Вы здесьИисус и современная Ему культура: интервью с Крэйгом ЭвансомПортал Bible Gateway побеседовал с Крэйгом Эвансом о его книге Jesus and the Remains of His Day: Studies in Jesus and the Evidence of Material Culture («Иисус и руины Его времени: очерки об Иисусе и свидетельстве материальной культуры»), вышедшей в издательстве Hendrickson Publishers в 2015 году. - Пожалуйста, объясните, что означает название Вашей книги. - Все, что предлагает нам история, — это руины, либо сохранившиеся фрагменты текстов, либо материальные развалины человеческой культуры. Когда речь идет об Иисусе, мы располагаем значительным объемом текстов и материальных развалин, обнаруженных посредством археологических раскопок и анализа. В своей книге я собрал информацию о наиболее значимых из этих следов прошлого, а затем истолковал их, а также письменные источники, таким образом, что они поясняют и дополняют друг друга. - Каким образом современная археология подкрепляет достоверность Библии? - Современная археология подтверждает общую достоверность библейских повествований в двух отношениях: (1) То, что мы узнаем о библейском мире посредством археологии, согласуется с тем, что описывают библейские тексты. Все было бы иначе, будь библейские повествования не более чем художественным вымыслом или совершенно недостоверными рассказами. (2) Зачастую археология подтверждает конкретные утверждения, присутствующие в библейских повествованиях. Опять-таки, будь библейские тексты художественным вымыслом, все обстояло бы иначе. Историки и археологи называют это «правдоподобием», то есть библейские повествования — или в нашем случае новозаветные Евангелия, о которых, главным образом, идет речь в моей книге, — стыкуются с историческими данными, полученными из других источников, как письменных, так и археологических. - Объясните, почему даже археологи, не исповедующие христианство, используют Четвероевангелие как основу в своих раскопках. - Все археологи в Израиле/Палестине пользуются новозаветными Евангелиями. Они делают это потому, что Евангелия демонстрируют правдоподобие. В двух словах, Евангелия помогают археологам узнать, где копать, и понять, что они раскопали. Евангелия II столетия и другие напоминающие евангелия тексты редко демонстрируют правдоподобие, поэтому археологи редко к ним обращаются. Евангелие от Фомы, к которому очень благоволят в некоторых кругах, археологами игнорируется. Главным образом, потому, что оно не обладает правдоподобием. Оно ничего не говорит нам об историческом Иисусе и о мире, в котором жил Он, и жили Его ученики. Однажды кто-то сказал: если бы у нас было одно только Евангелие от Фомы, знали бы мы хотя бы то, что Иисус был евреем? - Как археологические данные обогащают наше изучение Иисуса и Евангелий? - Археологические данные становятся значительным подспорьем в толковании Евангелий. В определенном смысле, археология — это инструмент экзегезы. Игнорировать археологические свидетельства было бы почти так же безответственно, как не обращаться к оригинальному тексту. Археологические данные — это важнейшая составляющая контекста Писания. - Чем важны города Вифсаида и Магдала, и что мы узнали из найденных там артефактов? - В 30 г. от Р.Х. Филипп, тетрарх Гавланитиды — области, в которой расположена Вифсаида, — объявил о том, что Вифсаида будет заново основана и получит новое название. Отныне она звалась Юлией в честь Ливии, недавно умершей вдовы императора Августа, которого провозгласили «богом» или «сыном божьим». В соответствии с завещанием императора, Ливию приняли в императорскую семью и нарекли ее именем Юлии Августы. Возникло движение, которое требовало провозгласить ее богиней. Судя по всему, Филипп был его сторонником. Такой шаг стал бы оскорблением для благочестивых евреев. Применительно к Иисусу и Его ученикам это становится важным, если вспомнить, что по крайней мере трое из Его учеников (Симон Петр, Андрей и Филипп) были родом из Вифсаиды. На крутом каменном обрыве в Вифсаиде, переименованной в Юлию, тетрарх намеревался возвести храм в честь божественной Юлии. Мне представляется, что Иисус «выразил несогласие» с этим политическим заявлением тем, что назвал Своего ученика Симона из Вифсаиды Петром или «камнем» (греч. petros), прибавив, что Свою Церковь, или общину, Он построит на скале (греч. petra), и что врата ада (т. е. земные власти) ее не одолеют. Тетрарх Филипп мог построить свой храм на скале в Вифсаиде в честь римской язычницы; Иисус обещал построить Свою Церковь на скале исповедания Симона Петра, что Иисус — помазанный Сын Божий. Камень с рисунками, недавно найденный в центре синагоги I столетия в г. Магдала, имеет очень большое значение. Рисунки на камне изображают части иерусалимского храма, в том числе менору. Помимо того, что в Магдале нам, наконец, удалось найти синагогу времен Иисуса, камень с рисунками является доказательством того, что галилейские евреи оставались верны иерусалимскому храму. Хотя доказательств этого нет, очень может быть, что Иисус проповедовал в этой самой синагоге. Раскопки расположенного неподалеку рынка, городской улицы и частных домов (в некоторых из них есть миквы) продолжаются. Возможно, по найденной улице когда-то ходила Мария Магдалина, одна из самых известных последовательниц Иисуса. - С какими трудностями сопряжено соотнесение текстуальных сведений с материальными свидетельствами относительно Библии? - Главная проблема заключается в том, что и текстуальные сведения и материальные артефакты зачастую неполны и подчас лишены адекватного контекста, который бы позволил точно установить их взаимное соотношение. Иногда все, что мы можем сказать, — вероятно, между текстуальными сведениями и материальными фактами существует связь, но какая именно сказать нельзя, пока не будут сделаны новые находки. - Расскажите вкратце о том, как в своей книге Вы исследуете вопрос о повешении и распятии во времена Иисуса. - Как я пишу в своей книге, археологические свидетельства в пользу распятия довольно весомы, и до недавнего времени не получали достаточного освещения. У нас есть 148 железных гвоздей, извлеченных из еврейских захоронений, датируемых периодом до 70 г. н. э. Большинство этих гвоздей, вероятно, использовались для распятия. Многие из них, как ни странно это звучит, положили в гробницы в качестве талисманов. На некоторых гвоздях есть следы человеческого кальция. Наиболее известны гвозди, оставшиеся в правой пяточной кости Йехонана и в руке Антигона. Данные в целом позволяют сказать, что многие распятые, вероятно, были погребены по иудейскому обычаю. Изучение римского законодательства (например, «Дигест») показывает, что захоронение казненных допускалось. По свидетельствам Филона Александрийского и Иосифа Флавия, римские власти в Израиле позволяли хоронить распятых. Предположение, что тело Иисуса не сняли с креста и не захоронили, а оставили на растерзание животным, крайне маловероятно и, кстати говоря, отвергается археологами, как иудейскими, так и христианскими. - В одной из глав Вы пишете о некоем оссуарии и его значении. Что, по-Вашему, мы можем отсюда узнать? - Последние результаты изучения оссуария, надпись на котором гласит «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», показали, что сам оссуарий и надпись на нем действительно древни и подлинны. К сожалению, об этом широко не сообщалось в популярных СМИ, так что даже отдельные ученые, которым следовало бы быть более осмотрительными, по-прежнему находятся под впечатлением, что так называемый «оссуарий Иакова» — подделка. Оссуарий и надпись на нем подлинны. Принадлежат ли имена, упомянутые в надписи, хорошо известному Иисусу и Его родственникам, по-прежнему неясно. Если принадлежат, то нам известно, что Иаков действительно жил в Иерусалиме, как говорится в книге Деяний, что он и его семья, вероятно, говорили на арамейском языке, как и многие жители Галилей, и что они продолжали следовать иудейским обычаям, в том числе и погребальным. - Почему Вы включили в свою книгу христианские эпитафии? - Христианские эпитафии являются важными указаниями на существование взглядов, отличавшихся, и подчас резко отличавшихся от представлений иудеев и язычников. Христианские эпитафии сообщают важные нюансы о верованиях относительно Иисуса, Бога, небес и ада, а также добродетелей. Что резко отличает христианские эпитафии от языческих, так это надежда, которую они отражают. В языческих эпитафиях мы редко видим надежду; в христианских эпитафиях мы ее видим почти всегда. - Что бы вы ответили человеку, который говорит, что Библия исторически ненадежна? - Этот человек не знаком с источниками и с археологическими данными. Опубликовано 25 ноября, 2016 - 13:38
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |