Вы здесь

Христианская Троица и языческие триады

Среди мусульман и антитринитариев существует расхожее представление о природе христианского учения о Пресвятой Троице, как заимствование идеи триад языческих богов. Как правило, эти критики не пытаются по-настоящему разобраться в данном вопросе и понять, каковы же принципиальные отличия Троицы Нового Завета от языческих триад.

Как признавал С.С. Аверинцев: «Само по себе учение о том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождественными, не специфично для христианства; это устойчивый мотив самых различных религиозно-мифологических систем». Часто эти слова цитируются критиками Православия без дальнейшей части статьи. Далее Аверинцев поясняет: «Однако ипостаси или лица христианской Троицы - не взаимозаменимые двойники или маски единой безличной стихии, их единство не есть ни рядоположность, ни слитность, неразличенность личностей, не до конца вычленившихся из родовой бессознательности политеистического божественного коллектива; напротив, они проницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостоянию и обладают самостоянием только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта проницаемость есть чисто личное отношение любви. Различие между триадами язычества и Троицей христианства - это различие между взаимопереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом <…> Троица в христианстве не есть и последовательность нисходящих ступеней абсолюта, какова философская триада неоплатонизма»[1]

Критики утверждают, что Библии чужда сама идея троичности в отношении Бога. Однако ими почему-то не принимается во внимание тот факт, что ряд текстов напротив подчеркивает троичность: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Отк. 4:8, Ис.6:3). Почему Единый Бог прославляется троекратно? Почему Христос заповедал креститься «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мат. 28:19,20)? Какой смысл в подчеркивании именно троичности, а не, скажем, двоичности?

Прекрасный обзор древних языческих триад в сравнении с Троицей христианской дает профессор богословия А.И. Осипов:

 

4.5. Православное учение о Боге-Троице и языческие триады (семейные, индуистская Тримурти, эллинская Геката, неоплатонические представления и др.)[2]

 

 Учение о (1) Единосущном (2) Триипостасном Боге, в Котором (3) нет семьи (отсутствует женское божество) и (4) все Ипостаси равночестны, является беспрецедентным в истории религиозного сознания. Сравнение его с известными языческими аналогами хорошо это иллюстрирует.

Бог – Троица

 Святой Симеон Новый Богослов: «Собственный твой дух, или душа твоя, вся есть во всем уме твоем, и весь ум твой во всем слове твоем, и все слово твое во всем духе твоем, нераздельно и неслиянно. Сие есть образ Божий... Итак... как в нем самом ум не больше и не меньше души, душа – ума, слово – ума и души, таким же образом не больше и не меньше Отец Сына, Сын – Отца, Святой Дух – Отца и Сына, но собезначальны суть и равночестны» (Богословские труды № 17, с. 193).

Святой Максим Исповедник: «Слово... имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, т.е. Отца, и Жизнь, т.е. Святой Дух, также существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним» (Кн.1, с. 257). См. Добротолюбие. Т. 3. О любви 3-я сотница. П. 25-27.

Святитель Василий Великий: «единотройственная благодать».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Образ Троицы Бога – троица человек... Ум наш – образ Отца; слово наше – образ Сына; дух – образ Святого Духа... Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух». «Нравственная сила человека – дух его» (Т.2, с. 128. Об образе и подобии).

«Умное самовластие», т.е. умная воля и бессмертный ум – образ Божий в нас. «А подобие Божие – умное чувство, т.е. гармония чувств, претворенных в добродетели». «А все в совокупности именуется «умной сущностью», «внутренним человеком», душой, или иначе – Образом Бессмертной и Присносущей Славы Божией в нас». Так об этом и говорит святой Никита Стифат: «Человек есть образ Божий не по органическому устройству тела, а по мысленному составу ума... Ибо как Божеское естество вне всякой твари суще... так и данное от Него нам мысленное естество: ... не видимо, не осязаемо, не объемлимо и есть Образ Бессмертной и Присносущной Славы Его» (Иоанн Журавский. Тайна Царствия Божия. СПб., 1996, с. 98). См. святой Исаак Сирин. Сл. 53.

В дохристианском мире встречаются четыре основных типа триад.

1. Семейные триады. Например, Юпитер, Юнона, Минерва, или Зевс, Гера, Афина. Это три бога, имеющие одинаковые, подобные природы, но не одну (сравн. арианство), у них нет полного духовного единства, они способны даже вступать в противоречие друг с другом. В них всегда и обязательно присутствует женское божество. Третье божество – плод двух других (сравн. филиокве). Они не равны. Это очевидное перенесение земных реалий на Бога.

2. Индуистская Тримурти. Послебуддийский брахманизм выступает в виде двух течений – шиваизма и вышнуизма, смотря по тому, признается ли главным богом Шива или Вишну. Попытки слить эти два течения воедино делались неоднократно, но ни к чему не привели: единой религии в Индии так и нет. Многие новобрахманские секты теоретически исповедуют так называемую Тримурти, то есть троицу Брахма-Вишну-Шива, как полноту божественной сущности (Брахма – создатель, Вишну – промыслитель, Шива – разрушитель), но одни из этих сект считают, что в этой троице Брахма и Шива порождены Вишну, а другие наоборот – что Вишну и Брахма порождены Шивой (брахмаитов, т.е. принимающих главным лицом в Тримурти Брахму – нет). Объединение их в триаду произошло где-то в середине I тысячелетия н.э. не без влияния христианства, но по принципу специфики их отношения к миру.

Кроме главного бога, Вишну, у вишнуитов и Шивы у Шиваитов, новый брахманизм признает и множество богов менее важных. Великие боги имеют своих супруг. Супруга Вишну, богиня Лакшми или Шри (первоначально две разные богини), является богиней красоты, богатства и счастья. Она обладает такой же способностью бесчисленного перевоплощения, как и ее супруг, что дало возможность отождествлять с ней многих местных богинь и эпических героинь. Супругой Шивы является богиня Дурса или Парвати (также Кали) – самый жуткий образ из всех, созданных индусским воображением. Ее изображают осклабившейся в зловещей гримасе с массой рук, с ожерельем из человеческих черепов. Ей приносились человеческие жертвоприношения. (См. Аникеева Е. Н. Основные парадигмы индийского религиозного сознания и их сопоставление с христианским богословием // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы 1992-1996. М., 1996. с. 273-274).

Брахма, Вишну, Шива – три главные божества, раздельные в своих сущностях и в своих функциях. Здесь нет ни единосущия, ни единства воли, ни даже постоянного единоначалия, единовозглавления. Это – пантеистический политеизм.

3. Эллинская Геката – богиня неба, земли и преисподней или моря, имеющая соответственно три маски, лица. Но это одно божество, лишь имеющее три различных функции и потому выступающее под различными образами (сравн. ересь Савеллия).

4. Неоплатоническое Единое, последовательно эманирующее Разум (Нус) и Мировую душу. Здесь: соподчиненность, неравночествность, неодносущность, неипостасность, пантеизм.

Ереси антитринитариев: динамисты (Павел Самосатский) и модалисты (Савеллий).

 


[1] Мифы народов мира, энциклопедия.

[2] А.И. Осипов. ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ. Курс лекций, прочитанных в 4-м классе Московской духовной семинарии в 1997/98 уч. Году. Сергиев Посад, МДА. 2006.

 

Автор: 
Григорян Артём
Опубликовано 17 сентября, 2013 - 12:06
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653