Вы здесьИслам и христианствоИслам – это религия, которая определяет жизни многих сотен миллионов людей во всём мире. Одни считают, что ислам - это религия мира, другие – что это религия войны. Одни видят в исламе угрозу христианству, другие полагают, что никакой угрозы нет. Как разобраться? Попытаемся задать вопросы эксперту, хорошо знающему предмет. Сегодняшнее интервью даст человек, для которого арабский язык является родным, который много лет прожил в Саудовской Аравии, и знает ислам не по книгам, а изнутри. Зовут моего собеседника Фарес (Георгий) Нофал. Интервью берёт, сотрудник Православного апологетического центра «Ставрос» Питанов Виталий Юрьевич. Нет смысла давать общую информацию об исламе, которую без труда можно найти в Интернете или любом учебнике по религиоведению. Мы будем обсуждать лишь те вопросы, о которых учебники или молчат, или информация о которых представлена противоречиво. 1. Фарес, расскажите нашим читателям немного о себе. Я сириец, родной язык для меня - арабский. По вероисповеданию я - православный христианин. Я долго жил среди мусульман, потому очень хорошо их знаю. С исламом мне пришлось познакомиться, не только лично общаясь с мусульманами, но и по их книгам, так как все аспекты исламского вероучения – догматическое богословие, Коран, Сунна, нормы Шариата (Исламское право), имеют особое и главное место в системе образования Королевства Саудовской Аравии, где мне пришлось жить около 7 лет. В суннитско – ваххабитскую Саудовскую Аравию я переехал с семьей из Сирии, которая неоднородна в своём исламском населении, следовательно я имел возможность ознакомиться с разными направлениями шиизма. Таким образом, почти вся моя жизнь прошла в исламском обществе (как до, так и после Крещения). Сейчас я живу на Украине. 2. Как мусульмане относятся к своему пророку Мухаммаду? Кто он для них? Можно ли сказать что все течения, существующие в исламе, имеют к Мухаммаду одинаковое отношение? Начну с последнего. Для всех мусульман-суннитов и большинства шиитов Мухаммад – посланник Аллаха и непререкаемый авторитет. В самом Коране говорится, что если бы он в чем то изменил слова Создателя, то его бы постигло мгновенное наказание – смерть (69:46-47). Следовательно, абсолютно все его слова и действия имеют божественное наитие и составляют исламское предание – Сунну, которое наравне с Кораном составляет источник всех без исключения аспектов исламского вероучения – бытового, правового, религиозного, прочих, включая мелочи (как пророк справлял нужду или как поздравлял с каким-либо событием). Однако существуют и, если так можно выразиться, "протестанты в исламе" – некоторые течения шиитов (как некоторые направления Друзов), которые не только не признают Мухаммада пророком, но и открыто хулят его. Правда, они немногочисленны, и более приближены к язычеству, нежели к истинному исламу. 3. Если изучать жизнь пророка ислама Мухаммада, то несложно заметить, что он часто совершал сомнительные с этической точки зрения поступки. Он женился на шестилетней девочке, когда ему было пятьдесят, имел большой гарем, убивал, грабил, подкупал людей, был нетерпим к критикам вплоть до их убийства, был явно не равнодушен к материальным благам. Как мусульмане относятся ко всем этим сомнительным «подвигам» своего пророка? Возможны ли в исламе критические отзывы о Мухаммаде? Понимаете, такого вопроса перед мусульманином и не стоит. Главная формула исламского права такова – разрешено то, что разрешено Аллахом через пророка, и запрещено обратное. Следовательно, все действия пророка имеют свойство "Боговдохновенности". Тем более, это "разрешённое" – что наложницы ("ma malakat aymanuhum"), которых может быть неопределённое множество, что лёгкий развод, что узаконенная педофилия, что многое другое – не вызывают никаких протестов, это ведь весьма и весьма "удобно" для них самих. 4. Священная книга ислама – это Коран. Как мусульмане относятся к Корану? Можно ли утверждать, что текст современного Корана и первая его версия идентичны или между ними есть отличия, если есть, то в чём они заключаются? Разрешается ли в исламе критически подходить к Корану? Коран – это, несомненно, непререкаемый авторитет. И если некоторые действия и слова Мухаммада (точнее, информация сохранившаяся о них) может быть подвергнуты анализу, критике и бойкоту как "недостоверные", то из Корана уж слов точно не выкинешь. Однако и здесь не все так гладко, как кажется. И вот почему. Во-первых, существуют и фактические, внутренние противоречия текста. К примеру, в 50.37 говорится, что творение неба и земли закончилось в шесть дней, тогда как в 41.8-11 говорится о 8 днях, или же в 32:5 говорится о длительности Судного Дня, что он "продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете", когда как в 70:4 длительность этого дня в нашем летоисчислении уже пятьдесят тысяч лет. О полном несоответствии информации Корана об учениях христианства и иудаизма и реалиями данных учений и говорить не приходиться – оказывается, иудеи отпали от Бога, начав почитать Узаира – сыном Божьим (9:30), а по 5:116, христиане почитают богами в языческом смысле Христа и Марию. По сути, Коран ложно передаёт учение христиан и иудеев, превращая их в язычников, отпавших от Единого Бога. Во-вторых, мы не можем не учитывать специфику арабского языка. В этом языке, кроме букв, словообразование регулирует ещё и система огласовок. Этих огласовок, в общем счёте десять, каждый из которых несёт определённый звук ("у", "и", "а", "ун", "ин", "ан", знаки ударения, и т.д.). Попадая над определённой буквой, она изменяет звук буквы. К примеру, буква "н" может быть под огласовкой и "ну", "ни", "на", "нун", "нин", и т.д., изменяя подчас и сам смысл слова. К примеру, при одной структуре букв слова yaktlun (убить), с расставлением огласовок, смысл – да и собственно, само слово - может измениться на "yaktulun" (они убивают), а при ином расставлении на "yuktalun" (их убивают). Также, многие буквы имеют единое в написании основание, и различаются лишь точками над или под ними (к примеру, ث - это одна буква, ب – другая, а ت – третья). Коран записывался как во время жизни Мухаммада на отдельных свитках, папирусах, шкурах животных, так и после его смерти. И лишь во время правления Османа ибн Аффана (643-655) он был записан, собран и оформлен в настоящем виде. При этом ни точки, ни огласовки в этот период еще не были известны, они были введены в язык и расставлены в Коране лишь в 661-680 годах от Р.Х. арабским ученным Абу Аль - Асвадом Аль-Дуали, при правлении Омейядов. К этому времени многие, кто выучили Коран наизусть, погибли в боях, а записи многажды переписывались (без точек, конечно). К примеру, 5 аят из 47 суры Корана - «Бог не допустит неудачи в делах тех, которые сражаются во славу Его». "katalu" при изменении положения огласовок будет читаться читать "kutilu", то есть вместо «те, которые убивают» – «те, кто были убиты». После Абу Аль – Асвада огласовки добавлялись, совершенствовались, и полностью сформировались в нынешнем виде лишь в период правления аббасидов (750-850 гг.). Поэтому, фактически, о полной сохранности смыслового содержания Корана в исходном виде мы говорить конечно не можем. В самом Исламе существует 7 видов (традиций) чтения Корана, в которых меняется чередование слов, огласовок. Но, конечно смысл один, а написание в Коране разное. Стоит отдельно сказать о "Поэтичности и литературном совершенстве" Корана, о котором любят повторять мусульмане. Филологи насчитали множество грамматических ошибок в Коране, нарушения элементарных правила склонения падежей, множественного числа (2:196, 5:69, 22:19, и др.). Их описание я опускаю. 5. Ислам поделён на множество течений, насколько сильно они отличаются друг от друга? Как последователи одних течений ислама относятся к другим? Да, Вы правы. Ислам делится на два основных течения – суннизм и шиизм. Сами же эти течения делятся внутри себя на множество направлений. Внутри суннизма более однородные и близкие учения и отношения. Шиизм же многогранен – от более или менее близкого к суннитам исмаилизма, до почти языческого друзизма. В общем, шиизм – это модернизм по сравнению с консервативным суннизмом (находят там место и почитание угодников, имамов, и амулеты, не говоря об отклонениях от исконного учения Корана и сунны), и поэтому сунниты презирают их, почитая язычниками и отступниками, а иногда и открыто враждуют с ними, доходя до убийств. Известнейший всему миру печальный пример этого – конфликты в Ираке. 6. Как мусульмане относятся к поклонению метеориту в Каабе? Они не считают, что оно сильно напоминает идолопоклонство? Ответ на этот вопрос был дан халифом Умаром ибн Хаттабом. Во время хаджа, увидев чёрный камень, он сказал: "я знаю, что ты – всего лишь камень, который не приносит ни вреда, ни пользы. Но я целую тебя, потому что видел, как пророк целовал тебя. Если бы не видел – не сделал бы этого" (см. Сахих аль – Бухари, №1597). Более того: "кто поцеловал его (обратился к нему лицом), прощены будут грехи его" (Передано от Абд Аллах ибн Умара. "Аль таргиб уа аль тарггиб", 2/184). Как уже и было сказано выше, Мухаммад – пророк Аллаха. Поэтому все его действия были "санкционированы" свыше, и у мусульманина и не возникает никаких вопросов. Действия пророка – это аксиома жизни муслима. Во всем. 7. Как мусульмане относятся к христианам и иудеям? Меняется ли отношение к ним в зависимости от течения ислама или в этом вопросе все мусульмане едины? Имеются ли какие-либо юридические ограничения для христиан и иудеев в исламских странах? В этом смысле Коран и сунна категоричны. Иудеи и христиане – кафиры, отступники, исказители Слова Божьего. Поэтому им не положена закят – милостыня, им налагается по шариату налог, превышающий годовой их доход. Не имеют они права слова, проповеди, религиозной свободы. При завоевании христианских областей Сирии, Египта, их жителям ставились такие условия: либо платить налог и принять все ограничения, либо покинуть свой дом и имущество. Был и третий вариант – принять смерть (смешно сказать – до сих пор мусульмане считают это проявлением милости и предоставлением свободы исламом). Отношение к христианам разнится в зависимости от государства и течения. Ваххабиты-сунниты (это Саудовская Аравия) крайне категоричны – ненависть к христианам и иудеям взращивается полностью на почве чистого вероучения ислама, тогда как в социалистической и, преимущественно, шиитской Сирии могут дружить и заключать браки мусульмане с христианами. Все зависит от чистоты следования Корану и сунне. Чем чище (ближе к Корану) ислам, тем больше мусульмане ненавидят христиан и иудеев. 8. Как мусульмане относятся к Библии, насколько хорошо её знают? Изучение Библии в исламских странах поощряется или запрещается? Когда мусульманские апологеты занимаются критическим анализом Библии, на что они опираются в своих исследованиях, насколько хорошо знают библейские языки? Ислам определяет Библию как исковерканную и искажённую людьми Божью Книгу. А, следовательно, опасно ее читать и верить в неё, истинное и чистое Слово Божие - это Коран. Однако апологеты ислама ссылаются на Библию, а точнее, на выгодные, как они считают, строки, выдранные из контекста, в доказательство истинности ислама и лживости христианства. Однако, критерий отличия «искажённого» текста Библии от неискажённого лишь один – подходит ли данный текст чаяниям Ислама или нет. Никакой серьёзной работы сличения древних текстов Библии для выявления её подлинного текста, как это делают профессиональные библеисты, мусульманские апологеты не проделывают, главный их «научный» критерий: «Я так считаю, значит, так оно и есть». Впрочем, они и библейских языков не знают, хотя многим из них это не мешает заявлять о себе как об экспертах по библейским вопросам. Мусульманин не утруждает себя поиском истины в критике и источниках. И поэтому, он становится жертвой не непонимания текста, а прямого обмана апологетов ислама. В частности, этот метод использовал знаменитый Ахмад Дидат. Зачастую, не зная греческого (что неоднократно доказывалось), ссылаясь на каких-то туманных "учёных", он предлагал ложный перевод слов Нового Завета. К примеру, слово "Параклетос" он истолковал как "Восхваляемый, что в переводе на арабский означает Мухаммад", когда как истинное его значение – "Утешитель". Тем не менее, попытка заменить пророчество о сошествии Святого Духа предсказанием о пришествии Мухаммада прочно укоренилась в сознании мусульман, и уже много лет все попытки доказать обратное терпят неудачу – настолько высок среди мусульман авторитет подобных "учёных". В общем, мусульмане не знают Библию, а исламские «учёные» рассказывают мусульманам сказки о её смысловом содержании. 9. Попытайтесь обрисовать представление о христианстве обычного мусульманина, жителя Саудовской Аравии. В представлении обычного мусульманина Саудовской Аравии, христианство – это трибожие. У христиан три Бога – сам Бог, Христос, и Богоматерь. Крестное знамение означает – "во имя Бога, Сына, жены Бога (Богородицы) и Гавриила архангела". Также, христиане – это идолопоклонники, так как поклоняются святым, кресту и иконам. Они – нечистые и распутные, у них процветает проституция и наркомания. Они слушают священников, которые умышленно уводят их от истины. И это – лишь малая часть мифа... 10. Если мусульманин переходит в христианство, как на это реагируют его бывшие собратья по исламу? Только отрицательно. Более того – по законам шариата ему положена смерть. В таких странах, как ОАЭ или Саудовская Аравия, это исполняется неукоснительно. В более европеизированных странах, таких как Египет, где это положение шариата не отражено в государственном законодательстве, родственники сами пытаются свершить самосуд. Известный всему Египту случай произошёл с Мухаммадом Хиджази, отец которого в государственных СМИ пообещал найти сына и собственноручно убить. Однако часто это совершается негласно и в отдалении от внимания СМИ и общественности. Поэтому христиане этих стран предпочитают скрывать свою веру ото всех, даже от своих близких. Собеседник: Теги: Опубликовано 27 ноября, 2011 - 21:03
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |