Вы здесьИслам: религия единства или конгломерат сект?При изучении ислама бросается в глаза большое многообразие течений внутри него. Что это - многообразие в рамках некоего идейного единства, или же каждое течение в исламе самодостаточно? Как различные течения ислама относятся друг к другу и какое из них ближе к первоначальному исламу? Попытаемся найти ответы на эти и другие вопросы в сегодняшнем интервью. А поможет нам в этом Фарес Нафал, христианин, который много лет в жил в арабском мире и для которого арабский язык является родным. Интервью берёт Питанов В.Ю. – сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос». ПВ.: Фарес, как много направлений существует в исламе? Какие из течений ислама самые многочисленные? Ф.Н.: Еще до первого раскола в истории ислама Мухаммад сам предсказал разнообразие будущих направлений в новообразовавшейся религии. Согласно хадису, переданному "маснадом ибн Ханбаля" (2/332), основатель ислама сказал: "Иудеи поделились на семьдесят одно направление, христиане – на семьдесят два. Моя же умма поделится на семьдесят три направления, из которых участь всех - ад, кроме одного". Многие знают, что самая известная и повсеместно используемая квалификация делит всех людей, считающих себя мусульманами на суннитов (от араб. Sunna – путь) и шиитов (от араб. Al-tashayua – быть соратником). Однако она не совсем верна. Если сравнивать ислам с христианством, то выявляется такая же условная схема – исламские "православные", "католики" и "протестанты". Кроме ортодоксов-суннитов и отколовшихся от них реформаторов-шиитов в исламе существуют иные течения, значительно отличающиеся как от одних, так и от других. К примеру, кураниты стоят особняком как от шиитов, так и от суннитов, отрицая важность предания – сунны – и, в частности, изречений Мухаммада в исламском вероучении, полагая, что все слово божье запечатлено в Коране и не нуждается в дополнении или изъяснении. Однако эти течения крайне немногочисленны и ограничиваются определенными территориями исламского мира. По данным статистики сегодня в мире преобладают сунниты (1.57 млрд. чел.). На втором месте – шииты (200 млн. чел.). П.В.: Могли бы вы назвать основные отличия главных течений в исламе? Ф.Н.: Первые причины разделения мусульман были чисто политическими. Конфликт внутриисламских партий, не утихавший со дня смерти Мухаммада, обострился после смерти третьего халифа – Усмана ибн Аффана (643-655 гг.). После выбора его правителем после Умара ибн Хаттаба, обнаружилось отсутствие в нем многих качеств его предшественников, главное из которых - умение лавировать между аппетитами различных знатных родов Мекки. Сам же Усман принадлежал к Омейадам, которые, зная слабовольность халифа, опустошали государственную казну. Недовольство хашимитов, к которым принадлежал Али бин аби Талиб (всеми силами, однако, поддерживающий Усмана), росло. Апогей бунта пришел на 655 г. и завершился убийством Усмана делегацией из Египта. Преемником его был избран Али. Однако наместник Сирии, Омейад Муавия ибн аби Суфьян, не преминул обвинить нового правителя в смерти родственника, отвергая законность его избрания. Исламская общественность впервые раскололась надвое - на соратников Али и поддерживающих Муавиию. Война Муавии против четвертого халифа закончилась образованием нового государства Омейадов в Сирии и Египте. Правление же Али на Аравийском полуострове и Ираке завершилось его убийством в 661 г. Однако имя ближайшего друга Мухаммада осталось легендарным и после его смерти. Справедливость, попытки восстановить равенство в современном ему обществе, религиозная ревность, "мученическая" смерть – вот те черты, которых особо остро выделяли соратники Али и после его смерти, обостряя былой политический конфликт, который плавно переходил в религиозный. Вот уже своим правителем и духовным лидером шиитов – имамом – избирается второй сын Али – Хусейн ибн Али, убитый в сражении с омейадами при Карбуля в 680 г. (день этого и ныне поминается шиитами, и известен всему миру как Ашур). Имамы постепенно становятся фигурами все более загадочными и легендарными, наделяются исключительными носителями божественного выбора, устанавливается противоречащая исконному суннизму теократия... и шиизм из политического движения становится религиозным течением... На сегодняшний день главным отличием шиитов от ортодоксов-суннитов является ярко выраженный мистицизм первого. В исмаилизме – к которому относит себя большая часть верующих-шиитов – существует догмат о боговдохновенности избрания и правления каждого имама (цепочка имамов ныне прервана), а у друзов-ортодоксов существует поверье, что их последний имам – Аль-Хаким би-амр Алльях – был вознесен на небо (у имамитов дела, впрочем, обстоят почти так же – имам Мухаммад аль-Махди исчез, однако считается, что он жив и доныне, но вернется на землю и в последние времена для участия в Последней Битве). Вдаваясь же вглубь "протестантских" течений ислама, можно выяснить множество удивительных вещей – то тот же Аль-Хаким предстает как божество, то к имени Платона приклепляется приставка "мир ему", присущая в исламе лишь пророкам... Разнообразие учений, одним словом, поражает... П.В.: Различаются ли источники веры внутри разных течений ислама? Ф.Н.: В суннизме главными источниками шариата является Коран и Сунна. Шиизм идет дальше, предлагая боговдохновенные творения и изречения имамов частью Сунны. И, поскольку у различных ответвлениях от имамитов, которые происходили из-за постоянных отвержений одними и принятий другими новых имамов, число духовных лидеров разнится, то и число текстов, восполняющих шариат, разное. Однако некоторые радикалы отвергают и основы: так, друзы-реформаторы хулят как Коран, так и Мухаммада, оставляя над собой лишь одну книгу – "Китаб аль-Хикмат", а кураниты отвергают Сунну, считая Коран исчерпывающим источников вероучения. П.В.: Текстологически Коран во всех направлениях ислама един или есть его различные версии? Ф.Н.: Коран един во всех течениях ислама. И тут опять история – Коран был собран в одну книгу в 645 г. в период правления уже упоминавшегося халифа Усмана ибн Аффана. Однако шииты-имамиты считают, что Коран не был собран и сохранен полностью, а полностью всю мудрость его постигли после Мухаммада лишь имамы, что и является частью дарованной им Аллахом власти. Вопрос этот затрагивает саму сущность религиозного значения Корана и его сохранности. Судите сами. Ислам утверждает, что Коран был дан для исправления забытого и искаженного в уже существующих, данных ранее Святых Книгах, в исключительной своей полноте. Однако, если верить утверждению шиитов, то Коран не полон, никто из мусульман не постиг его сути, а имама, постигшего его, на данный момент нет, а значит Коран не отличается от иных Книг в своей неполноте. И это – один из главных причин конфликта двух главных внутриисламских течений. П.В.: Как различные течения в исламе относятся друг к другу? Ф.Н.: Особенно напряженные отношения связывают суннитов и шиитов. Перед миром эта скрытая война предстала явной в 2006 г. Беспредел, захлестнувший Ирак после вторжения войск США на его территорию, развязал узел межконфессиональной вражды, еще кое-как удерживаемый социализмом БААСа. 22 февраля общественность Саудовской Аравии ликовала – была взорвана мечеть Аль-Аскария – одна из главных мировых шиитских святынь. Саудовские форумы и блогосфера взрывались от ликующих сообщений и пожеланий суннитским муджахедам божьего благословения. Черпающие силы на юге сунниты и поддерживаемые Ираном шииты развивали борьбу. Последующие годы были ужасными для мусульман Ирака. Ежедневно новостные сводки сухо сообщали об обнаружении новых изуродованных трупов на многочисленных улицах городов Ирака. Новое правительство не прилагало никаких усилий к разрешению конфликта, и более того, покровительствовало шиитским радикалам... Вражда чувствуется и ныне во внешне утихшем Ираке... П.В.: Можно ли назвать ислам единой религией или скорее это набор различных сект, не связанных друг с другом, который формально называют исламом? Ф.Н.: Как я уже упоминал, каждое течение имеет свои отличительные, индивидуальные черты. Букет направлений этой мировой религии разнообразен, в нем есть все – от консерватизма до откровенного оккультизма и выраженного политеизма. Однако мы имеем все основания причислить все эти вероучения к одному общему исламскому древу. Несмотря на разнообразие дополнений, основа шариата одна у всех. Как и сунниты, шииты не оставили пяти Столпов ислама. Как и основные течения, друзы-реформаторы не забывают шесть Столпов Веры, предписанных Кораном. Исключая значимость Сунны, кураниты соглашаются со всем, в чем Сунна вторит Корану (А это – 99% Предания ислама). Для всех мусульман история побед начинается с миссии Мухаммада, а заканчивается верой в Великую Битву и восстановление справедливости Шариата по всей земле перед концом человеческой истории. Именно это сходство не позволяет нам дробить ислам на секты, не имеющие между собою прочной связи. П.В.: Что такое первоначальный ислам, можно ли утверждать, что есть течения в исламе, которые его воплощают? На чём основаны данные претензии? Ф.Н.: Вопрос довольно интересный и сложный. Для того, чтобы на него ответить, стоит еще раз вернуться к самым истокам ислама. Как же сам Мухаммад видел свою веру? Не случайно название этой религии переводится как "покорность"; требуя покорности Богу, пророк ислама требует беспрекословного повиновения и себе. Согласно достоверному хадису, покорившийся Мухаммаду, покорился и Аллаху (ср. Сахих аль-Бухари, №6733). Действия пророка, как и слово Корана, беспрекословны, и не подлежат обсуждению. Слова Мухаммада подкрепляются и Кораном ("Кто повиновался пророку, тот повиновался Аллаху" (4:80)). Жизнеописание пророка и его ближайших последователей подтверждает – Божественное слово (переданное неважно через что – через Коран ли, через Мухаммада ли) должно неукоснительно выполняться. Идет ли речь о хадже ("Я бы не поцеловал бы тебя (т.е. Черный Камень Ф.Н.), если бы пророк (САС) не целовал бы тебя" (см. Сахих аль – Бухари, №1597)), или об уничтожении целого поселения ("И возгласил пророк (САС): "кто покорен, тот не совершит намаз аль-аср, кроме как в (поселении) бани-Курайза" (Аль-сира аль-набауийа ли ибн Хишам. Газу бани Курайза.стр. 234). В этой расправе было вырезано все мужское население еврейского племени бани-Курайза). Вот ислам, каким его видели сам Мухаммад и первые мусульмане. На данный момент воплощением этого исконного ислама является саляфитская суннитская школа. Именно в этом движении, охватившем всю Саудовскую Аравию, проявляется один из главных принципов мысли, необходимых именно для такого понимания ислама – "аль-накл йукаддам аля аль-аккл" (передача стоит над осмыслением). Эта школа искореняет все, что не находит отражения в Коране и Сунне, доходя до недопустимости хранения фотографий, кроме как для документальных целей, полагая, что "это может привести к языческому поклонению им" ("Аль-Таухид. Баб ма жа фи аль-мусаууирин). Именно в этом направлении мысли и отражается главная мысль, пронизывающая всю суть первых десятилетий ислама – "полная покорность"... П.В.: Отношение к христианам внутри различных течений ислама одинаково или различается? Ф.Н.: Здесь опять же – чем ближе течение к исконному смыслу исламской проповеди, тем более радикальны отношения приверженцев этого течения к исповедующим другие религии, в частности, к христианству. В Саудовской Аравии повсеместно культивируется отрицательный образ христианского мира и христианской веры. В школах дети слышат уверения, что христиане нечистоплотны, что они блудники и наркоманы, и что именно они – причина распущенного мира. А новые друзы-реформаторы, отвергающие вообще личность Мухаммада как таковую, с радостью принимают у себя соседа-католика и в горе и в радости... Думаю, непредвзятый глаз увидит те самые знаменитые "10 отличий"... Собеседник: Теги: Опубликовано 27 ноября, 2011 - 21:16
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |