Вы здесь

Христос вывел из ада всех?

 Вопрос: Если я не ошибаюсь, Церковь учит, что Христос, сойдя во ад, вывел души всех находящихся там? Или я неправ - и Он вывел только тех, кто согласился с Ним, кто достоин быть в раю, кто воспринял Его?Если же Он вывел всех, то у меня второй вопрос - спасся ли Иуда в таком случае? Поскольку он повесился (умер) раньше, чем распяли Христа (простите, если неправ), и значит должен был оказаться в аду до сошествия туда Спасителя, и значит мог принять Его.Ответ: вы затронули тему, волнующую многих. Вы спрашиваете: «Если я не ошибаюсь, Церковь учит, что Христос, сойдя во ад, вывел души всех находящихся там? Или я неправ - и Он вывел только тех, кто согласился с Ним, кто достоин быть в раю, кто воспринял Его?». Вынужден вас немного подкорректировать. Вы ставите будто бы не понятный для вас вопрос, и в то же время сами намекаете на ответ: «Церковь учит, что Христос, сойдя во ад, вывел души всех находящихся там». Сказать: «Церковь учит» — это значит (как минимум) думать, что она и действительно так учит (даже и при наличии дипломатической прибавки: «Если я не ошибаюсь»). В данном контексте — это слишком вольное и необоснованное выражение. На что вы опирались, чтобы вывести такое заключение? На какие источники?Конечно, среди отдельных богословов можно встретить воззрение, соответствующее вышеприведенному («Христос, сойдя во ад, вывел души всех находящихся там»). Некоторые из них обосновывают данную позицию, ссылаясь, в том числе, и на ортодоксальных Православных мыслителей. Скажем, святитель Иоанн Златоуст в «Огласительном слове на Святую Пасху» писал, что после схождения Христа во ад, ад «Огорчился, ибо упразднился. Огорчился, ибо был поруган. Огорчился, ибо умертвился. Огорчился, ибо низложился. Огорчился, ибо был связан» [1, с. 245]. Кто-то толкует эти слова так: шеол опустел. Но такое толкование далеко не однозначно...Зато в синаксарии на Святую и Великую неделю Пасхи о Христе и об интересующем нас событии говорится обратное: «...ныне же, исхитив из глубин адских человечество, возвел его на небо и в прежнее высокое состояние нетления. Впрочем, нисшедши во ад, Он не всех восстановил, а только тех, которые восхотели уверовать в Него; души же святых, от века насильственно задержанные адом, Он освободил и всем им открыл восход на небеса» [2, с. 87]. Кто именно были те, «которые восхотели уверовать в Него», — известно лишь отчасти. Сколько их было? — об этом "можно" только гадать.Существует твердое мнение, что сама проповедь Спасителя была озвучена не для некоторых только душ, а для всех. Оно основано, помимо прочего, на стихах 18-20 третьей главы Первого Соборного послания святого Апостола Петра. Для удобства приведу эти стихи. «... и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3, 18 — 20). Напомню, что современники Ноя, о которых идет речь в приведенном фрагменте, были не просто грешащими людьми, а грешниками закоренелыми в нечестии, матёрыми и не желающими обращаться от зла к добру. Потому и уничтожились водами потопа. Если уж и им была проповедана Благая Весть, то, как представляется, была она проповедана и всем вообще душам, находящимся в аду. Кто из этих душ воспринял проповедь, а кто — нет, знает Господь. Если бы это было необходимо для нашего спасения, Он, понятно, рассказал бы об этом нам в ясных словах...Поэтому не будем пытаться домысливать то, что сокрыто, а будем стараться жить так, чтобы унаследовать не мрачный шеол, а Царствие Небесное. От всей души вам этого желаю.1. Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии. Тверь: Изд. Герменевтика, , 2006.2. Никифор Каллист Ксанфопул. Синаксари Постной и Цветной Триоди. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008.

Опубликовано 11 июля, 2011 - 17:59
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653