Вы здесь"Глухой телефон как модель святоотеческой традиции"Российский интернет-апологет Свидетелей Иеговы, Антон Чивчалов, продолжает тему критики святоотеческой традиции: chivchalov.blogspot.ru/2012/12/blog-post_23.html. На этот раз в ход пошла даже теория информации:
Автор начинает свою статью с серьезного заявления. Однако в первом же абзаце допускает ошибку. Герменевтика не занимается процессами передачи информации от источника к адресату через некий канал связи. Герменевтика – это наука об интерпретации текстов. Впрочем, это не столь существенно. Перейдем к следующему абзацу:
Интересно, понимает ли Антон Чивчалов, что он своей логикой рубит сук, на котором сидит? Давайте называть вещи своими именами: если проблемы теории информации в приложении к Божьему Откровению верны, то в таком случае, нет никакой гарантии достоверности Библии, так как ее основные части были записаны из устной традиции! Все события от Сотворения до Исхода сохранялись и передавались от поколения к поколению устно. И лишь потом Моисей записал их в Пятикнижии. Все Евангелия основаны на устной традиции первых христиан. Например, Марк записал все, что слышал от ап. Петра: “Марк поистине переводчиком Петра был; то, что запомнил из Господом сказанного или содеянного, он точно записал, но не по порядку, ибо он и не слышал Господа, и не сопровождал Его. Позднее, как сказано, (он слышал и сопровождал) Петра, который проповедовал, применяясь к обстоятельствам, но не собирался располагать в порядке Господни изречения. Потому и не погрешил Марк, записывая так, как запомнил. Ибо он заботился только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно” (Папий Иерапольский. Избранное). Лука опирался на устные свидетельства очевидцев событий (Лук. 1:2). Ап. Павел цитирует слова Христа, которые не записаны ни в одном из Евангелий: "Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20:35). Почему мы должны верить этим данным? Да и потом, святоотеческая традиция сохранила ключевые моменты понимания христианства: кем был Христос? Был ли он просто человеком или же он существовал до рождения? Был ли он божественным духом, принявшим плоть лишь как видимую оболочку? Или же он был реальным человеком из плоти и крови? Был ли Он и человеком и Богом? В чем смысл крестных страданий Христа? Каков смысл крещения? Что такое таинство Евхаристии? Есть ли у человека душа? Обязателен ли Закон для исполнения? Каким будет воскресение мертвых и т.д.? Западный богослов Викентий Леринский (V в.) дал следующее определение Предания: «Что такое Предание? – То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, – то, что ты принял, а не то, что выдумал». Согласно представлению Свидетелей Иеговы уже к концу II века отступничество расцвело пышным букетом. Значит, искажение информации было довольно сильным в столь ранние сроки. Примечательно то, что апологеты из числа Свидетелей приводят пасхальные споры II века как пример отхода от подлинной апостольской традиции в сторону римской. Однако они почему-то не обращают внимание на тот факт, какая жаркая полемика разгорелась по этому вопросу. Попытка унификации даты и порядка празднования христианской Пасхи была расценена как посягательство на апостольское предание[1]. Малоазийские церкви ревностно отстаивали свою традицию, и вовсе не собирался отступать. Дело чуть не дошло до взаимных анафем. Если церковные реформы, касающиеся не самого главного вопроса, проходили с таким скрипом и сложностями, то, что бы было, если бы имела место попытка изменения фундаментальных вероучений, таких как Божество Христа, бессмертие души, таинства Евхаристии, епископата и другие? Но церковная история вовсе не знает подобных событий. Следовательно, никакого тотального искажения первоначальной информации не было.
Не святоотеческий метод требует от нас верить в то, что якобы противоречит теории информации, а понимание того, что большая часть Библии – это письменная фиксация устной традиции. Во-первых, люди, участвующие в эксперименте испорченного телефона не преследуют цель максимально точно передать услышанное слово. Для них – это не вопрос отношения к величайшей святыне. Во-вторых, звенья цепочки не были представлены одним из отцов. Конечно, если бы у апостолов был один ученик, у которого в свою очередь был бы тоже единственный ученик, вероятность искажения была бы весьма велика. Но святоотеческая цепочка состоит из многих людей, которые часто жала или в одно время и могли сравнивать свое предание с другими. При таком сличении данных искажения могли без труда выявляться (что и происходило во II и III веках в ходе христологических споров). В третьих, в древности устный процесс передачи данных был основным методом сохранения информации. К тому же он имел ряд преимуществ. Например, апостольский муж Папий Иерапольский писал: «Я не замедлю в подтверждение истины восполнить мои толкования тем, чему я хорошо научился у старцев и что хорошо запомнил. Я с удовольствием слушал не многоречивых учителей, а тех, кто преподавал истину, не тех, кто повторяет заповеди других людей, а данные Господом о вере, исходящие от самой Истины. Если же приходил человек, общавшийся со старцами, я расспрашивал об их беседах: что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних; слушал, что говорит Аристион или пресвитер Иоанн, ученики Господни. Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос” (Eusebius. Historia ecclesiastica.III.39:4). Писание в синагогах всегда слушали на слух. Истолкование текста из поколения в поколение так же передавалось устно. Аналогичная ситуация была в раннехристианских общинах. Иудеи заучивали наизусть длинные родословные и большие отрывки из Писаний. Хороший ученик был подобен «обмазанному известью водоему, не теряющему ни капли» (Мишна. Абот.2:11[8]). Древнехристианские монахи по памяти могли процитировать весь Псалтырь и Евангелия! Так что не стоит недооценивать способности древних.
Прежде всего, парадоксально само библейское богословие: «великая благочестия тайна: Он явился во плоти» (1 Тим. 3:16), «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32). Если бы оно не было таковым, оно являлось бы чисто человеческим продуктом. Человеческий ум не создает того, что превышает собственных границ. Православное же богословие - лишь плод усвоения богословия библейского. Впрочем, это тема отдельной статьи.
В данном рассуждении есть изъян. Концепция живой цепочки теоретически позволяет прийти к первоисточнику. Концепция персонального или коллективного лидера, не являющегося одним из звеньев цепочки, не приводит к первоисточнику даже теоретически. В этом случае можно лишь безосновательно верить, что Дух ограждает такого лидера от ошибки.
Концепция апостольской преемственности, во всяком случае, дает нам уверенность в том, что хотя бы первое звено цепочки в лице «апостольских мужей» получило от самих апостолов искомую информацию. В случае же со Свидетелями Иеговы не выполняется даже это базовое условие. Рассел никоим образом не соприкасался с апостолами. Отрицал он и сверхъявственное озарение свыше.
Можно найти явно абсурдное учение (и не одно) у Свидетелей Иеговы и поделать с этим тоже будет ничего нельзя, потому что оно основано на авторитете Руководящего Совета.
Не стоит переоценивать роль Константина Великого на Никейском соборе. Императора интересовало не столько богословие, сколько призыв к единству и миру внутри Церкви. Хотя Константин и предложил ввести в решающий момент термин «единосущный» в Символ веры, предложенный Евсевием Кесарийским, сделал он это, безусловно, с подачи наиболее авторитетных православных епископов Осии Кордубского и Александра Александрийского. Историки соглашаются с тем, что он не мог сам предложить этот тонкий богословский термин. В любом случае, мнение собравшихся епископов было решающим. Константин ничего не смог бы сделать, если бы епископы не согласились подписаться под решениями собора.
Неужели рядовые Свидетели Иеговы свободны в своих исследованиях? Они могут руководствоваться своей верой и совестью? Как бы ни так! Дадим слово официальным публикациям Общества Сторожевой Башни: «Нам следует всегда применять руководство, которое предоставляет нам Иегова через наши публикации, встречи собрания и конгрессы» (w10 15.1. с. 10 абз. 14) «[духовно зрелый христианин] не будет отстаивать свое личное мнение и держаться своих идей, когда речь идет о понимании Библии. Он полностью уверен в истине, открываемой Иеговой Богом через своего Сына, Иисуса Христа, и через «верного и благоразумного раба» (w01 1/8 с. 14 абз. 8). «Одобряет ли «верный и благоразумный раб» отдельные группы Свидетелей, которые проводят независимые исследования Писания и библейские дискуссии? (Матф. 24:45, 47). Нет, не одобряет» (ЦНС за 9/07 с. 3 Ящик вопросов). Любой православный христианин обладает гораздо большей свободой в своих исследованиях, чем Свидетели Иеговы.
Во-первых, автор вновь передергивает. Святоотеческая традиция – это не дубинка, которой бьют по голове и за которой ничего не стоит. Отцы Церкви были блестящими мыслителями и экзегетами. Они не давили голым авторитетом. За их мнением стоит продуманная и серьезная аргументация. На соборах богословские вопросы получали тщательное и всесторонне рассмотрение, которое длилось иногда не одну неделю. Святоотеческое наследие настолько богато, что его изучают, как целую научную дисциплину. Во-вторых, наш автор упорно создает иллюзию в отношении положения дел в Организации Свидетелей Иеговы. Каждый год сотни людей исключают из Организации за то, что они видят в вероучениях «верного раба» противоречия с Писанием. И когда они пытаются заявить об этом, им просто затыкают рот, ссылаясь на авторитет земного канала Иеговы, которому, конечно же, виднее. Напрасно Антон Чивчалов полагает, будто в Новом Завете нет примеров апелляции к авторитету традиции. Например, говоря о необходимости покрывать голову во время богослужения, он обращается к потенциальному возражателю со словами: «А если кто-либо думает отстаивать другой обычай, то другого нет ни у нас, ни у собраний Бога» (1 Кор. 11:16, ПНМ). Заметим, апостол говорит об обычае. Сначала он приводит свои рассуждения, а затем подытоживает, что если кто-то не согласен, то другого обычая в Церкви нет (ср. 1 Кор. 14:33,34,36). Ясно, что это был последний аргумент. В другом случае ап. Павел так же ссылается на традицию: «Повелеваем же вам, братья, именем Господа Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, нарушающего порядок и не поступающего по традиции, которую вы получили от нас» (2 Фес. 3:6, ПНМ). Да и в самом Новом Завете мы находим множество свидетельство из устной традиции, не зафиксированной в Писании Ветхого Завета (см. 2 Тим.3:8, 2 Кор. 6:15, 1 Кор. 10:4, Деян. 7:22, 23, 53, 13:21, Иуд.1:9,14, Евр. 9:19-21, 11:37, 2 Пет. 2:4 и др.).
Чарльз Рассел отбросив святоотеческий подход, создал другой. Внешне он покоился на принципе «только Писание», а в действительности, замыкался на личном мнении пастора. Достаточно вспомнить его знаменитое высказывание по поводу пользы его шеститомного труда «Исследование Писаний», как единственного ключа, дающего правильное понимание Библии.
Какая из неопротестантских групп не начинала так свой путь? Разве Рассел первый предложил этот способ? Конечно, нет. Радикальная Реформация пошла именно по этому пути за два века до Рассела. Она породила множество сект, учения которых не были одинаковыми. Даже со своими братьями, ранними адвентистами, Рассел позже разошёлся во взглядах. Неужели всем кроме Рассела не хватало чистоты мотивов? Или, может быть, никто кроме Рассела тщательно не изучал Писанием? Или не всем другим хватило решимости? А может быть, все, кроме него, плохо молились о Святом Духе?
[1] Малоазийская традиция отмечать христианскую Пасху 14 нисана, как воспоминание смерти Господа, действительно восходила к ап. Иоанну и Филиппу. В Риме, как и во всех других Церквах праздновали ближайший за 14 ниссана воскресный день в память Воскресения Христова, Пасха воскресная, "таинство воскресения". Сталкивались два пасхальных восприятия: Пасха скорби — Пасха радости. Принципиальный вопрос осложнялся разногласием об "образе поста", — четыренадесятники, праздновавшие день 14 ниссана, естественно в этот день прекращали пост, тогда как воскресники с особым воздержанием проводили дни ожидания воскресного дня, — дня, когда взят Жених. Сторонники второй практики так же ссылались на апостольское предание. И здесь нет противоречия. Дело в том, что столкнулись две изначально древние традиции: практика, принятая среди иудео-христиан, и практика воспоминания Воскресения Христова, установившаяся в церквях языческих. Здесь же стоит напомнить, что сами же Евангелия дают нам разные даты Тайной Вечери и распятия Христа: http://www.kiev-orthodox.org/site/scripturistic/2996/.
Опубликовано 28 декабря, 2012 - 13:42
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |