Вы здесь

Фальшивая древность или Новые сказки на старый лад

Славянское язычество для большинства из нас – страница из школьного учебника. Ещё для кого-то – новомодное увлечение сродни вегетарианству или защите животных. Однако всё не так безобидно.

О реальном славянском язычестве мы знаем не очень много. В основном из научных трудов академиков Б.А. Рыбакова, В.Л. Янина, О.В. Творогова, Д.С. Лихачёва и их учеников. То, что мы знаем вовсе не вызывает желания возродить «веру предков». Приведу только одну цитату из арабского хрониста. До него никак не могли дотянуться руки монахов – летописцев, которых неоязычники любят обвинять в фальсификации отечественной истории.

Итак, Ибн-Рустэ пишет: «Есть у них (русов) знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…

Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу, как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении». (Абу Али Ахмад ибн Умар Ибн-Рустэ «Ал-Алак ан-нафиса» («Дорогие ценности» 903-913 гг.).

Такое мало кому захочется возрождать... Вот и приходится современным деятелям неоязычества выдумывать всё заново. От поддельной «Велесовой книги» до коловрата. От слова «правь» до состава языческого пантеона. В ход идут скандинавские Тор и Один, мифические Атлантида и Гиперборея... И даже, совершенно непричастные к отечественной древности, матрёшки. Всё это ничего общего с реальной историей древних славян и их верований не имеет.

Так почему нас должны беспокоить странные убеждения разрозненных групп несведущих в исторической науке граждан? Потому что граждане эти, увы, вовсе не миролюбивы. Поддельная древняя история не просто преподносится как истинная. Новодельный гость претендует на место хозяина. Все, кто не верит в подделку, объявляются врагами. И здесь неоязычество далеко от миролюбия.

Фашистская свастика, которая срочно переименовывается в древнеславянский коловрат, нацистское вскидывание правой руки для неоязычников вовсе не случайность. Проникая в наше общество, язычники действуют, во многом,  так же, как нацисты в Германии и фашисты в Италии  тридцатых годов прошлого века.

То же стремление к проникновению в армию и силовые структуры, призывы к резне иноверцев и представителей других наций. Только теперь не в пивных, а в социальных сетях. Это далеко не полный перечень признаков опасного сходства славянских язычников.

Даже относительно небольшая группа неоязычников, относительно недавно появившаяся в нашем городе, уже организовала подпольные тренировки по рукопашному бою. Обстановка секретности и избранности, жесткие варианты единоборств. Сочетание воинской романтики и сектантской пропаганды.  Всё это очень напоминает систему подготовки нацистских штурмовиков. Зачем «мирным» неоязычникам, в первую очередь, заботиться о создании такой группы? Вопрос далеко не праздный.

В наших городах, сёлах и станицах они уже успели обмануть и втянуть в свои ряды часть казачества, пытались воздвигнуть памятник яростному язычнику князю Святославу с капищем вокруг него, распространиться по нашим курортам под видом этнических магазинов, клубов «славянских» единоборств, «культурно-этнических» центров и обществ. Дошло до того, что языческая свастика стала восприниматься некоторыми из жителей Ставрополья как символ принадлежности к русскому народу.

И здесь первый обман и первая опасность. Во времена исторического язычества единого русского народа просто не существовало. Как не существовало и единых «русских богов». Каждое из примерно полутора десятков племён почитало своих «богов» и признавало чужих только на соседской территории. Точно также нет единства среди множества современных «волхвов».

Опасность здесь в том, что язычество вполне способно расколоть русскую нацию. Как не смогло оно собрать её в древности, так и сейчас, диавол, истинный вдохновитель всех языческих религий, с помощью человеческих грехов и амбиций, рассчитывает вновь расколоть наш народ  на новых полян, древлян, кривичей, дреговичей, вятичей и т.д.

А яростный национализм славянского язычества способен поссорить нас со всеми народами многонациональной России. И разрушить уникальное единство нашей нации. Здесь, на Кавказе, такой национализм – верный путь к большой крови. Когда никто не будет разбираться крест, коловрат или полумесяц на шее у соседа.

И тех из читателей, кто подумает, что я преувеличиваю опасность, я прошу внимательнее посмотреть на то, что произошло с братской нам Украиной. И поинтересоваться тем, какую роль сыграли в этом и псевдохристианские харизматические секты и националисты – неоязычники. Всего два десятилетия разгула этих сил привели к братоубийству и гражданской войне. И у нас нет иммунитета против тех же идеологических технологий. Если сейчас не спохватиться, потом может и не наступить.

На что же ловят людей проповедники неоязычества. Назовём по пунктам:

1. Образ врага. Это не только Православие, хотя оно – самый первый враг. Это представители всех других, особенно не славянских, народов. На врага можно списать все проблемы и неудачи. А разрешение на самосуд и личное насилие над «врагом» опьяняет кровью. И здесь много общего с историческим язычеством. Кто сильнее, тот и прав. Кто сильнее, у того «лучше боги». Это вполне языческий образ мыслей. Именно поэтому мощь и богатство Византии стало первым фактором, заставлявшим язычников – славян обратить внимание на христианство.

2. Эгоизм. Единственным начальником  и источником конечной истины для неоязычника является он сам. Его желания, мнения и потребности. Хотя историческое язычество было явлением коллективным, поддерживавшимся и сохранявшимся общиной.

3. Блуд. Практически все реконструкции языческих «богов» имеют фаллическую форму. А иногда поклонение совершается попросту детородному органу. Взрослые люди играют в недвусмысленные игры, которые даже в традиционном язычестве предназначались, прежде всего, для знакомства молодых, не семейных девушек и парней.

4. Безделье и алкоголизм. Современные язычники постоянно сосредоточены на праздниках. Ритуалы «поклонений» часто сводятся к блуду и пьянству. Такое, по сути, инфантильное поведение становится приманкой для современного человека. О трудовых обрядах исторического язычества никто и не вспоминает. Хотя они составляют большую часть того, что нам известно о древних верованиях предков.

5. Близость к природе. Мнимая «экологичность» тоже становится приманкой. Хотя, декларация близости к природе не заставила никого из современных неоязычников отказаться от автомобилей, электричества и уютных квартир со всеми удобствами. Так что сводится она к предпочтению выпивать, закусывать и блудить на открытом воздухе. Заодно засоряя нашу природу мусором и кострищами, уничтожая деревья, чтобы вырезать из них «духов леса».

Реальная история нашей страны гораздо интереснее и богаче самых льстивых языческих фантазий. И одним из противоядий против неоязычества должна быть любовь к своей истории, знание прошлого и гордость за свою страну. Без вычёркивания и подчёркивания отдельных исторических периодов. Когда любовь к своей стране и своему народу без ненависти к другим народам и странам станет, как минимум,  признанной и уважаемой точкой зрения, язычество окажется никому не нужным.

Другое противоядие от разрушительного национализма под маской веры, конечно, духовное. Приманки лукавого, которые перечислены выше, стары как мир. Это всё те же «похоть очес, похоть плоти и гордость житейская», о которых писал апостол и евангелист Иоанн Богослов (1 Ин. 11, 16). Нам, христианам, хорошо знакомы эти ловушки. Как и многовековой опыт святых в борьбе с ними. Надо только применять эти знания в своей личной духовной жизни.

А ещё мы помним точное определение Псалмопевца Давида: «Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори» (Пс. 95,5).Мы точно знаем, что именно демоны стоят за всеми языческими «богами». И этим знанием надо, не стесняясь, делиться с близкими. И применять против лукавых духов оружие молитвы и поста, как заповедовал нам Господь Иисус Христос.

Псалмопевец не случайно прямо противопоставляет «богов» и Бога. Это не просто разные пути духовной жизни. Это борьба, которую духи злобы ведут за то, чтобы погубить наши души. И это всё очень реально и очень серьёзно.

Продолжаются Святки. Святые дни радости о Родившемся Богомладенце Христе. И я прошу вас, дорогие читатели, не осквернять это время «традиционными» гаданиями! Ведь на самом деле эти гадания – один из остатков того язычества, которое с новыми силами стремится погубить нас. Сохрани нас от этого Господь!

Источник

Автор: 
Протоиерей Михаил Самохин
Опубликовано 9 августа, 2016 - 12:12
 

Похожие материалы

Современное неоязычество

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653