Вы здесь

Евангелия из Наг-Хаммади

Некоторые радикальные критики Нового Завета заявляют, будто бы гностические евангелия равноцен­ны новозаветным, однако при этом в них не подтверждается воскресение Христа. Представители «Семинара по Иисусу» включают "Евангелие от Фомы в свою в ос­тальном безжалостно урезанную Библию. И та, и другая точка зрения представляют собой серьезную угрозу для исторической христианской Веры.

Гностические евангелия были обнаружены в египетском Наг-Хаммади (близ Каира) в 1945 г. и переведе­ны на английский язык в 1977 г. «Еванге­лие от Фомы» (140 — 170) содержит 114 потаенных изречений Иисуса.

Достоверность гностических еванге­лий. Лучший способ оценить достоверность этих «евангелий» — сравнить их с еванге­лиями новозаветными, в части признания которых те же самые критики настроены весьма пессимистично. На фоне канонических еванге­лий гностические выделяются серьезными недостатками.

Поздняя дата создания. Подтвержден­ная дата создания канонических еванге­лий — не позднее 60 — 100 гг.. А гностические еванге­лия появились почти на столетие позже. Как утверждает О. Ч.Эдварде (Edwards), «в качестве исторических реконструкций их никоим образом нельзя даже сравнивать по их достоверности» (Edwards, 27).

Историческая ценность. Самые первые христиане тщательно сохранили сведения о словах и делах Иисуса. Священнописатели евангелий были близки к очевидцам и придерживались фактов (ср. Лк. 1:1-4). Су­ществуют свидетельства того, что евангели­сты были честными историками. Далее, в их евангелиях представлен, по сути, один и тот же образ Иисуса.

Новозаветный канон. Вопреки заявле­ниям некоторых критиков, новозаветный канон, содержащий евангелия и большин­ство посланий Павла, сформировался к концу первого столетия. Единственная спорная книга, «Антелегомены», не имеет апологетического значения для аргумента­ции о достоверности исторических матери­алов, указывающих на божественность Христа.

В самом Новом Завете отмечено сущест­вование ряда книг уже в первом столетии.

Петр говорит о том, что у него есть посла­ния Павла (2 Пет. 3:15-16), и приравнивает их к ветхозаветным «Писаниям». Павел был знаком с Евангелием от Луки (Лк. 10:7) и цитирует его в 1 Тим. 5:18.

За пределами Нового Завета существова­ние новозаветного канона подтверждают имеющиеся канонические перечни (см. Geisler and Nix, 294). Действительно, в таких перечнях присутствуют все евангелия и ос­новные послания Павла.

Даже в еретическом каноне Маркиона (ок. 140) признаются Евангелие от Луки и десять посланий Павла.

Подтверждение со стороны отцов Цер­кви. Отцы Церкви во втором столетии ци­тировали общеупотребительный набор биб­лейских книг. В него входили шесть крити­чески важных книг, подтверждающих ис­торическую достоверность пришествия Христа и Его Воскресения, а именно: Еван­гелия, Книга Деяний и 1 Коринфянам. Климент Римский цитировал Евангелия в 95 г. (Corinthians, 13, 42, 46). Игнатий (ок. 110 — 115) процитировал стих Лк. 24:39 (Smyrnaeans 3). Поликарп (ок. 115) цити­ровал все синоптические евангелия (Philip-pians 2, 7). В «Дидахе» (начало второго сто­летия) цитируются синоптические еванге­лия (Didache, 1, 3, 8, 9,15-16). В Послании Варнавы (ок. 135) цитируется стих Мф. 22:14. Папий (Oracles, ок. 125 — 140) гово­рит о Матфее, Марке (опиравшемся на рас­сказы Петра) и Иоанне (последнем из них), которые написали евангелия. Он трижды указывает, что Марк не допустил ни единой ошибки. Отцы ранней церкви ценили еван­гелия и послания Павла наравне с богодух-новенным Ветхим Заветом (ср. К коринфя­нам Климента [47]; К ефесянам [10], К По­ликарпу [1,5] Игнатия и К филиппийцам [1,3-4,6,12] Поликарпа).

Отцы Церкви удостоверили правиль­ность канонических евангелий уже в нача­ле второго столетия. Это было задолго до того, как появились — в конце второго сто­летия — гностические евангелия.

Гностические материалы о Воскресе­нии. Нет реальных свидетельств того, что так называемый документ Q (Quelle, «исто­чник»), в который верят многие критики, когда-либо существовал. Это чисто гипотетическая ре­конструкция, так что все заявления о том, что в нем ничего не сказано относительно Воскресения, остаются беспредметными.

А вот «Евангелие от Фомы» существует, хотя и относится к концу второго столетия. Однако, вопреки критикам, ставшим при­верженцами данного сочинения, в нем при­знается воскресение Христа. По сути дела, Тот, Кому приписываются изречения из не­го, — это живой Христос, Христос после распятия («Евангелие от Фомы» 34:25-27; 45:1-16). Верно, что в нем не заостряется внимание на воскресении Христа, но тако­го и следовало ожидать, ведь это в первую очередь «сборник изречений», а не истори­ческое повествование. Кроме того, бого­словская предубежденность гностиков про­тив материи должна была бы привести их скорее к замалчиванию телесного воскресе­ния.

Раннехристианские символы веры. По­скольку критики признают аутентичность главы 1 Кор. 15, датируемой приблизи­тельно 55 — 56 гг. по Р.Х., невозможно от­рицать историческую достоверность Вос­кресения. Тогда прошло всего лишь двад­цать два или двадцать три года после смер­ти Иисуса (1 Кор. 15:6). Более того, в 1 Кор. 15:1, возможно, подразумевается испове­дующий смерть и воскресение Христа сим­вол веры, который, в таком случае, появил­ся еще раньше. Даже при минимальных предположениях о том, что этому символу веры было десять или двадцать лет, получа­ется, что он сложился через десять или два­дцать лет после самих событий. Не многие события древности имели такое непосред­ственное, современное им подтверждение.

Заключение. Свидетельство в пользу ау­тентичности гностических евангелий даже несравнимо со свидетельством в пользу Но­вого Завета. Новый Завет — произведение, созданное в первом столетии. «Евангелие от Фомы» написано в середине второго столе­тия. Новый Завет подтверждается свиде­тельствами многих категорий, в том числе внутренними ссылками в самом его тексте, каноническими перечнями, тысячами ци­тат в трудах отцов Церкви и доказанной ранней датировкой евангелий.

Библиография:

О. С. Edwards, New Review of Book and Religion (May 1980).

CA.Evans, NagHammadi Texts and the Bible. J. Fitzmyer, America (16 February 1980). A.Frederick, et al.. The Gnostic Gospels. N.L. Geisler and W.Nix, General Introduction to the Bible.

R. M. Grant, Gnosticism and Early Christianity.

E.Linneman, Is There a Synoptic Problem?

J. P. Moreland, ed., Jesus under Fire.

J. M. Robinson, The Nag Hammadi Library In English.

F.Seigert, et al., Nag-Hammadi-Restster.

C. M. Tuckett, Nag Hammadi and the Gospel Tradition.

 Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С.403-405.

Опубликовано 20 декабря, 2012 - 11:45
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653