Вы здесь

Экзорцизм в Православии

На фоне оккультной моды на боязнь "сглаза" и "порчи" среди части православных распространилось нездоровое отношение к так называемой "отчитке", или чину изгнания злых духов, который воспринимается как некая "православная таблетка" от порчи.

На массовые "сеансы" отчитки (невиданные прежде в православной практике) не только рвутся попасть страдающие разными болячками; выкрики страдающих ду­шевными болезнями или одержимых людей со всей тщатель­ностью записываются на магнитофон, "откровениям" демонов посвящаются целые видеофильмы. Насколько безопасны для души эти игры с лукавыми, можно сказать, "диалоги" с беса­ми?

Что такое «отчитка», или что необходимо знать об «отчитке» (экзерцизме) чтобы на неё не идти

А. И. Осипов, профессор Московской духовной академии: Такого метода лечения, как "отчитка", не существует. "Отчитка" или, правильнее, чин изгнания злых духов, со­вершается над человеком, который одержим бесом, а не просто чем-то болен. В какой-то степени мы все подверже­ны воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, дей­ствуют через его тело, говорят его устами. Этот чин должен совершаться опытным священником над одним челове­ком, который явно одержим злым духом. Массовые "отчит­ки" появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина. Уча­ствовать в них опасно и для духовного, и для психического здоровья.

* * *

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яр­кий пример его в христианской практике — крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по при­нуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т. п.), а не по вере, как об этом го­ворит Господь (Мк. 16,16).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия, так называе­мое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священно­действия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, посколь­ку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитыва­ние превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364 г.) постановил: "Не произведенным от епис­копов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (пр. 26).

Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духов­ном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами или чудесно пода­вать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не сле­дует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщес­лавия, которые хотели слыть заклинателями..." (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445)

Экзорцизм имел место в древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был пре­кращен. "Постановления апостольские" (III в.) уже запре­щают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорас­положения и благодати Божией через Христа, наитием Свя­того Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В V в. экзорцисты уже не упомина­ются (Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия. Богослов­ские труды. Сб. 21. С. 31). Специальный же чин отчитывания в требнике мит­рополита Петра Могилы (XVII в.) католического проис­хождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала словам Спаси­теля, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для боль­ных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы (Григорий Синаит (XIV в.), пишет св. Игнатий Брянчанинов, "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо соблю­дать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас! " (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб. 1905. Т 1. С. 274)), а о настоя­щем времени и говорить не приходится. Поэтому священ­ник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помо­щью особых молитв и священнодействий ("ex opere oper­ate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян. 19. 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подоб­ных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая ко­медия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" (Там же. С. 72).

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже — внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая Таинства покаяния, соборования, Ев­харистии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования (Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190)), поскольку таковой уже соверша­ется над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые от­цы категорически запрещали слушать их и входить в ка­кой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во вре­мя отчитывания бесы получают полную свободу "пропо­ведовать", вводить присутствующих в заблуждение, зара­жать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страс­тей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.

В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве" аскетам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изы­сканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания".

"Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особен­ною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некото­рые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обраща­ют оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо ка­кую страсть кто победит, такого беса и изгонит.

Мало-по­малу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демо­нов этих страстей " (Лавсаик. М., 1992. С. 126-127).

У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах "О божественных дарованиях" находим следующее "Человек, преданный явным порокам, может иногда произ­водить удивительные действия и потому почитаться свя­тым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их, и они принуждены бежать от одержимых ими" (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440).

Преподобный Варсануфий Великий: "Нехорошо с усили­ем молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно" (Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жиз­ни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381).

Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Так­же и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ни­ми власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" ('Там же. С. 223. Вопрос 301).

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: "Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо "много может молитва праведного споспешествуема" (Иак. 5,16), и Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом" (Мф. 17, 21) " (Там же. С. 416. Вопрос 673).

Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: "Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою му­дрость и на все твое благоразумие" (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С.137, Слово 30).

Блаженный Феофилакт Болгарский: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправ­ляются".

Святитель Игнатий (Брянчанинов): "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и при­знать себя достойным всякого человеческого и бесовского на­ведения: тогда страхование пройдет само собой...".

"Поминайте на молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не слу­жит худым свидетельством о человеке: такому преданию са­тане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вра­жеского помысла, могущего навеки погубить душу".

Приведенные высказывания святых красноречиво сви­детельствуют об их отношении к столь серьезному для на­шего народа вопросу целительства бесноватых.

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение "нового века", а в секулярной среде — так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека — "сорвать тайны бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог", неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализа­ции такой идеи — своего рода психологическая революция человека против Бога. По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление влас­тителя всего мира — антихриста, "человека греха", "беззаконника"(2 Фес. 2; 3, 8) в высшем и исключительном зна­чении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога"' (2 Фес. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

Берегите веру православную! (Епископ Павел, наместник Киево-Печерской Лавры)

- С некоторого времени стала популярной практика мас­совых "отчиток". Пожалуйста, несколько слов о Вашем от­ношении к этому явлению, называемому в церковной тради­ции экзорцизмом?

- Я отношусь к этому негативно. Не думаю, что сейчас найдутся люди столь высокой духовности, обладающие подобным даром. В Киево-Печерском патерике, напри­мер, есть всего несколько упоминаний об изгнании злых духов. Наверное, враги рода человеческого ослабли с того времени, а у нас появилось множество величайших свя­тых, превосходящих по чрезвычайным дарованиям препо­добных Киево-Печерских. Мыслящие подобным образом серьезно заблуждаются. Лукавые духи стали только еще лукавее, а у нас появилось множество так называемых младостарцев или лжестарцев, деятельность которых наносит огромный, иногда непоправимый духовный ущерб. Нескольких мнимых экзорцистов мне пришлось изгнать из Лавры. Для привлечения прихожан в пустые храмы заня­лись подобным "промыслом" и раскольники из УПЦ КП и УАПЦ (Украина). Кроме того, появились шарлатаны, ко­торые надевают рясы, облачения и устраивают мерзкие "шоу". Развелось множество "матушек" (матушками у нас принято называть лишь монахинь и жен священнослужи­телей), которым устраивают рекламу некоторые ТВ-кана­лы, они промышляют заурядным колдовством. Но на та­кие уловки попадаются лишь люди, живущие вне Церкви и Таинств. А вот «младостарцы» — это очень изощренная ловушка для уже переступивших порог храма и даже счита­ющих себя вполне воцерковленными. Истинные подвиж­ники, обладавшие столь чрезвычайным даром, получали его после многих лет, а чаще десятилетий, проведенных в подвижнических трудах под опытным руководством непрелестных наставников. Эти подвижники веры являли собой образец величайшего смирения, избегая суетной мирской славы, прячась от людского взора. А вот пустоц­вет всегда стремится попасться на глаза.

- Владыка, Вы употребили термин "младостарчество", который часто появляется в материалах Соборов, выступле­ниях наших иерархов. Отмечается, что некоторые духовники вместо помощи в борьбе со злом вмешиваются в личную жизнь духовных чад, навязывая им те или иные жизненные решения: где работать, с кем жить и т. д. Что вы можете сказать об этом?

- Это недопустимо. Слово "старчество" сегодня просто эксплуатируется недобросовестными людьми. Те формы специфически монастырского духовного окормления, свя­занного с полным отречением от своей воли, которого в миру нет и быть не может, и которые даже сто лет назад су­ществовали лишь в единичных монастырях, например, в Оптиной и Глинской пустынях, невозможно искусственно воспроизвести, даже при большом желании. Я не знаю, есть ли сейчас старцы, но опытные духовники есть. Но это далеко не одно и тоже. Есть и у нас в обители хорошие ду­ховники. Это действительно опытные батюшки, а не те мо­лодые люди, которые вчера рукоположились, а сегодня уже имеют штат келейников и десятки, если не сотни духовных чад из числа неофитов, видящих в своих "пастырях" столпов Православия.

Опубликовано 11 июля, 2012 - 12:31
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653