Вы здесьЕвангелие от Луки: предполагаемые ошибкиПо обвинениям критиков, Евангелие от Луки содержит существенные исторические неточности в повествовании главы Лк. 2 о Рождестве. Перепись по всей земле. В Лк. 2:1-3 говорится о переписи по всей земле при кесаре Августе, когда Сирией правил Квириний. Однако, судя по анналам античной истории, такой переписи не было. Фактически, Квириний стал править Сирией только в 6 г. по P. X. Среди критиков распространено мнение, что Лука ошибся, говоря о регистрации населения при кесаре Августе, а перепись в действительности происходила в 6 г. или в 7 г. по Р.Х. (эта перепись упомянута у Луки в речи Гамалиила из Деян. 5:37). Возможное исправление перевода. Ф. Ф. Брюс (Bruce) указал на иную возможность. Греческий текст Лк. 2:2 можно перевести так: «[Эта перепись была прежде бывшей в правление Квириния Сириею]». В таком случае греческое слово, которое переводят как «первая» (protos), следует переводить как сравнительное описание, «предшествующая», «бывшая прежде другой». С учетом общего построения предложения, такое прочтение не выглядит маловероятным. В таком случае никаких проблем не возникает, так как перепись 6 г. по P. X. хорошо известна историкам. Современные археологические подтверждения. К выводу о допущенной ошибке раньше кое-кто склонялся именно из-за отсутствия внебиблейских свидетельств. Однако с учетом последних данных науки достаточно многие допускают, что фактически имела место еще одна ранняя перепись, как и отмечено у Луки. Уильям Рамзай открыл древние надписи, указывающие, что Квириний был правителем Сирии дважды, и в первый раз это случилось за несколько лет до 6 г. по P. X. Согласно самим документам переписей (см. Ramsay, Was Christ?), фактически имела место перепись между 10 г. и 5 г. до Р.Х. Периодическая регистрация населения происходила раз в четырнадцать лет. В связи с такой регулярностью переписей все подобные действия властей рассматривались лишь как составная часть общей политики Августа, хотя локальные переписи могли производиться по инициативе местных правителей. Поэтому Лука и отмечает, что перепись производилась на основе постановления Августа. Поскольку население покоренных земель должно было так или иначе присягать на верность императору, император нередко требовал, чтобы имперская перепись становилась демонстрацией этой преданности, а также средством учета пригодных к военной службе или же, как могло быть в данном случае, средством учета налогоплательщиков. В связи с напряженностью отношений между Иродом и Августом в последние годы царствования Ирода, о чем сообщает иудейский историк Иосиф Флавий, вполне понятно, если Август начал рассматривать владения Ирода в качестве покоренных земель и, соответственно, назначил подобную перепись для установления контроля над Иродом и его подданными. В-третьих, перепись была делом трудоемким, занимавшим, по-видимому, до нескольких лет. Подобная перепись, подготавливающая сбор податей, началась в Галлии ок. 10 — 9 гг. до P. X. и длилась добрых сорок лет. Не исключено, что повеление от 8 г. или 7 г. до P. X. о переписи начало исполняться в Палестине с заметным опозданием. Трудности организации и подготовки могли затянуть фактическое начало переписи до 5 г. до P. X., а то и позже. В-четвертых, не было ничего необычного в требовании, чтобы люди возвращались к месту своего рождения или туда, где у них была недвижимая собственность. Указ К.Вибия Мазима от 104 г. по P. X. требует, чтобы все отсутствующие в родном городе вернулись в него на время переписи. Евреи были весьма привычны к таким путешествиям, совершая ежегодное паломничество в Иерусалим. В сущности, нет никаких причин для подозрений по поводу утверждения Луки о переписи. Рассказ Луки соответствует обыкновению регулярно производить перепись, а ее дата не выглядит неестественной. Это могла быть просто локальная перепись, произведенная в рамках общей политики Августа. Лука лишь предоставляет достаточно надежные исторические сведения о событии, не отмеченном в других источниках. Лука зарекомендовал себя как на редкость скрупулезный историк (см. Ramsay, St. Paul the Traveler and Roman Citizen). Нет причин не доверять ему в этом вопросе. Сроки правления Квириния. С учетом утверждения Луки о том, что назначенная Августом.перепись была первой в правление Квириния Сирией, тот факт, что Квириний стал правителем Сирии лишь спустя долгое время после смерти Ирода, произошедшей ок. 6 г. до P. X., наводит на мысль об ошибке в Евангелии. Как уже отмечалось, существует такой альтернативный перевод данного стиха, который снимает проблему. Далее, в настоящее время появились свидетельства того, что Квириний в первый раз правил Сирией в ранний период, соответствующий времени рождения Христа. Квинтилий Вар был правителем Сирии примерно с 7 г. по 4 г. до P. X. Его способности руководить людьми не вызывали доверия, что и подтвердилось в 9 г. по P. X. в Германии, когда в Тевтобургском лесу германцы истребили три подчиненных ему легиона римских воинов. Квириний, напротив, был признанным военачальником, который подавил мятеж гомонаденсийцев в Малой Азии. Когда пришло время начать перепись, примерно в 8 г. или 7 г. до Р.Х., Август доверил Квиринию решать эту деликатную проблему во взрывоопасной Палестине, изящно оттеснив Квинтилия Вара путем предоставления Квиринию особых полномочий. Вероятно, Квириний был правителем Сирии в два разных периода; первый из них связан с проведением военных действий против гомонаденсийцев между 12 г. и 2 г. до P. X., а второй начался ок. 6 г. по Р.Х. Древняя надпись на латыни, обнаруженная в 1764 г., истолковывается в том смысле, что Квириний был правителем Сирии в два разных периода. Гэри Хабермас дает точный анализ ситуации в целом: 1) 1.Налоговые переписи были довольно обыденным мероприятием в Римской империи, и, в частности, они проводились в Иудее. 2.По условиям переписи от населения требовалось, чтобы каждый вернулся в свой родной город. 3.Такие мероприятия, безусловно, проводились в царствование Августа (37 до P. X. — 14 по P. X.), что вполне соответствует общим временным рамкам для даты рождения Иисуса. 4.Датой конкретной налоговой переписи, которую упоминает Лука, с высокой степенью вероятности могут быть 6 — 5 гг. до P. X., что имеет также известное значение для попыток более точно установить дату рождения Иисуса [Habermas, Verdict of History, 153]. Заключение. Имеется три причины считать, что Лука был исторически точен в своем рассказе о рождении Иисуса. Во-первых, существует общее правило: «невиновен, пока не доказана виновность». Древний документ, поступивший из надлежащего места хранения и подразумевающий, что он дает точные сведения (ср. Лк. 1:1-4), должен рассматриваться как аутентичный, пока не доказано обратное. Этот принцип известен как правило древних документов. Данное правило действует в юриспруденции при установлении аутентичности старинных документов. Во-вторых, существует, как уже отмечалось, вполне правдоподобное объяснение, согласующее рассказ Луки с историческим свидетельством. В-третьих, Лука зарекомендовал себя как историк, точный даже в мелких деталях. Уильям Рамзай посвятил двадцать лет изысканиям в том регионе, о котором пишет Лука. Согласно его заключению, Лука при упоминании тридцати двух земель, сорока четырех городов и девяти островов не сделал ни единой ошибки! Такой точности могли бы только позавидовать историки любого периода. Библиография: G. L. Archer, Jr., An Encyclopedia of Biblical Difficulties. F. F. Bruce, The New Testament Documents: Are They Reliable? N. L. Geisler and T. Howe, When Critics Ask. G. Habermas, The Verdict of History. W. Ramsay, St. Paul the Traveler and Roman Citizen. Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С.400-402. Опубликовано 23 декабря, 2012 - 16:02
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |