Вы здесьЕвангелия из Наг-ХаммадиНекоторые радикальные критики Нового Завета заявляют, будто бы гностические евангелия равноценны новозаветным, однако при этом в них не подтверждается воскресение Христа. Представители «Семинара по Иисусу» включают "Евангелие от Фомы в свою в остальном безжалостно урезанную Библию. И та, и другая точка зрения представляют собой серьезную угрозу для исторической христианской Веры. Гностические евангелия были обнаружены в египетском Наг-Хаммади (близ Каира) в 1945 г. и переведены на английский язык в 1977 г. «Евангелие от Фомы» (140 — 170) содержит 114 потаенных изречений Иисуса. Достоверность гностических евангелий. Лучший способ оценить достоверность этих «евангелий» — сравнить их с евангелиями новозаветными, в части признания которых те же самые критики настроены весьма пессимистично. На фоне канонических евангелий гностические выделяются серьезными недостатками. Поздняя дата создания. Подтвержденная дата создания канонических евангелий — не позднее 60 — 100 гг.. А гностические евангелия появились почти на столетие позже. Как утверждает О. Ч.Эдварде (Edwards), «в качестве исторических реконструкций их никоим образом нельзя даже сравнивать по их достоверности» (Edwards, 27). Историческая ценность. Самые первые христиане тщательно сохранили сведения о словах и делах Иисуса. Священнописатели евангелий были близки к очевидцам и придерживались фактов (ср. Лк. 1:1-4). Существуют свидетельства того, что евангелисты были честными историками. Далее, в их евангелиях представлен, по сути, один и тот же образ Иисуса. Новозаветный канон. Вопреки заявлениям некоторых критиков, новозаветный канон, содержащий евангелия и большинство посланий Павла, сформировался к концу первого столетия. Единственная спорная книга, «Антелегомены», не имеет апологетического значения для аргументации о достоверности исторических материалов, указывающих на божественность Христа. В самом Новом Завете отмечено существование ряда книг уже в первом столетии. Петр говорит о том, что у него есть послания Павла (2 Пет. 3:15-16), и приравнивает их к ветхозаветным «Писаниям». Павел был знаком с Евангелием от Луки (Лк. 10:7) и цитирует его в 1 Тим. 5:18. За пределами Нового Завета существование новозаветного канона подтверждают имеющиеся канонические перечни (см. Geisler and Nix, 294). Действительно, в таких перечнях присутствуют все евангелия и основные послания Павла. Даже в еретическом каноне Маркиона (ок. 140) признаются Евангелие от Луки и десять посланий Павла. Подтверждение со стороны отцов Церкви. Отцы Церкви во втором столетии цитировали общеупотребительный набор библейских книг. В него входили шесть критически важных книг, подтверждающих историческую достоверность пришествия Христа и Его Воскресения, а именно: Евангелия, Книга Деяний и 1 Коринфянам. Климент Римский цитировал Евангелия в 95 г. (Corinthians, 13, 42, 46). Игнатий (ок. 110 — 115) процитировал стих Лк. 24:39 (Smyrnaeans 3). Поликарп (ок. 115) цитировал все синоптические евангелия (Philip-pians 2, 7). В «Дидахе» (начало второго столетия) цитируются синоптические евангелия (Didache, 1, 3, 8, 9,15-16). В Послании Варнавы (ок. 135) цитируется стих Мф. 22:14. Папий (Oracles, ок. 125 — 140) говорит о Матфее, Марке (опиравшемся на рассказы Петра) и Иоанне (последнем из них), которые написали евангелия. Он трижды указывает, что Марк не допустил ни единой ошибки. Отцы ранней церкви ценили евангелия и послания Павла наравне с богодух-новенным Ветхим Заветом (ср. К коринфянам Климента [47]; К ефесянам [10], К Поликарпу [1,5] Игнатия и К филиппийцам [1,3-4,6,12] Поликарпа). Отцы Церкви удостоверили правильность канонических евангелий уже в начале второго столетия. Это было задолго до того, как появились — в конце второго столетия — гностические евангелия. Гностические материалы о Воскресении. Нет реальных свидетельств того, что так называемый документ Q (Quelle, «источник»), в который верят многие критики, когда-либо существовал. Это чисто гипотетическая реконструкция, так что все заявления о том, что в нем ничего не сказано относительно Воскресения, остаются беспредметными. А вот «Евангелие от Фомы» существует, хотя и относится к концу второго столетия. Однако, вопреки критикам, ставшим приверженцами данного сочинения, в нем признается воскресение Христа. По сути дела, Тот, Кому приписываются изречения из него, — это живой Христос, Христос после распятия («Евангелие от Фомы» 34:25-27; 45:1-16). Верно, что в нем не заостряется внимание на воскресении Христа, но такого и следовало ожидать, ведь это в первую очередь «сборник изречений», а не историческое повествование. Кроме того, богословская предубежденность гностиков против материи должна была бы привести их скорее к замалчиванию телесного воскресения. Раннехристианские символы веры. Поскольку критики признают аутентичность главы 1 Кор. 15, датируемой приблизительно 55 — 56 гг. по Р.Х., невозможно отрицать историческую достоверность Воскресения. Тогда прошло всего лишь двадцать два или двадцать три года после смерти Иисуса (1 Кор. 15:6). Более того, в 1 Кор. 15:1, возможно, подразумевается исповедующий смерть и воскресение Христа символ веры, который, в таком случае, появился еще раньше. Даже при минимальных предположениях о том, что этому символу веры было десять или двадцать лет, получается, что он сложился через десять или двадцать лет после самих событий. Не многие события древности имели такое непосредственное, современное им подтверждение. Заключение. Свидетельство в пользу аутентичности гностических евангелий даже несравнимо со свидетельством в пользу Нового Завета. Новый Завет — произведение, созданное в первом столетии. «Евангелие от Фомы» написано в середине второго столетия. Новый Завет подтверждается свидетельствами многих категорий, в том числе внутренними ссылками в самом его тексте, каноническими перечнями, тысячами цитат в трудах отцов Церкви и доказанной ранней датировкой евангелий. Библиография: О. С. Edwards, New Review of Book and Religion (May 1980). CA.Evans, NagHammadi Texts and the Bible. J. Fitzmyer, America (16 February 1980). A.Frederick, et al.. The Gnostic Gospels. N.L. Geisler and W.Nix, General Introduction to the Bible. R. M. Grant, Gnosticism and Early Christianity. E.Linneman, Is There a Synoptic Problem? J. P. Moreland, ed., Jesus under Fire. J. M. Robinson, The Nag Hammadi Library In English. F.Seigert, et al., Nag-Hammadi-Restster. C. M. Tuckett, Nag Hammadi and the Gospel Tradition. Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С.403-405. Опубликовано 20 декабря, 2012 - 11:45
Похожие материалы
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |