Вот и я так думала. Все оказалось несколько иначе. Организатором и идейным руководителем праздника был, конечно, Доброслав в отглаженной русской рубахе. Все началось еще засветло. На поляну вынесли огромный барабан, мне дали кувшин, кто-то нес деревянную "братину" - ковш литра на три. Я не кричала - зачем мне это? Любовалась природой. Потом все прошли через поле, через лесок. На соседней поляне был уже сложен огромный костер и два костра поменьше. Приволокли барабан. "Ба-бах!" - сигнал к тому, чтобы все замолчали и построились. Народ растерялся, не понял. Пришлось повторить сигнал еще четыре раза. Человек тринадцать "посвященных" встали по одну сторону костра, а основная масса людей - по другую. Доброслав сказал: "Те, кто крещеные, пойдут в первую очередь, потому что с них надо снять эту веру и перевести в другую". Я все время отодвигалась в конец "очереди", потому что много было непонятного - хотелось вначале вникнуть в ритуал, чтоб это все совпадало с внутренним ощущением. Тогда бы это было мое. А тут началось вскидывание рук, как в нацистском приветствии, только вместо "Хайль Гитлер!" кричали "Слава Яриле!" Мне это как-то не понравилось, душа закапризничала: я так не смогу. Хотелось сказать что-то типа "Здравствуй, Солнышко!" - и протянуть обе руки ладонями вверх. Это внутренне созвучно моей природе - но не покровительственный, воинственный жест одной рукой ладонью вниз. "Снимали веру" так: Доброслав мочил руку водой, проводил ею по макушке новичка, а потом плескал этой водичкой на глаза, на душу - чтоб были чисты, и спрашивал имя. В язычестве надо принимать славянское языческое имя. Была книжечка, народ присматривал себе имена. Меня Доброслав спросил: "Как тебя зовут?" Я ответила: "Наталья". - "С латинского значит "родная", "природа". "А какое имя ты будешь брать? - и предложил: - Давай, будешь Родинка". Потом с посвященных срезали прядь волос и бросали в костер - вроде для связи с предками. На руку посвящаемого надевалось пяльце и говорилось: "Храни тебя Берегиня". Из атрибутов было еще красное знамя, по-моему, с желтыми кистями - как у коммунистов. И когда человек называл свое новое имя, он направлялся к знамени, поднимал руку вверх и кричал: "Слава Яриле!" И все повторяли. Потом знамя наклоняли для целования. Когда стало темнеть, зажгли костры. Зрелище было завораживающим. Посвященные встали в круг и водили хоровод по кочкам. Непосвященных, вместе со мной, оказалось трое - какой-то московский фотограф и парень по имени Виктор. Все это было очень торжественно. Идет десять человек, двадцать, все кричат одни и те же слова, создается такая суровая энергетика. Одной противостоять всему этому было бы очень тяжело… Народ был в основном в возрасте около двадцати лет. Женщин практически не было. Многие посвящаемые были, похоже, из какого-то русско-спортивно-исторического клуба, потому что по ходу праздника они показывали борьбу, боевые игры. Прыгали через костры. Но дико было, когда все встали в хоровод и пустили по кругу братину с водой, а некоторые стали кричать: "Смерть жидохристианам!", "Смерть жидохристианским матерям!", "Смерть их детям!" "Слава" какой-то националистической партии. И все присутствующие хором, на весь лес повторяли эти слова. Пили домашнее пиво, которое притащили местные мальчишки в огромной бутыли. Кстати, местные парни все эти обряды очень серьезно воспринимали. Похоже, других развлечений в глубинке сегодня маловато… "Непосвященных" пивом не угостили. Нас стало четверо, потому что после таких лозунгов еще одна девушка демонстративно вышла из круга. Из-за отсутствия дам игры быстро завяли. Потом притащили настоящий гроб, не помню точно, что он символизировал, - кажется, предполагалось, что это гроб христианской Божьей Матери, - и стали рубить его топором. Разрубили на щепки, сделали из гроба костер. В завершение ходили по углям. Водой, кстати, костер у язычников тушить не полагается - разгневается бог Огня. Встречали солнце. Хоть была ночь на Купалу, в воде никто не купался, кроме нас, "непосвященных". На электричку пошли пешком, а это 25 километров. Местные на автомашинах и мотоциклах брали за дорогу вперед по десятке, а обратно просили уже по "четвертаку". Обмениваться адресами я ни с кем не стала… Опубликовано 18 августа, 2012 - 12:53
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |
Комментарии
Лариса Шилова
5 сентября, 2012 - 22:51
Меня поражает, что некоторые неоязыческие обряды схожи с христианскими. Срезание пряди волос есть ведь в обряде Крещения и в монашеском постриге. А в обряде имянаречения у скандинавов спрашивают присутствующих, как они считают, достоин ли человек носить языческое имя или нет. Прости, Господи, но на рукоположение похоже, когда возглашают "Аксиос" (достоин). Списали что ли с христианских обрядов, не придумав ничего своего? Или чтобы поглумиться?
Григорий Светлов
6 сентября, 2012 - 12:10
Лариса, мне думается, что все было наоборот. Церковь вбирала в себя из окружающего мира и культуры те действия, которые были понятны древнему человеку. Но эти элементы получали свое христианское переосмысление и были воцерковлены. Вспомним ветхозаветное обрезание. Это обряд ведь практиковали еще финикийцы и египтяне. У евреев же эта традиция была переосмыслена и наполнена иным содержанием.