Вы здесьИеродиакон Иоанн (Курмояров). Антиалкогольная кампания «профессора» В. Жданова, или Ревность не по разумуБез сомнения, вот уже много веков алкоголизм является одной из самых острых и трудноразрешимых проблем современного общества. Вряд ли мы сможем переоценить те разрушающие последствия, которые нанес алкоголизм, в том числе и нашему народу за все это время. И хотя на протяжении, по крайней мере, двух последних столетий предпринимались отдельные попытки искоренить это зло из жизни людей, населяющих сначала Российскую Империю, а потом и СССР, ни одна из них так и не привела к желаемому результату. По какой-то злой иронии все антиалкогольные кампании (создание обществ трезвости в XIX веке, сухой закон в начале XX века, антиалкогольная горбачевская кампания 80-х годов прошлого века) потерпели крах, а наш народ так и продолжает спиваться и, как следствие этого, деградировать. В этом смысле антиалкогольная кампания «профессора» В. Жданова не является исключением. Что тут сказать? То ли наш народ, что называется, «непробиваем» в своем пристрастии к крепким напиткам, то ли и Жданов, и все предыдущие борцы с алкоголизмом делали что-то не так? Скорее всего, имеет место и то, и другое. И вот тут возникает один важный вопрос – а можно ли все же «пробить», переломить «непробиваемую любовь» (извините за тавтологию) людей к спиртным напиткам хотя бы в той степени, чтобы смягчить последствия этой «любви»? Ответ В. Жданова на этот болезненный и животрепещущий вопрос однозначен – нельзя! Дело в том, что, согласно мнению уважаемого «профессора», алкоголь в любых дозах является ядом, убивающим клетки головного мозга, т. е. фактически уничтожающем самого человека. Именно поэтому, по его мысли, никакие компромиссы в этом вопросе недопустимы. И действительно, ведь это же употребление ядовитых веществ. Жданов и слышать не хочет ни о каком культурном употреблении алкогольных напитков. Он видит только один выход из ситуации – сухой закон, а точнее, полный запрет употребления алкоголя. А пока такого закона нет, наш неутомимый антиалкогольный борец добивается своей (поистине благородной) цели путем запугивания населения с помощью разного рода страшилок о вреде алкоголизма и о самом алкоголе. И, ради справедливости, я должен признаться читателям в том, что иногда эти страшилки действуют на людей поистине эффективно. Так, один мой хороший знакомый целый месяц не мог смотреть (не то чтобы пить) на вино после того, как прослушал лекцию «профессора» Жданова. Казалось бы, что еще нужно? Жданов спасает людей, открывая им истинное положение дел и ужасающую картину последствий употребления алкоголя. Только вот почему-то мой знакомый через месяц все же начал пить и до сих пор (а прошло уже много лет) так и не стал алкоголиком. Точно так же, кстати, поступает большинство людей, которые когда-либо прослушали лекции Жданова. Вы спросите, почему я так уверенно говорю о большинстве? Да потому, что если бы дело было с точностью до наоборот, то мы, без сомнения, стали свидетелями положительного общественного резонанса об антиалкогольных выступлениях «профессора». Уверен, что вследствие этого то тут, то там возникали бы общества трезвости, которых мы почему-то не видим. И, кстати, совсем незаметно, что лекции Жданова хоть как-то воздействуют на самих алкоголиков. Другими словами, эффект от этой бурной деятельности нашего уважаемого «профессора» почти нулевой. А все потому, что в данном случае мы имеем дело с так называемой ревностью не по разуму. Эта именно та ситуация, когда говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. На мой взгляд, неуемная ревность Жданова наносит, как это ни кажется странным, больше вреда, чем пользы в борьбе с алкоголизмом, и вот почему. Во-первых, нужно сказать, что подход Жданова к решению проблемы алкогольной зависимости является ущербным. Я не хочу сейчас анализировать, что такое алкоголизм по сути: болезнь физиологическая, духовная (вызванная слабостью воли) или и то, и другое вместе. Но ясно одно – это однозначно болезнь. И ее невозможно вылечить запретами. Точно так же, как нельзя искоренить запретами наркоманию, проституцию, да и вообще любые греховные явления нашей действительности. Запреты, конечно, нужны, ведь без них неминуемо начнутся хаос и беззаконие, но они не решают проблему по сути, а иногда даже мешают, ибо, как хорошо известно, запретный плод сладок и привыкание к нему очень часто может оказаться фатальным как для отдельного человека, так и для общества в целом. Конечно, кому бы ни хотелось решить проблему «одним махом»? Но в данном случае это вряд ли возможно. Здесь нужна долгая, кропотливая и, в первую очередь, разумная, поступательная терапия. Людей нужно учить культуре потребления алкоголя (культуре, которая так развита во Франции или в Италии, например), переориентируя их чувственный взор с крепких напитков (водка, самогон) на менее крепкие вина. Тем более что полностью отказаться от алкоголя у человечества вряд ли получится. То есть Жданов изначально ставит перед собой и перед обществом невыполнимую задачу. Да и разве проблема в алкоголе? С таким же успехом, борясь с ожирением, мы могли бы агитировать людей полностью отказаться от еды. Эта аналогия, кстати, применима и к другим человеческим, как физиологическим, так и душевным, потребностям. Так, святитель Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «Я слышу, как многие, когда встречаются такие случаи, говорят: будь проклято вино! О, глупость; о безумие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, – о, человек, – причиною такого зла? Нет, – не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед затем сказать: пропади железо, – потому что есть человекоубийцы; пропади ночь, – потому что есть воры; пропади свет, – потому что есть клеветники; да погибнут жены, – потому что есть блудницы. Таким образом, ты все наконец захочешь истребить. Но ты не поступай так, – ЭТО САТАНИНСКИЙ ДУХ. Не презирай вина, но презирай пьянство. Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все его безобразие. Скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы безобразить себя; дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа. Бог тебя почтил этим даром: для чего же ты неумеренным употреблением этого дара бесчестишь себя?» (1). В Священном Писании идет речь о том, что: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (31:31–33)). В Евангелии есть прямое указание на то, что Христос употреблял вино: «…Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не есть, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: есть и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк. 7:33–34). В Библии признаются также целебные свойства вина. «Впредь пей не одну воду, – пишет ап. Павел Тимофею, – но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23). Конечно, сторонники Жданова могут упрекнуть меня в том, что я агитирую за так называемое и осуждаемое ими культурное пьянство. Но даже если и добиваться полного отказа от алкоголя, было бы более разумным делать это постепенно. В этом случае культурное употребление алкоголя могло бы стать этапом в искоренении проблемы алкоголизма: поэтапно болезнь лечить намного легче, нежели рывком, на который у большинства людей не хватит сил. Практика показывает, что чаще всего проблема алкоголизма по-другому просто не решается: точно так же, как нельзя в одночасье (только усилием воли) вылечиться от гриппа, для большинства людей, особенно алкоголиков, невозможно бросить пить. Хотим мы этого или нет, но у многих алкоголиков физиологическая зависимость, от которой так просто не избавиться. Правда, Жданов все время подчеркивает, что читает свои лекции не для алкоголиков, а для здоровых людей, которые еще не спились окончательно. Но и тут его аргументы, чаще всего, бьют мимо цели. Это происходит потому что, во-вторых, та информация, которую «профессор» Жданов преподносит как единственно правильную, на самом деле перенасыщена ложью. Конечно, с помощью обмана можно добиться временного эффекта, но рано или поздно он все равно всплывает. В результате ложь очень часто отталкивает тех, кто на первом этапе поверил в истинность услышанного. Ложь вообще редко бывает привлекательной, особенно когда она становится очевидной для всех. В этом смысле к Жданову можно предъявить огромное количество претензий. Например: – он никакой не профессор. По крайней мере, никто до сих пор не обнаружил в Новосибирске, да и вообще в Сибири, Сибирского гуманитарно-экологического института, «профессором» которого В. Жданов якобы является. По своей основной специальности он оптик, кандидат физико-математических наук; – с особой уверенностью Жданов рассказывает о том, что в Новом Завете, как и вообще в Священном Писании, речь идет не о вине, а о виноградном соке, которым, собственно, Христос и причащал апостолов на Тайной Вечере (не мог же Он их «ядом» причащать?): «Жданов безапелляционно утверждает, что в Кане Галилейской Христос претворил воду в “свежий, божественный виноградный сокˮ. Отсюда, дескать, и претензии присутствующих к распорядителю пира: “Обычно вначале хорошее вино подают, а когда оно кончается, то плохое – прокисшее. Что же ты делаешь наоборот? ˮ Тут Жданов в очередной раз совершает подмену: в тексте стоит: “А когда напьются (опьянеют), то худшееˮ (Ин. 2:10). Как можно опьянеть от виноградного сока?... Можно, конечно, опровергая баптистско-адвентистскую ересь Жданова, говорить о его лингвистической некомпетентности. Ведь в Евангелии для слова “вино» употребляется лишь слово “oinosˮ, в то время как греческое слово для сока “hymosˮ. Но, в конце концов, греческий все не обязаны знать. Все опять упирается в биологию… Помнящему школьную программу человеку никакого труда не составит сообразить, что до открытий Пастера фруктового и ягодного сока просто не было. Свежевыжатый сок немедленно начинал бродить (в Палестине – часа через четыре после отжима). Храниться могло только вино. И более по этому поводу возразить нечего. Но Жданов предпочитает игнорировать этот факт и дурить голову своим малообразованным и слишком впечатлительным слушателям!» (2); – однако, думаю, не ошибусь, если скажу, что самым интересным местом в лекциях Жданова является то, где он рассказывает об изготовлении шампанских вин. Про версии Жданова, алкоголь является не чем иным, как (простите) фекалиями дрожжевых бактерий, которые, находясь в темном погребе годами, испражняются внутри винных бутылок. Но стоит только резко включить свет в винном погребе, где хранится виноматериал для шампанского, как эти бактерии «от испуга» начинают испускать вредоносные газы, от которых сами же и погибают. Именно поэтому, по мнению Жданова, шампанское (да и вообще любой алкогольный напиток) являет собой зловонную массу, состоящую из трупов бактерий, плавающих в собственных испражнениях. На самом же деле это его утверждение не имеет ничего общего с реальностью: «Приходится признать, что либо Жданов соврал, что смотрел в микроскоп, либо, если все же смотрел и увидел там глазастых бактерий со ртом, хвостом и клоакой, то не иначе как под воздействием неких очень сильных психотропных веществ… К вопросу о компетентности Жданова напомним, что вообще-то «дрожжевых бактерий» не бывает. В седьмом классе средней школы проходят, что брожение вызывают дрожжевые грибки. Видно, подзабыл самозваный профессор школьную программу» (3). Пожалуй, на этом можно было бы закончить краткий перечень несуразностей, высказанных Ждановым в своих лекциях. Хотя при желании этот список можно дополнить, например, его фантазиями о том, как готовятся Святые Дары на Литургии (Жданов утверждает, что там нет и не может быть алкоголя), или о том, как спаиваются младенцы с помощью кефира. Жданов почему-то молчит и о пользе алкоголя. Так, например, в натуральном красном вине содержится множество полезных веществ, укрепляющих сосуды, улучшающих пищеварение и повышающих уровень гемоглобина в крови. Откровенно говоря, я не совсем понимаю, зачем Жданову понадобилось так изощренно врать своим слушателям? Вряд ли он, будучи, без сомнения, умным и образованным человеком, не понимал того, что рано или поздно его ложь раскроется, а он предстанет перед публикой не в лучшем свете. Так что это было? Погоня за популярностью? Искреннее заблуждение? Так или иначе, эта ревность не по разуму является хорошим примером того, как не нужно делать. А вот о том, как стоит поступать, на мой взгляд, все же лучше учиться не у Жданова, а у Церкви, которая накопила многовековой опыт борьбы с грехом и страстями человеческими. Именно поэтому не нужно пренебрегать этим опытом, а тем, кто еще с ним не знаком, я настоятельно советую поинтересоваться этой темой. Она будет полезна даже тем, кто не страдает алкоголизмом. Я рискну посоветовать ознакомиться с опытом Церкви и самому Жданову. Это нужно нам и ему потому, что мы, люди, в той или иной степени все повреждены грехом и страстями. И алкоголизм – это только одна из проблем, с которой нужно уметь бороться. Источники: Опубликовано 17 декабря, 2015 - 15:23
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |