Вы здесь

Ислам и война

Ислам - религия мира или войны? Правы ли те, кто утверждают, что насильственное распространение ислама чуждо ему, или нет? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Моего собеседника зовут Фарес Нофал. Фарес долгое время жил в Саудовской Аравии, арабский язык является родным для него, и что такое ислам, мой собеседник знает очень хорошо из личного опыта жизни в исламской среде.
Интервью берёт, сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю.

Что о войне сказано в Коране?

Коран не сразу предписывал священную войну своим последователям. Напротив, первые тринадцать лет проповеди Мухаммада были настоящим испытанием для принявших Коран высшей истиной для себя. Много раз, после очередных унижений соплеменников и еврейских племен (отказывающихся признать Мухаммада обетованным Мессией), первые мусульмане выпрашивали у своего пророка разрешения на противостояние язычникам Мекки. Но Мухаммад отвечал лишь одно: «терпите, ибо не наказано мне еще биться»[1]. Но вот настал переломный 622 год – Мухаммад с верным своим последователем и другом Абу Бакром последними из мусульман бегут из Мекки в Медину. Настала новая эра в истории новой религии -  эра первого исламского государства. Лишь только тогда, когда позиция и статус мусульман впервые укрепились и появилась достаточно мощная армия, пророк провозглашает новые строки повелений Аллаха: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников»[2]. Вначале это была война мести, война жертвы против бывших палачей. Но ненадолго. Ситуация менялась с приходом уверенности и сил. Вот уже подписан мирный договор с Курейшем, и против нарушивших его язычников направлено наказание Аллаха: «А когда срок безопасности - запретные четыре месяца - пройдёт, тогда везде убивайте неверных многобожников, нарушающих договор»[3].

Но не только на нарушивших перемирие неверных обрушивает Коран свой меч. «Сражайтесь с ними, пока не сгинет неверие и не утвердится вера в Аллаха. Если же они отрекутся от неверия, то не должно быть вражды, кроме как к нечестивцам»[4]. От этого аята многие исламские полемисты отрекаются, изощряясь в толковании: мол, это все история, это все только о Курейшитах... Но толкование авторитетов (тафсиры) непреклонно – тафсир Аль-Куртуби говорит: «Слова Аллаха «Сражайтесь с ними» указывают нам на обязательность сражения с неверными в любое время и в любом месте... Причиной сражения и есть их неверие (Куфр)... Причиной же остановки сражения является принятие ими ислама»[5]. С ним согласны и другие алимы прошлого[6]. Есть и другие строки, упоминать которые проповедники веры Мухаммада не любят, или же маскируют: это те самые аяты, которым вторит Сунна в призыве уничтожения всех без исключения религий. Вот пример: «Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха] и пока они не будут поклоняться только Аллаху»[7].

Как учит о войне Сунна?

Мухаммад большую часть своей жизни провел в войнах против враждебного Курейша, а также против тех, кто в Медине еще не перешел в религию Аллаха. Главный девиз, главную цель своей борьбы пророк ислама назвал сам: «было указано мне воевать с людьми до тех пор, пока не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммад – пророк Его... Если сделают это, то удержат пролитие своей крови и изъятие имущества»[8].

Как же велась война Мухаммада против неверующих? Жестоко и долго. Наложницы, разорение имущества, вырезание всего мужского населения целых племен, рвы, полные трупов жертв – вот картинки, которыми пестрит хроника насаждения ислама на Аравийском полуострове.  Христианам и иудеям тоже не грозит ничего хорошего – как сказал пророк ислама: «Если на пути своем встретите обладателей Книг (иудеи и христиане), то не здоровайтесь даже с ними. Заставьте их искать теснейшие, неудобнейшие для них пути»[9]. Я уже упоминал неоднократно о расправе над еврейским  племенем Бани Курейза. Именно это будет лучшей иллюстрацией "мягкости" ислама: «Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их (Курезитов) привести, и отрубили им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами ...всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек.  …это продолжалось до тех пор, пока Пророк не покончил с ними... потом Посланник Аллаха разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман»[10].

Слова Сунны и Корана имеют вечную, непреложную для мусульман ценность. Тщетны попытки исламских профессоров религиоведения как замолчать эти факты и  истинное положение вещей, так и скрыть очевидное – для ислама наложницы, завоевание мира и насаждение ислама не пережитки прошлого, а вполне настоящее и ожидаемое будущее.

Против кого мусульмане могут вести военные действия, а против кого -  нет?

Категорически запрещается война мусульман между собой. «Запрещено проливать кровь человека – мусульманина, кроме как ради трех: убийцы, прелюбодея и оставившего джама'а (общий намаз) как отступника»[11]. Естественно, что война ведется только против немусульман. Но лишь у иудеев и христиан есть право выбора между смертью, эмиграцией за рубеж и налогом (данью) – джизией. Точный объем джизии не установлен самим Мухаммадом и изменялся от халифа к другому.

Едино или различно учение о войне в разных течениях ислама?

Знаете, Виталий Юрьевич, я сказал бы так – чем дальше стоит течение от исконного ислама, тем менее очерчен вопрос войны в его вероучении. Если сунниты и шииты-консерваторы едины в учении о войне и джихаде (сунниты намного больше внимания уделяют этому вопросу, хотя нельзя забывать, к примеру, знаменитого ливанского «Хизбулла»), то в книгах  друзов-реформаторов понятие "война" напрочь отсутствует. Думаю, это о многом говорит.

Что такое джихад?

В переводе с арабского «джихад» означает «усилие». Понятие его в исламском богословии довольно широкое, аскетичное: это любой труд, направленный на пользу души и против дьявола[12]. Однако в узком значении своем (более используемом), джихад означает войну с неверными[13]. Война эта преследует много целей, главная из которых – возвышение слова Аллаха, продолжение дела Мухаммада в распространении ислама.  Основываясь на Коране и Сунне, религиозные авторитеты выделяют в этой войне несколько способов борьбы против неверия: «джихад состоит из джихада руками, сердцем, призывом, аргументом, словом, мнением»[14]. Конечно, призыв словами -обязанность каждого мусульманина и первое средство проповеди. Но что же за ним должно следовать в случае отказа принять Аллаха и его посланника? «Джихад мечем станет прекрасным аргументом после призыва словом»[15]. Естественно, что возникает вопрос о средствах этой борьбы, о ее границах. Каковы же  средства этой войны? Она не отличается от любой другой войны (которых уже на долю человечества выпало немало), и, следуя за примером войн и битв Мухаммада, подразумевает и пропаганду, и провокаторскую работу в тылу, и спонсирование[16]. Как и в любой другой войне,  разрешается обман, использование предателей[17]. Естественно, что именно джихад жизнью считается высшей формой джихада и жертвы, и именно павшему в джихаде – шахиду – обещается высшее благо в раю.

Кто такие шахиды, можно ли назвать шахидом самоубийцу, взрывающего себя и находящихся рядом с ним людей?

Шахид, в переводе с арабского, означает «свидетель». Если сравнивать положение шахидов в исламе с христианской системой ценностей (что уже очень дерзко), то у мусульман шахид – это мученик. По слову основателя религии, в раю шахид удостаивается рубинового венца, прощения всех его грехов, семьдесяти двух гурий и возможности заступничества за семьдесят близких[18] человек. Действительно – истории известно желание мусульман побыстрее «заслужить» это богатство (вспомним, к примеру, средневековых ассасинов Хасана ибн Саббаха). Исключения не составляет и сегодняшний день. Я вспоминаю, как в школах Саудовской Аравии детям внушали вожделение к участи шахида, «правильно» устанавливая ориентиры: вот Коран, вот Сунна, вот тексты, слово Аллаха, а вон там – кафиры и мушрики. Цель твоя – возвышение слова Аллаха, а он уже обещал, что придет день победы, и в этот день даже растения будут призывать меч твой на голову бежавших врагов[19]. И это – никакая не Аль-Каида, а программа министерства образования Саудовской Аравии.

Кого же можно назвать шахидом? Лишь того, кто отдал свою жизнь в борьбе за имя Аллаха. Но ведь ведение войны предполагает и диверсии. Большинство алимов считает, что такие операции с использованием смертников оправданы лишь в случае сопротивления тех, против которых запрещено воевать – это женщины и дети. В иных случаях алимы осуждают применение таких взрывов против мирного населения.

Если мусульмане живут в неисламских странах, должны ли они пытаться их исламизировать или нет?

Да. Лучше всего об этом говорит цитата из книги бывшего верховного муфтия Саудовской Аравии шейха Абд Аль-Азиз ибн База «Призыв к Аллаху»: «Ввиду …распространения неверию и прогресса христианской проповеди, проповедь, как средство распространения истинной религии, стала обязанностью каждого мусульманина, каждого правителя исповедующего ислам, где бы он ни был, словом, делом, речью, через СМИ - любым способом, приносящим видимый результат и пользу. Именно это предписал Аллах всем его рабам»[20].




1.Тафсир Аль-Багауи (маалим аль-танзиль). Тафсир сурат аль – Хадж. Стр. 388

2. Коран, 2:190

3. Коран 9:4

4 . Коран 2:193

5. Аль-Джамиа лиахкам Аль-Куран. Аль Куртуби. Сурат аль-бакара. Стр. 329

6. Ср. Тафсир Аль-Багауи. Сурат аль-бакара. Стр. 213-214; Тафсир аль-Табари. Тафсир сурат аль-бакара. Стр. 570.

7. Коран 8:39

8. Сахих Аль-Муслим. Китаб аль-Ийман, Баб китал аль-нас хатта йакулу ля илях илля Аллах. 22, 36

9 . Сахих аль Тармузи. №1602

10. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Перевод с арабского Я.А.Гайнуллина. Москва, 2003.

11. Аль – Бухари. Аль – дийат (6878). Также: Аль – Муслим. Аль- кисама уаль мухарбин уа алькисас уаальдийат (1676)

12 . Шейх Аль-Рикаби. Аль Джихад фи аль-ислам. Дамаск, 1997г.

13 . Манх аль-джалил шарх мухтасар джалил. Баб аль-джихад. Стр. 134-135

14  Маджму'у фатауа шейхуль-Ислам ибн Теймия", 8/399

15 Тафсир Имам ан-Нейсабурий. (4/209)

16. Фатва про помощь в джихаде сектора Газзы. Шейх Хаким аль-Митейри http://www.dr-hakem.com/Portals/Content/?info=TlRNMkpsTjFZbEJoWjJVbU1RPT0rdQ==.jsp

17 Ибн Аль Кайим. Зад аль муад. 3/301

18 Маснад аль имамам Ахмад. №17182

19 «Не настанет конец мира до того, как востанет умма на неверных (иудеев) и победят их. И тогда даже растения, деревья и камни будут говорить: «о раб Аллаха! Вот за мной спрятался враг Аллаха – убей его!»». Фтах аль Бари фи шарх сахих аль Бухари. 6/610

20  Абд Аль-Азиз ибн Баз. Аль Даауа иля Аллах уа адаб аль-дуат.

 

Собеседник: 
Теги: 
Опубликовано 27 ноября, 2011 - 21:19

Комментарии

Об аяте 2:193. Я не знаю какие это "апологеты" говорят о том, что это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО о времени Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Просто добавьте пару аятов до этого и ещё несколько аятов после него, как картина тут же прояснится.
Рекомендую авторский тафсир сайта azan.kz. Он создан с учётом тафсира аль-Куртуби. Я не нашёл тафсира аль-Куртуби на русском языке, но как вы сами и пометили "...", вы что-то не договорились. А если приведенные вами тафсиры и действительные, то это действительно имеет смысл, учитывая мои предыдущие слова.
Подробнее о технике "Вырвать слова из контекста" здесь:
https://govzalla.com/post/152398/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D1%8C-%D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5/
Насчёт остальных, будет на то Воля Аллаха, получится ответить, но позже.
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Джихад.
Если можно исправить что-то руками, мы делаем это руками. (Но это не избиение или насилие)
Если мы не можем, что-то исправить делом, то мы используем слова (Наилучшим и культурным образом, с учётом мнения другого человек "Нет принуждения в Вере", "Но если бы ты был груб, они бы разбежались".
Если и так мы не можем, томы делаем это сердцем. Как самый слабый признак проявления веры.

Чувствуете порядок. От верхнего к нижнему. Не наоборот.
Мусульмане запрещают зло и повелевают добро. Но если от совета станет ещё хуже и упорствовать начнут ещё сильнее нам лучше помолчать, так как свой долг мы выполнили.
Кратко и ясно это разбирает Камал Салех в переводе azan.kz
https://www.youtube.com/watch?v=TukvPqZPh14 Есть ещё одного его видео под названием Иисус против Мухаммада (мир им обоим), также касается тема джихада.
"Исламская апологетика" Айдына Али-Заде, с учётом строгих правил ведения официального джихада. Не случайных и самопровозглашенных и полностью запрещенных нападений на мирных жителей. Но одбренного правителем государства, где ты живёшь (1), с известием о нападении на границы твоей Родины (2), исключительно армия на армию (3). Под запрет попадают атаки на детей, женщин, сториков, имущество и скотину народа, вырубка деревьев, убийство тех, кто укрывается.
Тот, кто убьет невинного, не просто не войдёт в Рай, но даже и не почувствует запаха Рая. А запах Рая распространяется на расстояние сорокалетнего пути!
Рекомендую также использовать quran-online.ru

Если вам интересно узнать об этих аятах по точному значению то вот ссылка:https://govzalla.com/post/152733/%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%bd-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b7%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82-%d1%83%d0%b1%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c-%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%8b%d1%85/

Нет смысла писать всю статьи под комментарий.
Надеюсь вы измените эту статью. Спасибо за внимание. Всего наилучшего.

Если вам интересно узнать об этих аятах по точному значению то вот ссылка:https://govzalla.com/post/152733/%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%bd-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b7%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82-%d1%83%d0%b1%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c-%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%bd%d1%8b%d1%85/

Нет смысла писать всю статьи под комментарий.
Надеюсь вы измените эту статью. Спасибо за внимание. Всего наилучшего.

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653